Урок русского языка "Основные способы образования слов в русском языке"
в 6 классе по программе Ладыженской.В процессе урока учащиеся знакомятся с основными способами образования слов в русском языке и закрепляют полученные знания.
Основные способы образования слов в русском языке.
Дата проведения: 10.10.2015
Класс: 6
Знать: основные способы образования слов в русском языке.
Уметь: определять способ образования слов.
Ход урока:
-
Организационный момент. Объявление темы, цели занятия. Запись числа, классной работы, темы, эпиграфа урока: «Срусским языком можно творить чудеса». К. Г. Паустовский.
-
Проверка домашнего задания.- Что изучает морфемика?
- Что изучает этимология?
- Что такое окончание?
- Что такое корень?
- Что такое приставка?
- Что такое суффикс? Привести примеры.
3.Запись текста под диктовку.
Февраль – наследник января, венец холодной поры, морозотрескучий и колючеметельный месяц.
В нем звенит первая робкая капель, вытягиваются длинные хрус- тальные сосульки, стекленеют южные склоны сугробов.
Февраль – предчувствие весны, последний месяц зимы, кривые и широкие дороги.
- Объясним постановку знаков препинания, орфограммы.
- Ребята, какие выразительные средства языка использовал автор с целью создания яркой, образной картины февраля?
- Выясним значения слов (наследник. последний, морозотрескучий, колючеметельный, предчувствие) и способы их образования.
4. Объяснение новой темы «Способы образования слов в русском языке».
5. Знакомство с теорией в учебнике (стр. 94-95).
6. Закрепление.
1.Образование новых слов от данных корней.
- Ребята, а знаете ли вы, как растут слова? (На доске нарисовано дерево с корнем сад, а в кроне слова садовод, рассада, посадки, садовник.)
Как-то много лет назад посадили странный сад.
Не был сад фруктовым- был он только словом.
Это слово – корень. Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло – стало много новых слов.
Вот из сада вам рассада.
Вот еще посадки рядом.
А вот садовод, а с ним садовник идет.
Очень интересно гулять в саду словесном.
2.Учащимся дается бумага и корень. Нужно тоже вырастить такое «дерево» и из корня создать новые слова:
-холод-, -вод-,- лес-, -дом-, -вар-, -глот-, -лист-, -дожд-.
3. Обсуждение работ.
4.Выполнение упражнения 173 (определение способов образования слов).
7.Синтаксический разбор предложений:
Под камнями промелькнул рыжеватый зверек. Лесная тропинка уводит в чащу.
8.Разобрать по составу слова: дождинка, светофор, подводник, солнышко, ленточка.
9.Обобщение. Подведем итоги.
- Какие способы образования слов вы сегодня узнали? - Какой способ называется приставочным? - Какой способ называется суффиксальным? - Какой способ называется приставочно-суффиксальным? - Какой способ называется сложением? - Какой способ называется бессуффиксным? - Какой способ называется переходом из одной части речи в другую?
Да, сегодня мы еще раз убедились, что русский язык – богатый язык, изучать его интересно, «с ним можно творить настоящие чудеса».