-Прозвенел звонок, Начинается урок. Все друг к другу повернитесь, А теперь улыбнитесь. Улыбнитесь мне, гостям! И садитесь по местам. - Вы готовы к совместной работе? Сегодня утром, когда я шла на работу, с неба падали снежинки, их я принесла в класс. Они будут нашими помощницами. За каждое правильно выполненное задание снежинка будет появляться на нашей ёлочке. Надеюсь, к концу урока заискрится, засверкает лесная гостья. Посмотрите на самую большую снежинку. На её лучах написаны важные для урока слова, прочитайте, какая нам предстоит работа. | Читают слова, написанные на лучах снежинки: вспоминать, наблюдать, думать, доказывать, исправлять, помогать. | Метапредметные УУД: регулятивные: самоопределение к учебной деятельности |
Что значит вспомнить? Какую тему мы изучали на прошлом уроке? Что такое корень? Работа в парах (карточки) У вас на столах карточки, читайте задание внимательно, выполняйте. Создание проблемной ситуации. все ли части слова выделили в карточке №3? почему не смогли? | Отвечают на вопросы. Работают с карточками. Находят однокоренные слова. Выделяют корень. Карточка №1. Напишите однокоренные слова к слову мороз. Карточка №2. Найдите лишнее слово. Почему оно лишнее? (гора, горка, гореть, горный) Карточка №3. Выделите корень в словах (лес, лесок; дуб, дубок; сад, садик; лист, листик) Отвечают на вопросы. Появляется та часть, которую не знаем. | Метапредметные УУД: познавательные: находить ответы на вопросы, личностные: оценивать содержание учебного материала; регулятивные: высказывать свое предположение; коммуникативные: слушать и понимать речь учителя. Предметные: Выделять корень в словах, подбирать однокоренные слова |
Сформулируйте тему урока. Часть слова – суффикс. Укажите, какие вопросы можно рассмотреть в этой теме. Составим план работы. После ответов учеников на доске появляется план. 1. Что такое суффикс? 2. Где находится в слове? 3. Как обозначается? 3. Зачем в слове нужен суффикс? | Определяют тему и цели урока, задания. Отвечают на вопросы. Составляют план урока. | Метапредметные(УУД): регулятивные: определять и формулировать тему и цель деятельности на уроке; под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке; познавательные: находить ответы на вопросы, проводить сравнение и классификацию слов; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); коммуникативные: слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владеть диалогической формой. |
Когда-то в одной стране, которая называется «Состав слова», все части слова жили очень дружно, но однажды пришли злые тролли и рассорили части слова. Давайте превратимся в добрых волшебников и помирим слова. На доске слова, разбитые на 2 части (корень и суффикс). Терем, кот, дом; -ок, -ик, -ёнок Кто знает, как называется часть, которую мы присоединили к корню? Часть, которую мы присоединили, называется суффикс (название на доску). Суффикс переводится приколоченный к чему-то. К чему приколотили суффикс? Значит где стоит новая часть слова? (на доску) Обозначается суффикс вот таким значком (на доску). Посмотрите на новые слова, которые у вас получились на доске. Изменилось ли значение этих слов? Какую роль выполняют суффиксы в слове (на доску) Сформулируйте правило о новой части слова. Сравниваем свои выводы с правилом в учебнике. | Слушают сказку. Составляют новые слова. Пытаются ответить на вопрос. Отвечают на вопросы. Наблюдают за лексическим значением слова. Делают вывод, что суффикс влияет на изменение лексического значения слова. Делают выводы о том, что такое суффикс, что он стоит после корня и служит для образования новых слов. Сравнивают выводы с правилом. Подбирают однокоренные слова, Выделяют корень, суффикс. Строят алгоритм нахождения суффикса в слове. Убеждаются в правильности своих суждений и вывода, сверяясь с учебником. | Предметные: знать место суффикса в слове, определять лексическое значение слов и роль суффикса в значении слова. Метапредметные УУД: Познавательные: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; моделировать информацию; уметь работать с информацией, сопоставлять факты, делать умозаключения регулятивные: высказывать свое предположение; коммуникативные: точно и полно выражать свои мысли. |
Суффиксы могут творить невероятные чудеса со словами. Я предлагаю вам стать волшебниками-исследователями и заняться этими чудесами Работа в группах. Сейчас вы будете работать в группах. Нужно будет соблюдать правила работы в группе. Давайте попробуем образовать новые слова с помощью суффиксов. (У каждой группы на парте лежит конверт с набором суффиксов) Задания группе 1. Представьте себе, что у вас есть двусторонняя лупа и теперь вы с одной стороны видите: не дом, а домище; не хвост, а …; не нос, а …; не лес, а …; не мост, а … . Запишите новые слова. Выделите суффиксы. Какое значение они имеют? (увеличительное) Задания группе 2 . Образуйте новые слова при помощи суффиксов: -оньк, -к, -ушк, -ек, -ок, -юшк. Запишите их. Выделите суффиксы. Трава, береза, ухо, тополь, мед, хозяйка. - Какое значение придали словам суффиксы? (уменьшительно - ласкательное) Задания группе 3. Допиши слова по образцу: водить - водитель, учить - …, скрипка -…, электричество -…, шахта -…, футбол -…, трактор - … . - Найдите суф-ы. Какое значение они придали словам? (получились слова, обозначающие профессии) Задания группе 4. Вставь пропущенные слова У волка – волчонок, у лося - …, у зайца - …, у глухаря – глухарята, у дрозда - …, у гуся - … . Лис…, ут…, ежа…, галч… . Прочитайте вставленные слова. Выделите суффиксы. Назовите значение суффиксов. (Получились слова называющие детенышей животных) Какие значения могут иметь суффиксы? | Работают в группах. Выделяют суффиксы, используя алгоритм выделения суффиксов. Пробуют дать названия группе слов по значению суффиксов. Проверяют правильность своей работы по слайдам. Обращают внимание на значения слов, особенности употребления слов. Убеждаются в разнообразии значений суффиксов. Вовлекаются в практическую деятельность. Работают в группах по дифференцированным заданиям. Подбирают слова с заданными суффиксами. Знакомятся с новыми значениями суффиксов, выполняя задания. | Метапредметные УУД: Коммуникативные: уметь работать в малых группах; формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, регулятивные: уметь совместно составлять алгоритм действий и использовать алгоритм в действии регулятивные: осуществлять самоконтроль; овладевать умением прогнозировать; высказывать свое предположение на основе учебного материала; личностные:-оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей); Метапредметные УУД: коммуникативные: осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. регулятивные: высказывать свое предположение на основе учебного материала; осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке. личностные УУД: - определять общие для всех правила поведения; - определять правила работы в парах; - оценивать усваиваемоесодержание (исходя из личностных ценностей). Познавательные УУД: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя |
Удалось ли сделать то, что намечали? Помните, что каждый суффикс имеет своё значение, выполняет большую строительную работу, они из одних слов могут сделать другие. Как вы думаете, достаточно ли одного урока, чтобы усвоить знания о суффиксе? Где мы можем потренироваться? (домашнее задание) Что вы взяли для себя с урока? Оцените работу класса с помощью суффиксов: зелёный – всё понятно, жёлтый – есть вопросы, красный – много непонятного. Оцените свою работу с помощью суффиксов: зелёный – всё понятно, жёлтый – есть вопросы, красный – много непонятного. От ваших правильных ответов наша ёлочка засияла, заискрилась. Спасибо за урок. | Высказывают свои суждения. Оценивают свою работу за урок. Еще раз повторяют правило о суффиксе. Получают творческое домашнее задание (придумать сказку о суффиксе) | Метапредметные (УУД) регулятивные: осуществлять самоконтроль; давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками; выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить; Личностные УУД Признавать собственные ошибки. Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой её товарищами, учителем. Личностные УУД: устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. |