kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по теме "Правописание безударных личных окончаний глагола"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Комбинированный урок  русского языка предназначен для обучающихся в 4 классе по теме "Правописание безударных личных окончаний глагола".В уроке использованы разлиичные виды и формы работы (работа в парах и группах ), подобраны задания,направленные на повторение и систематизацию сведений обучающихся о морфологических признаках глагола, необходимые для усвоения нового материала. Использованы элементы  методики Марины Сергеевны Соловейчик "Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока по теме "Правописание безударных личных окончаний глагола"»

Урок русского языка в 4 классе

Тема: правописание безударных личных окончаний глагола

Цель: формирование первоначальных знаний о правописании безударных личных окончаний глагола

Задачи:

  • Образовательные: повторить и систематизировать сведения о морфологических признаках глагола, необходимых для успешного усвоения нового материала (время, лицо, число, вид, спряжение); провести необходимую коррекционную работу для устранения недочетов в знаниях; начать формирование знаний об отличительных особенностях окончаний глаголов в зависимости от спряжения и глаголах-исключениях.

  • Развивающие: развивать умение работать с таблицей, карточками, тестовым материалом; развивать умение рассуждать по данному алгоритму.

  • Воспитательные: воспитывать умение работать в паре, группе; формировать умение определять уровень собственных ЗУН и выявлять слабые стороны своих знаний; воспитывать лидерские качества.

Оборудование: презентация, индивидуальные карточки-задания.

Тип урока: комбинированный

ХОД УРОКА:

1.Целеполагание.(Цель этапа: формировать навыки постановки целей и задач урока, определять основополагающую цель).

Слайд №1

Сто...шь Рису...шь

Молч...шь Кле...шь

По...шь Паш...шь

Лет...шь Строч...шь

- Прочитайте слова, вставьте пропущенные буквы. В слова какого ряда буквы вставлять было легко? Почему? (окончания ударные, буквы вставляются безошибочно).

- Почему слова второго ряда вызывали затруднения? (окончания безударные, возможны ошибки в написании слов).

- Определите, чему мы будем учиться на нашем уроке? ( правильно писать окончания глаголов).

- Назовите тему нашего урока? (правописание безударных личных окончаний глагола).

Слайд № 2

2. Повторение материала.(Цель этапа: повторить знания о морфологических признаках глагола, необходимые для успешного изучения новой темы, выявить возможные недочеты и провести их коррекцию).

1) Фронтальная беседа.

Слайд№3

- Что называется глаголом?

- Что такое инфинитив? (думается, что заменять выражение "неопределенная форма глагола" на "инфинитив" необходимо уже с начальной школы, чтобы впоследствии не возникло противоречия).

- Как определять вид глагола?

- Какие временные формы имеет глагол?

2) Работа в парах.

ЗАДАНИЕ: в тексте (слайд №4) найти глаголы, выписать в карточки, сделать морфологический разбор.

Зима недаром злится,

Прошла ее пора -

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

Глагол

Инфинитив

Время

Вид

Спряжение

Лицо

Число

Злится

Злиться

Наст.

Несов.

II

3

Ед.

Прошла

Пройти

Прош.

Сов.

I

-

Ед.

Стучится

Стучаться

Наст.

Несов.

II

3

Ед.

Гонит

Гнать

Наст.

Нес.

II

3

Ед.

3) Проверка (слайд № 5). Выявление трудностей. Возможная коррекция.

ВАРИАНТЫ КОРРЕКЦИИ:

  • Объяснение учителя.

  • Выявление и коррекция ошибок в группах.

  • Выявление и коррекция ошибок в парах.

3. Усвоение новых знаний.(Цель этапа: формировать первичные знания о правописании безударных личных окончаний глагола в зависимости от спряжения; добиться усвоения знаний о глаголах-исключениях; научить школьников рассуждать по алгоритму).

1) Вводное повторение.

- Что означает задание "проспрягать" слово ? (изменить по лицам и числам).

- Все ли временные формы можно спрягать? (нет, только глаголы в настоящем и будущем времени).

2) Усвоение новых знаний - знакомство с безударными личными окончаниями глаголов (слайд№6).

1 спряжение

2 спряжение

Ед.ч.

Мн.ч.

Ед.ч.

Мн.ч.

1 л

читаю

1 л

читаем

1 л

варю

1 л

варим

2 л

читаешь

2 л

читаете

2 л

варишь

2 л

варите

3 л

читает

3 л

читают

3 л

варит

3 л

варят


(Учащиеся отрабатывают запоминание индивидуально, проверяют друг друга в парах, группах).

- А сейчас обратите внимание на эту схему. Чем она отличается от первой? Слайд№7

I- е -ут, -ют

II- и -ат, -ят.

(учащиеся отмечают, что следует запомнить написание буквы Е в первом спряжении и буквы И - во втором, а также написание окончаний в 3 лице множественного числа).

3) Учитель объясняет наличие исключений. Для запоминания можно предложить ученикам стихотворную форму. Слайд № 8

Помощь в стихах

Гнать, держать, смотреть и видеть,
дышать, слышать, ненавидеть,
и зависеть, и вертеть,
и обидеть, и терпеть.
Вы запомните, друзья,
Их на “
” – спрягать нельзя.

В этих глаголах мы пишем лишь: “ (ты видишь, он видит и видят они)

4) Работа в группах:

ЗАДАНИЕ: составить алгоритм действий при написании безударных личных окончаний глаголов.

(учащиеся составляют алгоритм действий, при обсуждении вариантов выбирается наиболее верный способ; при необходимости учитель дает свой вариант).Слайд №9

1.Найти глагол.

2.Поставить глагол в инфинитив, соблюдая вид.

3.Определить спряжение.

4.Проверить, не является ли слово исключением.

5.Вставить орфограмму.

Например: "Буря мглою небо кро..т". Глагол - кро..т - нес.вид. Инфинитив: крыть. Слово оканчивается на -ть и не является исключением. Глагол первого спряжения. Пишу букву Е - кроЕт.

4.Закрепление полученных знаний.(Цель этапа: последовательно и целенаправленно научить учащихся применять на практике полученные знания, своевременно выявлять недочеты и корректировать их).

1) Устное рассуждение по образцу (в связи с трудностью темы следует приучать учащихся к рассуждению по образцу).Слайд№10

Предложения для комментария.

  • Парус белый та...т вдали.

  • Тень реде...т.

  • На небе брезж...т утренняя заря.

  • Солнце скоро встан...т.

2) Работа с индивидуальными карточками-заданиями.

Карточка №1.

ЗАДАНИЕ: пользуясь алгоритмом, определи спряжение и вставь окончания.

Бичу...шь, залива...м, смотр...те, бре...шься, беле...т, держ...т, дума...шь, глад...шь, вид...шь, гуля...шь.

Карточка №2.

1.Укажи номера глаголов I спряжения.

2. Укажи номера глаголов-исключений.

1

плыть

1

рвать

2

шутить

2

держать

3

бить

3

смотреть

4

кормить

4

курить

5

шить

5

любить

6

тушить

6

верить

7

лить

7

вертеть

8

делить

8

грубить

9

ныть

9

гнать

10

петь

10

стелить

*

1, 3, 5, 7, 9. 10

*

2, 3, 7. 9, 10

3) Проверка выполнения. Коррекция ошибок.

5.Контроль над уровнем ЗУН.(Цель этапа: выявить уровень ЗУН для проведения работы на следующем уроке).

Задание * - для всех учащихся обязательно, задание ** и задание *** - по выбору.

*

**

***

Определить спряжение записанных на доске глаголов и вставить пропущенные буквы.

Изуча ._шь, приход._м, чита._те, (он) принос._т, дыш..т.

Вставить пропущенные буквы, над словом указать спряжение.

1.Воду в решете не удерж..шь.
2.За двумя зайцами погон…шься – ни одного не пойма..шь.
3.Слышит звон, да не знает, где он.
4.Не та рука плоха, что держ…т свое, а та, что тян…т чужое.
5. Охотник слыш…т, как лес дыш…т.

В каком ряду во всех глаголах 3-го лица множественного числа пишется Я?

1) кол...т (дрова), глад...т, трат...т;

2) чист..т, верт...т, кле...т;

3) лов...т, та...т (снега), держ...т;

4) стро...т, стел...т, гон...т.

6.Обобщение.(Цель этапа: нацелить учащихся на определение главной проблемы в теме).Слайд № 11

- Что такое спряжение?

- Почему несколько глаголов попали в исключения?

- Что необходимо знать для правильного написания безударного личного окончания глагола?

7.Д.З.(Цель этапа: последовательно приучать учащихся к оценке собственных ЗУН и оценке своей деятельности на уроке: что я усвоил хорошо и что мне необходимо выучить дома, в чем разобраться?)

(Учащиеся самостоятельно определяют, что им необходимо знать к следующему уроку).













Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
конспект урока по теме "Правописание безударных личных окончаний глагола"

Автор: Лысенко Инна Юрьевна

Дата: 15.11.2015

Номер свидетельства: 253446

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Конспект урока по русскому языку. Тема: «Правописание безударных личных окончаний глагола» "
    ["seo_title"] => string(97) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-tiema-pravopisaniie-biezudarnykh-lichnykh-okonchanii-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "188994"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426783328"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Конспект урока по теме "Правописание безударных личных окончаний глагола.""
    ["seo_title"] => string(84) "konspiekt-uroka-po-tiemie-pravopisaniie-biezudarnykh-lichnykh-okonchanii-ghlaghola-1"
    ["file_id"] => string(6) "306204"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458065018"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "Конспект урока русского языка 4 класс «Правописание безударных личных окончаний глаголов»"
    ["seo_title"] => string(88) "konspiekturokarusskoghoiazyka4klasspravopisaniiebiezudarnykhlichnykhokonchaniighlagholov"
    ["file_id"] => string(6) "264671"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449757362"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(226) "Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени""
    ["seo_title"] => string(142) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-pravopisaniie-biezudarnykh-lichnykh-okonchanii-ghlagholov-v-nastoiashchiem-i-budushchiem-vriemieni"
    ["file_id"] => string(6) "323151"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461768977"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Конспект урока на тему "Правописание безударных личных окончаний глаголов""
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekt-uroka-na-tiemu-pravopisaniie-biezudarnykh-lichnykh-okonchanii-ghlagholov"
    ["file_id"] => string(6) "180777"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425232849"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства