Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Упражнение в разборе слов по составу"»
Русский язык, 3 класс
Тема: Упражнение в разборе слов по составу.
Цель: формирование умений разбирать слова по составу и подбирать слова к схемам.
Задачи:
-уточнить понятия «корень», «приставка», «суффикс», «окончание», познакомить с новым понятием «морфема» и «основа» слова.
-создать с учащимися алгоритм разбора слова по составу;
-развивать умения планировать, анализировать, контролировать, собственную учебную деятельность;
-воспитывать самостоятельность, последовательность в действиях, умение работать в группе, оценивать свою деятельность.
Планируемые результаты:
Предметные:
Знать, что такое морфема, основа слова. Уметь находить в слове морфемы, обозначать их соответствующим значком.
Метапредметные:
Личностные:
Устанавливать связи между целью и результатом деятельности, определять общие для всех правила поведения, определять правила работы в группах.
Регулятивные:
Определять и формулировать тему урока, становить учебную задачу, планировать свою работу с помощью учителя. Оценивать правильность выполнения действий, осуществлять самоконтроль.
Познавательные:
Создать алгоритм разбора слов по составу, применять его, анализировать слова с целью выделения морфем, моделировать, ориентироваться в учебнике и тетради.
Коммуникативные:
Уметь достаточно полно выражать мысли и отстаивать свою точку зрения, слушать и понимать речь других.
Оборудование: карточки для работы в паре, группе, тетради, учебник, карточки с домашним заданием, таблица морфем, раскраски, герои мультфильма – Симка и Нолик.
Программа: УМК «Школа России»
Описание:
I Организация класса
1.Психолгический настрой.
Вот книжки на столе, а вот тетрадки,
Не хочется играть сегодня в прятки.
И не досуг дуть на корабль бумажный,
Урок сегодня очень важный.
Думать легко, действовать трудно, а превратить мысль в действие – самая трудная вещь на свете. И Гёте.
2. Мотивация.
-Кто такой исследователь?
В толковом словаре дается объяснение. Исследователь- человек, занимающийся исследованиями. (Исследовать-подвергнуть научному изучению, осмотреть для выяснения, изучения)
-Что можно исследовать на уроке русского языка?
Я предлагаю побыть в роли исследователя. Помогут нам с вами герои мультфильма. Вспомните, в каком мультике необычные мальчик и девочка хотят все исследовать, разобраться, что как работает, а если сломается вещь, обязательно ее починят. Зрителям они рассказывают, как она устроена и как работает.
Да это Симка и Нолик.
II Актуализация знаний
1.Проверка домашнего задания. Дома вы тоже играли роль исследователя, работая с текстом. Расскажите нашим гостям, что у вас получилось.
Утром пошел снег. Снежинки тихо вальсировали и опускались на землю, скамейки, деревья. Все замерло. Воробьи с удивлением смотрели по сторонам. Я не мог предположить, что в этом году снег выпадет так рано.
-Отметь значком слова с приставкой, цифрой обозначь количество.
С кем из детей вы согласитесь? Обоснуйте свой ответ.
Назовите тему, которую мы изучаем. Состав слова. Части слова в русском языке принято называть «морфемами»
2.Пробное действие.
Я приглашаю у доски выделить морфемы в слове «зимний». (3-4 человека). Расставьте сверху цифры, в каком порядке вы выполняли разбор.
МО. Проанализируйте работу. Что не получилось? В чем разногласие?
-Что нужно отработать?
3.Уточнение темы урока. Упражнение в разборе слов по составу.
4.Постановка учебной задачи.
Что будем делать?
Отработать порядок разбора слов по составу. Упражняться в разборе.
IV Планирование работы
Предлагаю детям обсудить план занятия.
1.Создание алгоритма
2.Упражнение в разборе слов по составу
3.Подбор слов к схемам.
Физминутка
V Упражнение в разборе слов по составу
Возвращение к работе на доске.
1.Создание алгоритма.
Алгоритм.
-Выдели окончание (измени слово)
-Выдели корень (подбери родственные слова)
-Выдели приставку (подбери родственное слово с другой приставкой или без нее)
-Выдели суффикс (после корня)
-Почему сначала выделяем окончание? (Его проще определить, быстрее, легче.)
На доске появляется запись в виде значков.
1 окончание, 2 корень, 3 приставка и суффикс.
2.Знакомство с памяткой (учебник)
3.Откройте учебник на с.67. Определите, какое задание соответствует теме нашего урока. Упражнение в разборе. (з.173, у доски )
МО. Назовите значимые части слова. (Корень, суффикс, приставка). Почему их так называют? В русском языке принято эти части в слове называть основой. Основу выделяют так
Оценивание.
4.Работа по группам. Продолжаем исследовательскую работу. Напоминание правил работы в группе.
Для каждой группы своя схема. Задача: выбрать из перечня слов те, которые подходят к схеме. Цифрой обозначить, количество выбранных слов.
На выбор. Симка и Нолик дарят вам маленький сюрприз (раскраска) и предлагают домашнее задание.
Зимой заяц был пушистый, белый. Тепло в зимней шубке. Вот наступила весна. Пора снимать шубку. Как же заяц переодевается? А вот как. Весной заяц линяет. Зимняя шёрстка вылезает. А на смену растёт другая – серая, гладкая.
1.Отмеченные слова разбери по составу, используя алгоритм, памятку.