Определите, что в каждом случае стоит в скобках – предлог или приставка. Выпишите их в два столбика: в 1 столбик, слова с предлогами, а во второй – слова с приставками.
предлоги приставки
по тропинке попрыгать
во дворе наливать
на него пробежка
по дорожке улететь
под землёй поглядеть
у тебя намокнуть
- Какими частями речи являются слова 1 столбика?
- Есть ли среди слов первого столбика глаголы?
- А среди второго столбика?
- Сделайте вывод. (Какая часть речи никогда не употребляется с предлогами?)
- Глаголы не употребляются с предлогами. В глаголах пишутся приставки.
Физкультминутка
Сколько на доске глаголов, столько выполни наклонов.(6)Сколько здесь с приставкой слов, столько выполни прыжков.(6)
(разбросать, исправить, рассвет, здоровый, разный, сказать, мокнуть, окрепнуть, раскраска, вбежать)
2. Грамматическая сказка.
«Неразлучные друзья»
Нередко на Глагол нападала грусть из-за того, что мало было у него настоящих, верных друзей.
И вот шёл он как-то печальный, опустив голову, по берегу реки. Вдруг слышит: кто-то плачет. Подошёл поближе и видит: сидит на камне Приставка и заливается горючими слезами.
- Что ты плачешь? – спросил Глагол.
- Как же мне не плакать? – сказала в ответ Приставка. – Мне так плохо жить одной.
- Ну так давай дружить, и мне веселей будет.
- Согласна! – с радостью воскликнула Приставка, утирая слезу. - А у тебя есть братья?
- Да, и очень много, но все они живут в разных местах: прыгают, бегают. Поют, кричат, дерутся…
- Давай я познакомлю их со своими сестричками – приставками, если мне удастся их всех собрать: одна где-то над, другая – под, третья – за, четвёртая, кажется, - в…
Наконец приставки перезнакомились с глаголами и стали навек неразлучны. Так им понравилось дружить.
- Так как же глаголы пишутся с приставками?
4. Работа по учебнику.
1) с.89 – чтение рубрики «Обрати внимание»
с.89 упр.1 (двое учащихся – у доски, а остальные в тетрадях).
Выписать из упражнения, раскрыв скобки, десять глаголов.
2) с.90 рубрика «Вспомни»
3) с.90 упр.2 – самостоятельная работа.
1ряд – 1 предложение.
Решили лисы кролика (за)печь,
А кролик из духовки прыг (за)печь.
2 ряд – 2 предложение.
Сугробы снега вьюги (на)мели,
И грузовик, как баржа (на)мели…
3 ряд – 3 предложение.
Зависело б (от)мыла –
Веснушки я б (от)мыла.
( 3 ученика у доски, а остальные в тетрадях). Учащиеся сверяют свои работы с заданием выполненной на доске, исправляют ошибки, доказывают свою точку зрения.