Открытый урок русской словесности.
Класс: 6
Тема урока: «Герои поэм Гомера»
Цели урока: продолжить изучение произведений Гомера, определить основные темы поэм «Илиада» и «Одиссея», ознакомить учащихся с историей создания произведений;
развивать умение сопоставлять героев на основе их поступков, находить в тексте художественно-изобразительные средства языка и на их основе давать характеристику герою, речь, творческое мышление, интерес к уроку;
воспитывать интерес к мифологии, к творчеству древнегреческого поэта.
Оборудование
и наглядность: демонстрационный материал, художественная литература,
видеофильмы «Троя», «Одиссей», аудиозапись,
планы-конспекты урока.
Ход урока:
1.Орг. момент.
Много-много веков назад на Балканском полуострове поселился народ, который впоследствии стали называть греками. В отличие от современных греков, мы называем тот народ древними греками, или эллинами, а их страну Элладой. Эллины оставили народам мира богатое наследство: величественные здания, которые до сих пор считаются красивейшими в мире, прекрасные мраморные и бронзовые статуи и великие произведения литературы, которые люди читают и сейчас. Это «Илиада» и «Одиссея» - героические поэмы об участниках Троянской войны.
Сегодня на уроке мы отправимся с вами в увлекательное путешествие вместе с героями легендарного Гомера. Великий поэт воспел героев древней Эллады, а нам предстоит с вами охарактеризовать каждого из них.
2.Опрос.
1.Но для начала давайте вспомним, кем был Гомер, почему его имя является легендой. Попробуйте рассказать по опорным словам: Древняя Греция, аэд, эпические поэмы, мифологические сказания о Троянской войне).
(Гомер – древнегреческий поэт. До настоящего времени нет убедительных доказательств реальности исторической фигуры Гомера. По античной традиции было принято представлять Гомера слепым странствующим певцом-аэдом, за честь называться его родиной спорили семь городов. Можно предположить, что Гомер жил приблизительно в 8 веке до н.э. По преданию, Гомер первым стал слагать вместо коротких песен большие героические поэмы – эпопеи. Поэту приписывают авторство двух величайших произведений древнегреческой литературы – поэм «Илиада» и «Одиссея», созданных на основе мифологических сказаний о Троянской войне)
2.Творческое задание. Стихотворение «О Гомере».
3. – Какое историческое событие описывает Гомер в поэме «Илиада»?
- Что предшествовало Троянской войне? (тест – опрос)
Богиня раздора - … (Эрида)
Богиня красоты и любви -… (Афродита)
Богиня, покровительствующая браку - … (Гера)
Богиня мудрости и знаний, могучая воительница - … (Афина Паллада)
Сын царя Трои Приама, которого вскормила медведица - … (Парис)
- Что связывает мифологических героев между собой?
(пересказ «Спор богинь», «Суд Париса»).
-Что привело к Троянской войне?
Зад.: восстановите по памяти миф «Похищение Елены».
План:
1.Приам устраивает атлетические состязания.
2. Победа пастуха Париса.
3. Ярость Деифоба.
4. Царевич Парис.
5. Афродита и Парис.
6. История Елены.
7. Парис отправляется в Спарту.
8. Похищение жены Менелая.
9. Начало Троянской войны.
3. О главном городе Троады. (ист. справка о Трое (Илионе)
Показ отрывка из видеофильма «Троя».
Ист. справка:
Троя (Илион) – древний город на северо-западе Малой Азии. Из всех городов Троя пользовалась большой славой. У древних греков не было имени, с которым было бы соединено столько воспоминаний, около которого группировалось столько знаменитых героев и событий. Трагическая судьба Трои, подвиги и бедствия ахейских и троянских героев, воевавших под ее стенами, были любимейшими предметами народных сказаний и песнопений задолго до составления Илиады и Одиссеи. Предположительно все сооружения Трои были окружены общей стеной, служившей основанием кирпичной стены с башнями. Северная сторона основания состояла из громадных глыб, почему сооружение троянской стены могло считаться делом рук Аполлона и Посейдона.
Известная по греческому эпосу, Троя была обнаружена в 1870 гг. при раскопках Г. Шлиманом холма Гиссарлык. Систематические раскопки с конца 19 века открыли разные слои Трои, начиная с эпохи ранней бронзы (около 3000 лет до н.э.)
4. Гомер и его герои.
По древнему обычаю, «Илиада» начинается обращением поэта к музе, богине-покровительнице поэзии:
«Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына…»
Гнев Ахилла – вот завязка поэмы.
Ахилл отказывается принимать участие в боях за Трою, и греческое войско терпит одно поражение за другим. Только гибель любимого друга Патрокла от руки троянского героя Гектора заставляет Ахилла вновь взяться за оружие.
-Что описывает Гомер в поэме «Илиада»?
-Как проявилось участие богов в судьбах Ахилла и Гектора?
- Какими качествами наделен главный герой поэмы Ахилл?
Зад.: найдите примеры сравнений, характеризующие Ахиллеса, выпишите.
- Какие постоянные эпитеты сопровождают Ахилла? (выписать)
Ахилл-это идеал воинской доблести.
- Какие черты подчеркиваются в образе Ахилла?
(огромная физическая сила, мужество, преданность дружбе).
-Рассмотрим образ другого эпического героя – Одиссея. Вспомним поэму.
Поэма «Одиссея» - это поэма, логически дополняющая и продолжающая «Илиаду», поскольку повествует о 10-летнем возвращении домой одного из ахейских вождей – «хитроумного» Одиссея, которого преследует гнев бога Посейдона.
- Какую роль в гибели Трои сыграл Одиссей?
-Вспомните, хотел ли он идти на войну?
-Какими качествами наделен главный герой поэмы «Одиссея»? (записать)
- Как в эпизоде с сиренами отразились хитрость и мудрость Одиссея?
Одиссей – это идеал житейской мудрости.
- В каких делах, поступках проявляются его качества?
(ум, осторожность, изобретательность, он умеет трудиться, любовь к родине, семье)
Любовь к родному дому помогает ему выдержать многолетние испытания. Ради любви он отказался даже от бессмертия, которое предлагает ему нимфа Калипсо.
Вывод. Все части каждой поэмы связывает единая тема: гнев Ахилла –в «Илиаде», тоска Одиссея по родине – в Одиссее. Эти ведущие темы выдвигают двух главных героев поэм. Они не похожи друг на друга. Ахилл – пылкий юноша, не знающий меры ни в добром, ни в злом порыве; Одиссей хитроумен, недоверчив и осторожен.
Различия в характере главных героев являются результатом не только тематической разницы поэм, но и отличия эпохи их создания. «Одиссея» отражает несколько более поздний этап исторического развития Древней Греции, настроения и идеалы так называемой колонизации, переселения греков на неизвестные им до тех пор земли, эпоху, создавшую новый тип героя – предприимчивого, мужественного, наделенного практическим умом человека.
5. Работа с фразеологизмами.
- Что означают данные выражения? (записать)
«Ахиллесова пята», «яблоко раздора», «троянский конь».
6. Итог урока. Дом. зад.
Письменная работа «Герои поэм Гомера».
Приложение
План – конспект урока.
Тема: «Герои поэм Гомера».
Учени____ 6 «В» класса
______________________________
- Какие имена носили в греческой мифологии следующие боги и герои?
Богиня раздора - ________________
Богиня красоты и любви - ___________________
Богиня, покровительствующая браку - _________________
Богиня мудрости и знаний, могучая воительница - ____________________
Сын царя Приама, которого вскормила медведица-____________________
- Выпишите сравнения, а затем эпитеты, характеризующие Ахилла.
- Восстановите текст по плану.
- Приам устраивает атлетические состязания.
- Победа пастуха Париса.
- Ярость Деифоба.
- Царевич Парис.
- Афродита и Парис.
- История Елены.
- Парис отправляется в Спарту.
- Похищение жены Менелая.
- Начало Троянской войны.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Охарактеризуйте героя Троянской войны Ахиллеса. ________________________________________________________________
- Какими качествами наделен главный герой поэмы «Одиссея»?
6. Что означают данные выражения?
«Ахиллесова пята» - ________________________________________________
«Троянский конь» - ________________________________________________
«Яблоко раздора» - ________________________________________________
- Что мне понравилось сегодня на уроке?