Конспект урока по русскому языку в 5 классе.
Тема урока: «Культура речи. Описание предмета».
Предварительная подготовка к уроку.
Перед уроком ученикам предлагается подумать над возможными темами сочинения: «Любимая игрушка», «Любимый предмет домашнего обихода», «вещь, которая произвела на меня наибольшее впечатление».
Цели:
1) повторить правила написания и оформления сочинений, разработки плана;
2) воспитывать интерес к тексту описательного характера, культуру речи учащихся;
3) развивать у учеников чувство стиля, способности к описательной речи.
Оборудование: ряд ярких красивых предметов, которые дети могли бы описать – красивая ваза, книга в яркой обложке, плюшевая игрушка, чашка и блюдце.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
3. Работа над новым материалом.
Учитель объявляет темы для написания сочинения.
Учитель: При написании сочинения необходимо не только определить тему сочинения и её границы. Нужно сразу чётко решить, для кого и с какой целью сочинение пишется. Работа такого рода предполагает наличие определённого круга читателей или слушателей – сверстников, товарищей, одноклассников. Поэтому сочинение – рассказ, которое вам предстоит написать, является своеобразной формой общения с окружающими. Таким образом, стиль, в котором ведется подобного рода общение, должен быть понятен собеседнику, быть достаточно простым и непринуждённым.
Подготовка к написанию сочинения.
1. Учитель на доске записывает тему сочинения, например «Мой любимый предмет интерьера».
Учитель: Каким по типу речи должно быть сочинение с данным названием? (Рассказ описательного характера).
2. Беседа по вопросам:
- Есть ли в вашей комнате или в вашей квартире наиболее красивый или любимый вами предмет?
- Есть ли любимая вами игрушка?
- Как бы вы могли её описать?
Прослушайте короткое сочинение на данную тему, которое было написано одним из учеников:
Для изготовления фарфоровой посуды необходима глина особого рода. Из неё при добавлении определённых веществ получается клейкая масса, из которой формируют посуду. Потом посуду обжигают и расписывают.
Так в моём доме появилась чашка, из которой я люблю пить чай за ужином. Она красивая.
- Как вы можете охарактеризовать подобного рода рассказ?
- Что описывается в этом тексте?
- О каких признаках предмета в неё говорится?
- Какую часть описания вы бы поместили в специализированной книге?
- Почему же такой текст нельзя назвать полноценным сочинением?
- Что в тексте является лишним, неважным?
- Какую часть текста можно было бы опустить и о чём можно рассказать подробнее?
- Присутствуют ли в данном отрывке стилистические несоответствия, неточности, которые «режут слух», портят канву рассказа? (Первая часть текста – научно – публицистический стиль, вторая – нейтральный.)
3. Составление плана.
Учитель: Для того чтобы рассказ получился связанным, законченным и интересным, прежде всего необходимо продумать, какой именно предмет вы хотите описать. Можно вспомнить интересный случай, связанный с этим предметом, историю появления этого предмета дома. Однако при этом нельзя забывать и об описательной части, в которой вы могли бы рассказать о том, какой именно этот предмет, какой формы, цвета, текстуры.
По возможности необходимо создавать такое описание, которое помогло бы читателю максимально ярко, точно и подробно представить описываемую вами вещь.
Для того чтобы грамотно написать рассказ, не упустив ничего нужного и не допустив ничего лишнего, необходимо продумать последовательность текста, то есть составить план.
Для этого возьмём какой-либо предмет, стоящий на выставке, и попытаемся его описать. Что интересное мы можем написать про этот кувшин?
Можно рассказать про то, как он здесь оказался, какая у него история. Обязательно в текст сочинения необходимо включить описание этого предмета – размеры, цвет, фактуру. В конце сочинения можно добавить, для чего используется этот предмет, написать про ваше к нему отношение – нравится ли он вам или нет.
Таким образом, план будет достаточно сложным.
План.
1. Название предмета, его история.
2. Описательная часть:
а) размер;
б) цвет, рисунок;
в) материал;
г) фактура, какой он на ощупь.
3. Для чего используется этот предмет, его основные функции.
4. Отношение к описываемому предмету.
Учитель: Чтобы сочинение получилось интересным, описательную часть можно несколько расширить по сравнению с остальными пунктами плана. Какой-то признак предмета вы можете описать более конкретно, живописно, ярко – какой-то опустить. Можно попытаться передать настроение, которое у вас бывает, когда вы смотрите на этот предмет.
Для того чтобы сочинение получилось красивым, чтобы его интересно было читать другим, продумайте сначала, что бы вы хотели написать, проговорите про себя предложение целиком и только потом записывайте.
4. Предупреждение ошибок.
Цветы: гортензия, бегония, филлокактус, монстера, традесканция…
Мебель: софа, кресло-кровать, гардероб, тумбочка…
Бытовая техника: пылесос, телевизор, компьютер, микроволновая печь, холодильник…
Материал: керамика, пластмасса, металл, стекло, алюминий…
Фактура: матовый, бархатистый, гладкий, скользкий, шершавый…
Самостоятельная работа над сочинением.
Каждый из учеников должен выбрать индивидуальную тему сочинения, разработать сложный план, состоящий не менее чем из 5 пунктов, озаглавить рассказ в соответствии с темой и основной мыслью сочинения. Заголовок должен быть направлен на какой-либо конкретный предмет, поэтому и тема рассказа должна быть достаточно узкой и точной по содержанию.
Ученикам разрешается пользоваться во время работы над сочинением словарями и справочниками. Также поощряется работа с черновиками, поэтому у каждого ученика под рукой обязательно должен быть лист писчей бумаги, на котором можно отрабатывать тот или иной фрагмент сочинения, плана.
4. Подведение итогов.
Учитель просит учеников ответить на ряд вопросов, связанных с написанием сочинения:
- В каком стиле должно быть написано сочинение? Могут ли в тексте присутствовать большие фрагменты, различающиеся по стилевой окраске?
- Каким должно быть название рассказа? Какую мысль следует высказывать в названии?
- Каким образом должен составляться план сочинения? Что он должен включать в себя? Из скольких пунктов состоять?
- Какие пункты может включать в себя описание предмета?
5. Домашнее задание.
В качестве домашнего задания ученикам предлагается доработать начатое в классе сочинение.