Родной русский язык и литературное чтение. 4 класс. Гарипова МиляушаМухутдиновна
Тема :Правописание падежных окончаний имён существительных. Н. Сладков «Март».
Цель урока: систематизация знаний о грамматических признаках имён существительных при написании падежных окончаний; анализ художественного произведения .
Задачи: систематизировать знания о грамматических признаках имён сущ.;
отрабатывать навык выбора падежного окончания сущ-го;
совершенствовать навыки чтения через анализ произведения;
расширять словарный запас;
развивать речь, творческие способности уч-ся, внимание, наблюдательность, мышление, умение сравнивать, сопоставлять;
развивать коммуникативные УУД;
отрабатывать систему контроля и самоконтроля в деятельности;
способствовать развитию интереса к наблюдению за природой
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формируемые УУД
Орг. момент
Эмоц. настрой
1 мин
Осн. Часть.
1.Поста-
новкауч.задачи
2 мин
2. Актуа-
лизация
знаний
5 мин
3.Сам.работа.Самопро-
верка применения знаний по теме+ чистописание
3-5 мин
4. Групповая творческая работа по примению знаний по теме.
3 мин
5.Физминутка.
1 мин
6. Работа над текстом.
15 мин
7. Рефлексия
8.Дом.задание
Нужно для счастья порою немного:
Шофёру- прямая дорога,
Лётчику – ясное небо,
Прохожему –больше улыбок,
Учителю – меньше …(ошибок).
- Я знаю, вы сегодня постараетесь.
У каждого есть лист с заданием .Внимательно прочитайте.
Тает снег на школьной крыш…
Лучик солнца на окн…
Вот скворец на тонкойветк…
Чистит пёрышки свои.
Перезвон капел… слышен
Всем ребятам в тишин…
Мы в своейтетрад… пишем
Окончания падежей.
- Прочитайте эти строки, проанализируйте пропущенные буквы орф-мы,попробуйте сформулировать тему урока.
Мы продолжаем учиться прав-но писать безударные падежные окончания сущ-х и анализировать худ произведение
Работать будем в группах .Вспомним правила работы в группе.
Давайте проведем разминку.
- что такое имя сущ.?
- назовите постоянные признаки сущ-го;
- непостоянные;
- сколько падежей в русском языке? А в других языках?
- сколько типов склонения ?
- какие сущ. отн-ся к 1 скл.? ( к 1 склотн-сясущ…)
- к 2 скл.?
- к 3 скл.?
- Как определить правильное написание безуд. падежных окончаний?
Алгоритм.
1.Ставлю сущ. в нач. форму и определяю тип склонения.
2. Подбираю слово-помощник и ставлю в ту же форму.
3. Пишу такое же окончание, какое у слова помощника.
Назовите эти слова помощники.
Сейчас сам-ая работа. 2 ученика у доски.
Буквенный диктант и совместим это с чистописанием. Будьте вним-ны. Пишем только буквы окончаний.
Для дедушки, до рощи, к чаще, в апреле, с крыши,
к черёмухе, на ветке, к ночи, на морозе, от оттепели, в тиши, о ели, в луже, в гнезде, на улице.
Самопроверка,оценивание.
ии е е и е е и е и ии е ее
Работаем в группах.Задания на столах. Пишем в тетрадях.
Подберите существительные с безударными падежными окончаниями,вписать и доказать правописание.
телеграмма для ______
рассказ о _______________
сидит на _______________
сок из __________________
гулял в _________________
Проверка и оценивание.
Ведущий называет слова.По типу склонения выполняете движения руками.
Закройте глаза и послушайте музыку.
Вспомним красавицу весну,которая стучится в окно и гонит зиму. Ярко светит солнышко.В это время года небо удивляет нас своей чистотой. Оно голубое-голубое,воздух прозрачен и влажен.Пахнет снегом и землёй.
Перед вами худ.произведение.
Вопросы для обсуждения в группах.
1.Кто автор произведения?
2.Как называется произведение?
3.Как думаете о чём это произведение?
4. Что вы знаете об авторе произведения?
Для того чтобы проверить наши предположения о содержании текста прочитайте внимательно текст.
- Определите тему и идею произведения.
( Тема- весна, идея – изменения в природе).
- Определите тип текста.( Описание). Докажите.
- Встретились ли вам непонятные слова. Попробуйте объяснить в группе.Если не получается просите помощи у др. группы или у меня.
- Соответствует ли название текста содержанию?
- Что означает название месяца март?
- Март от лат. Martus свое название в честь римского бога полей и стад, а в дальнейшем бога войны Марса.
- В каком цвете видит Николай Сладков весну? С ним согласны?
Выразительное чтение по одному чел. с каждой группы.
Задания по группам. Запишите в тетрадях.1 группа: Что и как пишет автор о снеге?
2 группа: Что пишет о лесе,деревьях ?
Какие средства худ.выразительности применил автор?
Ответы групп.( Сравнение:как молнии- тени на снегу, горят снега.Олицетворение: деревья загорают,берёзы дышат)
Определите падежи выделенных сущ.
На экране пословицы о весне.
Февраль силён метелью,а март – капелью.
Грач на горе- весна во дворе.
Март зиму кончает, весну начинает.
Весна,зажгиснега,заиграй овражки.
- Какую из этих пословиц выбрали бы как название нашему тексту? Обоснуйте ответ.
Давайте подведём итог нашего урока. Ответьте
на вопросы:
На уроке мне было интересно узнать …
Чем мне надо поработать?
На выбор.1. Написать сочинение-описание о трёх весенних месяцах(10 предл.)
2. Написать наблюдения об измениях в марте.
3. Подобрать пословицы о весне.(не менее 5)
работают с текстом,анализируют,делают
выводы
отвечают на вопросы разминки
Алгоритм
сам. работа,самопроверка
работают в группе
слушают музыку и учителя
Отвечают на вопросы, обсуждают, делают выводы
личностные
познавательные,
регулятивные
коммуникативные,
познавательные
Познавательные,ре-
улятивные,личност-
ные
коммуникативные
познавательные
Регулятивные
Личностные
познавательные
коммуникативные
регулятивные
регулятивные
личностные