kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по теме "НЕ с причастиями"

Нажмите, чтобы узнать подробности

По содержанию урок отвечает требованиям к уроку усвоения новых знаний. Все этапы соответствуют схеме: от простого к сложному, вытекают один из другого, логически связаны, чередуются. Задача урока : научить детей определять условия написания НЕ с причастиями и уметь применять алгоритм действий при выборе условий написания НЕ с причастиями. Все задания соответствуют требованиям программы, направлены на усвоение знаний в полном объёме.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "НЕ с причастиями" »



КОНСПЕКТ УРОКА УСВОЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ

«ПРАВОПИСАНИЕ НЕ С ПРИЧАСТИЯМИ»

7 КЛАСС.

СОЧКИНА ВАЛЕРИЯ ВАЛЕРЬЕВНА

учитель русского языка и литературы

МОУ «Оршинская СОШ»

Тверская обл., Калининский район



ТЕМА УРОКА : « ПРАВОПИСАНИЕ НЕ С ПРИЧАСТИЯМИ».

БАЗОВЫЙ УЧЕБНИК: Русский язык. 7 класс: учеб.для общеобразоват.

организаций/М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская,

Л.А.Тростенцова и др.; науч. ред.Н.М.Шанский.

3-е изд.- М.:Просвещение, 2015.

ТИП УРОКА: урок усвоения новых знаний.

ЦЕЛЬ: Сформировать навык правильного написания НЕ с

причастиями

ЗАДАЧИ:

Образовательные:1)Познакомить учащихся с условиями правописания

НЕ с причастиями.

2) Вывести алгоритм действий при выборе условий

написания НЕ с причастиями.

3) Повторить сведения о причастиях, причастном

обороте, правописании НЕ с прилагательными.

Развивающие: 1) Сформировать умение определять условия

написания НЕ с причастиями.

2) Формировать навыки аналитической деятель-

ности (сравнение, индукция, дедукция).

Воспитательные: 1) Развивать интерес к предмету.

2) Развивать понимание роли русского языка в

практической деятельности человека.


ХОД УРОКА.

1. ОРГМОМЕНТ. Здравствуйте, ребята! Наш сегодняшний урок мы

начнём с проверки домашнего задания.

2. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ. (Упражнение 125)

Двое учащихся на доске (без домашних тетрадей) выполняют дополнительные задания к упражнению: фонетический и морфологический разбор. С остальными (по цепочке) проверяем упражнение, объясняем вставленные орфограммы и пунктограммы.


1-й ученик выполняет фонетический разбор слова ОБШИРНЫЕ.

- Объяснить значение слова в данном предложении. (Занимающие большое пространство).

2-й ученик выполняет морфологический разбор причастия ИСПЕЧЁННОГО (хлеба).

Каждому ученику учащиеся задают по 5 вопросов по теме разбора.


1-му ученику по теме «Фонетика», например:

- Что изучает фонетика? (Звуки речи)

- Назови только твёрдые согласные звуки. (Ж, Ш, Ц)

-Назови только мягкие согласные звуки. (Ч,Щ,Й)

-В каких позициях происходит оглушение/озвончение согласных? (В конце слова и перед глухим согласным/ перед звонким согласным)

-Сколько гласных букв/звуков в русском языке? (10 букв/6 звуков)

- В каких позициях и какие гласные буквы обозначают 2 звука? (Е,Ё,Ю,Я в начале слова, перед Ь и Ъ, перед гласными)

- Какие буквы указывают на мягкость предыдущих согласных? (Ь,Е,Ё,Ю,Я,И)

- Охарактеризуйте звук Ц по звонкости/глухости? (Глухой)

-Перечисли сонорные согласные. (Л,М,Н,Р,Й)


2-му ученику учащиеся задают вопросы по теме «Причастие», например:

- Докажи, что данная часть речи причастие.(Отвечает на вопрос «какого?», образовано от глагола «испечь», имеет суффикс ЁНН)

- Как отличить действительное причастие от страдательного? (Обозначает признак предмета по действию, совершаемому самим предметом, а также по суффиксам – УЩ,ЮЩ,АЩ,ЯЩ ,ВШ,Ш–ОМ,ЕМ,ИМ, ЕНН(ЁНН), Т, НН)

-Какие свои морфологические признаки «подарил» причастию глагол? (Время, вид, возвратность)

-А прилагательное? (Род, падеж, число)

- Как изменяются причастия? (Как и прилагательные: по родам, числам и падежам)

И др. вопросы. Два ученика, работавшие у доски, оценивают свои ответы. В случае необходимости класс корректирует оценки, которые впоследствии выставляются в журнал.

- Остались ли у кого-либо вопросы по домашнему заданию? (Если нет, то двигаемся дальше)

3.ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ.

Запишем в тетрадях сегодняшнее число. (По плану 10.11).

Ноябрь. Одиннадцатый месяц года. Слово «ноябрь» образовано от латинского слова «новем», что значит «девять». Почему же 11-й месяц назван ноябрём? В Древнем Риме год начинался с 1-го марта. И ноябрь был 9-м месяцем.

-А как же назывался ноябрь на Руси? Откроем толковый словарь В.И.Даля и посмотрим:

Ноябрь – грязник – читаем мы и видим, как моросит скучный дождь.

Ноябрь – зазимье – и чувствуем, как острый холодок коснулся лица.

Ноябрьские ночи до свету темны.

Ноябрь без топора мосты наводит.

«Ноябрь – сентябрев внук, октябрев сын, зиме родной брат,»-говорят об этом месяце в народе.

Удивительный словарь! Его можно читать, как книгу, и каждый день делать для себя маленькие открытия.


Усердней с каждым днём гляжу в словарь.

В его столбцах мерцают искры чувства.

В подвалы слов не раз сойдёт искусство,

Держа в руке свой потайной фонарь.

На всех словах события печать.

Они дались недаром человеку…


Вот таким человеком, который всю свою жизнь собирал слова и издал этот словарь, был Владимир Иванович Даль. Родился он 22 ноября 1801 года и в следующем году мы будем отмечать 215 лет со дня его рождения. А сейчас запишем несколько предложений.


Владимир Иванович Даль был (не)заурядным человеком исколесившим все крупные и уездные города России. Чутко прислушивающийся к чужой речи учёный находит и собирает (не)известные слова и пословицы. (Не)обыкновенный словарь изданный Далем до сих пор поражает и восхищает читателей.


Прочитаем то, что мы записали.

- Как можно назвать эту группу предложений? (Текст)

-Почему мы можем назвать эти предложения текстом? (Связаны по смыслу и грамматически и стоят по порядку)

Этот текст записан у меня на доске. (Открываем створки рабочей доски, а через проектор демонстрируем портрет В.И.Даля) Единственное, что я забыла сделать, это раскрыть скобки и проставить знаки препинания. Давайте исправим этот недочёт.

Владимир Иванович Даль был незаурядным человеком, исколесившим все крупные и уездные города России. Чутко прислушивающийся к чужой речи учёный находит и собирает неизвестные слова и пословицы. Необыкновенный словарь, изданный Далем, до сих пор поражает и восхищает читателей.


Ученик, вызванный к доске, раскрывает скобки и объясняет правописание НЕ с прилагательными.

Незаурядный человек = выдающийся, выделяющийся среди других. Заурядный – посредственный, ничем не выделяющийся.

Неизвестные слова =незнакомые, такие, о которых нет сведений.

Необыкновенный словарь = удивительный.

Обращаемся к толковому словарю в конце учебника и выясняем значение слова УЕЗДНЫЕ (города). «Толковый словарь» - учебник, стр.219. Уездный – находящийся в уезде. Уезд – территориальная единица в царской России и в первые годы советской власти;в 1920-е годы заменены районами. Т.е. уездные (города) = районные (города), небольшие по численности населения.


А теперь вы в тетрадях, а отвечающий ученик на доске выделяем графически причастные обороты и объясняем расставленные запятые. А чтобы выделить причастные обороты нам нужно прежде всего найти в предложениях что?

-Причастия.

Ученик ищет причастия, доказывает, что это действительно причастия, выделяет причастные обороты. (Ставится отметка)


Вот теперь всё сделано. Сравните запись на доске с тем, что вы записали в тетрадях. Кто написал без ошибок? Много грамотных. Молодцы!

Раскрывая в тексте скобки, мы вспомнили правило о правописании НЕ с прилагательными. --Может быть, кто-то догадался, какова тема нашего сегодняшнего урока? Правильно, правописание НЕ с причастиями. Запишем тему урока в тетрадях.

-А какой будет цель нашего урока? (Научиться правильно писать НЕ с причастиями). Да, сегодня мы узнаем, когда НЕ с причастиями пишется раздельно, когда слитно.

На доске проецируется задание.

Понаблюдаем и сделаем самостоятельные выводы.

Когда НЕ с причастиями пишется слитно, а когда раздельно?


1) Подсказка: обратите внимание на форму причастия (Полная? Краткая?)

Огни не погашены

Книга не прочитана

Текст не написан


2) Сравни: Непогашенные огни – не погашенные до сих пор огни

Непрочитанная книга – не прочитанная учеником книга

Ненаписанный текст - не написанный автором текст


3) Не погашенные, а зажжённые огни

Не прочитанная, а лишь пролистанная книга

Не написанный, а напечатанный текст

4) Негодующий взгляд

Ненавидевший обман

Невзлюбивший чтение


Выводим правило. Сравниваем с правилом в учебнике (стр.68)

Заучиваем правило. Рассказываем друг другу правило (Работа в парах по схеме «учитель – ученик»).

4) ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО. Теорию мы уяснили, а сейчас посмотрим, как это правило «работает». (На доске размещены цветы и магнитная бабочка: каждый цветок – определённый пункт правила). Учащиеся по очереди выходят к доске, записывают словосочетания и помещают бабочку на тот цветок, который иллюстрирует правописание данного словосочетания).


Не накрытый скатертью стол, письмо не отправлено, ненавидящий ложь, не затихшая, а разыгравшаяся буря, незамеченная ошибка, негодующий голос, не исследованное учёными явление , не вызубренные, а осознанные правила, неоконченное сочинение, план не продуман, ещё не обжитый край, калитка не закрыта, нераспустившийся цветок, не обдуманный, а легкомысленный поступок.

Самостоятельно выполняем упражнение 154 (проверяем «по цепочке»)


Выполняем ТЕСТ (каждому розданы ксерокопии).

ТЕСТ

«Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями»

Задание №1. НЕ пишется раздельно:

1) с полными причастиями

2) с краткими причастиями

3) если причастия без НЕ не употребляются

Задание №2. НЕ пишется слитно :

1) с полными причастиями, при которых есть

зависимые слова

2) с полными причастиями, при которых есть

противопоставление с союзом А

3) если причастие без НЕ не употребляется

Задание №3. Правильно определены условия написания НЕ

в предложении:

1) Дрозды наполнили криками ещё НЕ ОДЕТЫЕ

листвой березняки и осинники.(Есть зависимое

слово, поэтому пишем раздельно)

2) Сквозь НЕЗАНАВЕШЕННЫЕ окна постоянно видна

была молния. (Без НЕ не употребляется, поэтому

пишем слитно)

3) В палатке мы увидели НЕ РАЗБРОСАННЫЕ, а

аккуратно сложенные рюкзаки. (Краткое причастие,

поэтому пишем раздельно)

Задание №4. Допущена ошибка в написании НЕ в слове:

1) НЕ ПОКРАШЕННЫЙ, а лакированный пол.

2) НЕ ПРОВЕРЯЕМЫЕ ударением гласные.

3) Решение НЕПРОДУМАНО.

Задание №5. НЕ пишется слитно в слове:

1) (НЕ)СДЕЛАННАЯ вчера работа

2) (НЕ)СДЕЛАННАЯ работа

3) (НЕ)СДЕЛАННАЯ, а лишь начатая работа

Задание №6. НЕ пишется раздельно в слове:

1) Задача (НЕ)РЕШЕНА

2) (НЕ)РЕШЁННАЯ задача

3) (НЕ)ДОМОГАВШИЙ старик


Ответы:

1

2

3

4

5

6

2

3

1

3

2

1

Проверяем тест с помощью сигнальных карточек.


5. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Продолжите предложения, как вывод урока:

Сегодня на уроке я научился……….

Я узнал на уроке, что………..

Мне было трудно, когда……..

Мне было интересно, когда…….



5. Домашнее задание. Упражнение 155, повторить правило стр.68.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Конспект урока по теме "НЕ с причастиями"

Автор: Сочкина Валерия Валерьевна

Дата: 24.10.2015

Номер свидетельства: 243174

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Тема Причастие как особая форма глагола "
    ["seo_title"] => string(45) "tiema-prichastiie-kak-osobaia-forma-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "163624"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422520292"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "конспект урока "Действительные причастия настоящего и прошедшего времени" "
    ["seo_title"] => string(90) "konspiekt-uroka-dieistvitiel-nyie-prichastiia-nastoiashchiegho-i-proshiedshiegho-vriemieni"
    ["file_id"] => string(6) "102071"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402477796"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(227) "Конспект урока русского языка по теме: « Буквы е и ё после шипящих в суффиксах  страдательных причастий прошедшего времени» "
    ["seo_title"] => string(143) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-bukvy-ie-i-io-poslie-shipiashchikh-v-suffiksakh-stradatiel-nykh-prichastii-proshiedshiegho-vriemieni"
    ["file_id"] => string(6) "174288"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424105738"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Конспект урока  по русскому языку в 7 классе по теме:  Морфологический разбор причастия"
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekturokaporusskomuiazykuv7klassiepotiemiemorfologhichieskiirazborprichastiia"
    ["file_id"] => string(6) "280610"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453393910"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Конспект урока  по русскому языку в 7 классе по теме:  Морфологический разбор причастия"
    ["seo_title"] => string(83) "konspiekturokaporusskomuiazykuv7klassiepotiemiemorfologhichieskiirazborprichastiia1"
    ["file_id"] => string(6) "280611"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453393917"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства