По содержанию урок отвечает требованиям к уроку усвоения новых знаний. Все этапы соответствуют схеме: от простого к сложному, вытекают один из другого, логически связаны, чередуются. Задача урока : научить детей определять условия написания НЕ с причастиями и уметь применять алгоритм действий при выборе условий написания НЕ с причастиями. Все задания соответствуют требованиям программы, направлены на усвоение знаний в полном объёме.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "НЕ с причастиями" »
КОНСПЕКТ УРОКА УСВОЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ
«ПРАВОПИСАНИЕ НЕ С ПРИЧАСТИЯМИ»
7 КЛАСС.
СОЧКИНА ВАЛЕРИЯ ВАЛЕРЬЕВНА
учитель русского языка и литературы
МОУ «Оршинская СОШ»
Тверская обл., Калининский район
ТЕМА УРОКА : « ПРАВОПИСАНИЕ НЕ С ПРИЧАСТИЯМИ».
БАЗОВЫЙ УЧЕБНИК: Русский язык. 7 класс: учеб.для общеобразоват.
организаций/М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская,
Л.А.Тростенцова и др.; науч. ред.Н.М.Шанский.
3-е изд.- М.:Просвещение, 2015.
ТИП УРОКА: урок усвоения новых знаний.
ЦЕЛЬ: Сформировать навык правильного написания НЕ с
причастиями
ЗАДАЧИ:
Образовательные:1)Познакомить учащихся с условиями правописания
НЕ с причастиями.
2) Вывести алгоритм действий при выборе условий
написания НЕ с причастиями.
3) Повторить сведения о причастиях, причастном
обороте, правописании НЕ с прилагательными.
Развивающие: 1) Сформировать умение определять условия
написания НЕ с причастиями.
2) Формировать навыки аналитической деятель-
ности (сравнение, индукция, дедукция).
Воспитательные: 1) Развивать интерес к предмету.
2) Развивать понимание роли русского языка в
практической деятельности человека.
ХОД УРОКА.
1. ОРГМОМЕНТ. Здравствуйте, ребята! Наш сегодняшний урок мы
начнём с проверки домашнего задания.
2. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ. (Упражнение 125)
Двое учащихся на доске (без домашних тетрадей) выполняют дополнительные задания к упражнению: фонетический и морфологический разбор. С остальными (по цепочке) проверяем упражнение, объясняем вставленные орфограммы и пунктограммы.
1-й ученик выполняет фонетический разбор слова ОБШИРНЫЕ.
- Объяснить значение слова в данном предложении. (Занимающие большое пространство).
2-й ученик выполняет морфологический разбор причастия ИСПЕЧЁННОГО (хлеба).
Каждому ученику учащиеся задают по 5 вопросов по теме разбора.
1-му ученику по теме «Фонетика», например:
- Что изучает фонетика? (Звуки речи)
- Назови только твёрдые согласные звуки. (Ж, Ш, Ц)
-Назови только мягкие согласные звуки. (Ч,Щ,Й)
-В каких позициях происходит оглушение/озвончение согласных? (В конце слова и перед глухим согласным/ перед звонким согласным)
-Сколько гласных букв/звуков в русском языке? (10 букв/6 звуков)
- В каких позициях и какие гласные буквы обозначают 2 звука? (Е,Ё,Ю,Я в начале слова, перед Ь и Ъ, перед гласными)
- Какие буквы указывают на мягкость предыдущих согласных? (Ь,Е,Ё,Ю,Я,И)
- Охарактеризуйте звук Ц по звонкости/глухости? (Глухой)
-Перечисли сонорные согласные. (Л,М,Н,Р,Й)
2-му ученику учащиеся задают вопросы по теме «Причастие», например:
- Докажи, что данная часть речи причастие.(Отвечает на вопрос «какого?», образовано от глагола «испечь», имеет суффикс ЁНН)
- Как отличить действительное причастие от страдательного? (Обозначает признак предмета по действию, совершаемому самим предметом, а также по суффиксам – УЩ,ЮЩ,АЩ,ЯЩ ,ВШ,Ш–ОМ,ЕМ,ИМ, ЕНН(ЁНН), Т, НН)
-Какие свои морфологические признаки «подарил» причастию глагол? (Время, вид, возвратность)
-А прилагательное? (Род, падеж, число)
- Как изменяются причастия? (Как и прилагательные: по родам, числам и падежам)
И др. вопросы. Два ученика, работавшие у доски, оценивают свои ответы. В случае необходимости класс корректирует оценки, которые впоследствии выставляются в журнал.
- Остались ли у кого-либо вопросы по домашнему заданию? (Если нет, то двигаемся дальше)
3.ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ.
Запишем в тетрадях сегодняшнее число. (По плану 10.11).
Ноябрь. Одиннадцатый месяц года. Слово «ноябрь» образовано от латинского слова «новем», что значит «девять». Почему же 11-й месяц назван ноябрём? В Древнем Риме год начинался с 1-го марта. И ноябрь был 9-м месяцем.
-А как же назывался ноябрь на Руси? Откроем толковый словарь В.И.Даля и посмотрим:
Ноябрь – грязник – читаем мы и видим, как моросит скучный дождь.
Ноябрь – зазимье – и чувствуем, как острый холодок коснулся лица.
Ноябрьские ночи до свету темны.
Ноябрь без топора мосты наводит.
«Ноябрь – сентябрев внук, октябрев сын, зиме родной брат,»-говорят об этом месяце в народе.
Удивительный словарь! Его можно читать, как книгу, и каждый день делать для себя маленькие открытия.
Усердней с каждым днём гляжу в словарь.
В его столбцах мерцают искры чувства.
В подвалы слов не раз сойдёт искусство,
Держа в руке свой потайной фонарь.
На всех словах события печать.
Они дались недаром человеку…
Вот таким человеком, который всю свою жизнь собирал слова и издал этот словарь, был Владимир Иванович Даль. Родился он 22 ноября 1801 года и в следующем году мы будем отмечать 215 лет со дня его рождения. А сейчас запишем несколько предложений.
Владимир Иванович Даль был (не)заурядным человеком исколесившим все крупные и уездные города России. Чутко прислушивающийся к чужой речи учёный находит и собирает (не)известные слова и пословицы. (Не)обыкновенный словарь изданный Далем до сих пор поражает и восхищает читателей.
Прочитаем то, что мы записали.
- Как можно назвать эту группу предложений? (Текст)
-Почему мы можем назвать эти предложения текстом? (Связаны по смыслу и грамматически и стоят по порядку)
Этот текст записан у меня на доске. (Открываем створки рабочей доски, а через проектор демонстрируем портрет В.И.Даля) Единственное, что я забыла сделать, это раскрыть скобки и проставить знаки препинания. Давайте исправим этот недочёт.
Владимир Иванович Даль был незаурядным человеком, исколесившим все крупные и уездные города России.Чутко прислушивающийся к чужой речи учёный находит и собирает неизвестные слова и пословицы. Необыкновенный словарь, изданный Далем, до сих пор поражает и восхищает читателей.
Ученик, вызванный к доске, раскрывает скобки и объясняет правописание НЕ с прилагательными.
Незаурядный человек = выдающийся, выделяющийся среди других. Заурядный – посредственный, ничем не выделяющийся.
Неизвестные слова =незнакомые, такие, о которых нет сведений.
Необыкновенный словарь = удивительный.
Обращаемся к толковому словарю в конце учебника и выясняем значение слова УЕЗДНЫЕ (города). «Толковый словарь» - учебник, стр.219. Уездный – находящийся в уезде. Уезд – территориальная единица в царской России и в первые годы советской власти;в 1920-е годы заменены районами. Т.е. уездные (города) = районные (города), небольшие по численности населения.
А теперь вы в тетрадях, а отвечающий ученик на доске выделяем графически причастные обороты и объясняем расставленные запятые. А чтобы выделить причастные обороты нам нужно прежде всего найти в предложениях что?
-Причастия.
Ученик ищет причастия, доказывает, что это действительно причастия, выделяет причастные обороты. (Ставится отметка)
Вот теперь всё сделано. Сравните запись на доске с тем, что вы записали в тетрадях. Кто написал без ошибок? Много грамотных. Молодцы!
Раскрывая в тексте скобки, мы вспомнили правило о правописании НЕ с прилагательными. --Может быть, кто-то догадался, какова тема нашего сегодняшнего урока? Правильно, правописание НЕ с причастиями. Запишем тему урока в тетрадях.
-А какой будет цель нашего урока? (Научиться правильно писать НЕ с причастиями). Да, сегодня мы узнаем, когда НЕ с причастиями пишется раздельно, когда слитно.
На доске проецируется задание.
Понаблюдаем и сделаем самостоятельные выводы.
Когда НЕ с причастиями пишется слитно, а когда раздельно?
1) Подсказка: обратите внимание на форму причастия (Полная? Краткая?)
Огни не погашены
Книга не прочитана
Текст не написан
2) Сравни: Непогашенные огни – не погашенные до сих пор огни
Непрочитанная книга – не прочитанная учеником книга
Ненаписанный текст - не написанный автором текст
3) Не погашенные, а зажжённые огни
Не прочитанная, а лишь пролистанная книга
Не написанный, а напечатанный текст
4) Негодующий взгляд
Ненавидевший обман
Невзлюбивший чтение
Выводим правило. Сравниваем с правилом в учебнике (стр.68)
Заучиваем правило. Рассказываем друг другу правило (Работа в парах по схеме «учитель – ученик»).
4) ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО. Теорию мы уяснили, а сейчас посмотрим, как это правило «работает». (На доске размещены цветы и магнитная бабочка: каждый цветок – определённый пункт правила). Учащиеся по очереди выходят к доске, записывают словосочетания и помещают бабочку на тот цветок, который иллюстрирует правописание данного словосочетания).
Не накрытый скатертью стол, письмо не отправлено, ненавидящий ложь, не затихшая, а разыгравшаяся буря, незамеченная ошибка, негодующий голос, не исследованное учёными явление , не вызубренные, а осознанные правила, неоконченное сочинение, план не продуман, ещё не обжитый край, калитка не закрыта, нераспустившийся цветок, не обдуманный, а легкомысленный поступок.
Самостоятельно выполняем упражнение 154 (проверяем «по цепочке»)
Выполняем ТЕСТ (каждому розданы ксерокопии).
ТЕСТ
«Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями»
Задание №1. НЕ пишется раздельно:
1) с полными причастиями
2) с краткими причастиями
3) если причастия без НЕ не употребляются
Задание №2. НЕ пишется слитно :
1) с полными причастиями, при которых есть
зависимые слова
2) с полными причастиями, при которых есть
противопоставление с союзом А
3) если причастие без НЕ не употребляется
Задание №3. Правильно определены условия написания НЕ
в предложении:
1) Дрозды наполнили криками ещё НЕ ОДЕТЫЕ
листвой березняки и осинники.(Есть зависимое
слово, поэтому пишем раздельно)
2) Сквозь НЕЗАНАВЕШЕННЫЕ окна постоянно видна
была молния. (Без НЕ не употребляется, поэтому
пишем слитно)
3) В палатке мы увидели НЕ РАЗБРОСАННЫЕ, а
аккуратно сложенные рюкзаки. (Краткое причастие,
поэтому пишем раздельно)
Задание №4. Допущена ошибка в написании НЕ в слове:
1) НЕ ПОКРАШЕННЫЙ, а лакированный пол.
2) НЕ ПРОВЕРЯЕМЫЕ ударением гласные.
3) Решение НЕПРОДУМАНО.
Задание №5. НЕ пишется слитно в слове:
1) (НЕ)СДЕЛАННАЯ вчера работа
2) (НЕ)СДЕЛАННАЯ работа
3) (НЕ)СДЕЛАННАЯ, а лишь начатая работа
Задание №6. НЕ пишется раздельно в слове:
1) Задача (НЕ)РЕШЕНА
2) (НЕ)РЕШЁННАЯ задача
3) (НЕ)ДОМОГАВШИЙ старик
Ответы:
№1
№2
№3
№4
№5
№6
2
3
1
3
2
1
Проверяем тест с помощью сигнальных карточек.
5. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Продолжите предложения, как вывод урока:
Сегодня на уроке я научился……….
Я узнал на уроке, что………..
Мне было трудно, когда……..
Мне было интересно, когда…….
5. Домашнее задание. Упражнение 155, повторить правило стр.68.