kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по теме "Правописание безударных личных окончаний глагола"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Комбинированный урок  русского языка предназначен для обучающихся в 4 классе по теме "Правописание безударных личных окончаний глагола".В уроке использованы разлиичные виды и формы работы (работа в парах и группах ), подобраны задания,направленные на повторение и систематизацию сведений обучающихся о морфологических признаках глагола, необходимые для усвоения нового материала. Использованы элементы  методики Марины Сергеевны Соловейчик "Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока по теме "Правописание безударных личных окончаний глагола"»

Урок русского языка в 4 классе

Тема: правописание безударных личных окончаний глагола

Цель: формирование первоначальных знаний о правописании безударных личных окончаний глагола

Задачи:

  • Образовательные: повторить и систематизировать сведения о морфологических признаках глагола, необходимых для успешного усвоения нового материала (время, лицо, число, вид, спряжение); провести необходимую коррекционную работу для устранения недочетов в знаниях; начать формирование знаний об отличительных особенностях окончаний глаголов в зависимости от спряжения и глаголах-исключениях.

  • Развивающие: развивать умение работать с таблицей, карточками, тестовым материалом; развивать умение рассуждать по данному алгоритму.

  • Воспитательные: воспитывать умение работать в паре, группе; формировать умение определять уровень собственных ЗУН и выявлять слабые стороны своих знаний; воспитывать лидерские качества.

Оборудование: презентация, индивидуальные карточки-задания.

Тип урока: комбинированный

ХОД УРОКА:

1.Целеполагание.(Цель этапа: формировать навыки постановки целей и задач урока, определять основополагающую цель).

Слайд №1

Сто...шь Рису...шь

Молч...шь Кле...шь

По...шь Паш...шь

Лет...шь Строч...шь

- Прочитайте слова, вставьте пропущенные буквы. В слова какого ряда буквы вставлять было легко? Почему? (окончания ударные, буквы вставляются безошибочно).

- Почему слова второго ряда вызывали затруднения? (окончания безударные, возможны ошибки в написании слов).

- Определите, чему мы будем учиться на нашем уроке? ( правильно писать окончания глаголов).

- Назовите тему нашего урока? (правописание безударных личных окончаний глагола).

Слайд № 2

2. Повторение материала.(Цель этапа: повторить знания о морфологических признаках глагола, необходимые для успешного изучения новой темы, выявить возможные недочеты и провести их коррекцию).

1) Фронтальная беседа.

Слайд№3

- Что называется глаголом?

- Что такое инфинитив? (думается, что заменять выражение "неопределенная форма глагола" на "инфинитив" необходимо уже с начальной школы, чтобы впоследствии не возникло противоречия).

- Как определять вид глагола?

- Какие временные формы имеет глагол?

2) Работа в парах.

ЗАДАНИЕ: в тексте (слайд №4) найти глаголы, выписать в карточки, сделать морфологический разбор.

Зима недаром злится,

Прошла ее пора -

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

Глагол

Инфинитив

Время

Вид

Спряжение

Лицо

Число

Злится

Злиться

Наст.

Несов.

II

3

Ед.

Прошла

Пройти

Прош.

Сов.

I

-

Ед.

Стучится

Стучаться

Наст.

Несов.

II

3

Ед.

Гонит

Гнать

Наст.

Нес.

II

3

Ед.

3) Проверка (слайд № 5). Выявление трудностей. Возможная коррекция.

ВАРИАНТЫ КОРРЕКЦИИ:

  • Объяснение учителя.

  • Выявление и коррекция ошибок в группах.

  • Выявление и коррекция ошибок в парах.

3. Усвоение новых знаний.(Цель этапа: формировать первичные знания о правописании безударных личных окончаний глагола в зависимости от спряжения; добиться усвоения знаний о глаголах-исключениях; научить школьников рассуждать по алгоритму).

1) Вводное повторение.

- Что означает задание "проспрягать" слово ? (изменить по лицам и числам).

- Все ли временные формы можно спрягать? (нет, только глаголы в настоящем и будущем времени).

2) Усвоение новых знаний - знакомство с безударными личными окончаниями глаголов (слайд№6).

1 спряжение

2 спряжение

Ед.ч.

Мн.ч.

Ед.ч.

Мн.ч.

1 л

читаю

1 л

читаем

1 л

варю

1 л

варим

2 л

читаешь

2 л

читаете

2 л

варишь

2 л

варите

3 л

читает

3 л

читают

3 л

варит

3 л

варят


(Учащиеся отрабатывают запоминание индивидуально, проверяют друг друга в парах, группах).

- А сейчас обратите внимание на эту схему. Чем она отличается от первой? Слайд№7

I- е -ут, -ют

II- и -ат, -ят.

(учащиеся отмечают, что следует запомнить написание буквы Е в первом спряжении и буквы И - во втором, а также написание окончаний в 3 лице множественного числа).

3) Учитель объясняет наличие исключений. Для запоминания можно предложить ученикам стихотворную форму. Слайд № 8

Помощь в стихах

Гнать, держать, смотреть и видеть,
дышать, слышать, ненавидеть,
и зависеть, и вертеть,
и обидеть, и терпеть.
Вы запомните, друзья,
Их на “
” – спрягать нельзя.

В этих глаголах мы пишем лишь: “ (ты видишь, он видит и видят они)

4) Работа в группах:

ЗАДАНИЕ: составить алгоритм действий при написании безударных личных окончаний глаголов.

(учащиеся составляют алгоритм действий, при обсуждении вариантов выбирается наиболее верный способ; при необходимости учитель дает свой вариант).Слайд №9

1.Найти глагол.

2.Поставить глагол в инфинитив, соблюдая вид.

3.Определить спряжение.

4.Проверить, не является ли слово исключением.

5.Вставить орфограмму.

Например: "Буря мглою небо кро..т". Глагол - кро..т - нес.вид. Инфинитив: крыть. Слово оканчивается на -ть и не является исключением. Глагол первого спряжения. Пишу букву Е - кроЕт.

4.Закрепление полученных знаний.(Цель этапа: последовательно и целенаправленно научить учащихся применять на практике полученные знания, своевременно выявлять недочеты и корректировать их).

1) Устное рассуждение по образцу (в связи с трудностью темы следует приучать учащихся к рассуждению по образцу).Слайд№10

Предложения для комментария.

  • Парус белый та...т вдали.

  • Тень реде...т.

  • На небе брезж...т утренняя заря.

  • Солнце скоро встан...т.

2) Работа с индивидуальными карточками-заданиями.

Карточка №1.

ЗАДАНИЕ: пользуясь алгоритмом, определи спряжение и вставь окончания.

Бичу...шь, залива...м, смотр...те, бре...шься, беле...т, держ...т, дума...шь, глад...шь, вид...шь, гуля...шь.

Карточка №2.

1.Укажи номера глаголов I спряжения.

2. Укажи номера глаголов-исключений.

1

плыть

1

рвать

2

шутить

2

держать

3

бить

3

смотреть

4

кормить

4

курить

5

шить

5

любить

6

тушить

6

верить

7

лить

7

вертеть

8

делить

8

грубить

9

ныть

9

гнать

10

петь

10

стелить

*

1, 3, 5, 7, 9. 10

*

2, 3, 7. 9, 10

3) Проверка выполнения. Коррекция ошибок.

5.Контроль над уровнем ЗУН.(Цель этапа: выявить уровень ЗУН для проведения работы на следующем уроке).

Задание * - для всех учащихся обязательно, задание ** и задание *** - по выбору.

*

**

***

Определить спряжение записанных на доске глаголов и вставить пропущенные буквы.

Изуча ._шь, приход._м, чита._те, (он) принос._т, дыш..т.

Вставить пропущенные буквы, над словом указать спряжение.

1.Воду в решете не удерж..шь.
2.За двумя зайцами погон…шься – ни одного не пойма..шь.
3.Слышит звон, да не знает, где он.
4.Не та рука плоха, что держ…т свое, а та, что тян…т чужое.
5. Охотник слыш…т, как лес дыш…т.

В каком ряду во всех глаголах 3-го лица множественного числа пишется Я?

1) кол...т (дрова), глад...т, трат...т;

2) чист..т, верт...т, кле...т;

3) лов...т, та...т (снега), держ...т;

4) стро...т, стел...т, гон...т.

6.Обобщение.(Цель этапа: нацелить учащихся на определение главной проблемы в теме).Слайд № 11

- Что такое спряжение?

- Почему несколько глаголов попали в исключения?

- Что необходимо знать для правильного написания безударного личного окончания глагола?

7.Д.З.(Цель этапа: последовательно приучать учащихся к оценке собственных ЗУН и оценке своей деятельности на уроке: что я усвоил хорошо и что мне необходимо выучить дома, в чем разобраться?)

(Учащиеся самостоятельно определяют, что им необходимо знать к следующему уроку).













Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
конспект урока по теме "Правописание безударных личных окончаний глагола"

Автор: Лысенко Инна Юрьевна

Дата: 15.11.2015

Номер свидетельства: 253446

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Конспект урока по русскому языку. Тема: «Правописание безударных личных окончаний глагола» "
    ["seo_title"] => string(97) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-tiema-pravopisaniie-biezudarnykh-lichnykh-okonchanii-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "188994"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426783328"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Конспект урока по теме "Правописание безударных личных окончаний глагола.""
    ["seo_title"] => string(84) "konspiekt-uroka-po-tiemie-pravopisaniie-biezudarnykh-lichnykh-okonchanii-ghlaghola-1"
    ["file_id"] => string(6) "306204"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458065018"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "Конспект урока русского языка 4 класс «Правописание безударных личных окончаний глаголов»"
    ["seo_title"] => string(88) "konspiekturokarusskoghoiazyka4klasspravopisaniiebiezudarnykhlichnykhokonchaniighlagholov"
    ["file_id"] => string(6) "264671"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449757362"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(226) "Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени""
    ["seo_title"] => string(142) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-pravopisaniie-biezudarnykh-lichnykh-okonchanii-ghlagholov-v-nastoiashchiem-i-budushchiem-vriemieni"
    ["file_id"] => string(6) "323151"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461768977"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Конспект урока на тему "Правописание безударных личных окончаний глаголов""
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekt-uroka-na-tiemu-pravopisaniie-biezudarnykh-lichnykh-okonchanii-ghlagholov"
    ["file_id"] => string(6) "180777"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425232849"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства