kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему "Пушкинский завет «милость к падшим призывать»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа представляет собой конспект урока по русскому языку в 11 классе по подготовке написания сочинения-рассуждения по тексту публицистического стиля Д.Гранина "Милосердие". На уроке повторяется план выполнения задания части С Единого государственного экзамена, составленный на основе критериев проверки и оценки выполнения задания с развернутым ответом. Содержание текста дает возможность привлечь внимание выпускников к проблеме утраты милосердия в современном обществе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Пушкинский завет «милость к падшим призывать» »

Тема: Пушкинский завет «милость к падшим призывать»

Подготовка написания сочинения-рассуждения по тексту Д. Гранина


Цели:

  1. Познакомить обучающихся с текстом публицистического стиля, отработать элементы написания сочинения-рассуждения по критериям оценивания экзамена по русскому языку в форме ЕГЭ.

  2. Развивать навык написания сочинения-рассуждения, умение аргументировать собственную позицию по предложенной теме.

  3. Воспитывать у обучающихся нравственные качества, потребность к сочувствию, состраданию, желание проявлять милосердие.

Задачи:

  1. Учиться понимать текст, анализируя содержание и композицию.

  2. Определять проблему и авторскую позицию в тексте.

  3. Подготовиться к написанию собственного сочинения-рассуждения по проблеме, рассматриваемой автором в тексте.


I.Вступление.

Слайд №1. Портрет Д.Гранина, краткая информация о писателе.

«Любовь– это лучшее изобретение человечества»

Слайд №2.

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

А.С.Пушкин

1.Чтение эпиграфа. Во время урока попробуем объяснить смысл эпиграфа, точку зрения А.С.Пушкина.

2. Сообщение о писателе Данииле Гранине.

3. Чтение текста (вслух). Подумайте, какое слово в тексте является ключевым?

(Милосердие).

- Что такое милосердие в соответствии с текстом?

4.Словарная работа.

- Подберите синонимы к слову «милосердие»: сострадание, сочувствие, сопереживание…

Слайд №3. Работа со словарными статьями (домашняя работа…)

  • Словарь В.И.Даля: МИЛОСЕРДИЕ – сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому; жалостливость, мягкосердость.


  • Большой энциклопедический словарь: МИЛОСЕРДИЕ- сострадательная любовь, сердечное участие в жизни немощных и нуждающихся (больных, раненых, престарелых и др.); деятельное проявление милосердия - различного рода помощь, благотворительность и т. п.

  • Толковый словарь под ред. C. И. Ожегова:

МИЛОСЕРДИЕ - готовность помочь кому-н. или простить кого-н. из сострадания, человеколюбия.

* Сестра милосердия - женщина, ухаживающая за больными, ранеными.

  • Толковый словарь русского языка под ред. Д. Н. Ушакова:

МИЛОСЕРДИЕ - готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается. Проявлять милосердие. Взывать к милосердию. Сестра милосердия, брат милосердия .

II.Работа с текстом.

1.Определение темы. О чём повествует предложенный текст? (Тема статьи Д.Гранина- нравственность, а точнее, одна из ее составляющих – милосердие).

- К какому стилю относится данный текст? (К публицистическому стилю, поэтому позиция автора может быть сформулирована в виде тезиса).

- Тип речи? (Рассуждение).

2. План написания сочинения-рассуждения (повторение, запись на доске):

1) Вступление.

2) Проблема.

3) Комментарий проблемы.

4) Позиция автора.

5) Собственное мнение.

6) Аргументация собственного мнения.

3) Заключение.

3.Определение проблемы. Какую проблему рассматривает автор в тексте? (Автор статьи поднимает актуальную проблему: является ли чувство милосердия устаревшим? Проблему утраты милосердия. )
4. Комментарий проблемы. Рассуждения автора:

- В словаре слово «милосердие» отмечено как устаревшее.

- Какой пример приводит автор? (В подтверждение своей мысли приводит пример, когда в г.Ленинграде была переименована улица Милосердия в улицу Текстильщиков).

- Милосердие – (14) «древнее это необходимое чувство свойственно всему животному (живому) сообществу».(Запись: Милосердие – древнее необходимое чувство, свойственное всему живому.)

- Почему и как убывало милосердие? (16 – 25предл.)

- Обращение к эпиграфу. В чём видел А.С.Пушкин заслугу своей поэзии?

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

- К кому поэт призывал милость? (Призывал царя проявить милость к декабристам: освободить их, сосланных в Сибирь и на Кавказ).

- В чём убеждён автор? ». (Запись:)(13) «Изъять милосердие – значит лишить человека одного из важнейших проявлений нравственности». (Автор убеждён, что люди способны к состраданию, оно дается нам при рождении вместе с душой и как все нравственные чувства слабеет, если им не пользоваться.)
-Является ли данная проблема актуальной? (Безусловно, да. Чувство милосердия имеет давние традиции, чувство сострадания характерно для русского народа. На Руси издревле старались помочь страждущим, делали это бескорыстно, по зову сердца, искренне, от всей души.)

- Роль литературы в воспитании милосердия? (Современная литература не может отказаться от пушкинского завета. Примеры из текста с обоснованием).

5.Какова позиция Д.Гранина? (Вывод чаще всего заключается в конце текста, в последнем абзаце ,т.к. это идея). (40) Милость к падшим призывать – воспитание этого чувства, возвращение к нему, призыв к нему – необходимость настоятельная, труднооценимая. (Запись: Автор убежден, что воспитание чувства милосердия в современном обществе – необходимость.   Чтобы милосердие не утрачивалось из нашей жизни, его необходимо тренировать.)
  (Автор не обличает, не критикует, он обращает наше внимание на то, как дорого чувство милосердия. Такое отношение писателя не случайно, будучи совсем молодым, он прошел великую Отечественную войну и видел много примеров проявления милосердия, спасших жизни людей).
6.Согласны ли вы с позицией автора? Как можно этически возразить автору, если вы не согласны с его точкой зрения?

7.Какие аргументы можно привести в доказательство собственной позиции?
(Приводятся примеры).

Сострадание, соучастие к падшим в современном обществе:

программа «Жди меня» - помощь в поисках пропавших людей;

строятся приюты для бездомных;

открываются столовые для бедных;

хосписы для безнадёжно больных;

проводятся благотворительные концерты, акции (фонд Алёны Петровой);

акция «Добро» -….;

брошенные дети обретают новых родителей.


8.Грамматическая работа.

- Соблюдая грамматические нормы, составьте из словосочетаний сложноподчиненное предложение с придаточным определительным.

а) сочувствие, сострадание, сопереживание

б) наше современное общество лишено

в) к большому сожалению

г) важнейшее проявление нравственности

д) являются показателями цивилизованности любого государства.

(1.К большому сожалению, наше современное общество лишено важнейших проявлений нравственности: сочувствия, сострадания, сопереживания, которые являются показателями цивилизованности любого государства.- Запись.

2).Важнейшие проявления нравственности: сочувствие, сострадание, сопереживание, которых, к большому к сожалению, лишено наше современное общество, являются показателями цивилизованности любого государства.)



- Вставьте в текст слова, наиболее подходящие по смыслу.

а) Как можно ( трактовать, объяснять, расценивать, пояснять, выяснять) роль милосердия в нашей (жизни, судьбе)?

б) (Милосердие, сочувствие, сострадание, сопереживание)одно из основных (качеств, свойств, чувств, черт, понятий, примет) (совестливого, оптимистического, безупречного, нравственного, морального, внимательного, доброжелательного) человека.

в)Без этого (важного, главного, актуального, серьезного, насущного, злободневного) чувства (каждый из нас, общество, страна, мир) не может (существовать, жить, находиться), потому что именно милосердием (проверяется, испытывается, исследуется), насколько (цивилизованно, современно, нравственно, красиво, благородно, счастливо) мы живём.

8. Д/З: Зачитайте свои мини-сочинения о милосердии на основе жизненного опыта и литературных произведений..


III.Вывод.

- Какое предложение, на ваш взгляд, содержит вывод по данной проблеме?


Домащнее задание: Написать сочинение-рассуждение, выразить своё мнение по сформулированной проблеме, используя материал урока, жизненный или читательский опыт.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Конспект урока на тему "Пушкинский завет «милость к падшим призывать»

Автор: Ни Нина Александровна

Дата: 24.06.2014

Номер свидетельства: 108262


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства