3. Формирование умения слушать и слышать собеседника.
4. Формировать умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
Метапредметные:
1. Развитие умственных действий: анализ и синтез, сравнение, классификация, обобщение;
2 Формировать умение принимать и сохранять учебную цель и задачи.
3 Планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, прогнозировать предстоящую работу.
4 Учить контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении.
Учебник « Русский язык», автор В.П.Канакина, В.Г. Горецкий
Компьютер, проектор (презентация к уроку)
Карточки для работы в паре.
Ход урока
I.Организационный момент.
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок,
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Только лишь оценку «пять»!
II.Актуализация знаний
Проверить правильность посадки.
Руки – на месте, Ноги – на месте, Локти – у края, Спинка – прямая.
Минутка чистописания. Зн на ан ни ия (Слайд)
- Начнём наш сегодняшний урок с минутки чистописания
-Пропишите буквосочетания.
-Какое слово зашифровано?
- Для чего нужны людям знания?
- Как можно получить знания?
- Какие пословицы с этим словом знаете?
(Знания на плечи не давят. Мир освещается солнцем, а человек знанием. Ложка нужна, чтобы суп хлебать, а грамота- чтобы знания черпать. Не гордись званием, а гордись знанием.)
- Запишите 1 пословицу. Определите падеж у этого слова.
- О каких падежах имён существительных мы говорили на прошлом уроке?
- Как отличить И п от В п?
Работа по карточкам в паре ( коллективная проверка)
III.Самоопределение к деятельности
(На слайде записана тема: «Правописание окончаний существительных в ... падеже». )
-О каком падеже будем говорить сегодня вы сможете сказать, посмотрев на подсказки.
Кого? Чего? Где? Куда? Откуда?
От, до, из, у, без, для, около, вокруг, после, кроме
( Родительный падеж)
- Что из этого мы ещё мало изучали? Что требует исследования?
- В чём состоит трудность при определении падежных окончаний существительных? (Падежные окончания бывают ударные и безударные.
-Сформулируйте задачи урока.(Познакомиться с правилами правописания окончаний существительных 1, 2 и 3-го склонения в родительном падеже.)
IV.Работа по теме урока
1. Наблюдения над правописанием окончаний имён существительных в родительном падеже
Первая группа: белка, земля, вода.
Вторая группа: поле, конь, окно.
Третья группа: степь, тетрадь.
-В написании окончаний каких слов вы не сомневались?
-А как поступить, если окончание безударное?
-Сделайте вывод. (Имена существительные 1-го склонения в родительном падеже имеют окончания -и, -ы, 2-го склонения —а, -я, 3-го склонения — -и.)
(Учитель записывает результаты исследования на доске в виде таблицы, дети в тетрадь)
2 Работа по учебнику
Упр. 191 (с. 107).
-Рассмотрите таблицу.
-Расскажите по таблице, что вы знаете о родительном падеже.
-Каким способом проверены окончания имён существительных в таблице?
-Объясните написание окончаний в предложении.
-Почему окончания различны?
Физминутка
( Если имя существительное стоит в Р п- 3 хлопка, если нет- 3 шага)
Ехала машина,
жить без друга,
рассказ из книги,
самолёт летит,
купил для брата,
ученица читает,
около школы,
после дождя
Упр. 193 (с. 108).
-Прочитайте.
Из какого произведения эти строки? (Из стихотворения С.В. Михалкова «А что у вас?».)
(Комментированное письмо.)
-Имена существительные какого склонения в родительном падеже имеют окончание -и? (1-го и 3-го склонения.)
-От чего зависит выбор окончания -и или -ы?
Выполните разбор слова (у) Коли как части речи.( 1 ученик выполняет у доски, проверка)
Работа над словарным словом
.
-Объясните значение слова инженер по толковому словарю.
-Слово инженер пришло в русский язык из французского языка. Первоначальное значение этого слова в языке - остроумный, одарённый.
-Обратите внимание на форму множественного числа этого слова.
-Запишите в словарик слово инженер, поставьте ударение, подчеркните орфограммы
-Составьте с этим словом предложение, запишите.
3 Самостоятельная работа учащихся в парах по карточке
- Запишите словосочетания, изменив окончания имён сущ.
согрелся у (костёр)
выглянуло из-за (тучка)
добежал до (дорога)
отошёл от (пристань)
живёт около (роща)
остался без (корабль)
- Чья пара справится с заданием, поднимите руки.
Проверка по слайду. Самооценивание.
V. Итог. Обобщение знаний о родительном падеже
- Итак, что же мы можем рассказать о родительном падеже имени существительного?
(Учащиеся ещё раз обобщают изученный материал)
VI. Рефлексия
-Какие задания вам понравились больше всего, а какие вызвали затруднения?
-Кому бы вы сегодня на уроке сделали комплимент и сказали «молодец»?
-Как надо относиться к учению, чтобы быть успешным в жизни?
– Оцените свою работу на уроке.
-На какой ступени нашей лестницы знаний вы находитесь?
Выставление оценок
VII.Домашнее задание по выбору учащихся
Найти и выписать из художественных книг несколько предложений с сущ. в Р. п. ед. ч. с разными предлогами. 2. Составить текст, используя сущ. в Р. п. с предлогами.
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1»
г. Красноперекопск
РАЗРАБОТКА УРОКА Класс: 4 Предмет: Русский язык Тема: Правописание окончаний имён существительных в родительном падеже.