Конспект урока по теме: Изменение быта и культуры наших предков
Конспект урока по теме: Изменение быта и культуры наших предков
Тема: Изменение быта и культуры наших предков.
Тема урока: Жизнь на селе в старину.
Тип урока: учебный проект, связанный с изучением быта и культуры наших предков.
Цели образовательные и воспитательные: вовлечение каждого участника в активный познавательный процесс, воспитание у детей уважительного отношения к крестьянскому труду, желание быть помощниками в семейных трудах и заботах, следовать нравственным принципам своих предков.
Учебно – педагогические задачи: сформировать представление о старинном быте сельских жителей, развивать воображение и творческие способности, формирование навыков исследовательской деятельности.
Тип проекта: межпредметный.
Время работы над проектом: один месяц.
Развитие навыков: самостоятельная работа с дополнительными источниками, коммуникативность в ролевом взаимодействии, обмене информации, мыслительная деятельность при проектировании, планировании, анализе, синтезе, структурировании информации, самоанализ.
Этапы проекта.
1 этап: подготовка.
Учащиеся посетили музей «Тальцы»
2 этап: планирование.
Ученики делятся на пять групп. Выбирают тему исследования, вырабатывают план действий.
3 этап: исследование.
Учащиеся отбирают информацию, делают рисунки, систематизируют материал.
4 этап: результаты и выводы.
Анализируют выбранную информацию, готовятся к отчету.
5 этап: презентация.
Защита проекта каждой группой.
6 этап: оценка результата.
Заполняется лист оценивания каждым членом группы.
Оборудование к уроку: видеопроектор, экран, карточки с изображением предметов быта, учебник О.Т. Поглазова «Окружающий мир» (3 класс), рабочая тетрадь.
Ход урока.
I. Вводная беседа
С чего все началось? Экскурсия в музей «Тальцы»
Проект.
Как жили наши предки.
Жил-был молодец: дома не видал веселья, ушел на чужбину -заплакал. (Русская пословица.)
- Как вы понимаете смысл пословицы?
Каждый человек любит свою страну, свою родину. Что значит «любить родину»? (Знать историю, традиции народа, чтить и уважать их.)
- Сегодня тема нашего урока: «Жизнь на селе в старину».
Вспомните русские народные сказки. Какие виды жилых строений в них упоминаются? («Теремок» - терем; «Василиса Премудрая» - палаты белокаменные, хоромы; «Сказка о рыбаке и рыбке» - землянка; «По щучьему веленью» - изба, дворец.)
- В каком жилище мы побываем сегодня на уроке? На этот вопрос мы сможем ответить, разгадав кроссворд:
1. Назовите одним словом: куклы, свистульки, матрешки.
2. Завтрак, обед и ужин.
3. Уклад жизни.
4. Предметы домашнего обихода.
- Что же обозначало слово изба?
II. Актуализация опорных знаний.
- Как звали мастера-древодела? (Плотник.)
- Послушайте загадку и определите главный рабочий инструмент плотника:
Замечательный дружище:
Деревянная ручища,
Да железный обушок,
Да каменный гребешок.
Он у плотника в почете,
Каждый день с ним на работе. (Топор.)
Топор (тесло) - главный инструмент древоделов. Набор инструментов древнего плотника был очень скуден: кроме топора, в нем числились бурав, лопата, нож и веревка. В конце XIV - начале XV века к этим инструментам добавились долото, сверла.
III. Защита проекта.
Слайд 1 слайд 3 слайд 13
Вопросы по проекту задают дети.
IV. Изучение нового материала.
Работа по группам. Экспертная группа учащихся оценивает ответы детей.
- На партах у вас лежит комплект карточек «Предметы крестьянского быта». Ваша задача назвать предмет и определить его на¬значение.
Дрова - ими топили печь;
топор - им рубили дрова;
помело -им выметали золу из внутренности печи (печного пода) перед тем, как посадить туда хлебы; глиняный горшок - для хранения продуктов и варки пищи;
ухват - им доставали горшки из печи;
кочерга -клюка, которой перемешивали в печи прогоревшие дрова;
бочка -в ней хранили воду;
деревянное ведро - в нем приносили веду из колодца;
коромысло - деревянная дуга, на концах которой женщины на плечах переносили ведра с водой;
ковш - им черпали жид¬кость, сыпучие вещества.
- Кому приходилось ранее видеть и где что-либо из названных предметов быта?
- Рассмотрите иллюстрацию в учебнике (ч. 2, с. 121).
- Что вы на ней видите, расскажите.
Рассказ учителя.
День крестьянской семьи начинался с трапезы. Еда подавалась в общей деревянной миске, ели деревянными ложками. Удивительно хороша была их форма. Зимними вечерами с любовью вырезались они хозяином семьи и его сыновьями. Первым начинал есть хозяин, остальные после него. Этот порядок соблюдался строго, А нетерпеливый и непослушный мог получить в наказание и в назидание ложкой по лбу. Старшим всегда и везде - почет и уважение.
- Что же ели крестьяне? - Что же пили крестьяне? Беседа с учащимися.
Жизнь крестьянина в деревне была как на ладони: все знали друг о друге все. И если кто-то поступал дурно, не по заповедям, то односельчане переставали его уважать. Благополучие семьи зависело не только от природы, но и от отношений с соседями. Именно поэтому крестьянин предпочитал жить в мире и дружбе со всеми. «Лучше худой мир, чем добрая ссора». Ведь в случае беды одно¬сельчане придут на помощь.
Повседневная жизнь формировала добрые традиции, стиль поведения: трудолюбие, доброжелательность, гостеприимство.
- Какие правила жизни выполняли в старину?
Проверка домашнего задания.
Тетрадь стр. 42 № 16.
Старших почитай – младшим помогай.
На землю не плюй, она кормилица.
Не бей по столу рукой – не будет в доме согласия.
Сто раз отмерь, один раз отрежь.
Не говори худое слово, не погань свой рот.
- Какие из этих правил ты всегда выполняешь?
В старые, времена на Руси был такой обычай. Когда поздней осенью был собран весь урожай, а хлеб в закроме засыпан, собирались жители все вместе коротать осенние да зимние длинные вечера, устраивали посиделки. За окном мороз, вьюга, а в избе печь трещит, тепло. Кто за прялкой сидит, кто узор вышивает, кто из глины лепит, другие из дерева ложки да плошки вытачивают. Как говорится в русской пословице, «от скуки бери дело в руки». Весело было! То песню затянут, то шуткой перебросятся, то загадки загадывают.
И сегодня не забыты старинные ремесла. В каждом крае, в каждом городе есть свои искусные мастера.
Много сложено пословиц о труде. Давайте их вспомним. Я начну, а вы продолжите.
- Дело мастера. (боится).
- Маленькое дело. (большая польза).
-Семь раз. (отмерь, один раз отрежь).
-Есть терпение. (будет умение).
Русские посиделки (ролевая игра)
Хозяйка: Здравствуйте, любезные мои сибиряки,
Как казачки, так и казаки.
Рада видеть вас у себя в гостях,
В моей «горнице игришной».
Хозяин Рассаживайтесь, пожалуйста, на места скорей.
Красны девицы — на почетные места посреди рядка.
Прошка: Федул, Федул, что губу надул?
Федул: Кафтан прожег.
Прошка: Зачинить можно?
Федул: Можно, да иглы нет.
Прошка: А велика ли дыра?
Федул: Один ворот остался.
Прошка: Под кустом у дорожки
Сидели скоморошки.
Они срезали по пруточку,
Они сделали по гудочку.
Вместе: Вы гуды-гуды гудите,
Парней, девок веселите
(Играют на бубне, свистульке).
Гости поют: С неба звездочка упала
Прямо на нос петуху.
Петуху обидно стало,
Он запел: Ку-ка-ре-ку!
У моего у милого
Аккуратненький носок.
Восемь курочек усядется
И девятый петушок.
На балконе, на снегу
Укусил комар блоху.
Сидит заяц, на березе,
Умирает со смеху.
Кабы, кабы, да кабы
На носу росли грибы
Сами бы варилися,
Да и в рот катилися.
Вы послушайте, ребята,
Нескладуху буду петь;
На дубу свинья пасется,
В бане парится медведь.
Хозяин: Собирайся народ, становись в хоровод!
(Игра)
Как у дяди Трифона
Было семеро детей.
Они не пили, не ели.
Друг на друга глядели,
Разом делали вот так.
(После этих слов ведущие одновременно выполняют какое-нибудь действие: хлопают в ладоши, прыгают на одной ноге.)
Хозяйка: Потешили, нас гости дорогие!
V Итог урока.
Наш урок подошел к концу. Вы очень хорошо потрудились! Что было новым интересным? Оцените свою работу.
Вы были очень дружными, активными, проявили смекалку, творчество. Спасибо за урок.
Домашнее задание: тетрадь стр.42 №17. отгадай загадки и составь крестословицу. (трапеза)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме: Изменение быта и культуры наших предков »
Тема: Изменение быта и культуры наших предков.
Тема урока: Жизнь на селе в старину.
Тип урока: учебный проект, связанный с изучением быта и культуры наших предков.
Цели образовательные и воспитательные: вовлечение каждого участника в активный познавательный процесс, воспитание у детей уважительного отношения к крестьянскому труду, желание быть помощниками в семейных трудах и заботах, следовать нравственным принципам своих предков.
Учебно – педагогические задачи: сформировать представление о старинном быте сельских жителей, развивать воображение и творческие способности, формирование навыков исследовательской деятельности.
Тип проекта: межпредметный.
Время работы над проектом: один месяц.
Развитие навыков: самостоятельная работа с дополнительными источниками, коммуникативность в ролевом взаимодействии, обмене информации, мыслительная деятельность при проектировании, планировании, анализе, синтезе, структурировании информации, самоанализ.
Этапы проекта.
1 этап: подготовка.
Учащиеся посетили музей «Тальцы»
2 этап: планирование.
Ученики делятся на пять групп. Выбирают тему исследования, вырабатывают план действий.
3 этап: исследование.
Учащиеся отбирают информацию, делают рисунки, систематизируют материал.
4 этап: результаты и выводы.
Анализируют выбранную информацию, готовятся к отчету.
5 этап: презентация.
Защита проекта каждой группой.
6 этап: оценка результата.
Заполняется лист оценивания каждым членом группы.
Оборудование к уроку: видеопроектор, экран, карточки с изображением предметов быта, учебник О.Т. Поглазова «Окружающий мир» (3 класс), рабочая тетрадь.
Ход урока.
I. Вводная беседа
С чего все началось? Экскурсия в музей «Тальцы»
Проект.
Как жили наши предки.
Жил-был молодец: дома не видал веселья, ушел на чужбину -заплакал. (Русская пословица.)
- Как вы понимаете смысл пословицы?
Каждый человек любит свою страну, свою родину. Что значит «любить родину»? (Знать историю, традиции народа, чтить и уважать их.)
- Сегодня тема нашего урока: «Жизнь на селе в старину».
Вспомните русские народные сказки. Какие виды жилых строений в них упоминаются? («Теремок» - терем; «Василиса Премудрая» - палаты белокаменные, хоромы; «Сказка о рыбаке и рыбке» - землянка; «По щучьему веленью» - изба, дворец.)
- В каком жилище мы побываем сегодня на уроке? На этот вопрос мы сможем ответить, разгадав кроссворд:
Назовите одним словом: куклы, свистульки, матрешки.
Завтрак, обед и ужин.
Уклад жизни.
Предметы домашнего обихода.
- Что же обозначало слово изба?
II. Актуализация опорных знаний.
Как звали мастера-древодела? (Плотник.)
Послушайте загадку и определите главный рабочий инструмент плотника:
Замечательный дружище:
Деревянная ручища,
Да железный обушок,
Да каменный гребешок.
Он у плотника в почете,
Каждый день с ним на работе. (Топор.)
Топор (тесло) - главный инструмент древоделов. Набор инструментов древнего плотника был очень скуден: кроме топора, в нем числились бурав, лопата, нож и веревка. В конце XIV - начале XV века к этим инструментам добавились долото, сверла.
III. Защита проекта.
Слайд 1 слайд 3 слайд 13
Вопросы по проекту задают дети.
IV. Изучение нового материала.
Работа по группам. Экспертная группа учащихся оценивает ответы детей.
- На партах у вас лежит комплект карточек «Предметы крестьянского быта». Ваша задача назвать предмет и определить его назначение.
Дрова - ими топили печь;
топор - им рубили дрова;
помело -им выметали золу из внутренности печи (печного пода) перед тем, как посадить туда хлебы; глиняный горшок - для хранения продуктов и варки пищи;
ухват - им доставали горшки из печи;
кочерга -клюка, которой перемешивали в печи прогоревшие дрова;
бочка -в ней хранили воду;
деревянное ведро - в нем приносили веду из колодца;
коромысло - деревянная дута, на концах которой женщины на плечах переносили ведра с водой;
ковш - им черпали жидкость, сыпучие вещества.
- Кому приходилось ранее видеть и где что-либо из названных предметов быта?
- Рассмотрите иллюстрацию в учебнике (ч. 2, с. 121).
- Что вы на ней видите, расскажите.
Рассказ учителя.
День крестьянской семьи начинался с трапезы. Еда подавалась в общей деревянной миске, ели деревянными ложками. Удивительно хороша была их форма. Зимними вечерами с любовью вырезались они хозяином семьи и его сыновьями. Первым начинал есть хозяин, остальные после него. Этот порядок соблюдался строго, А нетерпеливый и непослушный мог получить в наказание и в назидание ложкой по лбу. Старшим всегда и везде - почет и уважение.
- Что же ели крестьяне? - Что же пили крестьяне? Беседа с учащимися.
Жизнь крестьянина в деревне была как на ладони: все знали друг о друге все. И если кто-то поступал дурно, не по заповедям, то односельчане переставали его уважать. Благополучие семьи зависело не только от природы, но и от отношений с соседями. Именно поэтому крестьянин предпочитал жить в мире и дружбе со всеми. «Лучше худой мир, чем добрая ссора». Ведь в случае беды односельчане придут на помощь.
Повседневная жизнь формировала добрые традиции, стиль поведения: трудолюбие, доброжелательность, гостеприимство.
- Какие правила жизни выполняли в старину?
Проверка домашнего задания.
Тетрадь стр. 42 № 16.
Старших почитай – младшим помогай.
На землю не плюй, она кормилица.
Не бей по столу рукой – не будет в доме согласия.
Сто раз отмерь, один раз отрежь.
Не говори худое слово, не погань свой рот.
- Какие из этих правил ты всегда выполняешь?
В старые, времена на Руси был такой обычай. Когда поздней осенью был собран весь урожай, а хлеб в закроме засыпан, собирались жители все вместе коротать осенние да зимние длинные вечера, устраивали посиделки. За окном мороз, вьюга, а в избе печь трещит, тепло. Кто за прялкой сидит, кто узор вышивает, кто из глины лепит, другие из дерева ложки да плошки вытачивают. Как говорится в русской пословице, «от скуки бери дело в руки». Весело было! То песню затянут, то шуткой перебросятся, то загадки загадывают.
И сегодня не забыты старинные ремесла. В каждом крае, в каждом городе есть свои искусные мастера.
Много сложено пословиц о труде. Давайте их вспомним. Я начну, а вы продолжите.
- Дело мастера... (боится).
- Маленькое дело... (большая польза).
-Семь раз... (отмерь, один раз отрежь).
-Есть терпение... (будет умение).
Русские посиделки (ролевая игра)
Хозяйка:Здравствуйте, любезные мои сибиряки,
Как казачки, так и казаки.
Рада видеть вас у себя в гостях,
В моей «горнице игришной».
Хозяин Рассаживайтесь, пожалуйста, на места скорей.
Красны девицы — на почетные места посреди рядка.
Прошка: Федул, Федул, что губу надул?
Федул: Кафтан прожег.
Прошка: Зачинить можно?
Федул: Можно, да иглы нет.
Прошка: А велика ли дыра?
Федул: Один ворот остался.
Прошка: Под кустом у дорожки
Сидели скоморошки.
Они срезали по пруточку,
Они сделали по гудочку.
Вместе: Вы гуды-гуды гудите,
Парней, девок веселите
(Играют на бубне, свистульке).
Гости поют: С неба звездочка упала
Прямо на нос петуху.
Петуху обидно стало,
Он запел: Ку-ка-ре-ку!
У моего у милого
Аккуратненький носок.
Восемь курочек усядется
И девятый петушок.
На балконе, на снегу
Укусил комар блоху.
Сидит заяц, на березе,
Умирает со смеху.
Кабы, кабы, да кабы
На носу росли грибы
Сами бы варилися,
Да и в рот катилися.
Вы послушайте, ребята,
Нескладуху буду петь;
На дубу свинья пасется,
В бане парится медведь.
Хозяин: Собирайся народ, становись в хоровод!
(Игра)
Как у дяди Трифона
Было семеро детей.
Они не пили, не ели.
Друг на друга глядели,
Разом делали вот так.
(После этих слов ведущие одновременно выполняют какое-нибудь действие: хлопают в ладоши, прыгают на одной ноге и т.п.)
Хозяйка: Потешили, нас гости дорогие!
V Итог урока.
Наш урок подошел к концу. Вы очень хорошо потрудились! Что было новым интересным? Оцените свою работу.
Вы были очень дружными, активными, проявили смекалку, творчество. Спасибо за урок.