kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по теме "Обращение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Обращение.  Знаки препинания при обращении».

Цели и задачи урока:

  • дать определение обращения;
  • определить условия постановки знаков препинания при обращении;
  • отработать пунктуационные навыки по теме.

Повторение: знаки препинания при обобщающих словах в предложениях с однородными членами.

Развитие речи: перестроение и построение предложений с обращениями.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Обращение" »


Тема: «Обращение. Знаки препинания при обращении».



Цели и задачи урока:

  • дать определение обращения;

  • определить условия постановки знаков препинания при обращении;

  • отработать пунктуационные навыки по теме.


Повторение: знаки препинания при обобщающих словах в предложениях с однородными членами.

Развитие речи: перестроение и построение предложений с обращениями.


Ход урока


1. Организационный момент.


2. Синтаксическая пятиминутка.


На экране представлены следующие предложения.


  1. Всё привл…кало вн…мание щенка к…ричневый жук пёстр… бабочка р…скошная стрекоза.

  2. Быстры…реки поля и дубравы всё ты вм…стила, родная держава!

Задание: вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания, построить схемы.


После проверки ещё раз проговаривается правило постановки двоеточия при обобщающих словах в предложениях с однородными членами.


3. Новая тема


Учитель:

-Обратите внимание на второе предложение. В этом предложении мы с вами встретили словосочетание «родная держава».

- Какова роль этого словосочетания в предложении! (Автор обращается к своей стране.)

- Верно, как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока? (Обращение)

- Какие же задачи будут стоять перед нами?

(Дать определение обращения, научиться ставить знаки препинания в предложениях с обращениями)

Записывается тема урока



1.Списать предложения, записанные на доске.


Вы не трещите морозы в заповедном лесу.


- Объяснить подчёркнутые орфограммы.

- Найти слово, которое называет того, к кому или чему обращается автор.


Вы не трещите || морозы || в заповедном лесу



- Что происходит с интонацией, когда в предложении встречается обращение?


Вы не трещите || морозы || в заповедном лесу.


-Где нужно поставить знаки препинания, чтобы выделить обращение, и какие?

Вы не трещите, морозы, в заповедном лесу.


-Построить схему этого предложения, обращение на схеме будем обозначать буквой «О».


[…, О,…].

- Перестроить предложение так, чтобы обращение стояло в начале.

Морозы || вы не трещите в заповедном лесу.

- Где нужно поставить запятую? Какова схема?

Морозы, вы не трещите в заповедном лесу.


[О,…].


- Перестроить предложение так, чтобы обращение стояло в конце предложения.


Вы не трещите в заповедном лесу || морозы.


- Где нужно поставить запятую? Какова схема?

Вы не трещите в заповедном лесу, морозы.


[…,О].

- Произнесите слово «морозы» с восклицательной интонацией.

- Какова будет схема?


[О!…].


- Произнесите слово «морозы» с вопросительной интонацией.

- Какова будет схема?


[О?…].


- Как вы думаете, могут ли обращения быть членами предложения? Почему?

- Выделим грамматическую основу. Попробуем поставить вопрос. Получается?

Вы не трещите, морозы, в заповедном лесу.



- Является ли местоимение «вы» обращением? Почему? (Местоимение не называет того, к кому обращаются.)

- Как в устной речи выделяется обращение? 
- Правильно, голосом. Мы уже сегодня это пронаблюдали. Обращения выделяются интонационно, т.е. произносятся с особой звательной интонацией. Дело в том, что в древнерусском языке было не шесть падежей, как сейчас, а семь. Седьмой падеж назывался звательным, например:

- Чего тебе надобно, с т а р ч е?

В этом предложении слово с т а р ч е употреблено в звательном падеже. Это и есть обращение, оно устанавливало связь между говорящим (рыбкой) и тем, к кому она обращалась (стариком). 

2. Знакомство с материалом учебника(параграф №62)

3. Закрепление.

-упр.№494 (комментирование по цепочке)

-упр.№497 (два человека работают у доски)

- работа с таблицей (таблица чертится в тетради-справочнике и заполняется сообща)


Обращение.

Чем выражено?

Словом, словосочетанием

Какой частью речи?

Именем существительным

В какой форме стоит имя существительное?

Именительного падежа

Место в предложении?

Стоит в начале, середине, конце предложения

Является ли членом предложения?

Не является членом предложения

Знаки препинания при обращении?

Выделяется запятыми.


4. Подведение итогов

- Вот и подходит к концу наш урок. Что же вы узнали сегодня нового?

- Что такое обращение?

- Как обособляются обращения?

- Являются ли обращения членами предложения?

- Являются ли местоимения ты и вы обращениями?


5. Домашнее задание: параграф №62, упр.502

.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Конспект урока по теме "Обращение"

Автор: Суздальницкая Валентина Григорьевна

Дата: 06.01.2015

Номер свидетельства: 150765

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Конспект урока на тему "Герои поэм Гомера""
    ["seo_title"] => string(44) "konspiekt_uroka_na_tiemu_gieroi_poem_gomiera"
    ["file_id"] => string(6) "353821"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1477921772"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Конспект урока по теме "Обрашение""
    ["seo_title"] => string(38) "konspiekt_uroka_po_tiemie_obrashieniie"
    ["file_id"] => string(6) "363873"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1480429532"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(197) "Конспект урока по теме «Обращение. Предложения с обращением. Знаки препинания в предложениях с обращением»"
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_po_tiemie_obrashchieniie_priedlozhieniia_s_obrashchieniiem_znaki"
    ["file_id"] => string(6) "379077"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1484340949"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(219) "Конспект урока письма и развития речи в коррекционной школе VIII вида на тему "Обращение. Знаки препинания при обращении" "
    ["seo_title"] => string(138) "konspiekt-uroka-pis-ma-i-razvitiia-riechi-v-korriektsionnoi-shkolie-viii-vida-na-tiemu-obrashchieniie-znaki-priepinaniia-pri-obrashchienii"
    ["file_id"] => string(6) "117439"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412786681"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Конспект. Предложения с обращениями."
    ["seo_title"] => string(41) "konspiektpriedlozhieniiasobrashchieniiami"
    ["file_id"] => string(6) "291739"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455183594"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства