Конспект урока "Подготовка к сочинению по публицистическому тексту"
Конспект урока "Подготовка к сочинению по публицистическому тексту"
Урок подготовки к сочинению по предложенному тексту проводится с использованием технологии РКМЧП. Цель урока - учить читать текст, извлекать нужную информацию из текста; готовить обучающихся к написанию сочинения части 2 КИМов ЕГЭ по русскому языку; развивать мышление, воображение, воспитывать гуманное отношение к людям.
I.Вступление.
Учитель сообщает классу, что на уроке будет прочитан текст публициста М.Худякова, который называется «Поступок друга», и предлагает учащимся, ещё не приступая к чтению, подумать, о чём, судя по названию, пойдёт речь.
II. Стадия вызова. Свободное письмо и обмен мнениями.
Цель этапа - актуализация имеющихся знаний и смыслов по теме, пробуждение познавательной активности в связи с изучаемой темой.
1. Дети в течение 2-3 минут пишут на тему «Какова может быть мораль (основная мысль, идея, авторская позиция) текста?»
2. Закончив писать, дети делятся написанным с партнёрами.
III. Стадия осмысления содержания. Направляемое чтение.
Цель этапа – развивать умение сопоставления изученного материала с уже известными данными, мнениями, способствовать переживанию эффекта приобретения, развитию творческого подхода к тексту, самостоятельности мышления.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Подготовка к сочинению по публицистическому тексту" »
Горельникова Ю.А.,
учитель русского языка и литературы
МБОУ ФЭЛ №29 г. Пензы
Урок русского языка в 11 классе.
Подготовка к сочинению по публицистическому тексту
Цели: учить читать текст, извлекать нужную информацию из текста; готовить учащихся к написанию сочинения – по типу части 2 КИМов ЕГЭ по русскому языку; развивать мышление, воображение; воспитывать гуманное отношение к людям.
Вступление.
Учитель сообщает классу, что на уроке будет прочитан текст публициста М.Худякова, который называется «Поступок друга», и предлагает учащимся, ещё не приступая к чтению, подумать, о чём, судя по названию, пойдёт речь.
II. Стадия вызова. Свободное письмо и обмен мнениями.
Цель этапа - актуализация имеющихся знаний и смыслов по теме, пробуждение познавательной активности в связи с изучаемой темой.
1. Дети в течение 2-3 минут пишут на тему «Какова может быть мораль (основная мысль, идея, авторская позиция) текста?»
2. Закончив писать, дети делятся написанным с партнёрами.
III. Стадия осмысления содержания. Направляемое чтение.
Цель этапа – развивать умение сопоставления изученного материала с уже известными данными, мнениями, способствовать переживанию эффекта приобретения, развитию творческого подхода к тексту, самостоятельности мышления.
1. Раздаётся часть 1 (1-й абзац текста).
(1) Он нёс меня на себе восемь километров. Восемь тысяч метров по раскалённой земле. Я до сих пор помню его горячую спину, пот, который, будто кислота, разъедал кожу на руках. И белую даль, словно накрахмаленная больничная простыня… Я всё это помню, помню в деталях, в подробностях, в красках. Но всё равно ничего не могу понять. И сегодня, спустя много лет, когда я вспоминаю тот случай, моя мудрость, потеряв равновесие, беспомощно вязнет в густой трясине… мне кажется непостижимой и странной вся наша жизнь, особенно если пытаешься её понять.
1) Как вы думаете, что произошло?
2) Важно ли было произошедшее для автора? Как вы это узнали? Какие слова и фразы вам подсказали это? Запишите ответ на этот вопрос.
2. Раздаётся часть 2 (2, 3, 4-й абзацы текста).
(2) Нам было тогда по тринадцать – мне и моему закадычному другу Серёжке Леонтьеву. Мы пошли рыбачить за тридевять земель на старый обмелевший пруд. Мне вдруг приспичило освежиться, и я полез в воду, но не успел сделать и шагу, как вскрикнул от острой боли в ноге. Ко мне бросился Серёжка, он выволок меня на берег. Я с ужасом увидел, что из пятки торчит осколок бутылочного горлышка. А на траву каплет густая кровь. Восемь километров Серёжка нёс меня на себе.
- Серёнь, брось меня! – шептал я сухими губами.
- Нет! – хрипел друг. Это было как в кино: друг выносит с поля боя раненого друга. Свистят пули, рвутся снаряды, а ему хоть бы хны. Он готов пожертвовать своей жизнью, отдать своё сердце, свою душу, готов отдать всё на свете… У меня от слабости кружилась голова, и вдруг, сам не знаю зачем, я сказал Серёжке:
_ Серёнь, если я умру, то передай от меня привет Гальке Коршуновой! Скажи ей, что я её любил.
Серёжка, сдувая с лица капли пота, рвал свою футболку на лоскуты и от усталости, кажется, уже не соображал, что я говорю. Он дотащил меня до больницы, потом, тяжело дыша, сидел на кушетке и смотрел, как врач обрабатывает мне рану.
1) Оправдались ли ваши прогнозы о содержании текста?
2) Как ведёт себя друг автора – Серёжка?
3) Как вы думаете, что представляет собой оставшаяся часть текста (1\3!)[, - рассказ ещё о каких-то событиях или размышления автора]?
4) Попытайтесь предсказать, что случится дальше или о чём автор будет дальше размышлять. Попытайтесь обосновать свою версию продолжения. Какие слова или моменты в тексте дали вам основание так думать? (Письменно)
3. Раздаётся часть 3 (5-й абзац текста).
(3) А на следующий день, когда я, хромая, вышел во двор, все уже знали, что перед смертью я просил передать привет Гальке Коршуновой. Я сделался посмешищем всей школы. Моё появление теперь у всех вызывало конвульсии глумливого хихиканья, и я, от природы жизнерадостный мальчишка, стал замкнутым и застенчивым до болезненности.
1) Удалось ли автору текста удивить вас или вы предвидели такое развитие событий?
2) Попытайтесь объяснить поведение Серёжки.
3) Как на автора текста подействовал поступок друга?
4) Попытайтесь предсказать, чем завершится данный текст.
4. Раздаётся часть 4 (6, 7, 8-й абзацы текста).
(4) Зачем он рассказал им про мой привет? Может быть, он просто изложил все подробности того случая, не предполагая, что моя просьба всех так рассмешит? А может быть, ему хотелось, чтобы его геройство выглядело более внушительно на фоне моего тщедушного актёрства? Не знаю!
Он нёс меня на себе восемь километров по залитой солнечным зноем дороге. Но я до сих пор не знаю, спас он меня или предал.
Шрам на ноге почти полностью зарубцевался, а вот сердце моё до сих пор кровоточит. И когда мне говорят: «Вам такой-то передал привет», я цепенею от ужаса и по моей спине пробегают мурашки.
1) Насколько неожиданной оказалась концовка текста?
2) Какая травма для автора оказалась значительнее – нравственная или физическая? Где об этом говорится? (Последнее и первое предложение текста).
IV. Стадия размышления.
Цель этапа – способствовать развитию самостоятельности мышления, умения сопоставлять, делать выводы.
1) О чём всё-таки этот текст? Какую проблему ставит автор? Сформулируйте в виде вопроса, запишите.
Можно ли однозначно, раз и навсегда оценить человека? Всегда ли можно объяснить поведение человека, определить мотивы его поступков?
2) Важна ли эта проблема для современного человека? Запишите.
Данная проблема, конечно же, важна и актуальна: всё, что касается постижения человеческой сущности, всегда будет интересно каждому.
3) Попробуем прокомментировать проблему, опираясь на текст. Какие моменты текста важны для комментария проблемы? (Рассказ о том, что произошло; реакция автора на поступок друга; попытка автора разобраться в случившемся). Устное сочинение. Запись в тетради.
4) Попробуйте найти предложения, в которых выражена позиция автора (ответ на вопрос проблемы). Почему она не выражена прямо? Какие слова, фразы позволяют определить позицию автора? Попытайтесь сформулировать авторскую позицию. Запишите.
5) Согласны ли вы с позицией автора? Почему? Приведите аргументы.
V. Стадия рефлексии.
Цель этапа – способствовать развитию умения систематизировать новый материал, «встраивать» новый опыт, новые знания в систему личностных смыслов.
Дописать сочинение, оформив письменно доказательства своей точки зрения – довод + пример из художественной литературы.