kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект открытого урока по русскому языку в 4 классе по теме " Глагол. Обобщение."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского  языка  в 4 классе по теме "Глагол. Обобщение и закрепление."

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока по русскому языку в 4 классе по теме " Глагол. Обобщение."»

Урок русского языка в 4 классе по теме «Глагол. Обобщение.».

Цель: закрепить и обобщить знания о глаголе как части речи, неопределённой форме глагола, временах глагола, спряжении, правописании безударных личных окончаний глагола и частицы не с глаголами; развивать устную и письменную речь; воспитывать любовь к родному языку с помощью сказок А.С. Пушкина.

Наглядность: опорные схемы, кроссворд, книжная выставка произведений А.С . Пушкина, слайды.

План урока.

  1. Чистописание.

Повторим соединение некоторых букв

Уш шк ки ин др нд ег ге ев ви ич ал са ге

Александр Сергеевич Пушкин – великий русский поэт.

-Какие сказки Пушкина вы знаете?

Сегодня на уроке мы вспомним некоторые из них.

  1. Словарная работа.

Учитель читает отрывки с пропуском словарных слов. Один ученик записывает их на доске, остальные дети записывают в тетради.

Вот открыл царевич очи;

Отрясая грёзы ночи

И дивясь, перед собой

Видит (город) он большой.



Пушки с пристани палят,

(кораблю) пристать велят.



Царь Дадон к шатру спешит…

Что за страшная (картина)?

Перед ним его два сына.



Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой,

Хлынет на (берег) пустой,

Расплеснётся в скором беге -

И очутятся на бреге,

В чешуе, как жар горя

33 (богатыря).



Корабельщики в ответ:

«Мы объехали весь свет,

Торговали мы недаром

Неуказанным товаром;

А лежит нам путь далёк:

Восвояси на (восток)».



Вот съезжает в город он.

Вдруг раздался лёгкий звон,

И в глазах у всей (столицы)

Петушок вспорхнул со спицы.

  1. Актуализация знаний.



К какой части речи относятся эти слова? А какие части речи вы ещё знаете?

- Составьте предложение из слов, записанных на доске.

( морю, кораблик, ветер, подгоняет, по, и, гуляет)

С помощью каких слов Александр Сергеевич показал, что происходит с ветром? (гуляет, подгоняет).

- Какой частью речи являются эти слова, что обозначают, на какие вопросы отвечают?

(Учащиеся вспоминают правило).

- Подчеркните глаголы.

  1. Повторение изученного о глаголе.

а) ученица рассказывает сказку «Глагол и его друзья».

« Жил – был Глагол. Однажды он решил, что каждый обязательно должен приносить какую – нибудь пользу людям. Он пошёл по белу свету счастья искать. Идёт, видит – сидит на камушке Существительное и плачет. А плачет оттого, что пользы никакой не приносит. Пригласил Глагол с собой Существительное счастья искать. Ему люди добрые сказали, что счастье и богатство лишь в труде.

Шли, шли они и встретили Прилагательное, грустное, тихое, молчаливое. Позвали его с собой. Долго ли, коротко ли шли они, вдруг оказались в сказочной Грамматике. Там все трудились, скучать было некогда. Встретили их доброжелательно и предложили работать в Предложении. Друзья с радостью согласились. С тех пор Глагол работает сказуемым. Существительное с Прилагательным тоже получили работу, улыбка не сходит с их лиц. Ну как же, они ведь приносят пользу. А что может быть прекраснее на земле?»



- Вот и царевна из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» тоже делает добро людям: ( текст на доске)

Дом царевна обошла,

Всё порядком убрала.

- Найдите глаголы. Какую роль глаголы играют в предложении? Найдите и подчеркните главные члены предложения.

б) - Время… Что это такое? Как вы это понимаете? (часы, дни, сутки, года). В. И. Даль так объясняет это слово: « Время – это когда идут дни за днями, последовательное течение суток за сутками». Помните в сказке:

Царь велит своим боярам,

Времени не тратя даром,

И царицу, и приплод

Тайно бросить в бездну вод.

Произведём фонетический разбор слова время.

- Дальше у нас пойдёт разговор не о простом времени, а временах глаголов.

в) инсценировка.

Учительница спросила Лентяйкина: « Если я говорю: я умываюсь, ты умываешься, он умывается, мы умываемся, вы умываетесь, они умываются – какое это время?». Лентяйкин, не задумываясь, воскликнул: «Утро!»

- А вы как думаете, в каком времени употреблены глаголы? ( В настоящем)

- Давайте определим лицо и число глаголов, запишем их, выделим окончания (запись на доске и в тетради). Тому, кто забыл, поможет таблица ( обращаю внимание на таблицу спряжения).

- А в каком времени ещё употребляются глаголы и на какие вопросы отвечают?

г) слайд. « И послушалась волна:

Тут же на берег она

Бочку вынесла легонько

И отхлынула тихонько.

Мать с младенцем спасена:

Землю чувствует она.

Но из бочки кто их вынет ?

Бог неужто их покинет?

- Выпишите глаголы по временам в три столбика.

Проверка самостоятельной работы.

д) - Вспомните, на какие вопросы отвечают глаголы неопределённой формы. Запишите глаголы неопределённой формы в кроссворде и в тетрадях. Прошу. Терплю. Соберу. Пойму. Бегу. Тру. Подниму. Ловлю. Берегу.

П

Р

О

С

И

Т

Ь

Т

Е

Р

П

Е

Т

Ь

С

О

Б

Р

А

Т

Ь

П

О

Н

Я

Т

Ь



Б

Е

Ж

А

Т

Ь

Т

Е

Р

Е

Т

Ь


П

О

Д

Н

Я

Т

Ь

Л

О

В

И

Т

Ь


Б

Е

Р

Е

Ч

Ь




е) Физминутка.

ж) Слайд. Ель в лесу, под елью белка,

Белка песенки поёт

И орешки всё грызёт,

А орешки непростые

Все скорлупки золотые.

- В каждом орешке глагол – исключение. Давайте их отыщем и запишем. (Дети читают по одному отрывку)

К морю лишь подходит он,

Вот и слышит будто стон.



Смотрит – видит: дело лихо:

Бьётся лебедь средь зыбей

Он их кормит и поит

И ответ держать велит.


Комаром оборотился,

Полетел и запищал,

Судно на море догнал.



И прищёлкивать перстами,

И вертеться, подбочась,

Гордо в зеркальце глядясь.

Крепко связаны ей локти,

Попадётся зверю в когти.

Меньше будет ей терпеть.


Как под крылышком у сна,

Так тиха, свежа лежала,

Что лишь только не дышала.

- Назовите ещё три глагола – исключения.( обидеть, зависеть, ненавидеть)

Назовите их все ещё раз стихотворением.

Гнать, держать, смотреть и видеть,

Дышать, слышать, ненавидеть,

И зависеть, и вертеть,

И обидеть, и терпеть.

Вы запомните, друзья,

Их на Е спрягать нельзя.

- Итак, глаголы первого спряжения имеют в окончании гласную Е и окончания во множественном числе УТ, ЮТ. Глаголы второго спряжения имеют в окончании гласную И и окончания во множественном числе АТ , ЯТ.

з) - Ребята, вспомните, что приговаривал Балда с укоризной, рассчитываясь с попом? (Не гонялся бы ты , поп, за дешевизной). Какое правило о глаголе спряталось в этой строке?

Не выучил, не делай,

Не знаешь, не спеши.

С глаголами отдельно

Частицу не пиши!

  1. Подведение итога урока.

- Что мы повторили сегодня о глаголе?

- Из каких сказок Пушкина были отрывки?

Вот открыл царевич очи;

Отрясая грёзы ночи

И дивясь, перед собой

Видит (город) он большой.



Пушки с пристани палят,

(кораблю) пристать велят.



Царь Дадон к шатру спешит…

Что за страшная (картина)?

Перед ним его два сына.



Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой,

Хлынет на (берег) пустой,

Расплеснётся в скором беге -

И очутятся на бреге,

В чешуе, как жар горя

33 (богатыря).



Корабельщики в ответ:

«Мы объехали весь свет,

Торговали мы недаром

Неуказанным товаром;

А лежит нам путь далёк:

Восвояси на (восток)».



Вот съезжает в город он.

Вдруг раздался лёгкий звон,

И в глазах у всей (столицы)

Петушок вспорхнул со спицы.



К какой части речи относятся эти слова? А какие части речи вы ещё знаете?

- Составьте предложение из слов, записанных на доске.

( морю, кораблик, ветер, подгоняет, по, и, гуляет)





Гнать, держать, смотреть и видеть,

Дышать, слышать, ненавидеть,

И зависеть, и вертеть,

И обидеть, и терпеть.

Вы запомните, друзья,

Их на Е спрягать нельзя.


Гнать, держать, смотреть и видеть,

Дышать, слышать, ненавидеть,

И зависеть, и вертеть,

И обидеть, и терпеть.

Вы запомните, друзья,

Их на Е спрягать нельзя.


Гнать, держать, смотреть и видеть,

Дышать, слышать, ненавидеть,

И зависеть, и вертеть,

И обидеть, и терпеть.

Вы запомните, друзья,

Их на Е спрягать нельзя.


Гнать, держать, смотреть и видеть,

Дышать, слышать, ненавидеть,

И зависеть, и вертеть,

И обидеть, и терпеть.

Вы запомните, друзья,

Их на Е спрягать нельзя.


Гнать, держать, смотреть и видеть,

Дышать, слышать, ненавидеть,

И зависеть, и вертеть,

И обидеть, и терпеть.

Вы запомните, друзья,

Их на Е спрягать нельзя.



Гнать, держать, смотреть и видеть,

Дышать, слышать, ненавидеть,

И зависеть, и вертеть,

И обидеть, и терпеть.

Вы запомните, друзья,

Их на Е спрягать нельзя.








« Жил – был Глагол. Однажды он решил, что каждый обязательно должен приносить какую – нибудь пользу людям. Он пошёл по белу свету счастья искать. Идёт, видит – сидит на камушке Существительное и плачет.

А плачет оттого, что пользы никакой не приносит. Пригласил Глагол с собой Существительное счастья искать. Ему люди добрые сказали, что счастье и богатство лишь в труде.

Шли, шли они и встретили Прилагательное, грустное, тихое, молчаливое. Позвали его с собой. Долго ли, коротко ли шли они, вдруг оказались в сказочной Грамматике. Там все трудились, скучать было некогда.



Встретили их доброжелательно и предложили работать в Предложении. Друзья с радостью согласились. С тех пор Глагол работает сказуемым. Существительное с Прилагательным тоже получили работу, улыбка не сходит с их лиц. Ну как же, они ведь приносят пользу. А что может быть прекраснее на земле?»




Какое слово «спряталось»? 
Не стыдно не знать,Стыдно не учиться. 
Найди лишнее слово 
Б.жать, ш.стой, ж.лтый Свеж., хорош., малыш.Мыш ., стереч., береч.Б.льшой, .лектрический, л.сной 
Запишите текст, вставив пропущенные буквы: 
Восход..т солнце. Иней та..т. Вы выход..те на крыльцо. Изредка лёгкой волной набега..т ветерок. Ещё слыш..тся шёпот ночи. 
Образуй глагол 2 лица ед.числа. 1вариант Учиться, торопиться, нестись, спать, дышать, расцветать.2 вариант Зеленеть, прилетать, хлопотать, подниматься, развесить, слышать. 
Глагол – это серьезная часть речи,Она заставит действовать нас всех:Читать, писать, спрягать – и обеспечитНам с вами в жизни только лишь успех. 
Выделите хлопком в ладоши морфологические признаки глагола 
Тест 
1.Глагол-это... 3.Вопросы глагола...а)часть слова а)что делает? что сделает?...б)часть речи б)какой? какая?...в)часть предложения в)кто?что?2.Глагол обозначает... 4.Глагол изменяется...а)предмет а) по падежамб)признак предмета б)по временамв)действия предметов в) по родам5.Спряжение глаголов...а)изменение глаголов по лицам и числамб)изменение глаголов по временамв)изменение глаголов по родам6.Найди глаголы , написанные с ошибкамиА)делаеш б) сагреешь в)беречь г)режте 
Самопроверка 
1).б2).в3).а4).б,в5).а6).а,б,г 




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект открытого урока по русскому языку в 4 классе по теме " Глагол. Обобщение."

Автор: Козлова Татьяна Николаевна

Дата: 10.10.2019

Номер свидетельства: 522209

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Урок русского языка по теме "Имя прилагательное как часть речи" "
    ["seo_title"] => string(71) "urok-russkogho-iazyka-po-tiemie-imia-prilaghatiel-noie-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "104523"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402727201"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Конспект урока русского языка на тему: «Буквы Е-И в корнях с чередованием». 5класс "
    ["seo_title"] => string(89) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-bukvy-ie-i-v-korniakh-s-chieriedovaniiem-5klass"
    ["file_id"] => string(6) "101767"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402434949"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Конспект урока русского языка по теме "Части речи""
    ["seo_title"] => string(56) "konspiekt_uroka_russkogho_iazyka_po_tiemie_chasti_riechi"
    ["file_id"] => string(6) "381335"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1484837497"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Конспект занятия по русскому языку по теме "К истокам слова. Биография слова" "
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekt-zaniatiia-po-russkomu-iazyku-po-tiemie-k-istokam-slova-bioghrafiia-slova"
    ["file_id"] => string(6) "184503"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426061921"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "конспект урока по теме "Глагол" (обобщение) 5 класс "
    ["seo_title"] => string(56) "konspiekt-uroka-po-tiemie-glaghol-obobshchieniie-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "100355"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402378289"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства