kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по теме "Правописание приставок на -З-С-"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель деятельности учителя

Формировать умение определять условия выбора букв З-С на конце приставок; обеспечить языковое развитие учащихся через рассуждение на лингвистическую тему и анализ текста

Тип урока

Комбинированный

Планируемые результаты работы

Предметные: знать правила написания букв З-С на конце приставок; правило единообразного написания приставки С-; уметь правильно писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать условия выбора написания слов; уметь правильно писать словарные слова. пользоваться орфографическим словарем.

Метапредметные: умение находить, преобразовывать и передавать информацию; выполнять различные социальные роли в группе и коллективе; использовать современные телекоммуникационные технологии.

Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского языка, определяющей роли родного языка в развитии индивидуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значение в получении школьного образования.

Методы и формы обучения

Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, коллективная работа

Оборудование

Интерактивная доска (экран); компьютер. проектор.

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация. выполненная учащимися и откорректированная учителем

Основные понятия

Приставка. чередование звуков

Организационная структура урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность учащихся

Форма организа-ции взаимодей-ствия

Формируемые умения

Промежу-точный контроль

1. Мотива-ция к учебной деятель-ности

Эмоциональная,психологическая и мотивацион-ная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Вступительное слово учителя. На сегодняшнем уроке мы вновь будем говорить о правописании приставок на З-С. Задачи нашего урока – отработать умение правильного написания приставок на З-С

Слушают учи-теля, участвуют (по мере необхо-димости) в диалоге, демонстрируют готовность к уроку

Фронталь-ная

Познавательные:понимают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции.

Коммуникативные: работают в парах.

Листы обратной связи

2.Актуали-зация и пробное учебное действие

Воспроизведе-ние изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний. Эвристическая беседа, ответы на вопросы

-Что такое приставка? Для чего служат приставки?

- Какие типы приставок вы знаете?

- Какие условия написания приставок вам известны?

Отвечают на вопросы, строят понятные для партнера высказыва-ния

Фронталь-ная, групповая

Познавательные: выполняют учебно- познавательные действия, в материали-зованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную инфор-мацию

Устные ответы

3. Выяв-ления места и причины затрудне-ний

Эвристическая беседа, состав-ление связных рассказов об изученных нормах

На интерактивной доске – предложение с заданием вставить и объяснить пропущенные буквы

1. Пройдет з.ма х.лодная. настанут дни в.сенние. теплом ра.топит солнышко, как воск, снега пушистые.

2. Вставить и объяснить пропущенные буквы.

Бе.солнечный. и.давать, ни.падать, ра.дать, бе.срочный. и.баловать, бе.защитный, в.плакнуть, ра.сада.

Включите данные слова в словосочетания.

вспомните алгоритм написания букв З-С на конце приставок

-

Обдумыввют ответы на вопросы, объясняют орфограммы

Индивиду-альная

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации

Личностные: проявляют способность к самооценке своих действий.

Задают вопросы для полу-чения информа-ции. Устные ответы.

4.Целепо-лагание и поиски выхода из затрудне-ний

Ответы на вопросы, наблюдение и анализ языковых единиц

Взгляните в окно. Вьется легкий снежок, светит неяркое солнышко. Так и хочется встать на лыжи или коньки и скатиться с горки. Помните такие строки?

  Здравствуй. гостья-зима!

Просим милости к нам

Песни севера петь по лесам и полям.

Есть раздолье у нас, -

Где угодно гуляй;

Строй мосты по рекам

И ковры расстилай!

- Чьи это строки? Каким настроением они проникнуты?

- Какие слова встретились в отрывке на наше правило?

- Заканчивается стихотворение строками, которые мы сейчас запишем

 Рассыпай же, зима, до весны золотой серебро по полям нашей Руси святой.

-Объясните знаки препинания.

- Как и благодаря каким средствам выразительности воспринимается зима?

- Почему весна названа золотой? И это - …?

- Что подразумевает поэт под словом серебро?

- Выполните морфемный анализ слова рассыпать. Объясните написание приставки.

Знакомятся с заданием, под руковод-ством учителя составляют план работы над задани-ем, формули-руют собст-венные мысли, выска

зывают и обосновыва-ют свою точку зрения.

Фронталь-ная

Познавательные: понимают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют необходимые действия. операции ( под руководством учителя)

Коммуникативные: работают в парах.

Устные ответы. алгоритм

Физкультминут-ка

Вы. наверное. немного устали. Хотите поиграть? Игра-физкультминутка будет у нас лингвистическая, связанная с вашими именами. Вспомните свои полные имена. А теперь условия игры. Если в названном слове приставка оканчивается на –С, то встают те учащиеся, в именах которых и. звонкие, и глухие согласные. Если в слове приставка оканчивается на-З, то встают те. в именах которых только звонкие согласные. Итак, начинаем.

Безболезненный. бесшумный. вскрикнуть, разгадать. изменить, расписание, вздыхать. исцелить, вспорхнуть, разжигать, исчезать. возвращаться.

Выяснить причину ошибок, если таковые были.

Фронталь-ная

Личностные: способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении связывая успехи с усилием, трудо-любием.

Познавательные: система-тизируют собственные знания.

Регулятивные: планируют необходимые действия. операции ( под руководством учителя).

Выполня-ют физи-ческие упражне-ния

5. Творче-ская прак-тическая деятель-ность по реализа-ции по-строенно-го проекта

Раскрытие сущ-ности новых по-нятий, усвоение новых способов учебной и ум-ственной деятельности. выполнение упражнений

Вы немного отдохнули. теперь вас ждет творческая работа. Перед вами предло-жения. это текст? Докажите. Какова основная мысль? Как можно озаглавить текст?

- Какова связь предложений в тексте? Обоснуйте свою точку зрения.

При выполнении задания вам понадобятся синонимы. Вспомните, что это такое?

Задания к тексту: запишите текст. заменяя подчеркнутые слова синонимами с приставками на З-С. вставьте и объясните пропущенные буквы. расставьте и объясните знаки препинания.

 Я под.шел (к) крутому обрыву и (передо)мной предстала чудес(?)ная кар-тина. Гр.мадное пространство можно было окинуть взором. (До)самого г.ризонта тянутся необозримые п.ля. Большое количество тропинок (с,з)бегает (в)низ и перес.кает луг (по)всем напр.влениям.

-Что соединяет союз И в первом предложении?

Работают с заданием, формулируют собственные мысли. высказывают и обосновы-вают свою точку зрения

Фронталь-ная. инди-видуаль-ная.

Личностные: желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся

Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в учебниках.

Регулятивные: контролируют учебные действия. замечают допущенные ошибки, осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом  конкретных учебно-познава-тельных задач. умеют задавать вопросы для уточнения последователь-ности работы.

Письмен-ная рабо-та

6.Включе-ние в систему знаний и повторе-ние

Проверка и обсуждение работ учащихся. Обобщение полученных знаний. оценивание

Контролирует правильность выполнения задания, дополняет ответы учащихся. Создает условия для устранения перегрузки учащихся и овладения новым учебным материалом непосредственно на уроке.

Формулируют собственные мысли. высказывают и обосновы-вают свою точку зрения

Фронталь-ная

Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека.

Познавательные: приобре-тают умение использовать полученные знания и умения в практической и повсе-дневной жизни

Оценива-ние работы учащихся на уроке

7.Рефлек-сия учебной деятельно

сти на уроке.

Заключительная беседа по вопросам

-Что нового узнали на уроке? Какие термины и понятия вспомнили?

- Что нужно знать, чтобы правильно написать на конце приставки З-С?

- Какие трудности появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали?

- Дайте оценку наше работе на уроке. выбрав одну из карточек. лежащих у вас на столе: урок понравился, настроение отличное – карточку с улыбающимся лицом; нет – карточку с грустным лицом.

Определяют свое эмоцио-нальное состояние на уроке.

Индивидуальная, групповая

Познавательные: устанав-ливают взаимосвязь между объемом приобретенных на уроке знаний, умений, навыков и операциональных, исследовательских и аналитических умений как интегрированных, сложных умений; приобретают умения мотивированно органи-зовывать свою деятельность.

Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания.

Листы обратной связи

 К уроку прилагается презентация 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Правописание приставок на -З-С-" »

ПРАВОПИСАНИЕ З – С НА КОНЦЕ ПРИСТАВОК

Цель деятельности учителя

Формировать умение определять условия выбора букв З-С на конце приставок; обеспечить языковое развитие учащихся через рассуждение на лингвистическую тему и анализ текста

Тип урока

Комбинированный

Планируемые результаты работы

Предметные: знать правила написания букв З-С на конце приставок; правило единообразного написания приставки С-; уметь правильно писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать условия выбора написания слов; уметь правильно писать словарные слова. пользоваться орфографическим словарем.

Метапредметные: умение находить, преобразовывать и передавать информацию; выполнять различные социальные роли в группе и коллективе; использовать современные телекоммуникационные технологии.

Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского языка, определяющей роли родного языка в развитии индивидуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значение в получении школьного образования.

Методы и формы обучения

Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, коллективная работа

Оборудование

Интерактивная доска (экран); компьютер. проектор.

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация. выполненная учащимися и откорректированная учителем

Основные понятия

Приставка. чередование звуков



Организационная структура урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность учащихся

Форма организа-ции взаимодей-ствия

Формируемые умения

Промежу-точный контроль

1. Мотива-ция к учебной деятель-ности

Эмоциональная,психологическая и мотивацион-ная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Вступительное слово учителя. На сегодняшнем уроке мы вновь будем говорить о правописании приставок на З-С . Задачи нашего урока – отработать умение правильного написания приставок на З-С

Слушают учи-теля, участвуют (по мере необхо-димости) в диалоге, демонстрируют готовность к уроку

Фронталь-ная

Познавательные:понимают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции.

Коммуникативные: работают в парах.

Листы обратной связи

2.Актуали-зация и пробное учебное действие

Воспроизведе-ние изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний. Эвристическая беседа, ответы на вопросы

-Что такое приставка? Для чего служат приставки?

- Какие типы приставок вы знаете?

- Какие условия написания приставок вам известны?


Отвечают на вопросы, строят понятные для партнера высказыва-ния

Фронталь-ная, групповая

Познавательные: выполняют учебно- познавательные действия, в материали-зованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную инфор-мацию

Устные ответы

3. Выяв-ления места и причины затрудне-ний

Эвристическая беседа, состав-ление связных рассказов об изученных нормах

На интерактивной доске – предложение с заданием вставить и объяснить пропущенные буквы

1. Пройдет з..ма х..лодная. настанут дни в..сенние. теплом ра..топит солнышко, как воск, снега пушистые.

2. Вставить и объяснить пропущенные буквы.

Бе..солнечный. и..давать, ни..падать, ра..дать, бе..срочный. и..баловать, бе..защитный, в..плакнуть, ра..сада.

Включите данные слова в словосочетания.

вспомните алгоритм написания букв З-С на конце приставок

-

Обдумыввют ответы на вопросы, объясняют орфограммы

Индивиду-альная

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации

Личностные: проявляют способность к самооценке своих действий.

Задают вопросы для полу-чения информа-ции. Устные ответы.

4.Целепо-лагание и поиски выхода из затрудне-ний

Ответы на вопросы, наблюдение и анализ языковых единиц

Взгляните в окно. Вьется легкий снежок, светит неяркое солнышко. Так и хочется встать на лыжи или коньки и скатиться с горки. Помните такие строки?

Здравствуй. гостья-зима!

Просим милости к нам

Песни севера петь по лесам и полям.

Есть раздолье у нас, -

Где угодно гуляй;

Строй мосты по рекам

И ковры расстилай!

- Чьи это строки? Каким настроением они проникнуты?

- Какие слова встретились в отрывке на наше правило?

- Заканчивается стихотворение строками, которые мы сейчас запишем

Рассыпай же, зима, до весны золотой серебро по полям нашей Руси святой.

-Объясните знаки препинания.

- Как и благодаря каким средствам выразительности воспринимается зима?

- Почему весна названа золотой? И это - …?

- Что подразумевает поэт под словом серебро?

- Выполните морфемный анализ слова рассыпать. Объясните написание приставки.


Знакомятся с заданием, под руковод-ством учителя составляют план работы над задани-ем, формули-руют собст-венные мысли, выска

зывают и обосновыва-ют свою точку зрения.

Фронталь-ная

Познавательные: понимают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют необходимые действия. операции ( под руководством учителя)

Коммуникативные: работают в парах.

Устные ответы. алгоритм


Физкультминут-ка

Вы. наверное. немного устали. Хотите поиграть? Игра-физкультминутка будет у нас лингвистическая, связанная с вашими именами. Вспомните свои полные имена. А теперь условия игры. Если в названном слове приставка оканчивается на –С, то встают те учащиеся, в именах которых и. звонкие , и глухие согласные. Если в слове приставка оканчивается на-З, то встают те. в именах которых только звонкие согласные. Итак, начинаем.

Безболезненный. бесшумный. вскрикнуть, разгадать. изменить, расписание, вздыхать. исцелить, вспорхнуть, разжигать, исчезать. возвращаться.

Выяснить причину ошибок, если таковые были.


Фронталь-ная

Личностные: способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении связывая успехи с усилием, трудо-любием.

Познавательные: система-тизируют собственные знания.

Регулятивные: планируют необходимые действия. операции ( под руководством учителя).



Выполня-ют физи-ческие упражне-ния

5. Творче-ская прак-тическая деятель-ность по реализа-ции по-строенно-го проекта

Раскрытие сущ-ности новых по-нятий, усвоение новых способов учебной и ум-ственной деятельности. выполнение упражнений

Вы немного отдохнули. теперь вас ждет творческая работа. Перед вами предло-жения. это текст? Докажите. Какова основная мысль? Как можно озаглавить текст?

- Какова связь предложений в тексте? Обоснуйте свою точку зрения.

При выполнении задания вам понадобятся синонимы. Вспомните, что это такое?

Задания к тексту: запишите текст. заменяя подчеркнутые слова синонимами с приставками на З-С. вставьте и объясните пропущенные буквы. расставьте и объясните знаки препинания.

Я под..шел (к) крутому обрыву и (передо)мной предстала чудес(?)ная кар-тина. Гр..мадное пространство можно было окинуть взором. (До)самого г..ризонта тянутся необозримые п..ля. Большое количество тропинок (с,з)бегает (в)низ и перес..кает луг (по)всем напр..влениям.

-Что соединяет союз И в первом предложении?

Работают с заданием, формулируют собственные мысли. высказывают и обосновы-вают свою точку зрения

Фронталь-ная. инди-видуаль-ная.

Личностные: желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся

Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в учебниках.

Регулятивные: контролируют учебные действия. замечают допущенные ошибки, осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познава-тельных задач. умеют задавать вопросы для уточнения последователь-ности работы.

Письмен-ная рабо-та

6.Включе-ние в систему знаний и повторе-ние

Проверка и обсуждение работ учащихся. Обобщение полученных знаний. оценивание

Контролирует правильность выполнения задания, дополняет ответы учащихся. Создает условия для устранения перегрузки учащихся и овладения новым учебным материалом непосредственно на уроке.

Формулируют собственные мысли. высказывают и обосновы-вают свою точку зрения

Фронталь-ная

Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека.

Познавательные: приобре-тают умение использовать полученные знания и умения в практической и повсе-дневной жизни

Оценива-ние работы учащихся на уроке

7.Рефлек-сия учебной деятельно

сти на уроке.

Заключительная беседа по вопросам

-Что нового узнали на уроке? Какие термины и понятия вспомнили?

- Что нужно знать, чтобы правильно написать на конце приставки З-С?

- Какие трудности появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали?

- Дайте оценку наше работе на уроке. выбрав одну из карточек. лежащих у вас на столе: урок понравился, настроение отличное – карточку с улыбающимся лицом; нет – карточку с грустным лицом.

Определяют свое эмоцио-нальное состояние на уроке.

Индивидуальная, групповая

Познавательные: устанав-ливают взаимосвязь между объемом приобретенных на уроке знаний, умений, навыков и операциональных, исследовательских и аналитических умений как интегрированных , сложных умений; приобретают умения мотивированно органи-зовывать свою деятельность.

Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания.

Листы обратной связи

К уроку прилагается презентация


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по теме "Правописание приставок на -З-С-"

Автор: Кадетова Марина Владимировна

Дата: 17.08.2015

Номер свидетельства: 225659

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "конспект  урока языка Правописание приставок пре- и при-"
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-iazyka-pravopisaniie-pristavok-prie-i-pri"
    ["file_id"] => string(6) "252716"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447431138"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Опорный конспект к теме "Правописание приставок" "
    ["seo_title"] => string(50) "opornyi-konspiekt-k-tiemie-pravopisaniie-pristavok"
    ["file_id"] => string(6) "154967"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421231191"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(197) "Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание приставок. Зима в природе" (3 класс УМК "Школа России") "
    ["seo_title"] => string(109) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-pravopisaniie-pristavok-zima-v-prirodie-3-klass-umk-shkola-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "244134"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445879251"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Конспект урока русскому языку по теме "Правописание приставок. Зима в природе"."
    ["seo_title"] => string(81) "konspiekt-uroka-russkomu-iazyku-po-tiemie-pravopisaniie-pristavok-zima-v-prirodie"
    ["file_id"] => string(6) "257019"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448265920"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Конспект урока по русскому языку на тему: "Правописание приставок и предлогов""
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_po_russkomu_iazyku_na_tiemu_pravopisaniie_pristavok_i_priedlogho"
    ["file_id"] => string(6) "351384"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1477177548"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства