Тема
Сложноподчиненные предложения с придаточными места.
Цель
Продолжить знакомство с видами СПП; выявить особенности СПП с придаточными времени; научить отличать придаточные места от других видов придаточных предложений придаточных предложений; правильно ставить знаки препинания в СПП с придаточным места.
Совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.
Ожидаемый результат: правильно ставить знаки препинания в указанных типах предложений;
формировать умения и навыки анализа структуры таких предложений,
время
этапы урока
действия учителя
действия учеников
3мин
І.Организация класса
1.Психолог. настрой
2.Деление на группы
3.Постановка цели урока
Знакомство с правилами работы на уроке
Психологический настрой
Здравствуйте, ребята! Пусть хорошее настроение сопутствует нам на протяжении всего занятия.
Круг радости
Тренинг «Моя ладонь в твоей ладони». Желают друг другу хорошего дня, поздравляют с наступающим праздником «Днем Независимости»
Деление на группы: шанырак - символ мира, единого общего дома. по цветам ленты. (1группа «Государство»: желтый, голубой. 2 группа «Столица»: красный, розовый)
Учитель объявляет тему урока, просит учеников подумать, какие задачи будут решаться на этом уроке.
Предлагает работать по правилам работы на уроке.
Дотрагиваются друг к друг ладонями и высказывают одно пожелание
Делятся на группы по названному цвету.
Ученики формулируют цели урока, выдвигают гипотезы
3мин
1мин
4мин
1мин
3 мин
8мин
4мин
1мин
8мин
ІІ.Основная часть
Опрос Д/З.
Оценивание
Составление кластера
Оценивание
Работа с текстом по методу «Джигсо»
Составление постера по новой теме «СПП с придаточными места»
Опрос Д/З. Тест на соответствие по изученным темам.
1 вариант. Определите вид придаточного предложения, составьте схему этого предложения.
СПП с придаточным места
Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным для нас языком, и все в ней для нас родное
Золотой луг
СПП с придаточным времени
Когда я же возвращался около полудня домой, луг был золотым
Родина-мать
2 вариант
СПП с придаточным места
В городе я вставал рано и теперь всегда пишу рано, когда весь животный и растительный мир пробуждается и тоже начинает по своему работать.
Пятый океан.
СПП с придаточным времени
Пятый воздушный океан очень важен для жизни, потому что это воздух, а без воздуха невозможна жизнь на земле.
Моя Родина.
государство
родина
Взаимооценивание смайлингами.
Учитель организует работу с текстом учебника. стр 109. Упр137
Словарная работа: 1.Легенда - Поэтическое фантастическое сказание (обычно религиозного содержания). Фантастический рассказ . 2.Предание — жанр фольклорной несказочной прозы, разрабатывающий историческую тематику в её народной трактовке. 3.Мазар - 1. Гробница святого (у мусульман). Культовое сооружение над такойгробницей. 4.Предать земле - значит похоронить 5.Знатный - 1.Выдающийся по своей деятельности в какой-н. области, такой, о к-ром знает страна."Знатные люди страны«. 2.Принадлежащий к аристократии, к знати устар..
2.Текст «Легенда о названии местности Акмола» Существует легенда о названии местности Акмола. Когда-то здесь проживал знатный и уважаемый в народе би по имени Акмола. Он был главным советником Уалихана, сына Абылай хана – деда Шокана Уалиханова. Акмола прожил долгую и славную жизнь. Он был известным человеком своего времени, поэтому после смерти его тело, по обычаю, завернули в кошму и погрузили на верблюда. Животное отпустили на свободу, чтобы тело уважаемого аксакала из знатного рода предать земле там, где верблюд сделает первую остановку и ляжет на землю. По народным преданиям, верблюд лёг на землю именно в том месте, где в 40-х годах XVIII столетия однажды стоял Толе би, завещавший, чтобы там был заложен новый город. За знатность и заслуги Акмоле был сооружен величественный мазар из белой глины, одиноко возвышающийся в степи.
Время шло. В середине XIX века внук Акмолы азы би привел к мазару своего деда отряд российской экспедиции Жазы би поведал руководителю отряда, что здесь похоронен его дед и что когда-то великий Толе би посоветовал казахам основать столицу там, где сейчас отряд сделал привал. Выслушав Жазы би, руководитель экспедиции повелел: « Крепость будем строить здесь и назовем ее Акмолой».
Вопросы по тексту:1 группа
1.Кем был Акмола би?
2.Что сделали люди после его смерти?
3.Где решили его похоронить?
2группа
4.Какое сооружение было построено в честь Акмолы?
5. О чем и кому поведал Жазы би о своем деде?
6.Где решили основать столицу
Формативное, устное поощрение (очень хорошо, молодцы, хорошая работа).
”
Получилось слово «Место». Это означает, что мы сегодня будем работать над придаточными места. Запишите число и тему.
Изучение новой темы: Стр.110 теория.
1 группа: СПП с придаточным места.
2 группа: Расположение придаточного предложения места в главном предложении. (Взаимооценивание групп.)
Обсуждают в группе и предлагают свои формулировки.
Распределяют между собой материал по мини-темам:
1.Что такое сложное предложение? Как простые предложения отделяются в нем? 2.Каковы основные виды сложных предложений? Что нужно знать, чтобы расставить знаки препинания в сложном предложении?
3. Заполняют оценочные листы.
Взаимооценивают по критериям оценивания
Группы формативно оценивают друг друга смайлингами.
1группа пересказывает содержание текста 2группе и 2группа пересказывает содержание текста 1 группе
6
мин
Применение новых знаний 1.Работа в группах
2.Выполнение разноуровневых заданий
Оценивание
Работа с учебником.
1. Упр.138 устно
2. Упр.139 письменно Прочитайте сложноподчиненные предложения, определите их вид; расставьте знаки препинания; составьте к ним схемы.
Ученики в группах и самостоятельно выполняют задания по «Листу заданий и учета знаний». Задание мотивирует к повышению результата по уроку
Напоминает о самооценивании по критериям
Выписывают предложения и проверят по таблице ответов на экране.
Задание несложное и
Задание повышенной сложности
Идет процесс самооценивания
2мин
Итог урока
Обобщает тему: Сконструируйте правила….
1.Соединение простых предложений,
одно из которых главное, другое придаточное является ………
2. Придаточное предложение, отвечающее
на вопрос ГДЕ? КУДА? ОТКУДА? называется ……
3.Придаточноые места присоединяются
к главным предложениям при помощи союзных слов…
Желательно с каждой группы выступает с ответом на поставленный вопрос один ученик.
1мин
Рефлексия
Благодарит за плодотворную работу: Спасибо за работу!
Оценивает учащихся.
Продолжают фразу»:
• Мне было интересно…
• Я сегодня понял, что…
• Мне было трудно…
• Я хотел бы узнать более подробно…