Конспект урока по русскому языку в 3-м классе.
Тема урока: "Непроизносимые согласные в корне слова"
Задачи: 1. повторение изученного о звуках и обозначающих их буквах; совершенствование каллиграфических умений учащихся; формирование знания об опознавательных признаках орфограммы “непроизносимые согласные в корне слова”; 2. развитие фонематического слуха и орфографической зоркости; развитие мыслительных операций анализа, синтеза, обобщения, систематизации, классификации; 3. воспитание терпения, трудолюбия, усидчивости, аккуратности; воспитание качеств личности, необходимых для реализации умения работать в коллективе: толерантности, доброжелательности, эмпатии, сопереживания;
Ход урока
I. Организационный момент
У: - Добрый день, ребята! Мне приятно вас всех видеть. Ребята, я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне. Улыбка может согреть других своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить всем настроение. Говорят, что хорошее настроение всегда помогает справиться с любой задачей и добиться хороших результатов. Постараемся проверить это замечательное правило на сегодняшнем уроке.
II. Минутка чистописания слайд 2-5
У: Отгадайте загадки:
Хлопотун Егорка
Взялся за уборку:
В пляс по комнате пошёл,
Оглянулся – чистый пол (веник).
Я по дереву стучу,
Червяка достать хочу,
Хоть и скрылся под корой,
Все равно он будет мой (дятел).
Я землю копала –
Ничуть не устала.
А кто мной копал,
Тот и устал (лопата).
Что за чудо, что за ящик?
Сам – певец и сам рассказчик,
И к тому же заодно
Демонстрирует кино (телевизор).
У. Ребята, назовите буквы, с которых начинаются эти слова.
Д. В, Л, Д, Т. Слайд 6
У. Сегодня на минутке чистописания мы напишем соединения с этими буквами.
В, д, л, т слайд 7
У. Написать до конца строки.
III. Повторение ранее изученного материала
У: Ребята, что общего у звуков, которые обозначают эти буквы?
Д: Они согласные.
У: Назовите буквы, которые обозначают звонкие согласные звуки.
Д: В, Л, Д
У. Назовите букву, которая обозначает глухой согласный звук.
Д: Т
У: Назовите буквы, которые обозначают парные по звонкости и глухости согласные звуки.
Д: Д – Т
IV. Словарная работа слайд 8
У: Прочитайте слово на доске (орфографическим способом).
У: Что обозначает это слово?
У. Прочитайте, какое объяснение этому слову даёт толковый словарь слайд 8
1. Способность ощущать, испытывать, воспринимать внешние воздействия, а также само такое ощущение, эмоция, переживание. Внешние чувства (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус). Органы чувств. Ч. боли. Шестое ч. (чутье, интуиция).
У: Какие буквы из тех, что мы писали на минутке чистописания, есть в этом слове?
Д: В, Т, В
(учитель подчеркивает на доске эти буквы в слове) (чувство) слайд 9
У:Посмотрите на слово и постарайтесь запомнить, как оно пишется.
У. Запишите это слово в тетрадь.
У. Запишите предложение: слайд 10
Меня охватило чувство любви к родному краю.
У. Найдите подлежащее и сказуемое в этом предложении.
У. Проверьте, правильно ли вы написали это предложение и слово “чувство”?
V. Введение нового материала.
Знакомство с памяткой слайд 12
Работа по учебнику. Упражнение 69, 70 с.32
VI. Физкультминутка
У: На установке записан текст. Прочитайте его. Слайд 13
“Здравствуй, князь ты мой красивый!
Что ж ты тих, как день пасмурный?
Опечалился чему?” – горит она ему.
У: Скажите, из какой сказки, какого автора этот отрывок.
Д: А.С. Пушкин “ Сказка о царе Салтане”
У: Проверьте, всё ли правильно написано в этих отрывках.
Д: Неверны некоторые слова.
У: Назовите их.
Д: Красивый, пасмурный.
У: Подберите к этим словам синонимы, которые использовал в своей сказке Пушкин.
Д: прекрасный, ненастный.
У: Выделите корень в этих словах (корень выделен на установке)
У: Какое правило надо было применить, чтобы верно написать эти слова?
Д: О непроизносимых согласных.
У: В каких буквенных сочетаниях возникают здесь непроизносимые согласные?
Д: стн
У: Какое звуковое сочетание мы слышим на месте этих букв?
Д: [сн]
У: Какой непроизносимый согласный звук есть во всех этих сочетаниях?
Д: [т]
У: Подберите однокоренные проверочные слова к каждому из этих слов.
Д: прекрасен, ненастье
У: Почему же слова проверочные?
У: Во всех ли словах нужно было писать букву, обозначающую непроизносимый согласный?
У: А теперь самостоятельно запишите две Пушкинские строки, вставив пропущенные буквы.
Моро… и со…нце день чудес…ный!
Ещё ты дремлешь дру… прелес…ный.
VIII. Итог урока.
У: Вот и закончен наш урок. Пора подвести итог.
Какая тема?
Какие звуки и буквы не произносятся?
(л, д, т, в, [л], [т],[в], [д])
Как правильно, написать слово с непроизносимой согласной?
Спасибо за урок!