kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока литературы для учащихся 10 класса «Лермонтов и Байрон: мотив одиночества в лирике».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока литературы для учащихся 10 класса

(Программа  интегрированного курса «Русская и мировая литература»)

Тема: «Лермонтов и Байрон: мотив одиночества в лирике (М.Ю.Лермонтов «Нет, я не Байрон», «Ужасная судьба отца и сына», «Дума»)».

Цели урока:

- обучающие: углубить и расширить знания о судьбе и личности М.Ю.Лермонтова, проследить взаимосвязь жизненного пути с творчеством поэта, провести аналогию «судьба человека – судьба поколения»; понять мотивы создания и психологический микромир стихотворения «Нет, я не Байрон»; показать  творческое формирование поэта и социального индивидуума на текстах стихотворений  «Нет, я не Байрон» (автору 18 лет)  и «Дума» (24 года);

- развивающие: продолжить формирование навыков анализа поэтического текста; развивать способность наблюдать и сопоставлять, делать аргументированные выводы по заданному тексту; активизировать желание нестандартно мыслить; формирование навыков самостоятельного высказывания по заданным вопросам - монологическая речь; выразительное чтение поэтических произведений на основе личностного восприятия текста;

- воспитательные: формирование чувства стиля на примере творчества М.Ю.Лермонтова, понимание нравственных и моральных проблем через проникновение во внутренний мир поэта, понимание его противоречий, страданий и стремлений через поэтическое творчество.

Оборудование: тексты произведений, видео – и аудио- записи стихотворений, компьютерная презентация PowerPoint как вид наглядно-изобразительного обеспечения этапов урока.

Индивидуальные сообщения учащихся.

Тип урока: комбинированный (сопоставление, сравнение по методу ТАВ (тезис-аргумент-вывод), элементы урока выразительного чтения совмещены с анализом произведения), углубление и расширение полученных знаний.

Ход урока:

1. Организационный момент (готовность к уроку, приветствие, объявление темы урока, форм работы с учащимися для того, чтобы они сами смогли сформулировать цели и задачи на уроке для себя).

Вступительное слово учителя: Иоганн Вольфганг Гёте сказал: «Каждый слышит только то, что понимает». Я хочу, чтобы сегодня вы услышали и поняли великого поэта и необычного человека Михаила Юрьевича Лермонтова. Человека сложной судьбы, недолгих лет жизни, создавшего удивительно искренние, честные в своей откровенности произведения.

2. Актуализация (воспроизведение раннее полученных знаний по биографии и творчеству М.Ю.Лермонтова для более полного обобщения и  как основа для сравнения с отдельными сведениями из биографии Дж.Байрона, что поможет глубже понять идейное содержание стихотворения «Нет, я не Байрон…».  Реализуем через работу с хронологической таблицей, где краткое тезисное повторение этапов жизни – подведение к выводу, что судьба оказывала влияние на формирование внутреннего мира поэта, на его мировосприятие и мировоззрение; через ассоциативно-иллюстративный ряд, который даёт возможность понять неординарность творческой личности М.Ю. Лермонтова; через наблюдение над «поэтическим портретом» и сопоставление с внешностью  с целью понять психологический «портрет» поэта – что далее на этапе  углубления и расширения полученных знаний поможет сопоставить с восприятием Дж.Байрона, как человека и поэта, даст возможность лучше понять, почему Лермонтов говорит: «Нет, я не Байрон…»).

- Что значит в хронологии биографических сведений дата…? (ТАВ: дата как тезис, сведения как аргумент, вывод – внутренний мир, мировосприятие и мировоззрение. Показ – слайды презентации).

1814.

В Москве в ночь с 14 на 15 октября родился Михаил Юрьевич Лермонтов один из гениальнейших поэтов России, которого еще при жизни будут называть вторым после Пушкина поэтом России и подражателем Дж. Байрона.

Что мы знаем о Дж. Байроне?

1817.

24 февраля на 22 году жизни от чахотки скончалась мать поэта Мария Михайловна (урожденная Арсеньева). 5 марта того же года Юрий Петрович (отец Михаила) в связи с натянутыми отношениями с родственниками жены на долгое время покидает имение Арсеньевых в Тарханах, оставляя своего малолетнего сына на воспитание бабушке. В этом имении окруженный ее заботой, теплом и любовью Михаил Лермонтов проживет до 10 летнего возраста.

Почему на воспитание бабушке?

1820.

Елизавета Алексеевна (бабушка М.Ю.Лермонтова) в связи со слабым здоровьем внука отправилась вместе с ним на Кавказ, для лечения минеральными водами. Данная поездка стала для поэта во всех смыслах знаковой. Здесь, горы Кавказа навсегда завладели сердцем и душой юного Михаила. Сколько раз М.Ю.Лермонтов был на Кавказе?

1827.

Лето. М. Ю. Лермонтов со своей бабушкой из родового имения в Тарханах переезжают на постоянное жительство в Москву. Кто принял решение и почему?

1828.

Осень. Благодаря стараниям и хлопотам Елизаветы Алексеевны, Михаила зачисляют в четвертый класс благородного пансиона, который находился при Московском университете. В этот же год Лермонтов пишет несколько своих юношеских стихотворений и поэм. Как отнеслась бабушка к литературным начинаниям внука?

1830.

В сентябре этого же году Михаил Юрьевич поступает на нравственное отделение  университета, а затем переходит на отделение словесности. Каковы отношения с преподавателями?

1832.

Поступает в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Почему школа юнкеров?

1837.

Январь. После того, как Лермонтов узнал о гибели Пушкина, были написаны первые строки самого знаменитого его стихотворения – «Смерть поэта». Роль этого стихотворения в судьбе Лермонтова?

1841.

15 июля. В седьмом часу вечера, у подножия горы Машук, что находится в нескольких километрах от Пятигорска, состоялась дуэль Михаила Юрьевича Лермонтова с Николаем Мартыновым.

2.1. Ассоциативно-иллюстративный ряд (цель - дополнение к пониманию внутреннего мира поэта (ТАВ: тезис - скрипка, рояль, флейта; аргумент - музыкальные инструменты, на которых играл М.Лермонтов; мольберт – свидетельство его таланта живописца; книги -  прозаик и поэт; вывод – неординарная, разносторонне одаренная личность, воспринимающая окружающую действительность более тонко и т.д.). Глубоко чувствующий и понимающий – глубоко ранимый и страдающий)

2.2. – Ничто не может более полно дополнить образ поэта как его произведения. Нужно вспомнить и продолжить строку из изученных стихотворений, так мы увидим «поэтический портрет» М.Ю.Лермонтова (цель – понять мотив произведения):

Ночевала тучка золотая…

На севере диком стоит одиноко…

Белеет парус одинокой…

Тучки небесные, вечные странники…

В песчаных степях аравийской земли…

Однажды русский генерал…

- Какие мотивы мы слышим в этих произведениях?

2.4. Работа с портретом (Лермонтов.Неизвестный художник.) - Отражены ли одиночество, задумчивость, душевные страдания в чертах лица М.Ю.Лермонтова?

3. Работа по теме урока - углубление и расширение знаний о биографии и творчестве М.Ю.Лермонтова.

Учитель: Друг М.Ю.Лермонтова Аким Шан – Гирей  вспоминал: «Лермонтов был характера      скорее веселого, любил общество, особенно женское, в котором почти вырос и которому нравился живостию своего остроумия и склонностью к эпиграмме, часто посещал театры, балы, маскарады, в жизни не знал никаких лишений, ни неудач; бабушка в нем души не чаяла и никогда ему ни в чем не отказывала; родные и короткие знакомые носили его, так сказать, на руках, особенно чувствительных утрат он не терпел, откуда же такая мрачность, такая безнадежность?» Ответом могут стать слова Джорджа Ноэла Гордона Байрона: «Кто больше знает, тот больше страдает…».  Первые переводы Байрона в России появились в 1815 г., и он сразу стал властителем душ лучших умов России, но ни для кого из поэтов он не стал тем, кем был для Лермонтова:

У нас одна душа, одни и те же муки…

3.1. Работа в «портретной галерее» - наблюдение и сопоставление судеб и творчества.

Учитель: – Я приглашаю вас в галерею, где только два портрета.  (Демонстрация портретов М.Ю.Лермонтова и Дж.Байрона)

- Что можете сказать о них?

- Действительно, в судьбах, сформировавших души этих людей много общего… «одни и те же муки»… Что общего в их биографиях? Отцы? Матери? (Демонстрация портретов родителей Дж.Байрона и М.Ю.Лермонтова)

У того и другого отцы, по-видимому, были схожие натуры. Оба жили вдали от сыновей, а когда приезжали, то дети бывали свидетелями страшных скандалов между отцами и воспитывавшими их матерью и бабушкою.

Мать Байрона любила сына, но из-за своего экспрессивного характера то баловала его не в меру, то устраивала сцены. Безумно фанатичной была любовь бабушки, воспитывавшей Лермонтова, заменившей ему рано умершую мать. Но всё же Лермонтову всегда не хватало любви отца и матери. Вот строки из стихотворения Дж.Байрона:                                                          

                                О детства картины! С любовью и мукой

  Вас вижу, и с нынешним горько сравнить

                               Былое!.

И у М.Ю. Лермонтова пронзительное в звучании:

                                Ужасная судьба отца и сына

                                Жить розно и в разлуке умереть…

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы для учащихся 10 класса «Лермонтов и Байрон: мотив одиночества в лирике».»

Жихарева Т.А., учитель-методист Одесского УВК № 84


Конспект урока литературы для учащихся 10 класса

(Программа интегрированного курса «Русская и мировая литература»)

Тема: «Лермонтов и Байрон: мотив одиночества в лирике (М.Ю.Лермонтов «Нет, я не Байрон», «Ужасная судьба отца и сына», «Дума»)».

Цели урока:

- обучающие: углубить и расширить знания о судьбе и личности М.Ю.Лермонтова, проследить взаимосвязь жизненного пути с творчеством поэта, провести аналогию «судьба человека – судьба поколения»; понять мотивы создания и психологический микромир стихотворения «Нет, я не Байрон»; показать творческое формирование поэта и социального индивидуума на текстах стихотворений «Нет, я не Байрон» (автору 18 лет) и «Дума» (24 года);

- развивающие: продолжить формирование навыков анализа поэтического текста; развивать способность наблюдать и сопоставлять, делать аргументированные выводы по заданному тексту; активизировать желание нестандартно мыслить; формирование навыков самостоятельного высказывания по заданным вопросам - монологическая речь; выразительное чтение поэтических произведений на основе личностного восприятия текста;

- воспитательные: формирование чувства стиля на примере творчества М.Ю.Лермонтова, понимание нравственных и моральных проблем через проникновение во внутренний мир поэта, понимание его противоречий, страданий и стремлений через поэтическое творчество.

Оборудование: тексты произведений, видео – и аудио- записи стихотворений, компьютерная презентация PowerPoint как вид наглядно-изобразительного обеспечения этапов урока.

Индивидуальные сообщения учащихся.

Тип урока: комбинированный (сопоставление, сравнение по методу ТАВ (тезис-аргумент-вывод), элементы урока выразительного чтения совмещены с анализом произведения), углубление и расширение полученных знаний.

Ход урока:

1. Организационный момент (готовность к уроку, приветствие, объявление темы урока, форм работы с учащимися для того, чтобы они сами смогли сформулировать цели и задачи на уроке для себя).

Вступительное слово учителя: Иоганн Вольфганг Гёте сказал: «Каждый слышит только то, что понимает». Я хочу, чтобы сегодня вы услышали и поняли великого поэта и необычного человека Михаила Юрьевича Лермонтова. Человека сложной судьбы, недолгих лет жизни, создавшего удивительно искренние, честные в своей откровенности произведения.

2. Актуализация (воспроизведение раннее полученных знаний по биографии и творчеству М.Ю.Лермонтова для более полного обобщения и как основа для сравнения с отдельными сведениями из биографии Дж.Байрона, что поможет глубже понять идейное содержание стихотворения «Нет, я не Байрон…». Реализуем через работу с хронологической таблицей, где краткое тезисное повторение этапов жизни – подведение к выводу, что судьба оказывала влияние на формирование внутреннего мира поэта, на его мировосприятие и мировоззрение; через ассоциативно-иллюстративный ряд, который даёт возможность понять неординарность творческой личности М.Ю. Лермонтова; через наблюдение над «поэтическим портретом» и сопоставление с внешностью с целью понять психологический «портрет» поэта – что далее на этапе углубления и расширения полученных знаний поможет сопоставить с восприятием Дж.Байрона, как человека и поэта, даст возможность лучше понять, почему Лермонтов говорит: «Нет, я не Байрон…»).

- Что значит в хронологии биографических сведений дата…? (ТАВ: дата как тезис, сведения как аргумент, вывод – внутренний мир, мировосприятие и мировоззрение. Показ – слайды презентации).

1814.

В Москве в ночь с 14 на 15 октября родился Михаил Юрьевич Лермонтов один из гениальнейших поэтов России, которого еще при жизни будут называть вторым после Пушкина поэтом России и подражателем Дж. Байрона.

Что мы знаем о Дж. Байроне?

1817.

24 февраля на 22 году жизни от чахотки скончалась мать поэта Мария Михайловна (урожденная Арсеньева). 5 марта того же года Юрий Петрович (отец Михаила) в связи с натянутыми отношениями с родственниками жены на долгое время покидает имение Арсеньевых в Тарханах, оставляя своего малолетнего сына на воспитание бабушке. В этом имении окруженный ее заботой, теплом и любовью Михаил Лермонтов проживет до 10 летнего возраста.

Почему на воспитание бабушке?

1820.

Елизавета Алексеевна (бабушка М.Ю.Лермонтова) в связи со слабым здоровьем внука отправилась вместе с ним на Кавказ, для лечения минеральными водами. Данная поездка стала для поэта во всех смыслах знаковой. Здесь, горы Кавказа навсегда завладели сердцем и душой юного Михаила. Сколько раз М.Ю.Лермонтов был на Кавказе?

1827.

Лето. М. Ю. Лермонтов со своей бабушкой из родового имения в Тарханах переезжают на постоянное жительство в Москву. Кто принял решение и почему?

1828.

Осень. Благодаря стараниям и хлопотам Елизаветы Алексеевны, Михаила зачисляют в четвертый класс благородного пансиона, который находился при Московском университете. В этот же год Лермонтов пишет несколько своих юношеских стихотворений и поэм. Как отнеслась бабушка к литературным начинаниям внука?

1830.

В сентябре этого же году Михаил Юрьевич поступает на нравственное отделение университета, а затем переходит на отделение словесности. Каковы отношения с преподавателями?

1832.

Поступает в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Почему школа юнкеров?

1837.

Январь. После того, как Лермонтов узнал о гибели Пушкина, были написаны первые строки самого знаменитого его стихотворения – «Смерть поэта». Роль этого стихотворения в судьбе Лермонтова?

1841.


15 июля. В седьмом часу вечера, у подножия горы Машук, что находится в нескольких километрах от Пятигорска, состоялась дуэль Михаила Юрьевича Лермонтова с Николаем Мартыновым.



2.1. Ассоциативно-иллюстративный ряд (цель - дополнение к пониманию внутреннего мира поэта (ТАВ: тезис - скрипка, рояль, флейта; аргумент - музыкальные инструменты, на которых играл М.Лермонтов; мольберт – свидетельство его таланта живописца; книги - прозаик и поэт; вывод – неординарная, разносторонне одаренная личность, воспринимающая окружающую действительность более тонко и т.д.). Глубоко чувствующий и понимающий – глубоко ранимый и страдающий)

2.2. – Ничто не может более полно дополнить образ поэта как его произведения. Нужно вспомнить и продолжить строку из изученных стихотворений, так мы увидим «поэтический портрет» М.Ю.Лермонтова (цель – понять мотив произведения):

Ночевала тучка золотая…

На севере диком стоит одиноко…

Белеет парус одинокой…

Тучки небесные, вечные странники…

В песчаных степях аравийской земли…

Однажды русский генерал…

- Какие мотивы мы слышим в этих произведениях?

2.4. Работа с портретом (Лермонтов.Неизвестный художник.) - Отражены ли одиночество, задумчивость, душевные страдания в чертах лица М.Ю.Лермонтова?

3. Работа по теме урока - углубление и расширение знаний о биографии и творчестве М.Ю.Лермонтова.

Учитель: Друг М.Ю.Лермонтова Аким Шан – Гирей вспоминал: «Лермонтов был характера      скорее веселого, любил общество, особенно женское, в котором почти вырос и которому нравился живостию своего остроумия и склонностью к эпиграмме, часто посещал театры, балы, маскарады, в жизни не знал никаких лишений, ни неудач; бабушка в нем души не чаяла и никогда ему ни в чем не отказывала; родные и короткие знакомые носили его, так сказать, на руках, особенно чувствительных утрат он не терпел, откуда же такая мрачность, такая безнадежность?» Ответом могут стать слова Джорджа Ноэла Гордона Байрона: «Кто больше знает, тот больше страдает…». Первые переводы Байрона в России появились в 1815 г., и он сразу стал властителем душ лучших умов России, но ни для кого из поэтов он не стал тем, кем был для Лермонтова:

У нас одна душа, одни и те же муки…

3.1. Работа в «портретной галерее» - наблюдение и сопоставление судеб и творчества.

Учитель: – Я приглашаю вас в галерею, где только два портрета. (Демонстрация портретов М.Ю.Лермонтова и Дж.Байрона)

- Что можете сказать о них?

- Действительно, в судьбах, сформировавших души этих людей много общего… «одни и те же муки»… Что общего в их биографиях? Отцы? Матери? (Демонстрация портретов родителей Дж.Байрона и М.Ю.Лермонтова)

У того и другого отцы, по-видимому, были схожие натуры. Оба жили вдали от сыновей, а когда приезжали, то дети бывали свидетелями страшных скандалов между отцами и воспитывавшими их матерью и бабушкою.

Мать Байрона любила сына, но из-за своего экспрессивного характера то баловала его не в меру, то устраивала сцены. Безумно фанатичной была любовь бабушки, воспитывавшей Лермонтова, заменившей ему рано умершую мать. Но всё же Лермонтову всегда не хватало любви отца и матери. Вот строки из стихотворения Дж.Байрона:

О детства картины! С любовью и мукой

Вас вижу, и с нынешним горько сравнить

Былое!..

И у М.Ю. Лермонтова пронзительное в звучании:

Ужасная судьба отца и сына

Жить розно и в разлуке умереть…

3.2. Индивидуальное (домашнее) задание в «портретной галерее»:

  • выразительное чтение наизусть стихотворения М.Ю.Лермонтова «Ужасная судьба отца и сына»;

  • сообщение к портрету Дж.Байрона:

Сходство есть во внешней обстановке, в нравственных свойствах, физических недостатках и в том, как недостатки эти действовали на формирование характеров. Рассказывают, что Байрон в детстве страдал от того, что одна его нога, поврежденная при рождении, была искалечена и его называли «уродом». Он мучился, что не мог, как ему казалось, из-за этого недостатка нравиться женщинам. Пятнадцатилетним юношей он влюбился в семнадцатилетнюю Мери Ховарт. Когда она кружилась в вихре бала в объятиях других, он только со стороны мог наблюдать за ней. Ударом стала для него случайно услышанная фраза, которую обожаемая им девушка сказала своей горничной: «Не полагаешь ли ты, что я могу интересоваться хромым мальчишкой?». В молодости намеки на его физический недостаток порою доводили его до бешенства, хотя иногда он сам отзывался о нем с юмором и сарказмом.

  • сообщение к портрету М.Ю.Лермонтова:

«Он был дурен собой,— говорит о нашем молодом поэте М. Лермонтове графиня Ростопчина,— эта некрасивость… порешила образ мыслей молодого человека с пылким умом и неограниченным честолюбием». Он был сутуловат и кривоног вследствие болезни в детстве, а потом, разбитый лошадью, всю жизнь слегка прихрамывал. Он сердился, когда указывали ему на его физические недостатки, но подчас и сам над ними смеялся и рисовал на себя карикатуры или выставлял самого себя в произведениях с именем, данным ему товарищами в насмешку. В юношеской повести он воспроизводит себя в образе Вадима-горбача и описывает жестокие страдания из-за того, что его, урода, не любит обожаемая им девушка. Физический недостаток молодой человек пытался восполнить ловкостью и совершенствовал себя во всевозможных телесных упражнениях так же, как и Байрон, искавший славы хорошего ездока, бойца, пловца и т.д.

  • сообщение к двум «портретам»:

Оба поэта не выносили несправедливого обращения со слабыми. Байрон заступался за обиженных, брал их под свое покровительство. Лермонтов в детстве напускался на бабушку, когда она бранила крепостных, он выходил из себя, когда кого-нибудь вели наказывать, и бросался на отдавших приказ с палкой, с ножом — что под руку попадало. Оба они не в меру рано созрели. Рано сказалась в них субъективная сила и индивидуальное развитие, сделавшие их одинокими. Чем более чувствовал каждый из них себя одиноким, тем более прибегал он к бумаге, поверяя ей все движения души.

Обобщение учителя: И Дж.Байрон и М.Ю.Лермонтов - люди сложной судьбы. Безмерно талантливые, но не понятые обществом. Тема одиночества – одна из центральных тем в их творчестве: романтизм Дж. Байрона и М.Ю. Лермонтова. Они оба говорят о том, что поэт – избранник судьбы. Это и дар и тяжкое бремя. Они многое понимают как избранники, видят то, что многие не замечают. У них, у избранников совё предназначение – изменить мир к лучшему. М.Ю.Лермонтов не просто разделял взгляды Дж.Байрона, он был восхищен его творчеством. И действительно в ранней лирике он подражал великому Байрону, говоря, что подражать кумиру, великому поэту, известному во всём мире – это не постыдно. Но, как и любой поэт, Лермонтов стремился к индивидуальности. И уже в 18 лет (казалось бы, разве можно сформировать свои принципы жизни и творчества к столь юному возрасту?!) пишет стихотворение «Нет, я не Байрон» (звучит видеозапись)

4. Анализ стихотворения «Нет, я не Байрон»:

- Чем обусловлено данное «раскрашивание» стихотворения? Подчеркивание? (Цель – понять связь «цветового единства» с идейно-художественным анализом; самостоятельно осознать логичность выбора и научиться, наблюдая, делать выводы. Цвет как вариант «подсказки» учащимся. Можно заменить различными видами подчеркивания, выделения курсивом и т.п.)

Нет, я не Байрон, я другой,

Еще неведомый избранник,

Как он, гонимый миром странник,

Но только с русскою душой.

Я раньше начал, кончу ране,

Мой ум немного совершит;

В моей душе как в океане

Надежд разбитых груз  лежит.

Кто  может, океан угрюмый,

Твои  изведать тайны? кто

Толпе  мои расскажет  думы?

Я — или  бог — или  никто !



Нет, я не Байрон, я другой, - антитеза, я- как личность, со своим внутренним миром. Нет, я не Байрон, - тоже поэт, но не настолько романтик, насколько им был Байрон, М.Лермонтов живёт в другой стране и романтизм английского поэта для него привлекателен, но «поэт в России- больше чем поэт». … я другой, - он пишет своему другу Марии Александровне Лопухиной: «Моя будущность, блистательная на вид, в сущности, пошла и пуста. Должен Вам признаться, с каждым днем я все больше убеждаюсь, что из меня никогда ничего не выйдет, со всеми моими прекрасными мечтаниями и ложными шагами на жизненном пути: мне или не представляется случая или недостает смелости. Мне говорят: случай когда-нибудь выйдет, а опыт и время придадут вам смелости! А кто порукою, что, когда это все будет, я сберегу в себе хоть частицу той пламенной молодой души, которою Бог наградил меня весьма некстати, что моя воля не истощится от выжидания, что, наконец, я не разочаруюсь окончательно во всем том, что служит в жизни двигающим стимулом?» Он – другой, он не уедет из своей страны, спасая свободу других, он будет здесь бороться за свободу своей страны.

Еще – неизвестный «ещё», но верит, что его голос, как поэта, зазвучит вскоре.

Неведомый - гонимый миром – эпитеты, неизвестный, не признанный миром, т.е. людьми.

Избранник - странник – избран Богом и его предназначение быть странником в поисках истин. Возможен и такой подтекст: кто-то увидит здесь странника, гонимого всем миром, - образ Иисуса Христа – гонимого всеми избранника. Мы уже неоднократно встречали трактовку образа поэта как образа Божьего избранника, обреченного творчеством на такие же муки, какие испытал Иисус Христос.

Но – но человек русский, отсюда с русскою душой

Я раньше начал, кончу ране, - слова звучат как пророчество собственной судьбы, проникнуты трагизмом, предзнаменованием своей судьбы, фатализмом. Мой ум немного совершит – и многое возможно будет совершено, М.Лермонтов обещает совершить больше в дальнейшем, а пока ему только 18 лет, его лирический герой молод, образован, талантлив, это патриот «с русскою душой». Здесь ум – творчество. Но всё же в этой строке также звучит и пророчество ранней смерти.

В моей душе как в океане Надежд разбитых груз  - сравнение, метафора; поэт говорит о том, что его душа подобна океану, что самое сокровенное на дне океан - тайны, и эти тайны - думы, может быть потому, что они аполитичны «думам» самодержавия; но этот океан-душа уже полны разбившихся надежд. Эти слова подтверждают ранние разочарования М.Лермонтова. К теме «дум» индивидуума о поколении поэт возвратится в 1838 году.

Кто, кто – риторические вопросы, задаваемые лирическим героем самому себе,  обращение к своему внутреннему «Я», к своим надеждам.

Миром - Толпе – оба слова применяются поэтом для обозначения народа, читателей, общества, его окружающих, но «мир» как народ несёт позитивную стилистическую окраску, а «толпа» - отрицательную. Толпа-народ, который не понимает «думы» лирического героя. Здесь же и стилистическое противопоставление изведать (значения из словаря: узнавать на собственном опыте; ощущать, переживать (какое-л. душевное состояние); познавать, постигать) и расскажет – изложение каких-либо событий – здесь нет той значительности, которая в слове «изведать», т.е. познать сокровенное поэта и открыть эту тайну, эти думы людям, чтобы они увидели истину показана в сочетании с простым рассказом. Два риторических вопроса требуют ответа – интонационное нагнетание идейного замысла передано М.Лермонтовым именно через риторические вопросы. Кто отвечает на них. Раз риторические вопросы, то, естественно, сам лирический герой.

Я — или  бог — или  никто ! – эмоциональность подтверждена восклицательным знаком, три объекта выделяет поэт «Я» - «Бог»- «НИКТО»- приравнивает себя богу М.Лермонтов? Нет, поэт говорит о том, что его «думы» должен донести народу только он сам, но это может сделать Бог, потому как его мысли и чувства ведомы только Богу. Ему он открыл своё сокровенное, а если ни он и не Бог, то никто. Здесь важно значение союза или. Мнение тех, кто думал над значением «или» различно. Первое - значение союза «или» - разделительный, т.е. его функция разделить понятия «я – или бог – или никто!», тире в данном случае выделяет фразу, подчеркивает ее, делает вставным оборотом. Если убрать ее из текста, то получится «я или никто!», т.е. фраза «или бог» подчеркивает, что только Богу дано знать истинные мысли всех людей, только он видит всю правду. Второе мнение – правду могут сказать «Я или бог», и в подтексте: если мне или богу не суждено сказать правду, донести людям истину, то тогда- «никто», что подтверждено восклицанием. От выбранного варианта зависит выразительность прочтение, интонационные паузы передают значимость и важность фразы.

4.1.«Минута выразительного чтения» - упражнение по выразительности прочтения фразы, сравнение, аргументы и вывод - утверждение поэта «с русской душой», что только он может «рассказать» свои «думы».

4.2.Вывод по анализу стихотворения:

В чем лирический герой видит свое сходство с Байроном и чем от него отличается? 


Он, как и Байрон, - "избранник" и "гонимый миром странник", но он "другой", он "с русскою душой", он "раньше начал" свой путь и уверен, что "кончит ране", то есть предсказывает свою короткую жизнь.

Докажите, что поэзия, по Лермонтову, должна быть поэзией мысли. 


Предрекая свою раннюю гибель, когда его ум "немного совершит", поэт подчеркивает, что совершит именно ум, а не чувства. В душе груз "надежд разбитых", поэтому в ней нельзя найти спасение. Оно в размышлениях, "думах", о которых толпа может никогда не узнать, так как их не расскажет ни сам поэт, ни даже Бог - "никто"!

Какие образы автор считает созвучными человеческому существованию? 

Образ мирового океана сродни человеческой душе, полной дум и чувств, которые так же трудно разгадать, как и постичь тайны океана.


Как в стихотворении отразились черты поэтики романтизма и в чем оно все - таки отличается от лирики романтиков?


В творчестве Лермонтова — байронический герой, испытывающий «Одной лишь думы власть, одну, но пламенную страсть». Он с болью осознает неосуществимость своих надежд, и отсюда проистекает его разрыв со всем человечеством, его индивидуализм, утверждающийся как форма протеста против чуждого ему мира.



4.3.Самостоятельная работа в тетрадях:

  • Род? (лирика)

  • Жанр? (стихотворение)

  • Жанровый вид? (философская лирика)

4.4. Устный литературный диктант – как заключение – «Скажите своё слово!»:

М.Лермонтов переосмысливает … образ лирического героя, подвергая критике его … от людей, подчеркнутый индивидуализм. Одиночество у Лермонтова становится не столько преимуществом, сколько …, от которого его романтический герой пытается … .

Правда, все это наиболее отчётливо проявится в последний период творчества Лермонтова, но характерно уже то, что в 18.. году он, не … своего внутреннего… с английским …, провозгласил:

Нет, я не …, я другой,

Еще … избранник,

Как он, гонимый в мире …,

Но только с … душой...

Проверяем!

М.Лермонтов переосмысливает традиционный образ лирического героя, подвергая критике его оторванность от людей, подчеркнутый индивидуализм. Одиночество у Лермонтова становится не столько преимуществом, сколько проклятием, от которого его романтический герой пытается избавиться.

Правда, все это наиболее отчётливо проявится в последний период творчества Лермонтова, но характерно уже то, что в 1832 году он, не отвергая своего внутреннего родства с английским поэтом, провозгласил:

Нет, я не Байрон, я другой,

Еще неведомый избранник,

Как он, гонимый в мире странник,

Но только с русскою душой...

5. М.Ю.Лермонтов «Думы». Введение в микромир стихотворения:

Учитель: Одаренная личность воспринимает и чувствует окружающее глубже и тоньше других, переживания ее остры до болезненности. Поэту свойственны нетерпимость ко лжи, несправедливости; взыскательность, стремление к совершенству, в отношениях с людьми он требователен до жестокости, что часто приводит к конфликту между ним и обществом. Естественный удел поэта — постоянная борьба и одиночество. Лермонтов-достойный преемник Байрона. Но Лермонтов принадлежал к другому поколению. Он вырос и определился как человек в годы, наступившие после восстания декабристов, надежды на отмену крепостного права не сбылись. Лучшие люди России оказались в ссылке. Пришло время разочарования и неверия. Он видит, что его поколение деградирует, нет истинных патриотов, готовых бороться за процветание Родины. Это рождает горькие думы, которые реализованы в 1838 году в одноименном стихотворении.

5.1. Выразительное чтение стихотворения «Дума» - видеосюжет из фильма «Лермонтов». Режиссер: Николай Бурляев В роли М.Ю.Лермонтова – Николай Бурляев Киностудия «Мосфильм», 1986г.

Вопросы к видеосюжету:

- Каким мы видим лирического героя данного стихотворения по возрасту?

- Как изменилось его мировосприятие и мировоззрение?

- Есть ли в этом произведении мотив одиночества?

5.2. Ассоциативно-иллюстративный ряд к пониманию идейного замысла стихотворения «Дума»- рисунки М.Ю.Лермонтова:


ДУЭЛЬ. Рисунок пером,

1832—1834 гг.,













ГУЛЯНЬЕ В САДУ

Рисунок карандашом,

1832—1834 гг









Рисунки карандашом

на страницах

стихотворения

«Дума».



Карикатуры на офицеров





- Идея создания стихотворения «Дума»? (как заключение в работе с риснками)

6. Итоги урока: Итак, мы продолжаем путь к пониманию мировосприятия и мировоззрения М.Ю.Лермонтова, человека сложной судьбы и поэта «мудрого не по летам»:

  • Объясните лексическое значение слов «мировосприятие» и «мировоззрение».

(Толковый словарь Ожегова С.И.: мировосприятие - то или иное восприятие мира, действительности. Философский словарь: мировоззрение - система взглядов на мир и место человека, общества и человечества в нем, на отношение человека к миру и самому себе, а также соответствующие этим взглядам основные жизненные позиции людей, их идеалы, принципы деятельности, ценностные ориентации).

  • Какие из биографических сведений повлияли на мировосприятие М.Ю.Лермонтова?

(Смерть матери, разлука с отцом, непонимание со стороны светского общества, одиночество…)

  • В 1840 г. в «Отечественных записках», в своей первой рецензии В.Г.Белинский заявил, что «талант Лермонтова поражает невольно удивлением всякого, у кого есть эстетический вкус», какие виды искусства повлияли на талант М.Лермонтова, формирующий эстетический вкус?

(Музыка, живопись, литература)

  • Далее В.Г. Белинский добавил, что «уже первые опыты Лермонтова пророчат в будущем нечто колоссально великое», отметив «юный могучий талант Лермонтова». В каком литературном направлении проявился этот «юный могучий талант»?

(Романтизм) 

  • Кто из великих поэтов-романтиков стал образцом для подражания для М.Ю. Лермонтова?

(Джордж Го́рдон Но́эл Ба́йрон)

  • Каков лирический герой Дж.Байрона?

(Внутренняя свобода лирического героя – характерная черта всего творчества Дж.Байрона).

  • Каков лирический герой М.Ю.Лермонтова?

(Лермонтов - романтик, и его герой - романтик, одинокий человек, живущий в конфликте с окружающим его миром, с легко ранимой душой и высокими устремлениями, которые непонятны и недоступны обществу. Неприятие общества и противопоставленность лирического героя толпе лежит в основе творчества Лермонтова)

  • -Почему первой строкой стихотворения, написанного М.Лермонтовым в 18 лет, стало отрицание «Нет, я не Байрон, я другой,…»?

(М.Лермонтов переосмысливает традиционный образ лирического героя, подвергая критике его оторванность от людей, подчеркнутый индивидуализм. Одиночество у Лермонтова становится не столько преимуществом, сколько проклятием, от которого его романтический герой пытается избавиться. М.Лермонтов, не отвергая своего внутреннего родства с английским поэтом, провозгласил: «Нет, я не Байрон, я другой,…»)

  • А.А. Григорьев: «Лермонтов занимает видное место в истории нашего душевного брожения как истинный поэт скорби своего поколения», почему литературный критик назвал М.Ю.Лермонтова «поэтом скорби своего поколения»? Какое произведение является этому подтверждением?

(Пришло время разочарования и неверия. Он видит, что его поколение деградирует, нет истинных патриотов, готовых бороться за процветание Родины. Это рождает горькие думы, которые реализованы в 1838 году в одноименном стихотворении).

  • Мы увидели процесс его формирования, постарались вникнуть в мир социального индивидуума на текстах стихотворений «Нет, я не Байрон» (автору 18 лет) и «Дума» (24 года). Что можно сказать о взрослении М.Лермонтова как человека и как автора?

(Стихотворения становятся более трагичны по своему содержанию, Лермонтов - дитя эпохи разочарования, пессимизма, реакции, наступившей в стране после подавления восстания декабристов. Звучит бесстрашный самоанализ и доходящее до самых глубинных противоречий самопознание. И в то же время «Дума» не оставляет безотрадного чувства прив сей беспощадности своих выводов. Сознание своей слабости, умение посмотреть на себя критически, понять свои недостатки является залогом грядущего освобождения от них).

  • В.Афанасьев в своей книге «Лермонтов», которая вышла в 1991 году, писал: «Лермонтов в своей жизни делал акцент на то, что поэт одинок в толпе, слишком непонятен ей и, как правило, имеет трагическую судьбу». Судьба М.Ю.Лермонтова трагична?

7. Комментирование оценок за работу на уроке. Сегодня наиболее активно шли к пониманию творчества М.Ю.Лермонтова … . Не всегда легко поддаются анализу тексты стихотворений этого поэта, сложной оказалась работа по для … . Не удалось нам и М.Ю.Лермонтову достучаться до … .

8. Домашнее задание. На следующем уроке продолжим разговор о судьбе человека и о судьбе поколения, работая над анализом стихотворения-размышления «Дума». Для этого класс делится на шесть микрогрупп (по собственному выбору и желанию).

Задания для микрогрупп:

Группа «А»

1. Стихотворение написано в 1838 году – историко-литературный процесс?

2. Композиция стихотворения-размышления? Структурно «Дума» разделена на строфы 16/8/12/8. Роль четверостиший?

3. Анализ (построчно, «раскрашивая» и т.д. – выбираете самостоятельно)

Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее — иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
     В бездействии состарится оно.
     Богаты мы, едва из колыбели,
Ошибками отцов и поздним их умом,
И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,
         Как пир на празднике чужом.

- Изобразительно - выразительные средства?

- Лексико-стилистические особенности?



Группа «Б»

Анализ (построчно, «раскрашивая» и т.д. – выбираете самостоятельно)

К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы;
Перед опасностью позорно малодушны
И перед властию — презренные рабы.
     Так тощий плод, до времени созрелый,
Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз,
Висит между цветов, пришлец осиротелый,
И час их красоты — его паденья час!

- Изобразительно - выразительные средства?

- Лексико-стилистические особенности?



Группа «В»

Анализ (построчно, «раскрашивая» и т.д. – выбираете самостоятельно)

Мы иссушили ум наукою бесплодной,
Тая завистливо от ближних и друзей
Надежды лучшие и голос благородный
     Неверием осмеянных страстей.
Едва касались мы до чаши наслажденья,
     Но юных сил мы тем не сберегли;
Из каждой радости, бояся пресыщенья,
     Мы лучший сок навеки извлекли.

- Изобразительно - выразительные средства?

- Лексико-стилистические особенности?

Группа «Г»

Анализ (построчно, «раскрашивая» и т.д. – выбираете самостоятельно)

Мечты поэзии, создания искусства
Восторгом сладостным наш ум не шевелят;
Мы жадно бережем в груди остаток чувства —
Зарытый скупостью и бесполезный клад.
И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
         Когда огонь кипит в крови.

И предков скучны нам роскошные забавы,
Их добросовестный, ребяческий разврат;
И к гробу мы спешим без счастья и без славы,
         Глядя насмешливо назад.


- Изобразительно - выразительные средства?

- Лексико-стилистические особенности?



Группа «Д»

Анализ (построчно, «раскрашивая» и т.д. – выбираете самостоятельно)

Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
     Ни гением начатого труда.
И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,
Потомок оскорбит презрительным стихом,
Насмешкой горькою обманутого сына
         Над промотавшимся отцом.

- Изобразительно - выразительные средства?

- Лексико-стилистические особенности?



Общее задание: ознакомиться с содержанием и подготовиться к выразительному чтению стихотворений   «Пророк», «Как часто пёстрою толпою окружён», «Выхожу один я на дорогу», «Родина».

Индивидуальные задания: частичный анализ «вслед за автором» вышеуказанных стихотворений.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Жихарева Татьяна Альбертовна

Дата: 20.01.2016

Номер свидетельства: 280014

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства