kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по теме: Изменение быта и культуры наших предков

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Изменение быта и культуры наших предков. Тема урока: Жизнь на селе в старину. Тип урока: учебный проект, связанный с изучением быта и культуры наших предков. Цели образовательные и воспитательные: вовлечение каждого участника в активный познавательный процесс, воспитание у детей уважительного отношения к крестьянскому труду, желание быть помощниками в семейных трудах и заботах, следовать нравственным принципам своих предков. Учебно – педагогические задачи: сформировать представление о старинном быте сельских жителей, развивать воображение и творческие способности, формирование навыков исследовательской деятельности. Тип проекта: межпредметный. Время работы над проектом: один месяц. Развитие навыков: самостоятельная работа с дополнительными источниками, коммуникативность в ролевом взаимодействии, обмене информации, мыслительная деятельность при проектировании, планировании, анализе, синтезе, структурировании информации, самоанализ. Этапы проекта. 1 этап: подготовка. Учащиеся посетили музей «Тальцы» 2 этап: планирование. Ученики делятся на пять групп. Выбирают тему исследования, вырабатывают план действий. 3 этап: исследование. Учащиеся отбирают информацию, делают рисунки, систематизируют материал. 4 этап: результаты и выводы. Анализируют выбранную информацию, готовятся к отчету. 5 этап: презентация. Защита проекта каждой группой. 6 этап: оценка результата. Заполняется лист оценивания каждым членом группы. Оборудование к уроку: видеопроектор, экран, карточки с изображением предметов быта, учебник О.Т. Поглазова «Окружающий мир» (3 класс), рабочая тетрадь. Ход урока. I. Вводная беседа С чего все началось? Экскурсия в музей «Тальцы» Проект. Как жили наши предки. Жил-был молодец: дома не видал веселья, ушел на чужбину -заплакал. (Русская пословица.) - Как вы понимаете смысл пословицы? Каждый человек любит свою страну, свою родину. Что значит «любить родину»? (Знать историю, традиции народа, чтить и уважать их.) - Сегодня тема нашего урока: «Жизнь на селе в старину». Вспомните русские народные сказки. Какие виды жилых строений в них упоминаются? («Теремок» - терем; «Василиса Премудрая» - палаты белокаменные, хоромы; «Сказка о рыбаке и рыбке» - землянка; «По щучьему веленью» - изба, дворец.) - В каком жилище мы побываем сегодня на уроке? На этот вопрос мы сможем ответить, разгадав кроссворд: 1. Назовите одним словом: куклы, свистульки, матрешки. 2. Завтрак, обед и ужин. 3. Уклад жизни. 4. Предметы домашнего обихода. - Что же обозначало слово изба? II. Актуализация опорных знаний. - Как звали мастера-древодела? (Плотник.) - Послушайте загадку и определите главный рабочий инструмент плотника: Замечательный дружище: Деревянная ручища, Да железный обушок, Да каменный гребешок. Он у плотника в почете, Каждый день с ним на работе. (Топор.) Топор (тесло) - главный инструмент древоделов. Набор инструментов древнего плотника был очень скуден: кроме топора, в нем числились бурав, лопата, нож и веревка. В конце XIV - начале XV века к этим инструментам добавились долото, сверла. III. Защита проекта. Слайд 1 слайд 3 слайд 13 Вопросы по проекту задают дети. IV. Изучение нового материала. Работа по группам. Экспертная группа учащихся оценивает ответы детей. - На партах у вас лежит комплект карточек «Предметы крестьянского быта». Ваша задача назвать предмет и определить его на¬значение. Дрова - ими топили печь; топор - им рубили дрова; помело -им выметали золу из внутренности печи (печного пода) перед тем, как посадить туда хлебы; глиняный горшок - для хранения продуктов и варки пищи; ухват - им доставали горшки из печи; кочерга -клюка, которой перемешивали в печи прогоревшие дрова; бочка -в ней хранили воду; деревянное ведро - в нем приносили веду из колодца; коромысло - деревянная дуга, на концах которой женщины на плечах переносили ведра с водой; ковш - им черпали жид¬кость, сыпучие вещества. - Кому приходилось ранее видеть и где что-либо из названных предметов быта? - Рассмотрите иллюстрацию в учебнике (ч. 2, с. 121). - Что вы на ней видите, расскажите. Рассказ учителя. День крестьянской семьи начинался с трапезы. Еда подавалась в общей деревянной миске, ели деревянными ложками. Удивительно хороша была их форма. Зимними вечерами с любовью вырезались они хозяином семьи и его сыновьями. Первым начинал есть хозяин, остальные после него. Этот порядок соблюдался строго, А нетерпеливый и непослушный мог получить в наказание и в назидание ложкой по лбу. Старшим всегда и везде - почет и уважение. - Что же ели крестьяне? - Что же пили крестьяне? Беседа с учащимися. Жизнь крестьянина в деревне была как на ладони: все знали друг о друге все. И если кто-то поступал дурно, не по заповедям, то односельчане переставали его уважать. Благополучие семьи зависело не только от природы, но и от отношений с соседями. Именно поэтому крестьянин предпочитал жить в мире и дружбе со всеми. «Лучше худой мир, чем добрая ссора». Ведь в случае беды одно¬сельчане придут на помощь. Повседневная жизнь формировала добрые традиции, стиль поведения: трудолюбие, доброжелательность, гостеприимство. - Какие правила жизни выполняли в старину? Проверка домашнего задания. Тетрадь стр. 42 № 16. Старших почитай – младшим помогай. На землю не плюй, она кормилица. Не бей по столу рукой – не будет в доме согласия. Сто раз отмерь, один раз отрежь. Не говори худое слово, не погань свой рот. - Какие из этих правил ты всегда выполняешь? В старые, времена на Руси был такой обычай. Когда поздней осенью был собран весь урожай, а хлеб в закроме засыпан, собирались жители все вместе коротать осенние да зимние длинные вечера, устраивали посиделки. За окном мороз, вьюга, а в избе печь трещит, тепло. Кто за прялкой сидит, кто узор вышивает, кто из глины лепит, другие из дерева ложки да плошки вытачивают. Как говорится в русской пословице, «от скуки бери дело в руки». Весело было! То песню затянут, то шуткой перебросятся, то загадки загадывают. И сегодня не забыты старинные ремесла. В каждом крае, в каждом городе есть свои искусные мастера. Много сложено пословиц о труде. Давайте их вспомним. Я начну, а вы продолжите. - Дело мастера. (боится). - Маленькое дело. (большая польза). -Семь раз. (отмерь, один раз отрежь). -Есть терпение. (будет умение). Русские посиделки (ролевая игра) Хозяйка: Здравствуйте, любезные мои сибиряки, Как казачки, так и казаки. Рада видеть вас у себя в гостях, В моей «горнице игришной». Хозяин Рассаживайтесь, пожалуйста, на места скорей. Красны девицы — на почетные места посреди рядка. Прошка: Федул, Федул, что губу надул? Федул: Кафтан прожег. Прошка: Зачинить можно? Федул: Можно, да иглы нет. Прошка: А велика ли дыра? Федул: Один ворот остался. Прошка: Под кустом у дорожки Сидели скоморошки. Они срезали по пруточку, Они сделали по гудочку. Вместе: Вы гуды-гуды гудите, Парней, девок веселите (Играют на бубне, свистульке). Гости поют: С неба звездочка упала Прямо на нос петуху. Петуху обидно стало, Он запел: Ку-ка-ре-ку! У моего у милого Аккуратненький носок. Восемь курочек усядется И девятый петушок. На балконе, на снегу Укусил комар блоху. Сидит заяц, на березе, Умирает со смеху. Кабы, кабы, да кабы На носу росли грибы Сами бы варилися, Да и в рот катилися. Вы послушайте, ребята, Нескладуху буду петь; На дубу свинья пасется, В бане парится медведь. Хозяин: Собирайся народ, становись в хоровод! (Игра) Как у дяди Трифона Было семеро детей. Они не пили, не ели. Друг на друга глядели, Разом делали вот так. (После этих слов ведущие одновременно выполняют какое-нибудь действие: хлопают в ладоши, прыгают на одной ноге.) Хозяйка: Потешили, нас гости дорогие! V Итог урока. Наш урок подошел к концу. Вы очень хорошо потрудились! Что было новым интересным? Оцените свою работу. Вы были очень дружными, активными, проявили смекалку, творчество. Спасибо за урок. Домашнее задание: тетрадь стр.42 №17. отгадай загадки и составь крестословицу. (трапеза)

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме: Изменение быта и культуры наших предков »

Тема: Изменение быта и культуры наших предков.


Тема урока: Жизнь на селе в старину.


Тип урока: учебный проект, связанный с изучением быта и культуры наших предков.


Цели образовательные и воспитательные: вовлечение каждого участника в активный познавательный процесс, воспитание у детей уважительного отношения к крестьянскому труду, желание быть помощниками в семейных трудах и заботах, следовать нравственным принципам своих предков.


Учебно – педагогические задачи: сформировать представление о старинном быте сельских жителей, развивать воображение и творческие способности, формирование навыков исследовательской деятельности.


Тип проекта: межпредметный.


Время работы над проектом: один месяц.


Развитие навыков: самостоятельная работа с дополнительными источниками, коммуникативность в ролевом взаимодействии, обмене информации, мыслительная деятельность при проектировании, планировании, анализе, синтезе, структурировании информации, самоанализ.


Этапы проекта.

1 этап: подготовка.

Учащиеся посетили музей «Тальцы»

2 этап: планирование.

Ученики делятся на пять групп. Выбирают тему исследования, вырабатывают план действий.

3 этап: исследование.

Учащиеся отбирают информацию, делают рисунки, систематизируют материал.

4 этап: результаты и выводы.

Анализируют выбранную информацию, готовятся к отчету.

5 этап: презентация.

Защита проекта каждой группой.

6 этап: оценка результата.

Заполняется лист оценивания каждым членом группы.


Оборудование к уроку: видеопроектор, экран, карточки с изображением предметов быта, учебник О.Т. Поглазова «Окружающий мир» (3 класс), рабочая тетрадь.


Ход урока.

I. Вводная беседа

С чего все началось? Экскурсия в музей «Тальцы»


Проект.

Как жили наши предки.



Жил-был молодец: дома не видал веселья, ушел на чужбину -заплакал. (Русская пословица.)

- Как вы понимаете смысл пословицы?

Каждый человек любит свою страну, свою родину. Что значит «любить родину»? (Знать историю, традиции народа, чтить и уважать их.)

- Сегодня тема нашего урока: «Жизнь на селе в старину».



Вспомните русские народные сказки. Какие виды жилых строений в них упоминаются? («Теремок» - терем; «Василиса Премудрая» - палаты белокаменные, хоромы; «Сказка о рыбаке и рыбке» - землянка; «По щучьему веленью» - изба, дворец.)

- В каком жилище мы побываем сегодня на уроке? На этот во­прос мы сможем ответить, разгадав кроссворд:

  1. Назовите одним словом: куклы, свистульки, матрешки.

  2. Завтрак, обед и ужин.

  3. Уклад жизни.

  4. Предметы домашнего обихода.






- Что же обозначало слово изба?



II. Актуализация опорных знаний.

  • Как звали мастера-древодела? (Плотник.)

  • Послушайте загадку и определите главный рабочий инст­румент плотника:

Замечательный дружище:

Деревянная ручища,

Да железный обушок,

Да каменный гребешок.

Он у плотника в почете,

Каждый день с ним на работе. (Топор.)

Топор (тесло) - главный инструмент древоделов. Набор инст­рументов древнего плотника был очень скуден: кроме топора, в нем числились бурав, лопата, нож и веревка. В конце XIV - нача­ле XV века к этим инструментам добавились долото, сверла.



III. Защита проекта.



Слайд 1 слайд 3 слайд 13


Вопросы по проекту задают дети.


IV. Изучение нового материала.

Работа по группам. Экспертная группа учащихся оценивает ответы детей.

- На партах у вас лежит комплект карточек «Предметы кресть­янского быта». Ваша задача назвать предмет и определить его на­значение.

Дрова - ими топили печь;

топор - им рубили дрова;

помело -им выметали золу из внутренности печи (печного пода) перед тем, как посадить туда хлебы; глиняный горшок - для хранения продук­тов и варки пищи;

ухват - им доставали горшки из печи;

кочерга -клюка, которой перемешивали в печи прогоревшие дрова;

бочка -в ней хранили воду;

деревянное ведро - в нем приносили веду из колодца;

коромысло - деревянная дута, на концах которой женщи­ны на плечах переносили ведра с водой;

ковш - им черпали жид­кость, сыпучие вещества.

- Кому приходилось ранее видеть и где что-либо из названных предметов быта?

- Рассмотрите иллюстрацию в учебнике (ч. 2, с. 121).

- Что вы на ней видите, расскажите.


Рассказ учителя.


День крестьянской семьи начинался с трапезы. Еда подавалась в общей деревянной миске, ели деревянными ложками. Удивитель­но хороша была их форма. Зимними вечерами с любовью выреза­лись они хозяином семьи и его сыновьями. Первым начинал есть хозяин, остальные после него. Этот порядок соблюдался стро­го, А нетерпеливый и непослушный мог получить в наказание и в назидание ложкой по лбу. Старшим всегда и везде - почет и ува­жение.


- Что же ели крестьяне? - Что же пили крестьяне? Беседа с учащимися.

Жизнь крестьянина в деревне была как на ладони: все знали друг о друге все. И если кто-то поступал дурно, не по заповедям, то односельчане переставали его уважать. Благополучие семьи зави­село не только от природы, но и от отношений с соседями. Именно поэтому крестьянин предпочитал жить в мире и дружбе со всеми. «Лучше худой мир, чем добрая ссора». Ведь в случае беды одно­сельчане придут на помощь.


Повседневная жизнь формировала добрые традиции, стиль по­ведения: трудолюбие, доброжелательность, гостеприимство.


- Какие правила жизни выполняли в старину?

Проверка домашнего задания.

Тетрадь стр. 42 № 16.

Старших почитай – младшим помогай.

На землю не плюй, она кормилица.

Не бей по столу рукой – не будет в доме согласия.

Сто раз отмерь, один раз отрежь.

Не говори худое слово, не погань свой рот.


- Какие из этих правил ты всегда выполняешь?


В старые, времена на Руси был такой обычай. Когда поздней осенью был собран весь урожай, а хлеб в закроме засыпан, собира­лись жители все вместе коротать осенние да зимние длинные вече­ра, устраивали посиделки. За окном мороз, вьюга, а в избе печь трещит, тепло. Кто за прялкой сидит, кто узор вышивает, кто из глины лепит, другие из дерева ложки да плошки вытачивают. Как говорится в русской пословице, «от скуки бери дело в руки». Весе­ло было! То песню затянут, то шуткой перебросятся, то загадки загадывают.

И сегодня не забыты старинные ремесла. В каждом крае, в каж­дом городе есть свои искусные мастера.

Много сложено пословиц о труде. Давайте их вспомним. Я начну, а вы продолжите.

- Дело мастера... (боится).

- Маленькое дело... (большая польза).

-Семь раз... (отмерь, один раз отрежь).

-Есть терпение... (будет умение).


Русские посиделки (ролевая игра)

Хозяйка: Здравствуйте, любезные мои сибиряки,

Как казачки, так и казаки.

Рада видеть вас у себя в гостях,

В моей «горнице игришной».

Хозяин Рассаживайтесь, пожалуйста, на места скорей.

Красны девицы — на почетные места посреди рядка.

Прошка: Федул, Федул, что губу надул?

Федул: Кафтан прожег.

Прошка: Зачинить можно?

Федул: Можно, да иглы нет.

Прошка: А велика ли дыра?

Федул: Один ворот остался.

Прошка: Под кустом у дорожки

Сидели скоморошки.

Они срезали по пруточку,

Они сделали по гудочку.

Вместе: Вы гуды-гуды гудите,

Парней, девок веселите

(Играют на бубне, свистульке).

Гости поют: С неба звездочка упала

Прямо на нос петуху.

Петуху обидно стало,

Он запел: Ку-ка-ре-ку!


У моего у милого

Аккуратненький носок.

Восемь курочек усядется

И девятый петушок.


На балконе, на снегу

Укусил комар блоху.

Сидит заяц, на березе,

Умирает со смеху.


Кабы, кабы, да кабы

На носу росли грибы

Сами бы варилися,

Да и в рот катилися.


Вы послушайте, ребята,

Нескладуху буду петь;

На дубу свинья пасется,

В бане парится медведь.

Хозяин: Собирайся народ, становись в хоровод!

(Игра)

Как у дяди Трифона

Было семеро детей.

Они не пили, не ели.

Друг на друга глядели,

Разом делали вот так.

(После этих слов ведущие одновременно выполняют какое-нибудь действие: хлопают в ладоши, прыгают на одной ноге и т.п.)

Хозяйка: Потешили, нас гости дорогие!


V Итог урока.


Наш урок подошел к концу. Вы очень хорошо потрудились! Что было новым интересным? Оцените свою работу.



Вы были очень дружными, активными, проявили смекалку, творчество. Спасибо за урок.

Домашнее задание: тетрадь стр.42 №17. отгадай загадки и составь крестословицу. (трапеза)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по теме: Изменение быта и культуры наших предков

Автор: Голубевская Анна Алексеевна

Дата: 03.10.2015

Номер свидетельства: 235849

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Конспект урока Я и Украина по теме Население Украины "
    ["seo_title"] => string(59) "konspiekt-uroka-ia-i-ukraina-po-tiemie-nasielieniie-ukrainy"
    ["file_id"] => string(6) "135111"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416852256"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "" Глобальные проблемы человечества" Конспект урока. "
    ["seo_title"] => string(55) "global-nyie-probliemy-chieloviechiestva-konspiekt-uroka"
    ["file_id"] => string(6) "236670"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444135290"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства