kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка в 5 классе на тему "Путешествие в страну "Синтаксис и пунктуация"".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок – путешествие

в страну «Синтаксис и Пунктуация».

 

Тема:   Простые и сложные предложения.

Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

Автор: Жальмугамбетова Елена Евгеньевна, учитель русского языка и литературы, высшей квалификационной категории.

 

 

Цели:  

1.     образовательные:

 - уметь различать простые и сложные предложения; различать сложносочиненные и сложноподчиненные предложения;

2.     развивающие:

- развивать основы исследовательской  деятельности, творческого воображения, образного и логического мышления;

 - развивать умение ставить знаки препинания в сложных и простых предложениях;

3.     воспитательные:

- воспитывать познавательный интерес к русскому языку, уважение друг к другу.

 

Задачи:   

                уметь различать простые и сложные предложения;

                 определять границы частей в сложных предложениях;

                 правильно ставить знаки препинания между частями сложного                           

                 предложения.

 

Тип урока: урок повторения с применением технологий личностно-ориентированного обучения, дифференцированного обучения и ИКТ.

 

Оборудование:    учебник В.В. Бабайцевой, Л.Д. Беднарской (углубленное изучение); ноутбук, проектор, карточки-задания, тестовые задания, таблицы.

                               

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 5 классе на тему "Путешествие в страну "Синтаксис и пунктуация"". »

Урок – путешествие

в страну «Синтаксис и Пунктуация».


Тема: Простые и сложные предложения.

Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

Автор: Жальмугамбетова Елена Евгеньевна, учитель русского языка и литературы, высшей квалификационной категории.



Цели:

  1. образовательные:

- уметь различать простые и сложные предложения; различать сложносочиненные и сложноподчиненные предложения;

  1. развивающие:

- развивать основы исследовательской деятельности, творческого воображения, образного и логического мышления;

- развивать умение ставить знаки препинания в сложных и простых предложениях;

  1. воспитательные:

- воспитывать познавательный интерес к русскому языку, уважение друг к другу.


Задачи:

уметь различать простые и сложные предложения;

определять границы частей в сложных предложениях;

правильно ставить знаки препинания между частями сложного

предложения.


Тип урока: урок повторения с применением технологий личностно-ориентированного обучения, дифференцированного обучения и ИКТ.


Оборудование: учебник В.В. Бабайцевой, Л.Д. Беднарской (углубленное изучение); ноутбук, проектор, карточки-задания, тестовые задания, таблицы.





Ход урока.


Грамматика повелевает

даже царям.

Ж. Мольер


  1. Орфографическая пятиминутка.



Уд…вительный эпиграф, пор…зит…льная дек…рация, д…коративные растения, выр…зительная инт…нация, сложн…с…чиненные и сложноп…дчиненные пр…дложения, бесс…юзная связь.


- Каким способом подчинительной связи связаны слова в данных словосочетаниях?

- Какие способы подчинительной связи вы еще знаете? Приведите примеры.


  1. Проверка домашнего задания.


а) Синтаксический разбор предложений из домашнего упр.

б) Беседа с классом.



- какие предложения называются сложными?

- какие виды сложных предложений вы знаете?

- какие предложения называются сложносочиненными?

- какие предложения называются сложноподчиненными?

- какие предложения называются бессоюзными?

- какого вида сложных предложений нет в домашнем упражнении?

- а сочинительные союзы есть? Назовите их.

- что соединяют сочинительные союзы в данных предложениях?

- а для чего еще используются сочинительные и подчинительные союзы?


  1. Повторение и закрепление изученного о сложносочиненных предложениях и сложноподчиненных предложениях.


  1. Слово учителя.


Путешествие в словесные джунгли страны «Синтаксис и Пунктуация».


  1. Шаг № 1- языковая разминка «Словесный гербарий».

I вариант: Глубь, листаешь, наша, история, ты, листаешь.


II вариант: Она, чудесная, свои, открывает, и, страницы.




Задания:


- составить предложения из этих слов;

- объяснить орфограммы;

- найдите грамматическую основу;

- прочитайте свои предложения.


I вариант: Листаешь, листаешь ты глубь нашей истории.

II вариант: И она открывает свои чудесные страницы.


  1. Шаг № 2 «Арсенал охотника» во время поиска простых и сложных предложений.


Предложение.

Сколько грамматических основ?

одна две и более

(простое) (сложное)


Средством связи сложных предложений является


интонация союз



части предложения на письме и, а, но, чтобы, что, разделяются запятой. потому что.




Физминутка.

Спал цветок

И вдруг проснулся

Больше спать не захотел,

Шевельнулся, потянулся,

Взвился вверх и полетел.

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется.


  1. Шаг № 3 «Кто – кого передумает»

Выборочный диктант.

Задание:


- выписать сложные предложения;

- расставить знаки препинания;

- объяснить пропущенные орфограммы.


Текст на экране.


Прошло жаркое лето. Наступила ос…нь. Ст…яли ясные дни птицы г…товились (к) отлёту. (С) утра был туман но (к) завтр…ку п …года разгулялась. Прибл…жался к…нец сент…бря а х…л…да ещё (не) наступали. Нач…лся ливень и мы поб…жали к ст…рожке. Гр…за окончилась к вечеру.


- проверка работы.


  1. Шаг № 4. «Работа шифровальщиков с предложениями».

Графический диктант.


Мы взяли с собой резиновую лодку и на рассвете выехали на рыбалку. Мы знали что Петька принёс откуда – то двух карасей. В лучах печально кричали ночные птицы и белая звезда переливалась над прорвой в чистом предутреннем небе. Я посмотрел туда, куда смотрели все. Когда с луга тянул ветер пёс беспокойно ходил от плетня к плетню.


Задание: не записывая предложений, начертите их схемы. Знаки препинания не проставлены.


Проверка работы.

Вывод:


- чем отличаются сложносочиненные предложения от сложноподчиненных предложений?

- какие бывают схемы сложноподчиненных предложений?

- место придаточного предложения в сложноподчиненных предложений изменно или нет?


6. Шаг № 5 «Охотники за простыми и сложными предложениями».


Задание: выполнить синтаксический разбор предложений.


а) Когда пришла долгожданная зима белым ковром порылась земля.

б) За дело общее, быть может, я паду.

К утру, безусловно, мороз крепчал.

в) Декабрь, январь, февраль – зимние месяцы.

г) Небо над берёзовой рощей порозовело, но солнце еще не показывается.


7. Шаг № 6. «Следопыты в словесных джунглях».


Творческая работа


Задание: составить предложение, выполнив ряд действий.


  1. Из предложения Поздней осенью птицы улетают на юг возьмите существительное, обозначающее обстоятельство времени, употребите его в именительном падеже единственного числа.

  2. Из предложения Мороз разрумянил щёки возьмите сказуемое, употребив его без приставки в 3-м лице единственного числа настоящего времени.

  3. Из предложения Кисти винограда свисали до земли возьмите слово обозначающее подлежащее, употребите его как дополнение.

  4. Из предложения Рябины украшают наши леса возьмите существительное, выступающее в роли подлежащего, сделайте его дополнением, употребив его в родительном падеже.

  5. Полученное предложение сделайте сложным, добавив к нему вторую часть. Запишите сложное предложение, разберите его.


- указать морфологические признаки глагола румянит.


II группа. Карточки - задания для Толкова А., Чиндяева С., Журавлёва А., Кабаргина С.

III группа. Работа по учебнику. Упр. № 334.


IV. Итог урока. Возвращение к эпиграфу.


Шаг № 7. «Выход из джунглей»

Тест.

I вариант.

  1. К какому предложению можно составить схему: , и ?


а) Капли звонко плакали и отражались в лучах солнца.

б) Надвигались тёмные тучи и дул сильный ветер.

в) Мальчик оделся и побежал на улицу.



  1. Найдите сложноподчинённые предложения.

а) Я увидел, что ярко светит солнце.

б) Солнце светит и блестит роса.

в) Мы посмотрели вперёд и увидели обрыв.


II вариант.

  1. К какому предложению можно составить схему , и ?


а) Веет теплом и слабо алеет закат.

б) Тонкий туман лёг на речку и уснул.

в) Всё видит и слышит рысь в саду.


  1. Найдите сложноподчиненные предложения.


а) Испугался зайчонок и притаился под кустом.

б) Когда туман рассеялся, увидел заросший пруд.

в) Выплыло на небо красное солнышко и разбудило землю.


- Взаимопроверка


Помните, ребята! Кто сам умеет знания добыть, тому легче будет жить.

- Понравился ли урок?

- С каким настроением вы уходите от меня? Покажите мне смайлики, включив ваши телефоны.

- Назовите опознавательные признаки СП.



V. Чтобы упрочить ваши знания,

Даю вам домашнее задание.


Д/з: повторить опоры; словарные слова.

Творческое задание: Сочинение «Зимний лес», используя сложносочинённые и сложноподчинённые предложения, предложения с вводными словами, однородными членами.



Карточка № 1

Первый уровень.

  1. Дописать предложения:

Сложносочинённые предложения это такие предложения, в которых… .

По союзам и по значению сложносочинённые предложения делятся на … группы: …

  1. Составьте схемы данных предложений, укажите значения союзов (знаки не расставлены).

  2. Солнце ещё не выглянуло из-за края неба но рассвет был виден сквозь прозрачный туман.

Уже рассвело и небо над берёзовой рощей порозовело но солнце не показывалось.


Карточка № 2


  1. Выписать, обозначив грамматические основы, предложения с общим второстепенным членом.(знаки не расставлены)

Рванул ветер и в воздухе закрутилась пыль.

Иногда в горах срывались лавины и над ними столбом стояла белая пыль. Ветер был навстречу и дождь валил сплошной стеной.


  1. Выписать предложения, в которых слова так же, тоже, зато пишутся слитно. Расставить, где надо, знаки препинания.


Корень учения горек за(то) плоды его сладки.

Я любил также читать. Он охотно взялся за(то) дело которое ему поручили.



Карточка № 3.

Напишите сочинение - миниатюру «Осень в городе».

(Используйте сложносочинённые предложения).




Карточка № 4

Третий уровень.

Превратите сложносочинённое предложение в простое с однородными членами и наоборот.


  1. Гоголь любил путешествовать, и дорога была необходима ему для наблюдений.

  2. Последний раз Гоголь посетил Петербург осенью 1848 г и провёл в нём около двух недель.

  3. На чужбине Гоголь тосковал по Москве и постоянно стремился поскорее возвратиться в древнюю столицу.




Карточка № 5


По данному началу составьте небольшой рассказ, употребив в нём сложносочинённые предложения с разными союзами:


В старом саду было тихо и грустно…


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Жальмугамбетова Елена Евгеньевна

Дата: 17.11.2014

Номер свидетельства: 131661

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(294) "Исследовательская работа "Игровые технологии на уроках русского языка как один из способов активизации познавательной деятельности обучающихся 5–9-х классов" "
    ["seo_title"] => string(179) "issliedovatiel-skaia-rabota-ighrovyie-tiekhnologhii-na-urokakh-russkogho-iazyka-kak-odin-iz-sposobov-aktivizatsii-poznavatiel-noi-dieiatiel-nosti-obuchaiushchikhsia-5-9-kh-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "192130"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427425336"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(230) "Презентация и конспект урока по русскому языку в 5 классе «Новогоднее путешествие»обобщение темы : «Синтаксис и пунктуация» "
    ["seo_title"] => string(140) "priezientatsiia-i-konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-v-5-klassie-novoghodnieie-putieshiestviie-obobshchieniie-tiemy-sintaksis-i-punktuatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "119882"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413547780"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства