kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по теме "Главные члены предложения. подлежащее"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В конспекте урока дана организация работы по теме "Главные члены предложения. Подлежащее".Вначале повторяется материал по зтой теме, затем даётся новый материал о способах выражения подлежащего.Используются разные формы работы:индивидуальная, групповая. Используются материалы с интернета.Домашнее задание диффиринцированнок:на "5"-одно, на "4"-другое, на "3"-следующее.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Главные члены предложения. подлежащее" »

Урок русского языка в 5-м классе по теме "Главные члены предложения. Подлежащее.» 2 часа

Планируемые результаты:

  • предметные: на основе повторения и обобщения ранее изученного материала и в ходе знакомства с новым углубление знаний о подлежащем, как главном члене предложения, формирование умения синтаксического анализа предложений и морфологического анализа слов разных частей речи.

  • метапредметные: владение аудированием и чтением, говорением и письмом, умение определять цель предстоящей деятельности, строить логическую цепочку (схему), конструировать текст, создавать письменный текст по заданной модели, способность свободно и правильно излагать свои мысли в устной форме, умение определять результаты учебной деятельности,

  • личностные: формирование умения самооценки, стремление к речевому самосовершенствованию, личностной самостоятельности при работе в группе, раскрытию творческих возможностей.

Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, таблицы “Загадки членов предложения”, листы самооценки, иллюстрации картин, дифференцированные задания для работы в группах.

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Актуализация полученных знаний.

* Проверка домашнего задания. Учащиеся зачитывают свои сочинения. Упражнение 157. Класс оценивает работы.

* Игра «Верно-неверно» .Три человека работают у доски с карточками.

1.Зимним (утром)3

2.Вставить пропущенные буквы. Съедобный гри., вос.мой день, снит.сясон,чес.но поступить,(не )х.ди по саду

3.Выписать вначале слова, затем словосочетания, потом предложения(с карточки)

Синтаксис-раздел науки оязыке, в котором изучаются словосочетания, предложения, текст.+

Пунктуация, раздел науки о языке, в которм изучаются знаки препинания и правила их постановки+

Словосочетание состоит из главной части-(из каких частей?)

Словосочетание состоит из одного слова –

Предложение может состоять из одного слова+

В конце предложения ставится только точка –

В предложении есть главные члены предложения +

В предложении могут быть второстепенные члены предложения +

Грамматическая основа может состоять только из подлежащего –

Предложение может быть без грамматической основы -

По цели высказывания предложения бывают повествовательные, побудительные и….(вопросительные) -

2. Выведение темы урока.

Работа с текстом

Кусака долго металась по следам уехавших людей, добежала до станции и — промокшая, грязная — вернулась на дачу. Там она проделала еще одну новую штуку, которой никто, однако, не видал: первый раз взошла на террасу и, приподнявшись на задние лапы, заглянула в стеклянную дверь и даже поскребла когтями. Но в комнатах было пусто, и никто не ответил Кусаке…

Перед вами текст?Докажите

Тип речи.Стиль речи.О чём текст?Кто такая Кусака?Почему её так назвали?Почему она металась?Что значит металась?Почему она первый раз взошла на террасу?Умеют ли животныечувствовать?Что почувствовала Кусака, когда увидела, что в комнатах пусто?Что будет дальше с собакой?Чему учит текст?Перечислите действия, которые совершала Кусака? К какой части речи относятся эти слова?Каквы думаете, каким членом предложения они будут являться?А кто совершал все эти действия-Кусака подлежащим. Значит тема сегодняшнего урока – главные члены предложения. Что это такое? Прочитаем про это в учебнике на странице 75

3. Первичное закрепление. Упражнение 159. По цепочке предложения записываются на доске, вставляют пропущенные орфограммы, подчёркивают грамматические основы, определяют, чем они выражены.

4. Игра “Внимание”

- Чем чаще всего выражено подлежащее?

- Итак, чаще всего подлежащее выражено существительным. Но проблема в том, что не всегда мы правильно находим эту часть речи. Вот и сейчас части речи перепутались.

- Найдите среди слов существительные. Докажите правильность своего выбора.

- А теперь проверим, кто самый внимательный?Парта,бег, бегун, бегут,синь, синий,плачь,тишь. Если существительное встаём, нет-сидим

-Молодцы!

5. Работа в парах.

- Составьте с любым словом предложение, обсудите в паре и запишите самое, на ваш взгляд, красивое предложение.

Синтаксический разбор одного предложения.

6. Групповая работа.

- Ребята, дело в том, что подлежащее не простой член предложения.

- Как вы думаете, в чем его сложность?

- В самом деле, не всегда легко найти подлежащее в предложении, потому что оно может быть выражено не только именем существительным.

- Я предлагаю вам побыть сегодня немного в роли учителей и познакомить нас со способами выражения подлежащего, а для этого поработаем в группах (конверты с заданиями разных цветов, что означает степень сложности, дети ориентируются по цвету: красный-очень сложно; синий-сложно; зелёный-просто). (слайд 10)

- Прошу вас самоопределиться и занять место в группе.

Инструктаж

- Итак, у нас есть группа исследователей. Ваша задача: поработать в рабочих карточках, заполнить первый ряд таблицы “Загадки членов предложения”. Все остальные мы будем заполнять на последующих уроках, когда речь пойдет о других членах предложения.



 

Имя существительное

Местоимение

Имя прилагательное

Глагол

Числительное

Словосочетание

Подлежащее

 

 

 

 

 

 

Сказуемое

 

 

 

 

 

 

Определение

 

 

 

 

 

 

Дополнение

 

 

 

 

 

 

Обстоятельство

 

 

 

 

 

 



- 1 группаученые-исследователи

  1. Проанализируйте предложенные предложения.

  2. Найдите подлежащее, укажите способ выражения.

  3. Заполните первый ряд таблицы “Загадки членов предложения”.

  4. Обобщите полученный результат.

  5. Составьте связный ответ “Способы выражения подлежащего”.

1. В жизни хорошее и плохое лежат рядом.2. Входят семь богатырей.3.Четырежды пять – двадцать. 4. Я люблю читать. 5.Наступила золотая осень. 6.Жить – Родине служить.



- 2 группа –ученые –теоретики, которые поработают с предложениями и сформулируют полное правило, что такое подлежащее (учебник страница 62), добавив, чем может быть ещё выражено подлежащее.

Карточка 2 (ученые –теоретики)

Проанализируйте предложения. Найдите и подчеркните подлежащее.

Определите способ выражения подлежащего.

Сформулируйте правило, что такое подлежащее (учебник страница 75,76),добавив, чем может быть ещё выражено подлежащее.

1. Чьи это были следы? 2.Сытый голодного не разумеет. 3.Мне десять лет. 4.Она шла по улице.5. Готовиться к урокам не так-то просто. 6. Три девицы под окном пряли поздно вечерком.



3 группа – практики, которые запишут предложения в определенном порядке, чтобы в дальнейшем помогать работе групп.

Карточка 3 (практики)

1. В жизни хорошее и плохое лежат рядом. 2. Входят семь богатырей. 3. Четырежды пять – двадцать. 4. Я люблю читать. 5. Наступила золотая осень. 6. Жить – Родине служить.

Имя существительное

Местоимение

Имя прилагательное

Глагол

Числительное

Словосочетание

 

 

 

 

 

 

 

 



1. Определите, какой частью речи является выделенное подлежащее.

2. Обращайтесь в случае необходимости к карточке-информатору.

3. Запишите предложения в определенном порядке, как это указано в таблице.

7. Проверка работы в группах. (слайд 11)

1. Проанализировав предложения, мы сделали вывод, что подлежащее может быть выражено существительным (таким образом проверяется вся работа групп).

2. Какой пример приведет третья группа? Вторая группа?

3. Итак, вторая группа, вам слово. Составьте связный ответ: что же такое подлежащее?

- Кто повторит?

- Заполните, пожалуйста, свои таблицы “Загадки членов предложения”, с учетом новых сведений, полученных на уроке (ставится “+” под той частью речи, которой может быть выражено подлежащее).

 

Имя существительное

Местоимение

Имя прилагательное

Глагол

Числительное

Словосочетание

Подлежащее

 

 

 

 

 

 

Сказуемое

 

 

 

 

 

 

Определение

 

 

 

 

 

 

Дополнение

 

 

 

 

 

 

Обстоятельство

 

 

 

 

 

 

- Проанализировав записи в своей таблице, сделайте вывод: какой частью речи может быть выражено подлежащее.

Вывод: подлежащее может быть выражено любой частью речи. (слайд 12)

8. Оценивание групп.

- Оцените работу первой группы

- Кто из ребят был самым активным, на ваш взгляд.

- Объясните свой выбор..

9. Работа сучебником. Упр. 161.Самопроверка по ключу.

1.Но лето быстрое летит.

Насталаосень золотая.


2.Блеснулмороз. И радымы

Проказам матушки зимы

10.Творческая работа. Написать мини-сочинение-продолжение текста для анализа. Что ждёт Кусаку?

11. Рефлексия

- Что вы делали на уроке?

- Как вы это делали?

- Зачем вы это делали?

12. Самооценка

- А сейчас давайте поработаем в наших листочках самооценки.

Задание

Успешность(+или-)

1

Формулировка темы, цели урока

 

2

Игра «верно-неверно»

 

3

Анализ текста


4

Работа в группе

 

5

Работа сучебником

 

5

Творческая работа

Самооценка:

- Кто поставил сегодня себе за работу на уроке “5”? Объясните свой выбор.

- Кто поставил сегодня себе за работу на уроке “4”? Объясните свой выбор.

- Кому сегодня не все удалось? Как ты думаешь, почему?

13. Оценки.

14. Домашнее задание. П.32 Упр.160 – «3» 162 –«4» Придумать текст на тему «Сон осеннего листа».Подчеркнуть грамматические основы, чем они выражены.













































№1

Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Подчеркните главные члены предложения, определите, чем они выражены. Укажите вид сказуемого.

1) Летний вечер тих и ясен. 2) Золотой метелью мчи(т, ть)ся ж..лтый лист. 3) Мес..ностьравни(н, нн)а, и река (с, з)десь широка и дли(н, нн)а.

4) Мы медле(н, нн)о стали пр..бл..жа(т, ть)ся к вершине горы. 5) По Северному морскому пути в это лето сновал(о, и) великое множество судов.

№1

Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Подчеркните главные члены предложения, определите, чем они выражены. Укажите вид сказуемого.



1) Летний вечер тих и ясен. 2) Золотой метелью мчи(т, ть)ся ж..лтый лист. 3) Мес..ностьравни(н, нн)а, и река (с, з)десь широка и дли(н, нн)а.

4) Мы медле(н, нн)о стали пр..бл..жа(т, ть)ся к вершине горы. 5) По Северному морскому пути в это лето сновал(о, и) великое множество судов.



№2

Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Подчеркните главные члены предложения, определите, чем они выражены. Укажите вид сказуемого.



1) Еще холоден и сыр февральский воздух, но над садом уже смотр..т небо ясным взглядом. 2) Трое в солдатских бушлатах летели укр..шать Ангару. 3) В этом году осень теплая. 4) Девочка была огорче(н, нн)а происшедшим. 5) Все население поселка вышл(о, и) встречать рыбаков.

№2

Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Подчеркните главные члены предложения, определите, чем они выражены. Укажите вид сказуемого.



1) Еще холоден и сыр февральский воздух, но над садом уже смотр..т небо ясным взглядом. 2) Трое в солдатских бушлатах летели укр..шать Ангару. 3) В этом году осень теплая. 4) Девочка была огорче(н, нн)а происшедшим. 5) Все население поселка вышл(о, и) встречать рыбаков.




































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Конспект урока по теме "Главные члены предложения. подлежащее"

Автор: Романова Людмила Фёдоровна

Дата: 01.11.2015

Номер свидетельства: 246389

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Конспект урока русского языка для 5 класса по теме "Главные члены предложения. Подлежащее""
    ["seo_title"] => string(107) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-dlia-5-klassa-po-tiemie-glavnyie-chlieny-priedlozhieniia-podliezhashchieie"
    ["file_id"] => string(6) "289921"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454874331"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Методическая разработка урока по русскому языку "Главные члены предложения. Подлежащее""
    ["seo_title"] => string(80) "mietodichieskaia_razrabotka_uroka_po_russkomu_iazyku_glavnyie_chlieny_priedlozhi"
    ["file_id"] => string(6) "403879"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1490632186"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Конспект урока по русскому языку по теме "Главные члены предложения" 5 класс "
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-po-tiemie-glavnyie-chlieny-priedlozhieniia-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "122445"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414248830"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Конспект урока по теме "Главные члены предложения""
    ["seo_title"] => string(52) "konspiekturokapotiemieglavnyiechlienypriedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "317099"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460276493"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "План-конспект урока русского языка по теме:  "Главные члены предложения" "
    ["seo_title"] => string(80) "plan-konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-glavnyie-chlieny-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "139365"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417704548"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства