конспект урока по теме "Правописание безударных личных окончаний глагола"
Конспект урока по теме "Правописание безударных личных окончаний глагола"
Комбинированный урок русского языка предназначен для обучающихся в 4 классе по теме "Правописание безударных личных окончаний глагола".В уроке использованы разлиичные виды и формы работы (работа в парах и группах ), подобраны задания,направленные на повторение и систематизацию сведений обучающихся о морфологических признаках глагола, необходимые для усвоения нового материала. Использованы элементы методики Марины Сергеевны Соловейчик "Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах"
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цель: формирование первоначальных знаний о правописании безударных личных окончаний глагола
Задачи:
Образовательные:повторить и систематизировать сведения о морфологических признаках глагола, необходимых для успешного усвоения нового материала (время, лицо, число, вид, спряжение); провести необходимую коррекционную работу для устранения недочетов в знаниях; начать формирование знаний об отличительных особенностях окончаний глаголов в зависимости от спряжения и глаголах-исключениях.
Развивающие:развивать умение работать с таблицей, карточками, тестовым материалом; развивать умение рассуждать по данному алгоритму.
Воспитательные:воспитывать умение работать в паре, группе; формировать умение определять уровень собственных ЗУН и выявлять слабые стороны своих знаний; воспитывать лидерские качества.
1.Целеполагание.(Цель этапа: формировать навыки постановки целей и задач урока, определять основополагающую цель).
Слайд №1
Сто...шь Рису...шь
Молч...шь Кле...шь
По...шь Паш...шь
Лет...шь Строч...шь
- Прочитайте слова, вставьте пропущенные буквы. В слова какого ряда буквы вставлять было легко? Почему? (окончания ударные, буквы вставляются безошибочно).
- Почему слова второго ряда вызывали затруднения? (окончания безударные, возможны ошибки в написании слов).
- Определите, чему мы будем учиться на нашем уроке? ( правильно писать окончания глаголов).
- Назовите тему нашего урока? (правописание безударных личных окончаний глагола).
Слайд № 2
2. Повторение материала.(Цель этапа: повторить знания о морфологических признаках глагола, необходимые для успешного изучения новой темы, выявить возможные недочеты и провести их коррекцию).
1) Фронтальная беседа.
Слайд№3
- Что называется глаголом?
- Что такое инфинитив? (думается, что заменять выражение "неопределенная форма глагола" на "инфинитив" необходимо уже с начальной школы, чтобы впоследствии не возникло противоречия).
- Как определять вид глагола?
- Какие временные формы имеет глагол?
2) Работа в парах.
ЗАДАНИЕ: в тексте (слайд №4) найти глаголы, выписать в карточки, сделать морфологический разбор.
3. Усвоение новых знаний.(Цель этапа: формировать первичные знания о правописании безударных личных окончаний глагола в зависимости от спряжения; добиться усвоения знаний о глаголах-исключениях; научить школьников рассуждать по алгоритму).
1) Вводное повторение.
- Что означает задание "проспрягать" слово ? (изменить по лицам и числам).
- Все ли временные формы можно спрягать? (нет, только глаголы в настоящем и будущем времени).
2) Усвоение новых знаний - знакомство с безударными личными окончаниями глаголов (слайд№6).
1 спряжение
2 спряжение
Ед.ч.
Мн.ч.
Ед.ч.
Мн.ч.
1 л
читаю
1 л
читаем
1 л
варю
1 л
варим
2 л
читаешь
2 л
читаете
2 л
варишь
2 л
варите
3 л
читает
3 л
читают
3 л
варит
3 л
варят
(Учащиеся отрабатывают запоминание индивидуально, проверяют друг друга в парах, группах).
- А сейчас обратите внимание на эту схему. Чем она отличается от первой? Слайд№7
I-е -ут, -ют
II- и -ат, -ят.
(учащиеся отмечают, что следует запомнить написание буквы Е в первом спряжении и буквы И - во втором, а также написание окончаний в 3 лице множественного числа).
3) Учитель объясняет наличие исключений. Для запоминания можно предложить ученикам стихотворную форму. Слайд № 8
Помощь в стихах
Гнать, держать, смотреть и видеть, дышать, слышать, ненавидеть, и зависеть, и вертеть, и обидеть, и терпеть. Вы запомните, друзья, Их на “-е ” – спрягать нельзя.
– В этих глаголах мы пишем лишь: “-и”(ты видишь, он видит и видят они)
4) Работа в группах:
ЗАДАНИЕ: составить алгоритм действий при написании безударных личных окончаний глаголов.
(учащиеся составляют алгоритм действий, при обсуждении вариантов выбирается наиболее верный способ; при необходимости учитель дает свой вариант).Слайд №9
1.Найти глагол.
2.Поставить глагол в инфинитив, соблюдая вид.
3.Определить спряжение.
4.Проверить, не является ли слово исключением.
5.Вставить орфограмму.
Например: "Буря мглою небо кро..т". Глагол - кро..т - нес.вид. Инфинитив: крыть. Слово оканчивается на -ть и не является исключением. Глагол первого спряжения. Пишу букву Е - кроЕт.
4.Закрепление полученных знаний.(Цель этапа: последовательно и целенаправленно научить учащихся применять на практике полученные знания, своевременно выявлять недочеты и корректировать их).
1) Устное рассуждение по образцу (в связи с трудностью темы следует приучать учащихся к рассуждению по образцу).Слайд№10
Предложения для комментария.
Парус белый та...т вдали.
Тень реде...т.
На небе брезж...т утренняя заря.
Солнце скоро встан...т.
2) Работа с индивидуальными карточками-заданиями.
Карточка №1.
ЗАДАНИЕ: пользуясь алгоритмом, определи спряжение и вставь окончания.
Вставить пропущенные буквы, над словом указать спряжение.
1.Воду в решете не удерж..шь. 2.За двумя зайцами погон…шься – ни одного не пойма..шь. 3.Слышит звон, да не знает, где он. 4.Не та рука плоха, что держ…т свое, а та, что тян…т чужое. 5. Охотник слыш…т, как лес дыш…т.
В каком ряду во всех глаголах 3-го лица множественного числа пишется Я?
1) кол...т (дрова), глад...т, трат...т;
2) чист..т, верт...т, кле...т;
3) лов...т, та...т (снега), держ...т;
4) стро...т, стел...т, гон...т.
6.Обобщение.(Цель этапа: нацелить учащихся на определение главной проблемы в теме).Слайд № 11
- Что такое спряжение?
- Почему несколько глаголов попали в исключения?
- Что необходимо знать для правильного написания безударного личного окончания глагола?
7.Д.З.(Цель этапа: последовательно приучать учащихся к оценке собственных ЗУН и оценке своей деятельности на уроке: что я усвоил хорошо и что мне необходимо выучить дома, в чем разобраться?)
(Учащиеся самостоятельно определяют, что им необходимо знать к следующему уроку).