kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по теме: "Имя прилагательное как часть речи. Роль прилагательных в речи."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Класс: 6

  Предмет: русский язык

Учитель: Бычкова Н.М.

Тема: Имя прилагательное как часть речи. Роль прилагательных в речи.

Цель: - повторить и систематизировать имеющиеся у учащихся знания о прилагательном как части речи по курсу 5 класса, - отрабатывать навык ЗУН уч-ся, обогащать речь учащихся новыми прилагательными

- развивать интеллектуальные явления как мыслительные операции (сравнение, сопоставление, анализ, синтез, умение сделать вывод);

- содействовать воспитанию любви к родной природе, познавательных интересов.

Тип урока: урок повторения и систематизации знаний

Вид урока: урок-практикум

Оборудование: флипчарт,  раздаточный материал, учебник

Эпиграф: Повторяем то, что знаем,

                  Вспоминаем, что забыли.

Ход урока

1.Оргмомент

Тренинг.

Если вы меня слышите, помашите правой рукой.

Если у вас хорошее настроение, топните ножкой(тихо).

Если вы сегодня не забыли поздороваться с учителем, то покачайтесь.

Если вам нравится быть в вашем классе, возьмитесь за руки.

Если вы выучили сегодня все уроки, то  хлопните в ладоши.

Если вы намерены сегодня на уроке отлично работать, то сделайте шаг вперёд.

Если вы сделали все эти дела, то можете присаживаться на свои места.

Запишем число и вид работы.

2. Стадия вызова

Учитель: Чтобы определить тему и цель урока, Роман прочитает нам  стихотворение.

Попробуйте сформулировать тему урока на основе прочитанного стих-я.

«Сказка про краски»

Если б все на свете было одинакового цвета,

 Вас бы это рассердило

 Или радовало это?

 Кто решился бы отныне,

 Приходя домой усталым, на зеленой спать перине

 Под зеленым одеялом?

 И зеленою водою на рассвете умываться,

 И зеленым-презеленым

 Полотенцем утираться?

 Любоваться, как над вами,

 Зеленея, птицы реют,

 Над зелеными домами

 Ярко солнце зеленеет.

 Видеть мир привыкли люди

 Белым. Желтым. Синим. Красным.

 Пусть же все на свете будет

 Удивительным и разным.

Учитель: О чём стихотворение?

Чтобы рассказать об удивительном и разном,  нам нужны слова. КАКИЕ?

(имена прилагательные)

Записываем тему урока: Имя прилагательное как часть речи.

Целеполагание.

3. Стадия осмысления

Какие ассоциации возникли, когда сказали имя прилагательное? Оценивание себя.

1 станция «Вспоминай - ка»

Задание № 1. Что я знаю о прилагательном, заполнение листа – ответа (приём инсерт). Самост.

2 станция «Грамматическая»

РАБОТА С ТЕКСТОМ (какая группа составит лучше текст). Взаимооценивание.

Наступил вечер. Синь играет в зареве заката. Дымкой сгущаются по горизонту сумерки. Закат торжественен, строг и пока еще горяч. И грустно думать в этот миг, что скоро не станет этого чуда.

–Прочитайте текст.

- Определите стиль и тип текста (художественный, описание).

- Какова тема текста и главная мысль? (закат, последнее предложение)

- Не появилось ли у вас желание что-то изменить в тексте?

- Добавьте в текст имена прилагательные. Будьте внимательны!

Слова для справок: зимний, поднебесная, утро, багряный, фиолетовый, звонкий

думать, хрупкого, хорошо, честно

Наступил зимний вечер. Поднебесная синь играет в багряном зареве заката. Фиолетовой дымкой сгущаются по горизонту звонкие сумерки. Закат торжественен, строг и пока еще горяч. И грустно думать в этот миг, что скоро не станет этого хрупкого чуда.

- Проверим!

- Прочитайте первый текст, а затем второй и сравните.

- Какой понравился больше и почему?

- Сделайте вывод о роли в речи имен прилагательных.

-Теперь поговорим о морфологических признаках. Что это такое?

-Какие морфологические признаки прилагательного вы можете назвать? (род в ед. числе, падеж, число).

1 группа: - Изменить по РЧП прилаг.: зимний,  Какой вывод сделали?

2 группа: - Выписать словосочетания  существительные и прилагательные. Объяснить окончание прилагательные.

Как определить окончание имен прилагательных?

3 группа: - Выполнить синтаксический разбор Фиолетовой дымкой сгущаются по горизонту звонкие сумерки. Каким членом предложения является полное прилагательное?

4 группа: - Выполнить синтаксический разбор Закат торжественен, строг и пока еще горяч

Каким членом предложения является краткое прилагательное?

Проблемная ситуация

 У меня в руках карточка с именами прилагательными,  и я должна их в три колонки. О каких признаках прилагательных я должна помнить? (качественные, относительные, притяжательные)

Какая группа быстрее и вернее справится с заданием (проверить через интерактив)

Красивый, добрый, зимнее, серебряный, медный, морская, лисья, петушиный, деревянный, песчаный, далёкий, близкий, аленький, свежий, просторный, серая, широкий.

3 станция «Литературная»

Назовите прилагательные,  которые пропущены в названиях произведений. Эти слова спрятаны в предыдущем задании.

1гр. М.Ю Лермонтов « … царевна»

2гр. А.С.Пушкин «… утро»

3гр. С.Т.Аскаков « … цветочек»

4гр. Д.Н. Мамин – Сибиряк «… Шейка» 

Прилагательные какого разряда использованы в задании?   Вывод:

4 станция «Поэтическая»

Подари предмету признак (Записать как можно больше прилагательных к слову за 30 секунд)

1 группа зима

2 группа весна

3 группа лето

4 группа осень

Прилагательные какого разряда использованы в задании?   Вывод:

Зачем прилагательные нужны в речи? Для чего они служат? Вывод:

4. Рефлексия

Приём: «Острова». Сегодняшний урок был для вас: Остров открытий. Остров радости. Остров скуки.

Д/З.  Написать сочинение-миниатюру (5- 6 предложений), используя слова своего времени года.

Оценивание, самооценивание, взаимооценивание.

Приложение

Карточка №1. Изменить по РЧП прилаг.: Морозный,

Карточка 2. Дописать окончания в указанные прилагательные и объяснить: ранн.  утро, в соснов. лесу, рыж. шубку лисы,  небольш. птичка, с красн. бантиком, могуч.  дерева, остр.  когтями, на хвосте жёстк., крепк..,

Карточка 3. Провести синтаксический р-р предложения и указать функцию прилагательного:

Мы шли на лыжах вдоль берега извилист.  порожист.  рек

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме: "Имя прилагательное как часть речи. Роль прилагательных в речи."»

ГУ «Средняя школа №6 отдела образования акимата города Костаная»










Тема: Имя прилагательное как часть речи. Роль прилагательных в речи. 6 кл.















Предмет: русский язык

Учитель: Бычкова Н.М.






2013-2014уч.г.





Класс: 6

Предмет: русский язык

Учитель: Бычкова Н.М.

Тема: Имя прилагательное как часть речи. Роль прилагательных в речи.

Цель: - повторить и систематизировать имеющиеся у учащихся знания о прилагательном как части речи по курсу 5 класса, - отрабатывать навык ЗУН уч-ся, обогащать речь учащихся новыми прилагательными

- развивать интеллектуальные явления как мыслительные операции (сравнение, сопоставление, анализ, синтез, умение сделать вывод);

- содействовать воспитанию любви к родной природе, познавательных интересов.

Тип урока: урок повторения и систематизации знаний

Вид урока: урок-практикум

Оборудование: флипчарт, раздаточный материал, учебник

Эпиграф: Повторяем то, что знаем,

Вспоминаем, что забыли.


Ход урока


1.Оргмомент

Тренинг.

Если вы меня слышите, помашите правой рукой.

Если у вас хорошее настроение, топните ножкой(тихо).

Если вы сегодня не забыли поздороваться с учителем, то покачайтесь.

Если вам нравится быть в вашем классе, возьмитесь за руки.

Если вы выучили сегодня все уроки, то хлопните в ладоши.

Если вы намерены сегодня на уроке отлично работать, то сделайте шаг вперёд.

Если вы сделали все эти дела, то можете присаживаться на свои места.


Запишем число и вид работы.


2. Стадия вызова


Учитель: Чтобы определить тему и цель урока, прочитает нам стихотворение.

Попробуйте сформулировать тему урока на основе прочитанного стих-я.


«Сказка про краски»

Если б все на свете было одинакового цвета,

Вас бы это рассердило

Или радовало это?

Кто решился бы отныне,

Приходя домой усталым, на зеленой спать перине

Под зеленым одеялом?

И зеленою водою на рассвете умываться,

И зеленым-презеленым

Полотенцем утираться?

Любоваться, как над вами,

Зеленея, птицы реют,

Над зелеными домами

Ярко солнце зеленеет.

Видеть мир привыкли люди

Белым. Желтым. Синим. Красным.

Пусть же все на свете будет

Удивительным и разным.


Учитель: О чём стихотворение?

Чтобы рассказать об удивительном и разном, нам нужны слова. КАКИЕ?

(имена прилагательные)


Записываем тему урока: Имя прилагательное как часть речи.


Целеполагание.





3. Стадия осмысления


- Какие ассоциации возникли, когда сказали имя прилагательное? Оценивание себя.


1 станция «Вспоминай - ка»


Задание № 1. Что я знаю о прилагательном, заполнение листа – ответа (приём инсерт). Самост.


2 станция «Грамматическая»


РАБОТА С ТЕКСТОМ (какая группа составит лучше текст). Взаимооценивание.


Наступил вечер. Синь играет в зареве заката. Дымкой сгущаются по горизонту сумерки. Закат торжественен, строг и пока еще горяч. И грустно думать в этот миг, что скоро не станет этого чуда.

–Прочитайте текст.

- Определите стиль и тип текста (художественный, описание).

- Какова тема текста и главная мысль? (закат, последнее предложение)

- Не появилось ли у вас желание что-то изменить в тексте?

- Добавьте в текст имена прилагательные. Будьте внимательны!


Слова для справок: зимний, поднебесная, утро, багряный, фиолетовый, звонкий

думать, хрупкого, хорошо, честно


Наступил зимний вечер.. Поднебесная синь играет в багряном зареве заката. Фиолетовой дымкой сгущаются по горизонту звонкие сумерки. Закат торжественен, строг и пока еще горяч. И грустно думать в этот миг, что скоро не станет этого хрупкого чуда.


- Проверим!

- Прочитайте первый текст, а затем второй и сравните.

- Какой понравился больше и почему?

- Сделайте вывод о роли в речи имен прилагательных.


-Теперь поговорим о морфологических признаках. Что это такое?


-Какие морфологические признаки прилагательного вы можете назвать? (род в ед. числе, падеж, число).


1 группа: - Изменить по РЧП прилаг.: зимний, Какой вывод сделали?


2 группа: - Выписать словосочетания существительные и прилагательные. Объяснить окончание прилагательные.

Как определить окончание имен прилагательных?


3 группа: - Выполнить синтаксический разбор Фиолетовой дымкой сгущаются по горизонту звонкие сумерки. Каким членом предложения является полное прилагательное?


4 группа: - Выполнить синтаксический разбор Закат торжественен, строг и пока еще горяч


Каким членом предложения является краткое прилагательное?


Проблемная ситуация


У меня в руках карточка с именами прилагательными, и я должна их в три колонки. О каких признаках прилагательных я должна помнить? (качественные, относительные, притяжательные)


Какая группа быстрее и вернее справится с заданием (проверить через интерактив)


Красивый, добрый, зимнее, серебряный, медный, морская, лисья, петушиный, деревянный, песчаный, далёкий, близкий, аленький, свежий, просторный, серая, широкий.


3 станция «Литературная»

Назовите прилагательные, которые пропущены в названиях произведений. Эти слова спрятаны в предыдущем задании.

1гр. М.Ю Лермонтов « … царевна»

2гр. А.С.Пушкин «… утро»

3гр. С.Т.Аскаков « … цветочек»

4гр. Д.Н. Мамин – Сибиряк «… Шейка»


Прилагательные какого разряда использованы в задании? Вывод:


4 станция «Поэтическая»

Подари предмету признак (Записать как можно больше прилагательных к слову за 30 секунд)

1 группа зима

2 группа весна

3 группа лето

4 группа осень


Прилагательные какого разряда использованы в задании? Вывод:


4. Рефлексия


Приём: «Острова». Сегодняшний урок был для вас: Остров открытий. Остров радости. Остров скуки.


Д/З. Написать сочинение-миниатюру (5- 6 предложений), используя слова своего времени года.


Оценивание, самооценивание, взаимооценивание.




Приложение


Карточка №1. Изменить по РЧП прилаг.: Морозный,


Карточка 2. Дописать окончания в указанные прилагательные и объяснить: ранн.. утро, в соснов.. лесу, рыж.. шубку лисы, небольш .. птичка, с красн.. бантиком, могуч.. дерева, остр.. когтями, на хвосте жёстк.., крепк.. .,


Карточка 3. Провести синтаксический р-р предложения и указать функцию прилагательного:

Мы шли на лыжах вдоль берега извилист.. порожист.. реки.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по теме: "Имя прилагательное как часть речи. Роль прилагательных в речи."

Автор: Бычкова Нина Маркияновна

Дата: 08.11.2015

Номер свидетельства: 250003

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Урок русского языка по теме "Имя прилагательное как часть речи" "
    ["seo_title"] => string(71) "urok-russkogho-iazyka-po-tiemie-imia-prilaghatiel-noie-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "104523"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402727201"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Конспект по русскому языку  по теме Определение имени прилагательного 3 класс "
    ["seo_title"] => string(88) "konspiekt-po-russkomu-iazyku-po-tiemie-opriedielieniie-imieni-prilaghatiel-nogho-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "171117"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423643890"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "Имя прилагательное  как часть речи. "
    ["seo_title"] => string(41) "imia-prilaghatiel-noie-kak-chast-riechi-1"
    ["file_id"] => string(6) "105857"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402918623"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Урок открытия новых знаний по теме "Имя существительное как часть речи", 2 класс"
    ["seo_title"] => string(80) "urok_otkrytiia_novykh_znanii_po_teme_imia_sushchestvitelnoe_kak_chast_rechi_2_kl"
    ["file_id"] => string(6) "626492"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1677239313"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "конспект урока на тему "Местоимение как часть речи""
    ["seo_title"] => string(49) "konspiekturokanatiemumiestoimieniiekakchastriechi"
    ["file_id"] => string(6) "265829"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450027737"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства