конспект урока на тему "Местоимение как часть речи"
Конспект урока на тему "Местоимение как часть речи"
Цель урока: создать условия для формирования представления о местоимении, как о части речи,его роли в устной и письменной речи.
Задачи урока:
узнать, какова роль местоимений в тексте;
рассмотреть, как связаны между собой существительные и местоимения;
формировать умение правильно употреблять местоимения в речи;
развивать память, внимание, орфографическую зоркость, мышление, устную и письменную речь;
развивать умение работать в парах;
воспитывать навык самостоятельности;
воспитывать потребность пользоваться всем языковым богатством: совершенствовать устную и письменную речь, делать ее более точной и богатой.
Планируемые результаты:
учащиеся научатся осознавать местоимение как часть речи;
употреблять местоимения вместо существительных;
находить местоимения в тексте;
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Оборудование:учебник «Русский язык. 2 класс», ученические тетради, презентация со слайдами, экран, проектор, картинка ласточки с письмом, плакат с определением местоимения, мяч, конверты со смайликами внутри для рефлексии, карточки для парной работыХод урока:
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Примечание
1. Орг. Момент.
Прозвенел и смолк звонок
Начинаем наш урок.
Психологический настрой:
Сегодня, ребята, у нас урок проявления самостоятельности и творчества. Пусть этот урок несет вам радость общения и наполнит ваши сердца благородными чувствами.
Давайте, друзья, улыбнемся друг другу,
Улыбки подарим гостям.
К уроку готовы?-
Тогда - за работу!
Удачи желаю всем ВАМ.
Запишем дату.
Дети настраиваются на работу.
Записывают дату.2. Чисто
3. Актуализация знаний:
А чтобы в наших тетрадках был порядок, я предлагаю начать наш урок с минутки чистописания, посмотрите внимательно на доску, сегодня мы с вами повторим написание некоторых букв.
Запишем предложение.
игра «Крестики-нолики».
Предлагаю вспомнить все, что вы знаете о частях речи. Отвечая на мои вопросы, заполните таблицу, которая лежит перед вами. Если вы согласны с моим суждением, в клетке под соответствующим № ставьте «х», не согласны – «о».
Вопросы:
1. Говорить – это существительное.
2. Прилагательные отвечают на вопрос Какой? Какая? Какое?
3. Слова лёгкий, весенний обозначают предметы.
4. Имена прилагательные изменяются по числам.
5. Высокий –низкий – это слова синонимы.
6. Шампунь – существительное мужского рода.
7.Глагол - часть речи, которая обозначает действие предмета.
8. Правда – ложь – это слова антонимы.
9. Существительные отвечают на вопрос Что делать? Что сделать?
-Обменяйтесь карточками и проверьте ответы товарища, сравнивая с ответами на доске. Кто выполнил задание без ошибок
-Ребята, какое сейчас время года?
-Подберите однокоренные слова.
-Почему вы решили, что это однокоренные слова?
Весна- веснушки- веснянка –весенний.
Дети смотрят на слайд и повторяют написание гласной буквы Я, соединение букв МЫ
1
0
2
х
3
х
4
х
5
0
6
х
7
х
8
х
9
0
Весна
Слайд
3. Самоопределение к деятельности.
4.Сообщение темы и задач урока
5. Физминутка для глаз.
Молодцы! Ребята, мы с вами не раз говорили о том, что за окном у нас наступило такое прекрасное время года как весна, а вместе с весной к нам возвращаются из тёплых стран наши верные пернатые друзья. Кто это?
-А какие птицы к нам возвращаются?
-К нам сегодня на урок тоже прилетела в гости одна птичка. Посмотрите, вы её узнали?
-Что это за птица?
-Ребята, она прилетела не одна, а принесла с собой какое-то послание. Хотите узнать, что в этом послании?
Ласточки – перелётные птицы. С приходом весны ласточки возвращаются из тёплых стран. У ласточек скоро появятся птенцы.
-Что в нём не так, какой недостаток?
-Как исправить этот недостаток?
-Давайте заменим и посмотрим, что у нас получится?
-Слова, какой части речи мы заменили в тексте?
А как же называются слова, которые мы использовали вместо имени существительного?
Сформулируйте тему нашего урока.
-Запишите текст в тетрадь. Подчеркните местоимения.
Ласточки – перелётные птицы. С приходом весны они возвращаются из тёплых стран. У них скоро появятся птенцы.
Таблица Контроль
-Давайте вспомним стих-е - правило про местоимения.
Я и мы, ты и вы,
Он, она, оно, они-
Все слова отличные,
Важные и личные.
Это без сомнения,
Все местоимения.
-Давайте поиграем. Я сейчас буду называть местоимения, а вы должны изменить его по заданному вопросу. Например: Я – нет кого? Меня.
Ты – есть у кого? у тебя, Мы – дать кому? Нам
Он - говорю о ком? О нём, Я – позвать кого? Меня
Она - любуюсь кем? Ею, Вы – вижу кого? Вас
Карточки на столе у каждого из детей
Стих-е А.Плещеева «Весенняя песенка»
-Ребята, у вас на столе лежит карточка с известным стихотворением, вы его учили наизусть, называется оно «Весенняя песенка», а вот кто написал его, я хочу, чтобы вы ответили сами.
-Найдите и подчеркните самостоятельно местоимения в строчках стих-я. Поменяйтесь с соседом по парте проверьте.
Таблица Контроль
-Прежде чем узнавать новое дальше, давайте немного отдохнём и потренируем наши глазки.
-Продолжаем работать по теме. Ребята, а давайте немного понаблюдаем за местоимениями и узнаем о них ещё кое-что интересное. Готовы?
Космонавтам, которые видят Землю из космоса, она кажется гигантским шаром. Но она не идеально круглая. Как надувной мяч, на который слегка надавили сверху и снизу, она тоже чуть сплюснута у полюсов.
Кто это она? Что кажется гигантским шаром? Могли бы вы ответить на эти вопросы, если бы не было первого предложения? Является ли слово она названием предметов или только указывает на эти предметы?
-На какой вопрос отвечает сущ земля?
-А местоимение она?
Сделайте вывод
Ребята отвечают, что это птицы.
(Называют птиц, которые прилетают из тёплых стран)
(Ласточка)
Дети отвечают, что хотят узнать, что написано в послании.
Ребята отвечают, что постоянно повторяется слово ЛАСТОЧКА,
-Необходимо заменить его другими словами.
-Имени существительного.
-Местоимения.
Тема нашего урока: Местоимение.
Мы должны узнать, что такое местоимение, для чего они используются в речи.
(употребляются вместо имен существительных)
Дети тренируют глазки, успевая следить взглядом за вылетающими бабочками.
На доску прикрепляется карточка ласточки с конвертом в клюве
Учитель открывает конверт и читает послание от ласточки
СлайдСлайдСлайд
6. Физ. минутка
Давайте немного отдохнём!
Выполняем упражнение вместе под песню С.Ротару «Я, ты, он, она».
7. Развитие
Пословица:
Ты его на берег, а он в воду.
-Назовите местоимения.
Ты, его, он на кого указывают эти местоимения ?
-Как вы понимаете эту пословицу?
-Эта пословица об упрямстве человека. Когда ты говоришь, что он не прав, а человек продолжает настаивать на своём, даже если понимает, что он не прав.
Вывод: Местоимение – часть речи, которая указывает на предметы, но не называет их.
Учитель: Я хочу открыть вам ещё одну тайну. Местоимение относится к одним из наиболее частых слов в нашей речи. По частоте употреблений они занимают 3 место после существительных и глаголов. Слайд
8. Закрепление полученных знаний
Работа по учебнику. С. Упр.
Прочитайте текст. Что вы заметили?
Восстановите текст.
В каком предложении встретилось местоимение.
На что или на кого оно указывает?
Каким словом можно заменить слово мальчики? Птицы?
Давайте немного поиграем. На доске следующее задание Помогите лосятам спуститься с неба на землю. Распределите им сущ по корзинам.
Работа с электронным приложением
Все ребята справились. Молодцы!
Работа за редбуками.
Назовите свои оценки. Слайд
9. Подведение итогов урока
-А теперь давайте подведём итог нашего урока.
- Какую часть речи изучали?
- Какое определение вывели?
-Что вы можете сказать о роли местоимений в речи?
-Как вы думаете, есть ли ещё местоимения, кроме тех, с которыми мы познакомились?
Как названья дать словам
Я,ты,мы, и нам, ивам,
Кто и что, какой и сколько,
Этот, тот, такой и столько,
Наш, и ваш, и мой, итвой,
Их,его,её и свой?
Это без сомнения,
Все… местоимения
Таблица Контроль
Ответы детей: мы узнали, что такое местоимение, как оно связано с именем существительным, зачем в речи нужны местоимения и т.д.
(Предположения детей)
Слайд
10. Рефлексия
-Ребята, а теперь давайте оценим свою работу на уроке. У вас на столах лежат смайлики. Поднимите тот смайлик, который соответствуют вашей работе на уроке.
Оценивание детей
Спасибо за урок!
Дети выбирают и поднимают выбранный смайлик.
Слайд
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«конспект урока на тему "Местоимение как часть речи"»
МБОУ Тацинская СОШ № 3
Открытый урок по теме:
«Местоимение как часть речи».
Урок – закрепление,
УМК «Школа России, 2 класс.
Учитель начальных классов
Войнова Галина Анатольевна
Апрель 2015
Пояснительная записка
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования, таких как: становление основ гражданской идентичности и мировоззрения; формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно – нравственное развитие и воспитание младших школьников. Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности.
В настоящее время (с введением в образовательных учреждениях федерального государственного образовательного стандарта) все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. На уроках приоритетным становится использование деятельностного метода обучения, когда знания учащимся предлагаются не в готовом виде, а они самостоятельно, в процессе осуществления деятельности, применения операций анализа, синтеза приходят к тому или иному выводу, делают умозаключение.
Предлагаемая методическая разработка урока «Местоимение как часть речи» является частью системы работы по применению деятельностного подхода в организации уроков по усвоению нового материала в начальной школе в рамках введения ФГОС.
Разработка урока адресована учителям начальных классов, работающим во 2-х классах с соблюдением требований ФГОС.
Этапы урока соответствуют этапам урока по ФГОС.
Организационный момент: на данном этапе дети настраиваются на урок, используется небольшое стихотворения для создания благоприятной атмосферы на уроке.
Чистописание. На этом этапе ребята повторяют написание букв, элементов букв и соединений.
Самоопределение к деятельности. Данный этап является одним из основных. Здесь учащиеся с помощью создания проблемных ситуаций, использования загадок, рифм подводятся к тому, чтобы самостоятельно сформулировать тему и задачи урока. Учитель, если это необходимо, помогает детям наводящими вопросами. На данном уроке использовалась ситуация с недостатками в послании от ласточки, которую детям необходимо было исправить.
Сообщение темы и задач урока. Дети, с помощью наводящих вопросов учителя и выхода из проблемной ситуации формулируют тему и задачи урока.
Первичное усвоение новых знаний. На этом этапе ребята пробуют использовать приобретённые знания на практике.
Закрепление полученных знаний. Используются практические упражнения для самостоятельной работы, работы в группах по закреплению полученных знаний.
Рефлексия. Этот этап урока используется для эмоциональной оценки урока, собственной деятельности на уроке, своего настроения. В данной разработке используется самооценка детьми собственного уровня усвоения материала с помощью смайлов.
Подведение итогов урока. На данном этапе осуществляется подведение итогов работы на уроке.
Разработка урока «Местоимение как часть речи»
Цель урока: создать условия для формирования представления о местоимении, как о части речи,его роли в устной и письменной речи.
Задачи урока:
узнать, какова роль местоимений в тексте;
рассмотреть, как связаны между собой существительные и местоимения;
формировать умение правильно употреблять местоимения в речи;
развивать память, внимание, орфографическую зоркость, мышление, устную и письменную речь;
развивать умение работать в парах;
воспитывать навык самостоятельности;
воспитывать потребность пользоваться всем языковым богатством: совершенствовать устную и письменную речь, делать ее более точной и богатой.
Планируемые результаты:
учащиеся научатся осознавать местоимение как часть речи;
употреблять местоимения вместо существительных;
находить местоимения в тексте;
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Оборудование:учебник «Русский язык. 2 класс», ученические тетради, презентация со слайдами, экран, проектор, картинка ласточки с письмом, плакат с определением местоимения, мяч, конверты со смайликами внутри для рефлексии, карточки для парной работыХод урока:
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Примечание
1. Орг. Момент.
Прозвенел и смолк звонок
Начинаем наш урок.
Психологический настрой:
Сегодня, ребята, у нас урок проявления самостоятельности и творчества. Пусть этот урок несет вам радость общения и наполнит ваши сердца благородными чувствами.
Давайте, друзья, улыбнемся друг другу,
Улыбки подарим гостям.
К уроку готовы?-
Тогда - за работу!
Удачи желаю всем ВАМ.
Запишем дату.
Дети настраиваются на работу.
Записывают дату.
2. Чисто
писание.
3. Актуализация знаний:
А чтобы в наших тетрадках был порядок, я предлагаю начать наш урок с минутки чистописания, посмотрите внимательно на доску, сегодня мы с вами повторим написание некоторых букв.
Запишем предложение.
игра «Крестики-нолики».
Предлагаю вспомнить все, что вы знаете о частях речи. Отвечая на мои вопросы, заполните таблицу, которая лежит перед вами. Если вы согласны с моим суждением, в клетке под соответствующим № ставьте «х», не согласны – «о».
Вопросы:
1. Говорить – это существительное.
2. Прилагательные отвечают на вопрос Какой? Какая? Какое?
3. Слова лёгкий, весенний обозначают предметы.
4. Имена прилагательные изменяются по числам.
5. Высокий –низкий – это слова синонимы.
6. Шампунь – существительное мужского рода.
7.Глагол - часть речи, которая обозначает действие предмета.
8. Правда – ложь – это слова антонимы.
9. Существительные отвечают на вопрос Что делать? Что сделать?
-Обменяйтесь карточками и проверьте ответы товарища, сравнивая с ответами на доске. Кто выполнил задание без ошибок
-Ребята, какое сейчас время года?
-Подберите однокоренные слова.
-Почему вы решили, что это однокоренные слова?
Весна- веснушки- веснянка –весенний.
Дети смотрят на слайд и повторяют написание гласной буквы Я, соединение букв МЫ
1
0
2
х
3
х
4
х
5
0
6
х
7
х
8
х
9
0
Весна
Слайд
3. Самоопределение к деятельности.
4.Сообщение темы и задач урока.
5. Физминутка для глаз.
Молодцы! Ребята, мы с вами не раз говорили о том, что за окном у нас наступило такое прекрасное время года как весна, а вместе с весной к нам возвращаются из тёплых стран наши верные пернатые друзья. Кто это?
-А какие птицы к нам возвращаются?
-К нам сегодня на урок тоже прилетела в гости одна птичка. Посмотрите, вы её узнали?
-Что это за птица?
-Ребята, она прилетела не одна, а принесла с собой какое-то послание. Хотите узнать, что в этом послании?
Ласточки – перелётные птицы. С приходом весны ласточки возвращаются из тёплых стран. У ласточек скоро появятся птенцы.
-Что в нём не так, какой недостаток?
-Как исправить этот недостаток?
-Давайте заменим и посмотрим, что у нас получится?
-Слова, какой части речи мы заменили в тексте?
А как же называются слова, которые мы использовали вместо имени существительного?
Сформулируйте тему нашего урока.
-Запишите текст в тетрадь. Подчеркните местоимения.
Ласточки – перелётные птицы. С приходом весны они возвращаются из тёплых стран. У них скоро появятся птенцы.
Таблица Контроль
-Давайте вспомним стих-е - правило про местоимения.
Я и мы, ты и вы,
Он, она, оно, они-
Все слова отличные,
Важные и личные.
Это без сомнения,
Все местоимения.
-Давайте поиграем. Я сейчас буду называть местоимения, а вы должны изменить его по заданному вопросу. Например: Я – нет кого? Меня.
Ты – есть у кого? у тебя, Мы – дать кому? Нам
Он - говорю о ком? О нём, Я – позвать кого? Меня
Она - любуюсь кем? Ею, Вы – вижу кого? Вас
Карточки на столе у каждого из детей
Стих-е А.Плещеева «Весенняя песенка»
-Ребята, у вас на столе лежит карточка с известным стихотворением, вы его учили наизусть, называется оно «Весенняя песенка», а вот кто написал его, я хочу, чтобы вы ответили сами.
-Найдите и подчеркните самостоятельно местоимения в строчках стих-я. Поменяйтесь с соседом по парте проверьте.
Таблица Контроль
-Прежде чем узнавать новое дальше, давайте немного отдохнём и потренируем наши глазки.
-Продолжаем работать по теме. Ребята, а давайте немного понаблюдаем за местоимениями и узнаем о них ещё кое-что интересное. Готовы?
Космонавтам, которые видят Землю из космоса, она кажется гигантским шаром. Но она не идеально круглая. Как надувной мяч, на который слегка надавили сверху и снизу, она тоже чуть сплюснута у полюсов.
Кто это она? Что кажется гигантским шаром? Могли бы вы ответить на эти вопросы, если бы не было первого предложения? Является ли слово она названием предметов или только указывает на эти предметы?
-На какой вопрос отвечает сущ земля?
-А местоимение она?
Сделайте вывод
Ребята отвечают, что это птицы.
(Называют птиц, которые прилетают из тёплых стран)
(Ласточка)
Дети отвечают, что хотят узнать, что написано в послании.
Ребята отвечают, что постоянно повторяется слово ЛАСТОЧКА,
-Необходимо заменить его другими словами.
-Имени существительного.
-Местоимения.
Тема нашего урока: Местоимение.
Мы должны узнать, что такое местоимение, для чего они используются в речи.
(употребляются вместо имен существительных)
Дети тренируют глазки, успевая следить взглядом за вылетающими бабочками.
На доску прикрепляется карточка ласточки с конвертом в клюве
Учитель открывает конверт и читает послание от ласточки
Слайд
Слайд
Слайд
6. Физ. минутка
Давайте немного отдохнём!
Выполняем упражнение вместе под песню С.Ротару «Я, ты , он, она».
7. Развитие
речи.
Пословица:
Ты его на берег, а он в воду.
-Назовите местоимения.
Ты, его, он на кого указывают эти местоимения ?
-Как вы понимаете эту пословицу?
-Эта пословица об упрямстве человека. Когда ты говоришь, что он не прав, а человек продолжает настаивать на своём, даже если понимает, что он не прав.
Вывод: Местоимение – часть речи, которая указывает на предметы, но не называет их.
Учитель: Я хочу открыть вам ещё одну тайну. Местоимение относится к одним из наиболее частых слов в нашей речи. По частоте употреблений они занимают 3 место после существительных и глаголов.
Слайд
8. Закрепление полученных знаний
Работа по учебнику. С. Упр.
Прочитайте текст. Что вы заметили?
Восстановите текст.
В каком предложении встретилось местоимение.
На что или на кого оно указывает?
Каким словом можно заменить слово мальчики? Птицы?
Давайте немного поиграем. На доске следующее задание Помогите лосятам спуститься с неба на землю. Распределите им сущ по корзинам.
Работа с электронным приложением
Все ребята справились. Молодцы!
Работа за редбуками.
Назовите свои оценки.
Слайд
9. Подведение итогов урока
-А теперь давайте подведём итог нашего урока.
- Какую часть речи изучали?
- Какое определение вывели?
-Что вы можете сказать о роли местоимений в речи?
-Как вы думаете, есть ли ещё местоимения, кроме тех, с которыми мы познакомились?
Как названья дать словам
Я,ты,мы, и нам , ивам,
Кто и что, какой и сколько,
Этот, тот, такой и столько,
Наш, и ваш, и мой, итвой,
Их,его,её и свой?
Это без сомнения,
Все… местоимения
Таблица Контроль
Ответы детей: мы узнали, что такое местоимение, как оно связано с именем существительным, зачем в речи нужны местоимения и т.д.
(Предположения детей)
Слайд
10. Рефлексия
-Ребята, а теперь давайте оценим свою работу на уроке. У вас на столах лежат смайлики. Поднимите тот смайлик, который соответствуют вашей работе на уроке.