Технологическая карта
Тип урока: Урок открытия нового знания.
Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными причины
УМК: С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков
Класс: 9
Цели:
- деятельностные:
- выработать умения выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы;
- формировать умения анализировать и оценивать собственную деятельность;
- развивать навыки исследовательской деятельности.
- воспитывать правильное отношение к труду, учёбе, бережное и внимательное отношение к языку.
- воспитывать толерантное и уважительное отношение к мнению других людей;
- воспитывать такие нравственные качества, как преданность, патриотизм, доброта, человеколюбие.
- содержательные:
- познакомить учащихся с особенностями структуры сложноподчинённых предложений с придаточными причины;
- научить распознавать значение указанных придаточных, ставить к ним вопросы, уточнять средства связи придаточного с главным, место придаточного по отношению к главному и т.п.
Ход урока:
1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности
1.Настраивает учеников на учебную деятельность
Использование крылатых выражений
Как вы понимаете значение данных крылатых выражений?
Создаёт условия для актуализации знаний учащихся, применения имеющегося опыта
2. Подготовка к ОГЭ\
Выполнение теста
(«Кто не допустил ни одной ошибки?» «Кто допустил 1-2 (3-4 и т.д.) ошибок?»
В чём причина ошибок?) даёт возможность учащимся произвести самооценку и дает ключ к самооценке
Ключ для самооценки:
Нет ошибок – «5» - 3 балла
1-2 ошибки – «4» - 2 балла
3 ошибки – «3» - 1 балл
Более трех ошибок – «2» - 0 баллов
3.Словарная работа
1. Учитель читает слова
2.Спишите, вставляя букву
3. Распределите по столбикам О, Е, И
4.Проверь себя и оцени.
Ключ для самооценки.
Нет ошибок – «5» - 3 балла
1-2 ошибки – «4» - 2 балла
3 ошибки – «3» - 1 балл
Более трех ошибок – «2» - 0 баллов
4.Исследовательская работа по группам
1.Предлагает учащимся самостоятельно определить тему урока и поставить цель и задачи
Ставит проблемный вопрос: «Можно ли по данным предложениям определить вид придаточного, на какие вопросы отвечает, средства связи и место в предложении?»
На доске даны предложения:
1.Посылаю ей все слёзы в подарок, потому что не дожить мне до свадьбы.
2. Всякий труд важен, ибо облагораживает человека.
3. Благодаря тому, что мы ставили каждый день новые пьесы, театр наш довольно охотно посещался.
Общее задание для двух групп: Определить вид придаточного
1 группе – определить значение придаточного, на какие вопросы отвечает
2 группе – определить средства связи; определить место придаточной части.
5. Итогом исследовательской деятельности является заполнение таблицы
6. Дополнение новых сведений
Создать условия для освоения нового материала учащимися
- Составные союзы, последней частью которых является что, могут расчленяться.
[ оттого …], (что…)
Потому
Затем
Что значит расчленяться? (В придаточной остается простой союз что, а остальные слова входят в состав главного предложения и выполняют в нем функцию указательного слова и являются соответственно членами предложения.
Например, Оттого и дороги мне люди, что живут со мною на земле. (У нас есть указ.слово оттого, которое стоит в 1 части в главной части пред-ия, а 2 часть этого союза оттого что стоит в придаточной части и у нас получается придаточное предложение причины)
- Придаточное причины, как вы уже мне сказали, обычно располагаются после главной части, однако при использовании двукомпонентного союза придаточная часть может стоять до главной. В которую помещается второй компонент этого союза.
Например, Так как мы все как один и за технику, и за её разоблачение, то попросим господина Воланда!.
- В русском языке нужно помнить, что нельзя начинать предложение с союзов потому что, ибо. Это считается речевой ошибкой!!!
Схемы СПП причины.
2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии.
Применить теоретические знания на практике
Подведение итога нашим знаниям о СПП с придаточными причины.
Составление кластера по группам на тему Отличие СПП с придаточными причины от других придаточных:
1 группа (сильные уч-ся) – сами составляют кластер.
2 группа – из готовых материалов составляют кластер
3.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.
1 Задание: Нахождение соответствий подобрать к главным предложениям соответствующие придаточные предложения, определить их вид.
- Мама закрыла шторы
2) Первыми тронулись на юг болотные птицы
3) Мы решили упаковать вещи вечером из-за того
4) Я плохо спал этой ночью
Ключ для самооценки.
Нет ошибок – «5» - 3 балла
1-2 ошибки – «4» - 2 балла
3 ошибки – «3» - 1 балл
Более трех ошибок – «2» - 0 баллов
а)что самолет улетел рано утром
б)так как было душно
в)потому что свет мешал малышу спать
г)так как болота уже начали замерзать.
4.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
На слайде эти предложения без знаков препинания Задание. Графический диктант. По данным предложениям составить схемы.1.) Право, я буду рад за вас, так как только влюбленный имеет право на звание человека. 2)Такая густая трава росла только по берегам озера, потому что здесь было достаточно влаги. 3) В нижнем этаже Окна, почему вероятно, были открыты, потому что отчетливо слышались женские голоса и смех. 4). Благодаря тому что он помог мне, я успел сдать работу вовремя.
Показ эталона.(Правильный вариант)
Ключ для самооценки.
Нет ошибок – «5» - 3 балла
1-2 ошибки – «4» - 2 балла
3 ошибки – «3» - 1 балл
Более трех ошибок – «2» - 0 баллов
5.Этап включения в систему знаний и повторения.
Рр Создаёт условия для проявления самостоятельной активности учащихся
1. Творческая работа. Добавьте к предложениям придаточные причины:
Я очень устал ________ .
Мы были в отчаянии _______.
Сразу потемнело_______
_____________ все попрятались.
_____________ мы были очень довольны.
Туристы остановились _____________.
Ребята внимательно наблюдали за птицами ___________.
Группа отдыхающих с утра отправилась на пристань __________.
6. Этап рефлексии учебной деятельности.
Организует рефлексию
Учитель уточняет, достиг ли цели каждый
Даёт дифференцированное домашнее задание:
Выучить материал презентации – для всех.
Упр. 156, 157, 158 – на выбор
Сочинение – миниатюра «Почему пчелу называют трудолюбивой» ( с использованием СПП причины)- для сильных уч-ся.
Организует самооценку результатов учащихся.
Оценка за урок:
-Выполнение теста – максимум 3 балла
- Словарная работа - максимум 3 балла
- Нахождение соответствия - максимум 3 балла
- Графический диктант – максимум 3 балла
Ключ к оценке:
12-13 баллов – «5»
11-10 баллов – «4»
9-8 баллов – «3»