Конспект урока по русскому языку
Барышниковой О.Н.
«Имя прилагательное как часть речи» 3 класс
Цели урока:
Повторить и обобщить знания учащихся об имени прилагательном.
Пополнить опыт учащихся в применении имен прилагательных в речи.
Развивать умения распознавать прилагательные как часть речи.
Совершенствовать орфографические умения и навыки, развитие логического мышления.
Формировать у учащихся умения сотрудничать при выполнении упражнений.
Оборудование:
Компьютер.
мультимедийный проектор.
Презентация «Имя прилагательное как часть речи».
Дидактический материал: карточки для индивидуальной работы и работе в парах.
-2-
Ход урока
Организационный момент.
Комментирование детьми числа, с объяснением орфограмм.
Словарная работа - решение ребусов и загадок.
Расшифруй слово 1-2-2 (№ слога в словах)
вода перо канава ( Ворона) – показ картинки
Желтая хозяюшка из лесу пришла,
Всех кур пересчитала и с собой унесла. (Лиса) показ картинки
Летом по лесу гуляет,
Зимой в берлоге отдыхает. ( Медведь) показ картинки
Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год,
Шуба серая для лета,
Для зимы – другого цвета.( Заяц) показ картинки
Расшифруй слово 1-2-2-1
земля поляна каникулы каток (Земляника) показ картинки
Вам нужно описать эти слова, какие слова понадобятся? Подбор и запись.
Сообщение темы урока (слайд 1)
-Сегодня мы будем рисовать словами.
-Как вы думаете, какая часть речи нам понадобится?
Сегодня мы постараемся вспомнить все, что уже знаем об имени прилагательном, его роли в речи.
Работа в парах по карточкам. (карточка №1)
Прочитайте тексты. Какой понравился больше? Почему?
3
Утро. Смотрю на небо. По небу плывут облака. Высоко над облаками кружит ласточка. Со свистом проносятся стрижи.
Тёплое утро. Смотрю на голубое небо. По небу плывут белые облака. Высоко над облаками кружит белогрудая ласточка. Со звонким свистом проносятся стрижи. (слайд)
Заполните карточки
1.Текст №2 отличается от текста №1
словами_____________________________________________________________________________________
2.Эти слова делают текст________________________
______________________________________________
Они отвечают на вопросы_________________________
______________________________________________
4. Они связаны со словами_______________________
______________________________________________
5.Обозначают их _______________________________
Проверка по слайду
Вывод (Слайд).
-Какая часть речи называется прилагательным?
Физминутка.
Лексическая работа.
-Что такое антонимы?
Для чего они служат в нашей речи?
Учитель диктует слова:
холодный
мягкий
кислый
весёлый
Учащиеся записывают слова и их антонимы. Проверка.
Самостоятельная работа по карточкам (Слайд)
4
-Прочитайте текст.
- О каком времени года говорится?
-С какой частью речи связано имя прилагательное?
-Найти и подчеркнуть словосочетания прилагательного и существительного.
Карточка №2.
Я проснулся серым утром. Комната была залита жёлтым светом, как будто от керосиновой лампы.
Странный свет – неяркий и неподвижный - был не похож на солнечный. Это светили осенние листья. За ветреную и долгую ночь сад сбросил сухую листву, она лежала шумными грудами на чёрной земле и распространяла тусклое сияние. От этого сияния лица людей казались загорелыми, а страницы книг покрылись слоем старого воска.
Так началась осень. Для меня она пришла сразу в это утро. До тех пор я её не замечал: в саду ещё не было запаха прелой листвы, вода в озёрах не зеленела, и жгучий иней ещё не лежал по утрам на дощатой крыше. ( По К.Паустовскому)
-Когда мы говорим о частях речи, то обязательно определяем их синтаксическую роль в предложении.
-Выписать и разобрать 1 предложение.
Один ученик работает у доски.
Вывод:
Каким членом предложения является имя прилагательное?
Контрольный тест .(слайд)
-
Что такое имя прилагательное?
а) слово
б) часть речи
в) что делает? что сделает?
2.Имена прилагательные отвечают на вопросы…
а) какой? какая? какое?
б) кто? что?
в) что делает? что сделает?
3. Какая часть речи обозначает признак предмета?
а) Имя существительное
б) Глагол
в) Имя прилагательное
5
С какой частью речи связано имя прилагательное?
а) С глаголом
б) С именем существительным
в) С местоимением
5.Укажите имена прилагательные
а) думаешь
б) жёлтый
в)насекомое
д) великий
е) смолистый 5
ж) больше
Проверка на слайде.
Итог урока
-Вспомните начало урока.
На какой вопрос мы должны были ответить?
Ответьте.
Рефлексия.
Поднимите зеленый сигнал блокнота, если вам все понятно.
Красный, если не поняли.
Молодцы, спасибо за работу!