Конспект урока на тему "Правописание безударных личных окончаний глаголов"
Конспект урока на тему "Правописание безударных личных окончаний глаголов"
Урок русского языка составлен по материалам учебника системы "Школа 2100". На уроке повторяются знания в образовании неопределённой формы глагола от личных глаголов, совместно с учениками вырабатывается алгоритм написания безударных личных окончаний глаголов, далее идет отработка полученных знаний, а затем во время самостоятельной работы ребята проверяют степень усвоения полученных на уроке новых знаний.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цели: 1. Совместно с учащимися «выработать» алгоритм написания безударных личных окончаний глаголов и применить его на практике.
2. Развивать речь учащихся путем обогащения словаря фразеологизмами.
3. Воспитывать в детях добрые чувства.
Ход: I. Сообщение темы и цели урока.
- Нам предстоит усвоить на уроке одну из самых сложных тем «Правописание безударных личных окончаний глаголов», от которой будет зависеть наша орфографическая грамотность.
Какую гласную писать?
Как выбрать?
От чего будет зависеть выбор? Это нам сегодня предстоит узнать.
II. Чистописание.
- А выбрать нам нужно будет одну из гласных а, я, у, ю, е, и, но сначала поупражняемся в их правильном написании, ведь красиво напишешь – и самому приятно, и другим в радость.
На доске:
а я у ю е и а/я/у/ю/е/и е у ю , и а я
- Кому приятно смотреть на свою работу? Поднимите руку.
- Данные гласные вы написали три раза. По какому признаку в 3-ий раз я их разделила запятой на 2 группы?
(Гласные е, у, ю пишутся в окончаниях глаголов I спряжения, и, а, я – в окончаниях глаголов II спряжения).
(Обратиться к табличкам с личными окончаниями глаголов по спряжениям, помещенными на стенде).
III. Индивидуальная работа.
- На прошлом уроке мы учились образовывать неопределенную форму от глаголов разных форм. Проверим, как ребята поняли данную тему.
(На доске записаны глаголы в два столбика. Два ученика образовывают неопределённую форму глагола и выделяют окончания глаголов. Остальные ученики выполняют словарную работу.)
линяет - сушат -
тянешь - варит - думают - возишь -
зеленеешь - ходим -
моем - светят -
полет - ловит -
IV. Словарная работа.
1. - Безударные гласные а, о, и, е, я в одних словах мы проверяем, а в других запоминаем.
Итак, словарная работа.Напишите цифры в ряд по количеству слов в каждом столбике. Под каждой цифрой, соответственно, запишите пропущенную букву.
(На доске слова. Учитель читает их, ученики записывают пропущенные буквы).
1. б . гряный 1. т . раса 1. б . лкон
2. р . нец 2. ин . гда 2. . бзац
3. ар . мат 3. н . зад 3. р . ман
4. т . атр 4. ур . жай 4. об . щи
5. т . рритория 5. ц . тата
6. . ртист
1 2 3 4 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 6
а е о е е о а о е а а о о и а
(Ответы закрыты полосками бумаги).
2. Взаимопроверка и оценивание работ ребят. (Нормы оценок на доске).
без ошибок – «5»
1, 2 ошбки – «4»
3-5 ошибко – «3»
больше 5 ошибок – «2».
- Обменяйтесь с соседом по парте тетрадью, обведите правильный ответ.
3. Работа над ошибками.
- Встаньте те, кто получил «5». (Похвалить).
- К ним присоединяются те, кто получит «4». В каких словах допустили ошибки?
- Как нужно было написать?
- Кто допустил данную ошибку?
- Запишите эти слова правильно.
(Вписывают в слова, в которых допущены ошибки, гласные).
4. Работа над транскрипцией и написанием слов.
- По первым звукам слов каждого столбика запишите транскрипцию и сами слова.
Проверка: от каждого ряда по одному человеку записывают слово на доске.
[б р а т ‘] [т ‘ и н у т ’ ] [б а р о ц а]
брать тянуть бороться
- Как проверим я в слове тянуть?
- Гласную о в слове бороться? А ь?
- Слова какой части речи вы записали?
- В какой форме даны глаголы?
- Что указывает на неопределенную форму? (Выделить окончание –ть)
- Какое еще окончание бывает у глаголов в неопределенной форме? (Окончание -ти)
V Работа с фразеологизмами.
- Вспомните фразеологизмы с данными глаголами по картинкам.
(Брать под свое крылышко – окружить кого-либо вниманием, заботой).
- Кого можно окружить вниманием, заботой?
(Тянуть кота за хвост – медлить с ответом, вызывая у кого-либо недовольство, раздражение; слишком долго делать что-либо, оттягивая время).
- Итак, мы с вами повторили написание словарных слов, транскрипцию, окончание глаголов в неопределенной форме, фразеологизмы.
- А теперь поверим, как мальчики справились с заданием.
VI. Проверка индивидуальной работы.
(Сигнальные кружки у детей).
- Как правильно образовать неопределенную форму глагола?
Ребята первого варианта проверяют работу одного ученика, ребята второго варианта – работу другого ученика.
(Если все верно, ребята показывают зеленый кружок, если заметили ошибку – красный).
Выставление отметок за индивидуальную работу.
VII Физкультминутка
(«Солнышко», «Пластинка»)
VIII. Работа над новым материалом.
- А теперь перейдем к самому важному на уроке – к составлению алгоритма написания безударных личных окончаний глаголов.
1. Создание ситуации разрыва.
- Образуйте от данных глаголов формы единственного числа 2 –ого лица и множественного числа 3-его лица.
Запишем их.
Один ученик работает у доски.
берешь тян… (-ешь? -ишь?) бор (-ешься? -ишься?)
берут - Можем точно определить ? бор (-ются? -ятся?)
- Может другой глагол поможет? - Можем ли мы в данном
тянут - глагол I спряжения, значит, тянешь случае определить окончан.
Определили форму на слух) на слух?
Запись: бор… ?
Удобен ли этот способ?
2. Осознание причины разрыва.
- Почему от первого глагола легко образовали данные формы и без затруднений написали окончание? (Оно ударное). Поставить ударение, выделить.
- Почему в остальных случаях испытали и продолжаем испытывать трудность?
(Окончание безударное. ) Поставить ударение и выделить место окончания ).
- Значит, если окончание ударное, то что пишем?
(То, что слышим).
(Прикрепить таблички в алгоритм).
- А как быть, если окончание глагола безударное?
(Можно в некоторых случаях определить гласную в окончании на слух, но такой способ неудобен, вы сами в этом убедились.)
3. Поиск решения выхода из создавшейся ситуации.
- В 4 Б классе ребята сказали, что существует какая-то связь между безударными окончаниями глаголов в настоящем и будущем временами и гласной перед -ть в неопределенной форме. Вы согласны? (Обратите внимание на индивидуальную работу).
Объяснения детей.
4. Составление алгоритма.
- Значит, если окончание глагола безударное, то как узнать, какую гласную писать в окончании? (На доске дополняется алгоритм).
Если гласная в окончании глагола ударная,
Если гласная в окончании глагола безударная,
найди неопределенную форму
пишу, что слышу
- А какие гласные могут стоять
перед – и?
(Обратиться к индивидуальной работе).
ть
ть
и и
I спр.
-ешь
-ет
-ем
-ете
-ут (-ют)
II спр.
-ишь
-ит
-им
-ите
-ит (-ят)
(По гласной перед -ть определить спряжение глагола, а затем уже соответственно написать безударную гласную в окончании).
- Итак, в каком случае мы обратимся к неопределенной форме глагола?
(Если окончание безударное и оно нам неизвестно, т. к. мы его не видим и на слух определить точно не можем).
- А если оно ударное?
(Пишем так, как слышим).
- Значит, прежде чем выбрать один из способов, что мы должны сделать?
(Поставить ударение). Дополнить алгоритм словами ставлю ударение.
А потом уже действовать по алгоритму.
- Когда гласная будет являться орфограммой?
(Когда она безударная).
__
Дополнить алгоритм словами: обозначу орфограмму .
5. Первичное закрепление.
Испробуем наш алгоритм. Вставим попущенные окончания в глаголы
бор . шься
бор . тся
IX Первичное закрепление
Упр. 234 (с комментированием).
- Поупражняемся в написании гласной в личных окончаниях глаголов. Действуем по алгоритму.
(По одному ученику у доски).
- Итак, чему мы научились на этом упражнении?
- Кто сможет самостоятельно определить безударное окончание глагола?
X Самостоятельная работа по вариантам.
Цель: проверить себя, сумеете ли вы правильно определить гласную в окончании глаголов. Глаголы образуйте при помощи одного из суффиксов - а, - я, - е, - и от корней.
н. ф. ед. ч. 2- е л. мн. ч. 3 –е л..
I в. жар -
ум -
II в. бол –
дар –
(Два ученика работают на переносных досках).
Проверка работы. Выставление отметок.
XI. Домашнее задание: упр. 235
Повторить алгоритм на стр. 137
XII. Итог урока.
- Чему мы научились на уроке?
- Кто сможет, используя алгоритм, самостоятельно определить безударную гласную в окончании глаголов?