kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект по русскому языку по теме Определение имени прилагательного 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Русский язык

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

КАК ЧАСТЬ РЕЧИ

Тема: Определение имени прилагательного

Обучающая

Развивать умения точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи.

Развивать орфографическую зоркость.

Вырабатывать каллиграфический почерк.

Развивающая

 – Развитие умений подбирать прилагательные к существительным, определять признаки прилагательного как части речи, сопоставлять их с признаками существительного.

 – Развитие умений находить имена прилагательные в тексте, определять их роль.

Воспитывающая

Развивать у детей умения наблюдать, сравнивать, обобщать.

Воспитывать интерес к языку.

 

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

 

Ι. Формулирование темы   и планирование деятельности на уроке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- А сейчас настроимся на урок

  Улыбнёмся друг другу

  Сядьте удобно, закройте глаза,

  Повторяйте про себя:

  Я в школе на уроке

  Сейчас я начну трудиться

  Я радуюсь этому (пауза)

  Внимание моё сосредоточенно

  Память моя крепка.

  Я хочу учиться

  У меня всё получится

  Я в этом уверен

  Я готов к работе.

  Откройте глазки.

И мы сегодня постараемся показать себя внимательными, грамотными знатоками русского языка. Будем продолжать исследование его тайн, а помогать нам будет наш хороший знакомый – домовой Афанасий.

 

  Минутка чистописания 

 

Как всегда несколько минут мы уделим чистописанию.

 

 Прежде чем приступить к письму, подготовим пальчики к работе, потренируем кисти рук.

 

 Пальчиковая гимнастика.

 

 1. Пальчики здороваются

 2. Согреем пальчики

 3. Опустили кисти рук и потрясли ими

- Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Напишите «Классная работа».

 

1  3  4

– Отгадайте мою загадку: (слайд 2)

Конь …, хвост

– Почему вы её не поняли? Помогли вам имена существительные

догадаться, о чём идёт речь?

Послушайте ещё раз:

Конь стальной, хвост льняной. Что это? (Иголка и нитка.)

– Какие слова помогли отгадать загадку? стальной, льняной

– Что они обозначают? (Признак предмета.)

– О каких словах пойдёт речь на уроке? (о прилагательных)

– Откройте учебник. Прочитайте название раздела. (Имя прилагательное  как  часть речи)

– Рассмотрите иллюстрацию в учебнике на с. 75.

– Назовите слова, которые подходят к теме сегодняшнего урока.

Подушка (какая?)…, Афанасий (какой?)…

– Как вы думаете, чем мы будем заниматься на этом уроке: (находить в тексте имена прилагательные, наблюдать за ролью прилагательных в речи. )

 

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

 

II. Актуализация знаний.

 

 

 

 

 

  4

1. Наблюдение над признаками имён прилагательных, их ролью в речи.

а) Упр. 304. (в парах)

Ученики определяют по признакам предметы: сад, небо, песня.

–  О каких предметах идёт речь? Почему легко было догадаться?

– Что общего у слов в каждом столбике? (Отвечают на один и тот же вопрос.)

Сделайте  вывод: по каким признакам можно характеризовать имена прилагательные?  (По вопросам, значению.)

(слайд 4)

б) Упр. 305 – ученики самостоятельно подбирают имена прилагательные к словам-предметам, изображённым на рисунках:

Ландыш красивый, пахучий, лесной, чудесный (какой?)

Роза красная, красивая, ароматная, прекрасная (какая?)

Солнце яркое, жаркое, горячее, летнее, зимнее (какое?)

Дети маленькие, весёлые, дружные (какие?)

– Сделайте вывод: почему вы задавали разные вопросы? (Это зависит от рода имён существительных: ландыш – м.р., поэтому вопрос какой? и т.д.)

(слайд 5)

в) Упр. 306 – развитие умений словесного рисования с помощью имён прилагательных. (устно)

У всех художников получились разные рисунки, потому что не было сказано, какой лес нужно нарисовать.

Дети выбирают одну из картинок и устно описывают, какой лес на ней изображён.

Например:

Художник нарисовал еловый лес. Все ели высокие, стройные, они тёмно-зелёного цвета. Лес густой, тёмный.

– Какие слова вам помогли нарисовать картинку елового леса?

– Что же это за слова: стройные, тёмно-зелёные, высокие? К какой части речи они относятся? (к  имени прилагательному)

Сделайте вывод: для чего нужны имена прилагательные в речи?

(Чтобы уточнить значение, ярко, красочно описать предмет.)

2. Работа с определением в рамке (1-й абзац).

– Прочитайте 1-й абзац текста в рамке на с. 77.

Физминутка

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

III. Открытие новых знаний.

 3  4  5  2

1. Связь имени прилагательного с именем существительным.

– Прилагательное связано с именем существительным по смыслу, называет признак предмета.

– А есть ли ещё какая-то связь между ними?

Работа по учебнику.

а) Упр. 307 – установление характера связи прилагательного с существительным.

Выполняется «по шагам» в задании.

Образец рассуждения:

Снег (какой?) последний. Имя существительное снег мужского рода употреблено в форме ед.ч. и прилагательное последний – тоже в форме ед.ч., м.р.

Аналогично проводится наблюдение над словосочетаниями тёплый пар, кувшинчик синий, юный лес, зелёный дым, тёплые грозы.

Сделайте вывод: как ещё связаны имена прилагательные с существительными? От чего зависит их форма? (Ставятся в том же роде и числе, что и существительные, форма прилагательного зависит от формы существительного.)

2. Работа с определением (с. 77).

– Прочитайте 2-й абзац.

– Что вы узнали об имени прилагательном?

 (Зависят от рода и числа существительных, ставятся в тех же формах.)

 

 

 

 

IV. Развитие умений.

3  4   6  1  3

Работа в учебнике.

Упр. 309. Выполняется по заданию.

– Сравните прилагательные в каждом столбике.

– Изменилось ли их значение?

– А что же изменилось? (Род, число.)

– Как же понять, что прилагательное изменяется? (У него могут меняться род и число, а значение остаётся прежним.)

– Можно ли сказать, что существительное изменяется по родам?

– А по числам?  (да)

Выполнение теста (на партах лежит, задание обведите, правильный ответ)

 

 

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

 

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

 

V. Итог урока.

 

4  4

- Продолжите предложение. Имена прилагательные делают нашу речь …точной, яркой, образной, выразительной.

- Какое настроение у вас было на уроке, всё ли у вас получилось, довольны  ли вы своей работой?

У вас на столе кружочки. Выскажите цветом свою работу на уроке.

 

Отлично – зелёный

Сомневаюсь – желтый

Не получается – красный

 

 

 

 

 

 

VI. Домашнее задание.

1. Упр. 2, с. 98–99.

2. Знать определение на с. 77. Уметь приводить свои примеры.

 

 

 

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект по русскому языку по теме Определение имени прилагательного 3 класс »

Русский язык

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

КАК ЧАСТЬ РЕЧИ

Тема: Определение имени прилагательного

Обучающая

Развивать умения точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи.

Развивать орфографическую зоркость.

Вырабатывать каллиграфический почерк.

Развивающая

– Развитие умений подбирать прилагательные к существительным, определять признаки прилагательного как части речи, сопоставлять их с признаками существительного.

– Развитие умений находить имена прилагательные в тексте, определять их роль.

Воспитывающая

Развивать у детей умения наблюдать, сравнивать, обобщать.

Воспитывать интерес к языку.


Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)


Ι. Формулирование темы и планирование деятельности на уроке.










- А сейчас настроимся на урок

Улыбнёмся друг другу

Сядьте удобно, закройте глаза,

Повторяйте про себя:

Я в школе на уроке

Сейчас я начну трудиться

Я радуюсь этому (пауза)

Внимание моё сосредоточенно

Память моя крепка.

Я хочу учиться

У меня всё получится

Я в этом уверен

Я готов к работе.

Откройте глазки.

И мы сегодня постараемся показать себя внимательными, грамотными знатоками русского языка. Будем продолжать исследование его тайн, а помогать нам будет наш хороший знакомый – домовой Афанасий.

Минутка чистописания

Как всегда несколько минут мы уделим чистописанию.


Прежде чем приступить к письму, подготовим пальчики к работе, потренируем кисти рук.


Пальчиковая гимнастика.


1. Пальчики здороваются

2. Согреем пальчики

3. Опустили кисти рук и потрясли ими

- Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Напишите «Классная работа».


1 3 3 4

Отгадайте мою загадку: (слайд 2)

Конь …, хвост

– Почему вы её не поняли? Помогли вам имена существительные

догадаться, о чём идёт речь?

Послушайте ещё раз:

Конь стальной, хвост льняной. Что это? (Иголка и нитка.)

– Какие слова помогли отгадать загадку? стальной, льняной

– Что они обозначают? (Признак предмета.)

– О каких словах пойдёт речь на уроке? (о прилагательных)

– Откройте учебник. Прочитайте название раздела. (Имя прилагательное как часть речи)

– Рассмотрите иллюстрацию в учебнике на с. 75.

– Назовите слова, которые подходят к теме сегодняшнего урока.

Подушка (какая?)…, Афанасий (какой?)…

– Как вы думаете, чем мы будем заниматься на этом уроке: (находить в тексте имена прилагательные, наблюдать за ролью прилагательных в речи. )


Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.


II. Актуализация знаний.






3 4

1. Наблюдение над признаками имён прилагательных, их ролью в речи.

а) Упр. 304. (в парах)

Ученики определяют по признакам предметы: сад, небо, песня.

– О каких предметах идёт речь? Почему легко было догадаться?

– Что общего у слов в каждом столбике? (Отвечают на один и тот же вопрос.)

Сделайте вывод: по каким признакам можно характеризовать имена прилагательные? (По вопросам, значению.)

(слайд 4)

б) Упр. 305 – ученики самостоятельно подбирают имена прилагательные к словам-предметам, изображённым на рисунках:

Ландыш красивый, пахучий, лесной, чудесный (какой?)

Роза красная, красивая, ароматная, прекрасная (какая?)

Солнце яркое, жаркое, горячее, летнее, зимнее (какое?)

Дети маленькие, весёлые, дружные (какие?)

Сделайте вывод: почему вы задавали разные вопросы? (Это зависит от рода имён существительных: ландыш – м.р., поэтому вопрос какой? и т.д.)

(слайд 5)

в) Упр. 306 – развитие умений словесного рисования с помощью имён прилагательных. (устно)

У всех художников получились разные рисунки, потому что не было сказано, какой лес нужно нарисовать.

Дети выбирают одну из картинок и устно описывают, какой лес на ней изображён.

Например:

Художник нарисовал еловый лес. Все ели высокие, стройные, они тёмно-зелёного цвета. Лес густой, тёмный.

– Какие слова вам помогли нарисовать картинку елового леса?

– Что же это за слова: стройные, тёмно-зелёные, высокие? К какой части речи они относятся? (к имени прилагательному)

Сделайте вывод: для чего нужны имена прилагательные в речи?

(Чтобы уточнить значение, ярко, красочно описать предмет.)

2. Работа с определением в рамке (1-й абзац).

– Прочитайте 1-й абзац текста в рамке на с. 77.

Физминутка

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

III. Открытие новых знаний.

2 3 4 5 2

1. Связь имени прилагательного с именем существительным.

– Прилагательное связано с именем существительным по смыслу, называет признак предмета.

– А есть ли ещё какая-то связь между ними?

Работа по учебнику.

а) Упр. 307 – установление характера связи прилагательного с существительным.

Выполняется «по шагам» в задании.

Образец рассуждения:

Снег (какой?) последний. Имя существительное снег мужского рода употреблено в форме ед.ч. и прилагательное последний – тоже в форме ед.ч., м.р.

Аналогично проводится наблюдение над словосочетаниями тёплый пар, кувшинчик синий, юный лес, зелёный дым, тёплые грозы.

Сделайте вывод: как ещё связаны имена прилагательные с существительными? От чего зависит их форма? (Ставятся в том же роде и числе, что и существительные, форма прилагательного зависит от формы существительного.)

2. Работа с определением (с. 77).

– Прочитайте 2-й абзац.

– Что вы узнали об имени прилагательном?

(Зависят от рода и числа существительных, ставятся в тех же формах.)





IV. Развитие умений.

3 4 6 1 3

Работа в учебнике.

Упр. 309. Выполняется по заданию.

– Сравните прилагательные в каждом столбике.

– Изменилось ли их значение?

– А что же изменилось? (Род, число.)

– Как же понять, что прилагательное изменяется? (У него могут меняться род и число, а значение остаётся прежним.)

– Можно ли сказать, что существительное изменяется по родам?

– А по числам? (да)

Выполнение теста (на партах лежит, задание обведите, правильный ответ)



Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.


Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.


V. Итог урока.


4 4

- Продолжите предложение. Имена прилагательные делают нашу речь …точной, яркой, образной, выразительной.

- Какое настроение у вас было на уроке, всё ли у вас получилось, довольны ли вы своей работой?

У вас на столе кружочки. Выскажите цветом свою работу на уроке.


Отлично – зелёный

Сомневаюсь – желтый

Не получается – красный







VI. Домашнее задание.

1. Упр. 2, с. 98–99.

2. Знать определение на с. 77. Уметь приводить свои примеры.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект по русскому языку по теме Определение имени прилагательного 3 класс

Автор: Яцко Вера Дмитриевна

Дата: 11.02.2015

Номер свидетельства: 171117

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Конспект урока русского языка "Склонение имён прилагательных" "
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-sklonieniie-imion-prilaghatiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "190720"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427212355"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Конспект урока русского языка на тему "Разбор имен прилагательных по составу" "
    ["seo_title"] => string(83) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-razbor-imien-prilaghatiel-nykh-po-sostavu"
    ["file_id"] => string(6) "207588"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430557844"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Урок русского языка по теме "Имя прилагательное как часть речи" "
    ["seo_title"] => string(71) "urok-russkogho-iazyka-po-tiemie-imia-prilaghatiel-noie-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "104523"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402727201"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Конспект урока русского языка тему "Обобщение знаний об имени прилагательном как часть речи"
    ["seo_title"] => string(104) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-tiemu-obobshchieniie-znanii-ob-imieni-prilaghatiel-nom-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "309670"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458837237"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Имя прилагательное" "
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassie-po-tiemie-imia-prilaghatiel-noie"
    ["file_id"] => string(6) "231616"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442569369"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства