kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему "Герои поэм Гомера"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок русской словесности.

Класс:   6        

Тема урока:  «Герои поэм Гомера»

Цели урока:     продолжить изучение произведений Гомера, определить основные темы поэм «Илиада» и «Одиссея», ознакомить учащихся с историей создания произведений;  

                          развивать  умение сопоставлять героев на основе их поступков, находить в тексте художественно-изобразительные средства языка и на их основе давать характеристику герою, речь, творческое мышление, интерес к уроку;

                          воспитывать интерес к мифологии, к творчеству древнегреческого поэта.  

Оборудование

и наглядность:  демонстрационный  материал, художественная литература,  

                           видеофильмы «Троя», «Одиссей», аудиозапись,

                           планы-конспекты урока.

Ход урока:

1.Орг. момент.

   Много-много веков назад на Балканском полуострове поселился народ, который впоследствии стали называть греками. В отличие от современных греков, мы называем тот народ древними греками, или эллинами, а их страну Элладой. Эллины оставили народам мира богатое наследство: величественные здания, которые до сих пор считаются красивейшими в мире, прекрасные мраморные и бронзовые статуи и великие произведения литературы, которые люди читают и сейчас. Это «Илиада» и «Одиссея» - героические поэмы об участниках Троянской войны. 

Сегодня на уроке мы отправимся с вами в увлекательное путешествие вместе с героями легендарного Гомера. Великий поэт воспел героев древней Эллады, а нам предстоит с вами охарактеризовать каждого из них.

2.Опрос.

   1.Но для начала давайте вспомним, кем был Гомер, почему его имя является легендой. Попробуйте рассказать по опорным словам:  Древняя Греция, аэд, эпические поэмы,  мифологические сказания о Троянской войне).

   (Гомер – древнегреческий поэт. До настоящего времени нет убедительных доказательств реальности исторической фигуры Гомера. По античной традиции было принято представлять Гомера слепым странствующим певцом-аэдом, за честь называться его родиной спорили семь городов. Можно предположить, что Гомер жил приблизительно в 8 веке до н.э. По преданию, Гомер первым стал слагать вместо коротких песен большие героические поэмы – эпопеи. Поэту приписывают авторство двух величайших произведений древнегреческой литературы – поэм «Илиада» и «Одиссея», созданных на основе мифологических сказаний о Троянской войне) 

2.Творческое задание. Стихотворение «О Гомере».

3. – Какое историческое событие описывает Гомер в поэме «Илиада»?

   -   Что предшествовало Троянской войне? (тест – опрос)

Богиня раздора - … (Эрида)

Богиня красоты и любви -… (Афродита)

Богиня, покровительствующая браку - … (Гера)

Богиня мудрости и знаний, могучая воительница - … (Афина Паллада)

Сын царя Трои Приама, которого вскормила медведица - … (Парис)

 

     - Что связывает мифологических героев между собой?

(пересказ «Спор богинь», «Суд Париса»).

-Что привело к Троянской войне?

Зад.: восстановите по памяти миф «Похищение Елены».

План:

1.Приам устраивает атлетические состязания.

2. Победа пастуха Париса.

3. Ярость Деифоба.

4. Царевич Парис.

5. Афродита и Парис.

6. История Елены.

7. Парис отправляется в Спарту.

8. Похищение жены Менелая.

9. Начало Троянской войны.

 

3. О главном городе Троады. (ист. справка о Трое (Илионе)  

Показ отрывка из видеофильма «Троя».

 Ист. справка:

 Троя (Илион) – древний город на северо-западе Малой Азии. Из всех городов Троя пользовалась большой славой. У древних греков не было имени, с которым было бы соединено столько воспоминаний, около которого группировалось столько знаменитых героев и событий. Трагическая судьба Трои, подвиги и бедствия ахейских и троянских героев, воевавших под ее стенами, были любимейшими предметами народных сказаний и песнопений задолго до составления Илиады и Одиссеи. Предположительно все сооружения Трои были окружены общей стеной, служившей основанием кирпичной стены с башнями. Северная сторона основания состояла из громадных глыб, почему сооружение троянской стены могло считаться делом рук Аполлона и Посейдона.

   Известная по греческому эпосу, Троя была обнаружена в 1870 гг. при раскопках Г. Шлиманом холма Гиссарлык. Систематические раскопки с конца 19 века открыли разные слои Трои, начиная с эпохи ранней бронзы (около 3000 лет до н.э.)

 

4. Гомер и его герои.

   По древнему обычаю, «Илиада» начинается обращением поэта к музе, богине-покровительнице поэзии:

«Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына…»

 Гнев Ахилла – вот завязка поэмы.

Ахилл отказывается принимать участие в боях за Трою,  и греческое войско терпит одно поражение за другим. Только гибель любимого друга Патрокла от руки троянского героя Гектора заставляет Ахилла вновь взяться за оружие.

-Что описывает Гомер в поэме «Илиада»?

-Как проявилось участие богов в судьбах Ахилла и Гектора?

- Какими качествами наделен главный герой поэмы Ахилл?

Зад.: найдите примеры сравнений, характеризующие Ахиллеса, выпишите.

 

- Какие постоянные эпитеты сопровождают Ахилла? (выписать)

Ахилл-это идеал воинской доблести.

- Какие черты подчеркиваются в образе Ахилла?

(огромная физическая сила, мужество, преданность дружбе).

 

-Рассмотрим образ другого эпического героя – Одиссея. Вспомним поэму.

Поэма «Одиссея» - это поэма, логически дополняющая и продолжающая «Илиаду», поскольку повествует о 10-летнем возвращении домой одного из ахейских вождей – «хитроумного» Одиссея, которого преследует гнев бога Посейдона.

- Какую роль  в гибели Трои сыграл Одиссей?

-Вспомните, хотел ли он идти на войну?

-Какими качествами наделен главный герой поэмы «Одиссея»? (записать)

- Как в эпизоде с сиренами отразились хитрость и мудрость Одиссея?

 

Одиссей – это идеал житейской мудрости.

- В каких делах, поступках проявляются его качества?

(ум, осторожность, изобретательность, он умеет трудиться, любовь к родине, семье)

Любовь к родному дому помогает ему выдержать многолетние испытания. Ради любви он отказался даже от бессмертия, которое предлагает ему нимфа Калипсо.

   Вывод. Все части каждой поэмы связывает единая тема: гнев Ахилла –в «Илиаде», тоска Одиссея по родине – в Одиссее. Эти ведущие темы выдвигают двух главных героев поэм. Они не похожи друг на друга. Ахилл – пылкий юноша, не знающий меры ни в добром, ни в злом порыве; Одиссей хитроумен, недоверчив и осторожен.

   Различия в характере главных героев являются результатом не только тематической разницы поэм, но и отличия эпохи их создания. «Одиссея» отражает несколько более поздний этап исторического развития Древней Греции, настроения и идеалы так называемой колонизации, переселения греков на неизвестные им до тех пор земли, эпоху, создавшую новый тип героя – предприимчивого, мужественного, наделенного практическим умом человека.

5. Работа с фразеологизмами.

- Что означают данные выражения? (записать)

«Ахиллесова пята», «яблоко раздора», «троянский конь».

6. Итог урока. Дом. зад.

 Письменная  работа «Герои поэм Гомера».

 

 

Приложение

План – конспект урока.

Тема: «Герои поэм Гомера».

Учени____  6 «В» класса

______________________________

 

  1. Какие имена носили в греческой мифологии следующие боги и герои?

Богиня раздора -                 ________________

Богиня красоты и любви - ___________________

Богиня, покровительствующая браку -  _________________

Богиня мудрости и знаний, могучая воительница - ____________________

Сын царя Приама, которого вскормила медведица-____________________

  • Выпишите сравнения, а затем эпитеты, характеризующие Ахилла.  
  1. Восстановите текст по плану.
    • Приам устраивает атлетические состязания.
    • Победа пастуха Париса.
    • Ярость Деифоба.
    • Царевич Парис.
    • Афродита и Парис.
    • История Елены.
    • Парис отправляется в Спарту.
    • Похищение жены Менелая.
    • Начало Троянской войны.

    ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Охарактеризуйте героя Троянской войны Ахиллеса.                                                                                                           ________________________________________________________________
  2. Какими качествами наделен главный герой поэмы «Одиссея»?

     6.  Что означают данные выражения?

«Ахиллесова пята» - ________________________________________________

«Троянский конь»  - ________________________________________________

«Яблоко раздора»  - ________________________________________________

 

  1. Что мне понравилось сегодня на уроке?                                                     

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Герои поэм Гомера"»

Открытый урок русской словесности.


Класс: 6


Тема урока: «Герои поэм Гомера»

Цели урока: продолжить изучение произведений Гомера, определить основные темы поэм «Илиада» и «Одиссея», ознакомить учащихся с историей создания произведений;

развивать умение сопоставлять героев на основе их поступков, находить в тексте художественно-изобразительные средства языка и на их основе давать характеристику герою, речь, творческое мышление, интерес к уроку;

воспитывать интерес к мифологии, к творчеству древнегреческого поэта.



Оборудование

и наглядность: демонстрационный материал, художественная литература,

видеофильмы «Троя», «Одиссей», аудиозапись,

планы-конспекты урока.



Ход урока:


1.Орг. момент.


Много-много веков назад на Балканском полуострове поселился народ, который впоследствии стали называть греками. В отличие от современных греков, мы называем тот народ древними греками, или эллинами, а их страну Элладой. Эллины оставили народам мира богатое наследство: величественные здания, которые до сих пор считаются красивейшими в мире, прекрасные мраморные и бронзовые статуи и великие произведения литературы, которые люди читают и сейчас. Это «Илиада» и «Одиссея» - героические поэмы об участниках Троянской войны.

Сегодня на уроке мы отправимся с вами в увлекательное путешествие вместе с героями легендарного Гомера. Великий поэт воспел героев древней Эллады, а нам предстоит с вами охарактеризовать каждого из них.


2.Опрос.


1.Но для начала давайте вспомним, кем был Гомер, почему его имя является легендой. Попробуйте рассказать по опорным словам: Древняя Греция, аэд, эпические поэмы, мифологические сказания о Троянской войне).


(Гомер – древнегреческий поэт. До настоящего времени нет убедительных доказательств реальности исторической фигуры Гомера. По античной традиции было принято представлять Гомера слепым странствующим певцом-аэдом, за честь называться его родиной спорили семь городов. Можно предположить, что Гомер жил приблизительно в 8 веке до н.э. По преданию, Гомер первым стал слагать вместо коротких песен большие героические поэмы – эпопеи. Поэту приписывают авторство двух величайших произведений древнегреческой литературы – поэм «Илиада» и «Одиссея», созданных на основе мифологических сказаний о Троянской войне)


2.Творческое задание. Стихотворение «О Гомере».

3. – Какое историческое событие описывает Гомер в поэме «Илиада»?

- Что предшествовало Троянской войне? (тест – опрос)

Богиня раздора - … (Эрида)

Богиня красоты и любви -… (Афродита)

Богиня, покровительствующая браку - … (Гера)

Богиня мудрости и знаний, могучая воительница - … (Афина Паллада)

Сын царя Трои Приама, которого вскормила медведица - … (Парис)



- 2 –

- Что связывает мифологических героев между собой?

(пересказ «Спор богинь», «Суд Париса»).

  • Что привело к Троянской войне?

Зад.: восстановите по памяти миф «Похищение Елены».

План:

1.Приам устраивает атлетические состязания.

2. Победа пастуха Париса.

3. Ярость Деифоба.

4. Царевич Парис.

5. Афродита и Парис.

6. История Елены.

7. Парис отправляется в Спарту.

8. Похищение жены Менелая.

9. Начало Троянской войны.


3. О главном городе Троады. (ист. справка о Трое (Илионе)

Показ отрывка из видеофильма «Троя».

Ист. справка:

Троя (Илион) – древний город на северо-западе Малой Азии. Из всех городов Троя пользовалась большой славой. У древних греков не было имени, с которым было бы соединено столько воспоминаний, около которого группировалось столько знаменитых героев и событий. Трагическая судьба Трои, подвиги и бедствия ахейских и троянских героев, воевавших под ее стенами, были любимейшими предметами народных сказаний и песнопений задолго до составления Илиады и Одиссеи. Предположительно все сооружения Трои были окружены общей стеной, служившей основанием кирпичной стены с башнями. Северная сторона основания состояла из громадных глыб, почему сооружение троянской стены могло считаться делом рук Аполлона и Посейдона.

Известная по греческому эпосу, Троя была обнаружена в 1870 гг. при раскопках Г. Шлиманом холма Гиссарлык. Систематические раскопки с конца 19 века открыли разные слои Трои, начиная с эпохи ранней бронзы (около 3000 лет до н.э.)


4. Гомер и его герои.

По древнему обычаю, «Илиада» начинается обращением поэта к музе, богине-покровительнице поэзии:

«Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына…»

Гнев Ахилла – вот завязка поэмы.

Ахилл отказывается принимать участие в боях за Трою, и греческое войско терпит одно поражение за другим. Только гибель любимого друга Патрокла от руки троянского героя Гектора заставляет Ахилла вновь взяться за оружие.


-Что описывает Гомер в поэме «Илиада»?

-Как проявилось участие богов в судьбах Ахилла и Гектора?

- Какими качествами наделен главный герой поэмы Ахилл?

Зад.: найдите примеры сравнений, характеризующие Ахиллеса, выпишите.


- Какие постоянные эпитеты сопровождают Ахилла? (выписать)

Ахилл-это идеал воинской доблести.

- Какие черты подчеркиваются в образе Ахилла?

(огромная физическая сила, мужество, преданность дружбе).


-Рассмотрим образ другого эпического героя – Одиссея. Вспомним поэму.

Поэма «Одиссея» - это поэма, логически дополняющая и продолжающая «Илиаду», поскольку повествует о 10-летнем возвращении домой одного из ахейских вождей – «хитроумного» Одиссея, которого преследует гнев бога Посейдона.

- Какую роль в гибели Трои сыграл Одиссей?

-Вспомните, хотел ли он идти на войну?

-Какими качествами наделен главный герой поэмы «Одиссея»? (записать)

- Как в эпизоде с сиренами отразились хитрость и мудрость Одиссея?


Одиссей – это идеал житейской мудрости.

- В каких делах, поступках проявляются его качества?

(ум, осторожность, изобретательность, он умеет трудиться, любовь к родине, семье)

Любовь к родному дому помогает ему выдержать многолетние испытания. Ради любви он отказался даже от бессмертия, которое предлагает ему нимфа Калипсо.

Вывод. Все части каждой поэмы связывает единая тема: гнев Ахилла –в «Илиаде», тоска Одиссея по родине – в Одиссее. Эти ведущие темы выдвигают двух главных героев поэм. Они не похожи друг на друга. Ахилл – пылкий юноша, не знающий меры ни в добром, ни в злом порыве; Одиссей хитроумен, недоверчив и осторожен.

Различия в характере главных героев являются результатом не только тематической разницы поэм, но и отличия эпохи их создания. «Одиссея» отражает несколько более поздний этап исторического развития Древней Греции, настроения и идеалы так называемой колонизации, переселения греков на неизвестные им до тех пор земли, эпоху, создавшую новый тип героя – предприимчивого, мужественного, наделенного практическим умом человека.

5. Работа с фразеологизмами.

- Что означают данные выражения? (записать)

«Ахиллесова пята», «яблоко раздора», «троянский конь».

6. Итог урока. Дом. зад Письм. работа «Герои поэм Гомера».

План – конспект урока.

Тема: «Герои поэм Гомера».

Учени____ 6 «В» класса

______________________________


  1. Какие имена носили в греческой мифологии следующие боги и герои?


Богиня раздора - ________________

Богиня красоты и любви - ___________________

Богиня, покровительствующая браку - _________________

Богиня мудрости и знаний, могучая воительница - ____________________

Сын царя Приама, которого вскормила медведица-____________________


  1. Восстановите текст по плану.

    • Приам устраивает атлетические состязания.

    • Победа пастуха Париса.

    • Ярость Деифоба.

    • Царевич Парис.

    • Афродита и Парис.

    • История Елены.

    • Парис отправляется в Спарту.

    • Похищение жены Менелая.

    • Начало Троянской войны.

  2. Выпишите сравнения, а затем эпитеты, характеризующие Ахилла.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Охарактеризуйте героя Троянской войны Ахиллеса.

________________________________________________________________


  1. Какими качествами наделен главный герой поэмы «Одиссея»?




6. Что означают данные выражения?

«Ахиллесова пята» - ________________________________________________

«Троянский конь» - ________________________________________________

«Яблоко раздора» - _________________________________________________

  1. Что мне понравилось сегодня на уроке?



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Конспект урока на тему "Герои поэм Гомера"

Автор: Зеленина Наталья Александровна

Дата: 31.10.2016

Номер свидетельства: 353821

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Конспект урока-викторины по литературе "Легенды и мифы Древней Греции" "
    ["seo_title"] => string(78) "konspiekt-uroka-viktoriny-po-litieraturie-lieghiendy-i-mify-drievniei-grietsii"
    ["file_id"] => string(6) "111797"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1407935592"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства