Тема урока: Глагол. Времена глагола.
Цель: обобщить и закрепить понятие: «Глагол»
Задачи:
1) Образовательная: повторить времена глагола, изменение глаголов.
2) Развивающая: развивать умение самостоятельно определять свои знания - незнания по изучаемой теме;
- формировать умение сравнивать, анализировать, формулировать вопросы.
3) Воспитательная: воспитывать умение учащихся работать в группе, умение слушать друг друга, уважать мнение каждого учащегося в группе.
Тип урока: Обобщение.
Применяемая технология: “Развитие критического мышления через чтение и письмо”.
Приемы: Индивидуальная работа учащихся на уроке; групповая работа; прием “Мозговой штурм”; «Инсерт», «Толстые и тонкие вопросы» “Верные и неверные утверждения”, «Поймай мой вопрос».
ХОД УРОКА
1)Приветствие учителя:
“Здравствуйте, ребята! Мы как всегда рады видеть друг друга и готовы к совместной творческой работе. Перед вами на столах лежат цветные полоски: красная, желтая, синяя, зеленая, черная. Посмотрите на них внимательно и выберите ту из них, которой соответствует ваше эмоциональное настроение именно сейчас. Спасибо!"
I)Стадия вызова – целеполагания.
2) А теперь давайте проведем интересную зарядку для мозгов “Кто что делает?” (Прием «мозговой штурм»)
Повар -…, врач - ….., учитель - …, ученик - …, баянист - …, художник - …, портниха - …, продавец - …, пекарь - .., ветер - …, гром - …, трава - .., дождь - …, огонь - …, солнце - .., вода - ..
3) А сейчас давайте перенесем свой взгляд на изображенные перед вами пиктограммы (на слайде пиктограммы лиц с четко выраженным настроением радости, грусти, доброты и т. д.), и с помощью глаголов назовем настроение, которое вы видите на этих ярких “ лицах-пиктограммах”. (Радуется, смеётся, хмурится, плачет, улыбается, сердится и т. д.) (слайд)
После этого ученики определяют тему урока.
- Мы выполнили два упражнения сформулируйте тему урока, опираясь на свою интуицию и запишите в тетрадь. (слайд)
Цель. слайд
4) Деление на две группы с помощью выбора стикеров с глаголами совершенного и несовершенного вида.
(Выбор оценщика. Раздать оценочные листы). (слайд)
5)Проверка домашнего задания. (Тест) (слайд)
Проверка теста проводится попарно, внутри группы. (слайд)
6)Прием «Верные и неверные утверждения». (слайд)
На доске записаны верные и неверные утверждения по теме урока, дети должны, опираясь на знания и интуицию определить где верные, а где неверные утверждения.
Глагол – это часть речи, которая отвечает на вопросы что делать? и что сделать?
-Глагол – это часть речи, которая обозначает признак предмета.
-Глагол в предложении бывает сказуемым.
-Глагол может изменяться по временам, лицам и числам.
-Глагол имеет три спряжения.
-Глагол имеет два вида: совершенный и несоверщенный.
Проверку и оценивание проводит соседняя группа. (слайд)
7) Дети заполняют таблицу. Заполняют первый столбик. (слайд)
Знаю
хочу узнать побольше
узнал
8) Физминутка. (слайд)
Называю части речи. Ребята совершают различные действия. Если имена существительные, приседают. Если глаголы, встают на цыпочки и поднимают руки вверх. Если имена прилагательные, наклоняются вперед.
Выходить, отходить, походный, пешеход, ходить, пешеходный, переход, походка, переходить, ходули.
II) Этап осмысления.
9) Работа с текстом. Читают и составляют вопросы. Задают вопросы друг другу используя прием «Поймай мой вопрос». Оценивание между группами. Оценщики с каждой группы фиксируют оценки.
Текст:
Слова, которые обозначают действия предметов, называются глаголами. Глаголы отвечают на вопросы что делать? что делает? что делают? что сделать? что сделает? что сделают?
Глаголы изменяются по числам. Если глагол связан с существительным в единственном числе, то он отвечает на вопросы что делает? что сделает? Если глагол связан с существительным во множественном числе, то он отвечает на вопросы что делают? что сделают?
Глагол изменяется по временам. У глагола три времени: настоящее, прошедшее и будущее. Настоящее время глагола обозначает действие, которое совершается сейчас, в то время, когда о нем говорят: читает (что делает?). Прошедшее время глагола обозначает действие, которое совершилось ранее: читал (что делал?), прочитал (что сделал?). Будущее время глагола обозначает действие, которое будет совершаться после того, как о нем говорили: будет читать (что будет делать?), прочитает (что сделает?).
Глаголы в прошедшем времени в единственном числе изменяются по родам: в мужском роде они имеют нулевое окончание, в женском - -а, в среднем - -о. (Ландыш отцвёл. Земляника отцвела. Дерево отцвело.) Глаголы в настоящем и будущем времени изменяются по лицам и числам. Они имеют три лица (1, 2, 3-е) и два числа (единственное и множественное). Окончания глаголов в настоящем времени – это личные окончания.
10) Работа с текстом у доски. Отрывок из произведения Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Найти в тексте глагол, выделить его и изменить глагол в трех временах.
III Этап рефлексии. Учащиеся заполняют листы.
Тема урока - … .
Значение глагола в речи -… .
Сегодня на уроке мне понравилось - … .
Сегодня на уроке мне было трудно -
11) Заполнить второй и третий столбики таблицы «ЗХУ».
12) В конце урока проводится тот же цветовой тест, что и вначале урока, для того, чтобы иметь объективную оценку (обратную связь).
13) Домашнее задание: составить синквейн по теме «Глагол».