Урок по русскому языку во 2 классе на тему «Непроизносимые согласные»
Учитель начальных классов МБОУ «Черемшанский лицей» села Черемшан Черемшанского района Республики Татарстан Зуфарова Фандиля Тагировна
Тема: «Непроизносимые согласные»
Цели: объяснить ученикам причины появления непроизносимых согласных в словах; закрепить умение распознавать изученную орфограмму и способом её проверки по алгоритму; развивать речь детей при составлении предложений, развивать мышление и память учащихся; воспитывать вежливость, трудолюбие, любовь к природе, к русской поэзии, развивать интерес к спорту.
Планируемые результаты:
- Личностные умения:
- проявлять интерес к изучению темы;
- творческое отношение к процессу написания письма Деду Морозу.
- Метапредметные умения:
а) познавательные умения:
- распознавать слова с непроизносимыми согласными;
- использовать приобретённые знания при выполнении учебного задания.
б) регулятивные умения:
- выполнять учебное задание в соответствии с целью ;
- использовать алгоритм проверки слов с непроизносимыми согласными;
- выполнять самопроверку и взаимопроверку при выполнении учебного задания;
- учащиеся научатся находить в словах и объяснять правописание слов с непроизносимыми согласными; писать орфографически правильно слова с непроизносимыми согласными.
в) коммуникативные умения:
- формулировать понятное для одноклассников высказывание и обосновывать своё мнение;
- адекватно использовать речевые средства для представления результата.
- Предметные умения:
- писать слова с непроизносимыми согласными;
- составлять письмо Деду Морозу;
- писать слова с парными и глухими согласными в конце слов.
Ход урока:
- Организационный момент.
Учитель: - Долгожданный дан звонок-
Дети: - Начинается урок.
- Дорогие, ребята! Пусть этот урок принесет нам радость общения, обогатит нас полезными знаниями и умениями, наполнит души прекрасными чувствами.
2.Актуализация знаний и умений.
Минутка чистописания.
Мм
Лл
- Какие буквы у нас в гостях? Дайте характеристику звуков.
-Красиво прописываем 2 строчки. Сели правильно.
- Давайте настроимся на красивое письмо!
Слайд 2.Эмоциональный настрой на письмо:
Дети:
Тетрадь правильно кладу,
Ручку правильно держу.
За посадкою слежу.
С чистотою я дружу,
На “отлично” напишу!
Слайд 3. - Ребята, какое время года наступило?
- Кому нравится Зима? Почему?
-Каждое время года прекрасно по-своему. Зимушка радует нас своей чистотой и блеском, различными зимними забавами. Этому прекрасному времени года многие поэты и художники посвятили свои произведения.
Слайд 4. Прочитайте отрывок из стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро» :
Моро_ и со_нце; день чудес_ный!
Еще ты дремлешь, друг прелес_ный…
- Давайте вместе вставим пропущенные буквы.
- Красиво записываем в тетрадь.
- Самоопределение к деятельности.
Слайд 5. Учитель:
- Расшифруйте слово из 8 букв, числа обозначают порядковый номер буквы в алфавите и запишите его на доске.
17
18
1
9
5
15
10
12
праздник
- Ребята, какая орфограмма встречается в этом слове? Расскажите правило.
(Непроизносимый согласный звук. Праздник- празден – пустой, без дела)
- Как вы думаете, над чем мы сегодня будем работать? Какова тема нашего урока? (Непроизносимые согласные)
- Совершенно верно.
Слайд 6.
Иногда согласные
Играют с нами в прятки.
Они не произносятся,
Но пишутся в тетрадке.
В. Волина
4. Работа по теме урока.
Упражнение в написании слов с непроизносимой согласной .
1) Составление письма Дедушке Морозу.
- Ребята. Какой зимний праздник для вас самый долгожданный и почему?
Слайд 7. - А я знаю, что многие ребята под Новый год пишут Дедушке Морозу письма и просят его выполнить какое-нибудь желание. Есть такие ребята среди вас?
- Прочитайте слова. Вставьте пропущенную букву и объясните её написание. Составьте письмо Деду Морозу, опираясь на слова-подсказки:
Слайд 8.Словарная работа. Дед Мороз, здра .ствуй, пожалуйста, счастья, здоровья, радости, спасибо.
(Здравствуй, Дедушка Мороз!
Дай, пожалуйста, крепкого здоровья моим родным, счастья и радости друзьям.
Спасибо. С новым годом! Саша)
Запишите в тетрадь слова. Они помогут вам самостоятельно составить письмо Деду Морозу.
2) Работа по учебнику
– Ребята, чтобы писать письма, подписывать открытки, нужно быть грамотным человеком, давайте поупражняемся в написании слов с непроизносимыми согласными. Откройте учебник на стр. 127 упр. 192
- Давайте вспомним алгоритм написания слов с непроизносимым согласным. Слайд 9.
1. Произнести… (слово)
2. Определить… (место непроизносимого согласного звука в слове)
3. Подобрать… (такое родственное слово, чтобы непроизносимый согласный произносился отчётливо)
4.Обозначить на письме… (непроизносимый согласный звук буквой)
5. Написать… (слово правильно)
6. Подчеркнуть… ( согласную букву, обозначающую непроизносимый согласный звук)
Слайд 10. Фронтальный разбор, запись в тетрадь. Один ученик выполняет упражнение у доски. Оценивание.
- Физкульминутка.
- Встали, ребята. Давайте покажем ненастную погоду.
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветерок всё выше, выше,
Деревцо всё ниже, ниже.
-Ненастье прошло:
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветерок всё тише, тише,
Деревцо всё выше, выше.
- Рефлексия.
- Игра «Забей гол»
Учитель:
- Для чего мы делаем зарядку, занимаемся физкультурой?
- В этом году в Казани прошла Летняя Универсиада, а зимой в 2014 году в городе Сочи будет проходить Зимняя олимпиада. Слайд 11
-Какие зимние виды спорта вы знаете? Слайд 12
д
- Сейчас я предлагаю вам сыграть в хоккей. Слайд 13
т
Задание:
- К доске приглашаются представители 1 и 2 рядов.
- Соедините шайбы с нужными воротами. Если допустил ошибку, гол не засчитывается!
В это время учители раздаёт листочки с индивидуальными заданиями:
Карточка 1.
Вставь пропущенные буквы:
Со..нце, чес..ный. прекрас..ный, ужас..ный, здра..ствуй, праз..ник, лес.ница, грус..ная, сер..це, звёз..ный, мес..ный.
Проверка. Оценивание. Слайд 4.
- Дополнительное задание (если останется время):
Игра «Сложная дистанция». А сейчас нам предстоит преодолеть гоночную эстафету, на чём? Угадайте загадку:
Очень быстрых два коня
По снегам несут меня -
Через луг к березке,
Тянут две полоски. (лыжи)
Задание такое: надо записать слова, не допустив ни одной ошибки!
-К доске выходим по цепочке, друг другу помогать можно.
- На старт, внимание, марш!
Опасный, прекрасный, чудесный, напрасный, вкусный, гласный, интересный, небесный.
- Молодцы! Отлично справились с заданием.
7. Подведение итогов урока. Слайд 15
- Ребята, наш урок подходит к концу.
- Какие звуки мы учились писать на уроке?
-Как надо проверить непроизносимый согласный в слове?
Всегда ли в слове есть непроизносимый согласный?
- Покажите зелёный кружок те ученики, которые знают, как пишутся слова с непроизносимым согласным звуком, умеют их проверять.
Жёлтый кружок – те ученики, кому что-то было непонятно на уроке,
красный кружок– те, кто вообще на уроке ничего не понял.
- Домашнее задание. Слайд 16
1 группа -р/т 108 упр. Ёлка стр. 61
2 группа – составить письмо Деду Морозу от имени всего класса