kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План-конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме "Имя числительное"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В процессе урока учащиеся повторяют раздел "Имя числительное". Правописание числительных, разряды числительных, синтаксическая роль в предложении. Предлагаю задания на развитие логическогj мышления, тестовые задания, на развитие речи учащихся.  В течение всего урока прослеживается связь с другими дисциплинами (литература, история, математика). Обращаю внимание на исторические справки о числительном.  Изучение имени числительного представляет одно из интереснейших явлений в методике преподавания русского языка. Я считаю, что преподаванию данной темы следует уделять больше внимания и заинтересованности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«план-конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме "Имя числительное" »

Тема: «Имя числительное».

Цели:

- формировать умения различать и правильно писать простые, сложные и составные числительные;

- развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать, классифицировать, обобщать.

вызвать интерес к урокам русского языка, стремление к совершенствованию своей речевой практики.


Раздаточный материал:   карточки, таблицы, иллюстрации, игровое поле (сектора закрыты листами, на которых написаны задания)

Форма урока: игра «Крестики - нолики»

Ход урока.

Организационный момент.

Приветствие. Тема урока. Целеполагание. Сегодня на уроке мы повторим изученный материал по теме «Имя числительное», проведем урок в форме игры «Крестики-нолики».

Суть игры проста: команда, которая откроет три поля по диагонали, по вертикали или по горизонтали , вписывает в поле свой знак – крестик, либо нолик. Это можно сделать в том случае, если правильно выполнить задания каждого поля. Ход в порядке очереди. Если команда выбрала поле, но задание выполнила с ошибками, право ответа переходит другой команде, поэтому все задания выполняют обе команды.

Актуализация знаний.

- Что такое имя числительное?

- На какие разряды делятся имена числительные?

- Какими членами предложения могут быть имена числительные?

Работа в группах:

Класс делится на две группы: «Крестики» и «Нолики», выбирают себе капитана


Конкурс капитанов. «Кто быстрее?»

Решите задачу. Запишите ответ в рабочей тетради. Произведите синтаксический разбор ответа.

В группе 12 человек. В каждом конкурсе нашей игры 3 задания. Капитан распределяет задания поровну. По сколько человек команды буду работать над одним заданием? Сколько процентов это составит от числа всех игроков?

Команда, быстрее справившаяся с заданием, будет первой выбирать поле.

Задания поля №1

Запишите числительные буквами 13, 25, 879, 68, 502, 7, 50, 700

Разделите эти числительные на 3 группы. По какому признаку вы это сделаете?

3.Собирательные числительные сочетаются с …


Задания поля №2

1.Просклоняйте собирательные числительные оба, обе.

И.п. оба                                                                  И.п. обе

Р.п. обоих                                                              Р.п. обеих

Д.п. обоим                                                             Д. п. обеим

В.п. оба (обоих)                                                    В.п. обе (обеих)

Т.п. обоими                                                          Т. п. обеими

П.п. об обоих                                                        П. п. об обеих

2)  Внимательно прочитайте текст, выполните задания .

С наступлением весны и потеплением воды рыбы вновь возвращаются к жизни: быстрее плавают, больше едят, набирают вес.

Чем больше водоём и чем теплее в нём вода, тем разнообразнее пища для рыб и тем большего веса они достигают. (3) В Каспийское море попадают белуги более тысячи килограммов. (4) Ловятся сомы в двадцать пять килограммов и щуки весом до тридцати килограммов. (5) Это всё хищные рыбы. (6) Карась, линь, плотва редко достигают веса более пятисот граммов.

(7) Продолжительность жизни рыб неодинакова. (8) Хамса живёт всего три года, а щука более сорока лет. (По А.Клыкову)

Из предложений 6-8 выпишите  числительные в форме родительного падежа.    (Пятисот, сорока).


3.Подберите  пословицы  и  фразеологизмы  с числительным   СЕМЬ.

Ответы:  1)Семеро одного не ждут. 2) Семь раз  отмерь, один раз отрежь. 3)Семи пядей во лбу.

  4) До  седьмого пота.   5) Семь бед – один ответ. 6) Почувствовать себя на седьмом небе.

   7)Семь  верст до небес с все лесом. 8) За семью печатями и др.)


Задания поля №3


1.В каких числительных  пишутся двойные согласные, приведите примеры.

(Ответы:   1. Миллиарды  звезд  светили в небе.    2. Миллионы  людей выступают против войны.

3. Время  приближалось  к одиннадцати и др.).

2. Разберите по составу выделенные слова. Какой частью речи они являются.

Пятак, четырех, семидесяти

3. Решите тестовые вопросы.

А1. Какое утверждение ошибочно?

Количественные числительные отвечают на вопрос сколько?

Порядковые числительные изменяются так же, как имена прилагательные.

В составных порядковых числительных склоняется только последнее слово.

Собирательные числительные сочетаются только с личными местоимениями.

А2. Укажите имя числительное:

сотка

сотый

столетний

сотня

А3. Какое числительное является порядковым?

двести

пятьдесят восьмой

пятеро

сорок семь

А4. Укажите собирательное числительное:

два

двое

пятеро

сорок семь

А5. Какое числительное изменяется по родам?

один

шесть

девять

сто

(Ответы к тесту:   А1. – 4;  А2. -   2; А3. -  2; А4. – 2; А5. – 1;  ).


Задания поля №4

1. слова: друг, товарищ, сын, окно, инженер, школа, легенда. .

– Употребите эти существительные с собирательными числительными оба или трое. Запишите полученные словосочетания в тетрадь. 

2 Просклоняйте словосочетания рыжие лисята, трое лисят.

И.п. рыжие лисята, трое лисят
Р.п. рыжих лисят, троих лисят
Д.п. рыжим лисятам, троим лисятам
В.п. рыжих лисят, троих лисят
Т.п. рыжими лисятами, троими лисятами
П.п. о рыжих лисятах, о троих лисятах.

– Выделим окончания имен прилагательных и числительных, сделаем вывод.


3) Вставьте числительные оба, обе

По … сторонам дороги тянулся густой лес.

Малышка держала куклу … руками.

Склоны … оврагов размыты дождями.

братьев приняли в спортивную школу.

Мальчик вырезал звезды из … листов бумаги.

В … случаях ответ был неверным.

Задания поля №5

1.Составьте кластер по теме «Имя числительное»

2. Синтаксический разбор предложения После обеда вы прошли три четверти пути?(Вопр., невоскл., простое, распр.)

 3. выполнить тестовые задания

Тест

1)      Найди ошибку:

семеро козлят

одиннадцатеро цыплят

четверо друзей

пятеро котят

 

2)      Найди ошибку:

двое подруг

двое котят

двое учеников

нас двое

 

3)      Найди ошибку:

трое ножниц

семеро кошек

семеро парней

две женщины

 

4)      Найди ошибку:

на обоих журналах

на обеих берегах

обе подруги

оба друга

 

5)      Найди правильное сочетание:

двенадцатеро первоклассников

двое кошек

в обоих томах

шестеро тигриц



задания поля № 6



  1. Исправьте ошибки.

С полутораи тоннами груза, в сороках километрах, пятидесятью тремя килограммами, о девяносто трёх спортсменах, к трёхстам тридцати вагонам.

2. Закончите ряд:

сложные, составные, …   

целые, дробные, …             

Приведите примеры собирательных числительных.

3. Проанализируйте примеры и определите способ образования собирательных числительных.

 

два – двое           пять – пятеро



Задания поля№7

1.Ответьте на вопросы (про себя) и запишите числительные в нужной форме.

Сколько братьев было у Ниф- Нифа? (Два или двое.)

Какой по счёту в году месяц ноябрь? (Одиннадцатый.)

Сколько лет в одном веке? (Сто.)

Сколько лиц в названии главного города страны? (Столица.)

Какое числительное при прибавлении к нему буквы л бывает обеденным (стол); буквы г – кучей сена (стог);буквы н – звуками, издаваемыми от боли (стон); буквы п- командой «остановись» (стоп)?

Какого числа не стоит начинать серьёзного дела? (тринадцатого.)

Назовите волшебное числительное многих сказок. (Три.)

Сколько богатырей вышло из пены морской в сказке Пушкина? (Тридцать три.)


2. Прочитайте ребусы, используя синонимичные названия одной и той же цифры:


1 очка 1 бор ш 1 а 1 ос

одиночка разбор школа колос


по 2 л 2 д с 3 ж 3 ко

подвал парад стриж трико


па 3 от 40 а 100 лб

патриот сорока столб


3. «Мозговая атака»


К доске выходит капитан, соперники задают ему 2 вопроса.



Задания поля №8



1.Прочитайте уравнение, решите, запишите ответы

А) X+25=50 Б) р-18=20

X=25 р=38

Прочитайте произведение:

А) 175x60 Б) 80x (x+70)



2.Замените цифры порядковыми или количественными числительными. Вставьте пропущенные буквы.


А) У З_ мли (1)________ спутник.

Государство Русь к рубежу (10- 11)_________________ веков стало одним из могущественных в Европ_.


Б) Пятница (5)________ день недели.

(5)________ апреля 1242 г. произошло Ледовое побоище.


3.Замените цифры количественными числительными.



А) 11______________________ Б) 15________________________

3___________ 9_____________



Задания поля №9


1.Каким членом предложения является числительное?


А) Дважды два – четыре. Б) Первый блин комом.

Семеро одного не ждут. Пушкин родился в 1799 году.



2.Назовите пропущенные буквы и объясните правописание слов.


А) Ми…ион, полт…ра, одинна…цать.

Двух…ярусный, сорок...рублёвый, девяност…летний.


3.Образуйте от слов, данных в скобках, сложные имена прилагательные. Объясните их правописание.


А) (1 апреля) шутка, (60 градусов) мороз, (5 метров) лента, (90 лет) старик, (2 килограмма) гиря.



Игра продолжается до тех пор, пока одна из команд не поставит крестик или нолик в три поля подряд (по вертикали, горизонтали, диагонали). Если же такая комбинация не получится у обеих команд, играем до конца, пока не откроем все 9 полей, и по количеству определим победителя.


Итог урока. Выставление оценок .

-Чем мы сегодня занимались на уроке?

Что вам больше понравилось, запомнилось на уроке? Какие моменты темы лучше усвоили?

Вы заметили, что имя числительное встречается не только на уроках русского языка, но его важно изучать не только как часть речи, необходимо правильно произносить числительные и на уроках математики, когда совершаете действия, на уроках истории, называя даты, а также на уроках биологии, географии, черчения и т.д. А самое главное в жизни, говоря на русском языке о любом предмете вы, зная все особенности этой части речи, сможете показать вашу грамотную, а значит, красивую речь.



VIII Домашнее задание:

Написать мини – сочинение «Где я встречаюсь с числительными?»







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
план-конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме "Имя числительное"

Автор: Журтукова Жанна Галихановна

Дата: 18.02.2015

Номер свидетельства: 175540


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства