Просмотр содержимого документа
«конспект урока по теме:" Сложноподчиненные предложения с придаточными места".»
Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточными места».
Тип урока: изучение нового материала.
Учитель: Кузнецова Галина Николаевна.
Предмет – русский язык.
Класс – 9.
Данный урок разработан для учащихся 9- классов. Урок спланирован на основе использования современных педагогических технологий: технологии личностно- ориентированного обучения, учебного сотрудничества, которые ориентируют школьников на активную деятельность всего урока.
Цели урока:
- сформировать знания о сложноподчиненных предложениях с придаточными места и выработать умения определять виды придаточных предложений;
-показать особенности структуры этих предложений; особенностях их структуры; умение использовать их в речи.
Задачи:
- уметь находить СПП с придаточными места, схематически изображать структуру урока;
- развивать внимание, коммуникативные умения, способность развитию связной речи;
- воспитание положительной мотивации к обучению через информационную среду Интернет пространства.
Оборудование:
- мультимедийное оборудование;
- презентация;
- учебник.
-
Ход урока.
Организационный момент.
Домашнее задание (упражнение №133).
Лингвистическая разминка.
- Запишем в тетради предложение и выполним синтаксический разбор этого предложения.
Будем жить так, чтобы все гордились нами. (повествовательное, невосклицательное, сложное, СПП с придаточным обстоятельственным)
Введение в тему (слайды1-6).
-Показ слайдов о Республике Марий Эл.
-Какая общая тема объединяет все эти фотографии?
5. Конструирование предложений.
Ученики составляют предложения о Марийском крае, записывают их в тетради.
Республика Марий Эл – это место, где я родился, вырос и живу (слайд 7).
-Какое ключевое слово в этом предложении? (место).
-Используя ключевое слово, сформулируем тему и цели нашего урока.
Постановка темы и цели урока (слайд 8,9).
Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными места.
Цели:
- познакомиться с отличительными особенностями СПП с придаточными места;
- научиться распознавать СПП с придаточными места среди других СПП;
- развивать умения составлять схемы СПП.
7. Изучение нового материала (слайд 10).
Если б проснуться в лесу мне зеленом, там, где кукует кукушка родная.
( К.Бальмонт).
- Запишите предложение.
- Сколько грамматических основ в этом предложении? Подчеркните грамматические основы.
- Какое это предложение (ССП, СПП, БСП)?
- Докажите, что предложение сложноподчиненное. (Выделите главное и придаточные предложения).
- Давайте попробуем определить вид этого СПП.
Это сложноподчиненное предложение с придаточным места. Оно имеет значение местоположения.
- Составим таблицу о СПП с придаточными места (слайд 11).
Вид придаточного
На какой вопрос отвечает
К чему относится
Место придаточного
При помощи чего присоединяется
Места
Где?
Куда?
Откуда?
Ко всему главному предложению
Свободное (до, после, внутри главного)
Союзных слов где?
Куда?
Откуда?
-Запишите предложения, составьте их схемы.
[…туда], (куда…). Дерево валят туда, куда оно нагнулось.
[…там], (где…). И нет величия там, где нет простоты, добра и правды.
(Откуда…), [оттуда…]. Откуда ветер, оттуда и счастье.
- В сложноподчиненных предложениях с придаточными места могут находится указательные слова. Они несут уточняющее значение.
-Пользуясь таблицей, давайте подведем итог о СПП с придаточным места.
-Придаточные места указывают на место или направление движения, отвечают на вопросы где? куда? откуда? Они могут распространять главную часть предложения, раскрывая содержание наречий там, туда, оттуда, везде, всюду и иметь уточняющий характер. Придаточные места могут занимать по отношению к главной части любое положение. Средством связи в СПП с придаточными места являются союзные слова где, куда, откуда, выступающие в синтаксической функции обстоятельств.
Придаточные места следует отличать от других типов придаточных, которые тоже могут присоединяться к главному предложению с помощью союзных слов где? куда? откуда?
[И Таня входит в дом пустой], (где жил недавно наш герой).
- Это СПП с придаточным определительным.
8. Физкультминутка.
9. Закрепление темы. Работа с учебником.
- Откроем учебники на странице 64, выполним упражнение № 136.
- Перестроим простые предложения в сложноподчиненные с придаточными места. Запишем эти предложения в тетрадь, составим их схемы.
10. Самостоятельная работа.
- Запишите предложения, определите их тип, составьте схемы.
1) Деревня, где скучал Онегин, была прелестный уголок.
2) Я стал припоминать, куда ходил в течение дня.
3) Дорогою свободною иди, куда влечет тебя свободный ум.
11. Взаимопроверка. (слайд 12).
Ребята обмениваются тетрадями и проверяют работу друг у друга.
12. Рефлексия (слайд13)
- Давайте вспомним цели, которые мы поставили в начале урока и посмотрим удалось ли нам их реализовать.
- Чем полезен был для тебя этот урок?
- Что было нового? Чему научились?
- Какой этап урока был наиболее интересным?
- Что вызвало затруднение? Что удалось хорошо?
- Над чем стоит работать?
12. Домашнее задание: повторить тему урока, выполнить упр.135.