- Каким способом подчинительной связи связаны слова в данных словосочетаниях?
- Какие способы подчинительной связи вы еще знаете? Приведите примеры.
Проверка домашнего задания.
а) Синтаксический разбор предложений из домашнего упр.
б) Беседа с классом.
- какие предложения называются сложными?
- какие виды сложных предложений вы знаете?
- какие предложения называются сложносочиненными?
- какие предложения называются сложноподчиненными?
- какие предложения называются бессоюзными?
- какого вида сложных предложений нет в домашнем упражнении?
- а сочинительные союзы есть? Назовите их.
- что соединяют сочинительные союзы в данных предложениях?
- а для чего еще используются сочинительные и подчинительные союзы?
Повторение и закрепление изученного о сложносочиненных предложениях и сложноподчиненных предложениях.
Слово учителя.
Путешествие в словесные джунгли страны «Синтаксис и Пунктуация».
Шаг № 1- языковая разминка «Словесный гербарий».
I вариант: Глубь, листаешь, наша, история, ты, листаешь.
II вариант: Она, чудесная, свои, открывает, и, страницы.
Задания:
- составить предложения из этих слов;
- объяснить орфограммы;
- найдите грамматическую основу;
- прочитайте свои предложения.
I вариант: Листаешь, листаешь ты глубь нашей истории.
II вариант: И она открывает свои чудесные страницы.
Шаг № 2«Арсенал охотника» во время поиска простых и сложных предложений.
Предложение.
Сколько грамматических основ?
одна две и более
(простое) (сложное)
Средством связи сложных предложений является
интонация союз
части предложения на письме и, а, но, чтобы, что, разделяются запятой. потому что.
Физминутка.
Спал цветок
И вдруг проснулся
Больше спать не захотел,
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется.
Шаг № 3 «Кто – кого передумает»
Выборочный диктант.
Задание:
-выписать сложные предложения;
- расставить знаки препинания;
- объяснить пропущенные орфограммы.
Текст на экране.
Прошло жаркое лето. Наступила ос…нь. Ст…яли ясные дни птицы г…товились (к) отлёту. (С) утра был туман но (к) завтр…ку п …года разгулялась. Прибл…жался к…нец сент…бря а х…л…да ещё (не) наступали. Нач…лся ливень и мы поб…жали к ст…рожке. Гр…за окончилась к вечеру.
- проверка работы.
Шаг № 4.«Работа шифровальщиков с предложениями».
Графический диктант.
Мы взяли с собой резиновую лодку и на рассвете выехали на рыбалку. Мы знали что Петька принёс откуда – то двух карасей. В лучах печально кричали ночные птицы и белая звезда переливалась над прорвой в чистом предутреннем небе. Я посмотрел туда, куда смотрели все. Когда с луга тянул ветер пёс беспокойно ходил от плетня к плетню.
Задание: не записывая предложений, начертите их схемы. Знаки препинания не проставлены.
Проверка работы.
Вывод:
- чем отличаются сложносочиненные предложения от сложноподчиненных предложений?
а) Когда пришла долгожданная зима белым ковром порылась земля.
б) За дело общее, быть может, я паду.
К утру, безусловно, мороз крепчал.
в) Декабрь, январь, февраль – зимние месяцы.
г) Небо над берёзовой рощей порозовело, но солнце еще не показывается.
7.Шаг № 6.«Следопыты в словесных джунглях».
Творческая работа
Задание: составить предложение, выполнив ряд действий.
Из предложения Поздней осенью птицы улетают на юг возьмите существительное, обозначающее обстоятельство времени, употребите его в именительном падеже единственного числа.
Из предложения Мороз разрумянил щёки возьмите сказуемое, употребив его без приставки в 3-м лице единственного числа настоящего времени.
Из предложения Кисти винограда свисали до земли возьмите слово обозначающее подлежащее, употребите его как дополнение.
Из предложения Рябины украшают наши леса возьмите существительное, выступающее в роли подлежащего, сделайте его дополнением, употребив его в родительном падеже.
Полученное предложение сделайте сложным, добавив к нему вторую часть. Запишите сложное предложение, разберите его.
II группа. Карточки - задания для Толкова А., Чиндяева С., Журавлёва А., Кабаргина С.
III группа. Работа по учебнику. Упр. № 334.
IV. Итог урока. Возвращение к эпиграфу.
Шаг № 7.«Выход из джунглей»
Тест.
I вариант.
К какому предложению можно составить схему: , и?
а)Капли звонко плакали и отражались в лучах солнца.
б)Надвигались тёмные тучи и дул сильный ветер.
в)Мальчик оделся и побежал на улицу.
Найдите сложноподчинённые предложения.
а)Я увидел, что ярко светит солнце.
б)Солнце светит и блестит роса.
в)Мы посмотрели вперёд и увидели обрыв.
II вариант.
К какому предложению можно составить схему , и?
а) Веет теплом и слабо алеет закат.
б) Тонкий туман лёг на речку и уснул.
в) Всё видит и слышит рысь в саду.
Найдите сложноподчиненные предложения.
а) Испугался зайчонок и притаился под кустом.
б) Когда туман рассеялся, увидел заросший пруд.
в) Выплыло на небо красное солнышко и разбудило землю.
- Взаимопроверка
Помните, ребята! Кто сам умеет знания добыть, тому легче будет жить.
- Понравился ли урок?
- С каким настроением вы уходите от меня? Покажите мне смайлики, включив ваши телефоны.
- Назовите опознавательные признаки СП.
V.Чтобы упрочить ваши знания,
Даю вам домашнее задание.
Д/з: повторить опоры; словарные слова.
Творческое задание: Сочинение «Зимний лес», используя сложносочинённые и сложноподчинённые предложения, предложения с вводными словами, однородными членами.
Карточка № 1
Первый уровень.
Дописать предложения:
Сложносочинённые предложения это такие предложения, в которых… .
По союзам и по значению сложносочинённые предложения делятся на … группы: …
Составьте схемы данных предложений, укажите значения союзов (знаки не расставлены).
Солнце ещё не выглянуло из-за края неба но рассвет был виден сквозь прозрачный туман.
Уже рассвело и небо над берёзовой рощей порозовело но солнце не показывалось.
Карточка № 2
Выписать, обозначив грамматические основы, предложения с общим второстепенным членом.(знаки не расставлены)
Рванул ветер и в воздухе закрутилась пыль.
Иногда в горах срывались лавины и над ними столбом стояла белая пыль. Ветер был навстречу и дождь валил сплошной стеной.
Выписать предложения, в которых слова так же, тоже, зато пишутся слитно. Расставить, где надо, знаки препинания.
Корень учения горек за(то) плоды его сладки.
Я любил также читать. Он охотно взялся за(то) дело которое ему поручили.
Карточка № 3.
Напишите сочинение - миниатюру «Осень в городе».
(Используйте сложносочинённые предложения).
Карточка № 4
Третий уровень.
Превратите сложносочинённое предложение в простое с однородными членами и наоборот.
Гоголь любил путешествовать, и дорога была необходима ему для наблюдений.
Последний раз Гоголь посетил Петербург осенью 1848 г и провёл в нём около двух недель.
На чужбине Гоголь тосковал по Москве и постоянно стремился поскорее возвратиться в древнюю столицу.
Карточка № 5
По данному началу составьте небольшой рассказ, употребив в нём сложносочинённые предложения с разными союзами: