Цель деятельности учителя
Формировать умение определять условия выбора букв З-С на конце приставок; обеспечить языковое развитие учащихся через рассуждение на лингвистическую тему и анализ текста
Тип урока
Комбинированный
Планируемые результаты работы
Предметные: знать правила написания букв З-С на конце приставок; правило единообразного написания приставки С-; уметь правильно писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать условия выбора написания слов; уметь правильно писать словарные слова. пользоваться орфографическим словарем.
Метапредметные: умение находить, преобразовывать и передавать информацию; выполнять различные социальные роли в группе и коллективе; использовать современные телекоммуникационные технологии.
Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского языка, определяющей роли родного языка в развитии индивидуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значение в получении школьного образования.
Методы и формы обучения
Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, коллективная работа
Оборудование
Интерактивная доска (экран); компьютер. проектор.
Наглядно-демонстрационный материал
Мультимедийный ряд: презентация. выполненная учащимися и откорректированная учителем
Основные понятия
Приставка. чередование звуков
Организационная структура урока
Этапы урока
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения
Деятельность учителя
Осуществляемая деятельность учащихся
Форма организа-ции взаимодей-ствия
Формируемые умения
Промежу-точный контроль
1. Мотива-ция к учебной деятель-ности
Эмоциональная,психологическая и мотивацион-ная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала
Вступительное слово учителя. На сегодняшнем уроке мы вновь будем говорить о правописании приставок на З-С. Задачи нашего урока – отработать умение правильного написания приставок на З-С
Слушают учи-теля, участвуют (по мере необхо-димости) в диалоге, демонстрируют готовность к уроку
Фронталь-ная
Познавательные:понимают познавательную задачу.
Регулятивные: планируют необходимые действия, операции.
Коммуникативные: работают в парах.
Листы обратной связи
2.Актуали-зация и пробное учебное действие
Воспроизведе-ние изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний. Эвристическая беседа, ответы на вопросы
-Что такое приставка? Для чего служат приставки?
- Какие типы приставок вы знаете?
- Какие условия написания приставок вам известны?
Отвечают на вопросы, строят понятные для партнера высказыва-ния
Фронталь-ная, групповая
Познавательные: выполняют учебно- познавательные действия, в материали-зованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, устанавливают причинно-следственные связи.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную инфор-мацию
Устные ответы
3. Выяв-ления места и причины затрудне-ний
Эвристическая беседа, состав-ление связных рассказов об изученных нормах
На интерактивной доске – предложение с заданием вставить и объяснить пропущенные буквы
1. Пройдет з.ма х.лодная. настанут дни в.сенние. теплом ра.топит солнышко, как воск, снега пушистые.
2. Вставить и объяснить пропущенные буквы.
Бе.солнечный. и.давать, ни.падать, ра.дать, бе.срочный. и.баловать, бе.защитный, в.плакнуть, ра.сада.
Включите данные слова в словосочетания.
вспомните алгоритм написания букв З-С на конце приставок
-
Обдумыввют ответы на вопросы, объясняют орфограммы
Индивиду-альная
Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.
Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации
Личностные: проявляют способность к самооценке своих действий.
Задают вопросы для полу-чения информа-ции. Устные ответы.
4.Целепо-лагание и поиски выхода из затрудне-ний
Ответы на вопросы, наблюдение и анализ языковых единиц
Взгляните в окно. Вьется легкий снежок, светит неяркое солнышко. Так и хочется встать на лыжи или коньки и скатиться с горки. Помните такие строки?
Здравствуй. гостья-зима!
Просим милости к нам
Песни севера петь по лесам и полям.
Есть раздолье у нас, -
Где угодно гуляй;
Строй мосты по рекам
И ковры расстилай!
- Чьи это строки? Каким настроением они проникнуты?
- Какие слова встретились в отрывке на наше правило?
- Заканчивается стихотворение строками, которые мы сейчас запишем
Рассыпай же, зима, до весны золотой серебро по полям нашей Руси святой.
-Объясните знаки препинания.
- Как и благодаря каким средствам выразительности воспринимается зима?
- Почему весна названа золотой? И это - …?
- Что подразумевает поэт под словом серебро?
- Выполните морфемный анализ слова рассыпать. Объясните написание приставки.
Знакомятся с заданием, под руковод-ством учителя составляют план работы над задани-ем, формули-руют собст-венные мысли, выска
зывают и обосновыва-ют свою точку зрения.
Фронталь-ная
Познавательные: понимают познавательную задачу.
Регулятивные: планируют необходимые действия. операции ( под руководством учителя)
Коммуникативные: работают в парах.
Устные ответы. алгоритм
Физкультминут-ка
Вы. наверное. немного устали. Хотите поиграть? Игра-физкультминутка будет у нас лингвистическая, связанная с вашими именами. Вспомните свои полные имена. А теперь условия игры. Если в названном слове приставка оканчивается на –С, то встают те учащиеся, в именах которых и. звонкие, и глухие согласные. Если в слове приставка оканчивается на-З, то встают те. в именах которых только звонкие согласные. Итак, начинаем.
Безболезненный. бесшумный. вскрикнуть, разгадать. изменить, расписание, вздыхать. исцелить, вспорхнуть, разжигать, исчезать. возвращаться.
Выяснить причину ошибок, если таковые были.
Фронталь-ная
Личностные: способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении связывая успехи с усилием, трудо-любием.
Познавательные: система-тизируют собственные знания.
Регулятивные: планируют необходимые действия. операции ( под руководством учителя).
Выполня-ют физи-ческие упражне-ния
5. Творче-ская прак-тическая деятель-ность по реализа-ции по-строенно-го проекта
Раскрытие сущ-ности новых по-нятий, усвоение новых способов учебной и ум-ственной деятельности. выполнение упражнений
Вы немного отдохнули. теперь вас ждет творческая работа. Перед вами предло-жения. это текст? Докажите. Какова основная мысль? Как можно озаглавить текст?
- Какова связь предложений в тексте? Обоснуйте свою точку зрения.
При выполнении задания вам понадобятся синонимы. Вспомните, что это такое?
Задания к тексту: запишите текст. заменяя подчеркнутые слова синонимами с приставками на З-С. вставьте и объясните пропущенные буквы. расставьте и объясните знаки препинания.
Я под.шел (к) крутому обрыву и (передо)мной предстала чудес(?)ная кар-тина. Гр.мадное пространство можно было окинуть взором. (До)самого г.ризонта тянутся необозримые п.ля. Большое количество тропинок (с,з)бегает (в)низ и перес.кает луг (по)всем напр.влениям.
-Что соединяет союз И в первом предложении?
Работают с заданием, формулируют собственные мысли. высказывают и обосновы-вают свою точку зрения
Фронталь-ная. инди-видуаль-ная.
Личностные: желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся
Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в учебниках.
Регулятивные: контролируют учебные действия. замечают допущенные ошибки, осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.
Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познава-тельных задач. умеют задавать вопросы для уточнения последователь-ности работы.
Письмен-ная рабо-та
6.Включе-ние в систему знаний и повторе-ние
Проверка и обсуждение работ учащихся. Обобщение полученных знаний. оценивание
Контролирует правильность выполнения задания, дополняет ответы учащихся. Создает условия для устранения перегрузки учащихся и овладения новым учебным материалом непосредственно на уроке.
Формулируют собственные мысли. высказывают и обосновы-вают свою точку зрения
Фронталь-ная
Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека.
Познавательные: приобре-тают умение использовать полученные знания и умения в практической и повсе-дневной жизни
Оценива-ние работы учащихся на уроке
7.Рефлек-сия учебной деятельно
сти на уроке.
Заключительная беседа по вопросам
-Что нового узнали на уроке? Какие термины и понятия вспомнили?
- Что нужно знать, чтобы правильно написать на конце приставки З-С?
- Какие трудности появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали?
- Дайте оценку наше работе на уроке. выбрав одну из карточек. лежащих у вас на столе: урок понравился, настроение отличное – карточку с улыбающимся лицом; нет – карточку с грустным лицом.
Определяют свое эмоцио-нальное состояние на уроке.
Индивидуальная, групповая
Познавательные: устанав-ливают взаимосвязь между объемом приобретенных на уроке знаний, умений, навыков и операциональных, исследовательских и аналитических умений как интегрированных, сложных умений; приобретают умения мотивированно органи-зовывать свою деятельность.
Регулятивные: оценивают свою работу.
Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания.
Листы обратной связи
К уроку прилагается презентация