1) актуализация и конкретизация знаний учащихся о парных звонких и глухих согласных;
1. Учебник Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева Русский язык.
2. Презентация к уроку «Звонкие и глухие согласные на конце слова».
3. Карточки для групповой работы.
4. Карточки для индивидуальной работы. Дидактический материал. Л. Ю. Комиссарова.
Этапы урока | Формируемые УУД | Деятельность учителя | Деятельность учащегося |
Орг. момент | Регулятивные: формирование способности к организации своей деятельности | Вот опять звенит звонок – Начинается урок. Наши ушки на макушке, Глазки хорошо открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минутки не теряем. - Сегодня на уроке нас ждёт интересная и разноплановая работа. Покажите сигнальным значком, какое у вас настроение. (Учитель включает песню В. Я. Шаинского на стихи М. С. Пляцковского «Улыбка». - Я очень рада, что у вас хорошее настроение. Вперёд к открытиям! На классном часе мы с вами познакомились с заповедниками республики Коми и домашним заданием было подготовить небольшое сообщение о достопримечательностях заповедников. | Настраивается на активную работу на уроке. Рассказывают подготовленные сообщения. |
II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности Постановка учебной проблемы. | Регулятивные: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: самостоятельное формулирование цели. | - Ребята, На территории республики 2 заповедника: национальный парк Югыдва и Печоро-Илычский заповедник. По богатству и разнообразию животного мира парки стоят на первом месте среди всех районов Республики Коми. В них зарегистрировано более 40 видов млекопитающих, 200 видов птиц, около 20 видов рыб. Вот одни из представителей: 1 столбик слов: бурунду(к) и си[г], рябчи[к`] и барсу[к], медве(т) и тетере(ф) Что же делать? Помоги! Пропуск букв восстанови. - Какие звуки слышатся в конце этих слов? ( звуки [к], (ть), (ф) ). - А какие буквы напишем на конце слов? Как их можно проверить? - Ваши мнения разделились? - Сегодня на уроке мы с вами проведём исследование и выясним, как правильно написать согласную букву на конце слова. | Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока. |
III. Поиск решения. Открытие нового знания. Работа в группах. | Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные: моделирование выдвижение гипотезы, поиск решения проблемы, коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. | - Если мы не можем точно определить на слух, какую букву надо написать, то перед нами ОРФОГРАММА. - А что такое орфограмма? - Поработаем в группах и выясним какую букву следует писать на конце слова. - Ребята, вспомним правила работы в группе. -Прочитайте слова во 2 столбике: бурундуки, сиги, рябчики, барсуки, медведи, тетерева. - Как они называются по отношению к словам 1 столбика? (проверочные) -Почему теперь слышится звонкий согласный звук? (После него стоит гласный) - Какие буквы помогли проверить? ( и, а) Благодаря этим помощницам мы не ошибёмся в написании. -Какая орфограмма есть в словах 1- го столбика? (буква согласного в конце слова) - Ребята, название каких перечисленных представителей животного мира вам не знакомы? (сиг) - Воспользуемся словарём. Сиг – промысловая рыба, относящаяся к семейству лососевых. Живут сиги в северном полушарии, в странах с холодным и умеренным климатом. - Мы продолжаем знакомиться с обитателями заповедников. А представитель следующего животного мира ждёт нас в учебнике. Выполним упражнение 247 на стр.157. Что нам необходимо сделать? (подобрать и записать в скобках проверочные слова, вставить пропущенную букву, обозначить орфограмму.) - А что поможет нам правильно определить пропущенную букву? (правило с. 152 , читают) - Запишите число классная работа. - Прочитайте стихотворения. В. Хмельницкого «Бобёр»… - Что вы заметили в словах ЗУБ, ДУБ,РАЗ, ДИКОБРАЗ, РАД? - Почему? - Какой вывод сделаем? - Выпишите из этого упражнения проверяемое и проверочное слова. Проверочные слова запишем на первом месте. - Что мы делаем с орфограммой? - А ещё что подчеркнём? | Учатся решать проблему, аргументировать ответы, сравнивать, анализировать, слушать, наблюдать, делать выводы Орфограмма – это написание слова по правилу. Правила работы в группе. • Работай дружно, по плану. • Умей выслушать другого. • Уважай мнение других. • Не согласен с мнением других – доказывай свою точку зрения. Ученик читает понятие из учебника. - В конце слова произносим звук [п], а пишется буква б. - Чтобы правильно написать букву согласного в конце слова, нужно подобрать проверочное слово, где после согласного звука есть гласный. - Да. Мы знаем правило… - Ещё в проверочном слове подчеркнём гласную букву, т. к. она наша помощница. |
IV. Физкультминутка. (подвижная) | Личностные: умение применять правила охраны своего здоровья | | |
V. Первичное применение знаний. Работа в парах. | Познавательные: моделирование логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и обоснование. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. Регулятивные: планирование своих действий. | - Ребята, мы здорово отдохнули с жителями заповедника. - Продолжим нашу работу. Нас ждёт работа в парах по карточкам. - В первом столбике записаны проверочные слова, во втором проверяемые. Соедините пары слов, вставьте буквы. муравьеды жира_ дикобразы муравье_ жирафы у_ львёнок ле_ котёнок ё_ ежик ено_ нет енота дикобра_ нет ужа носоро_ нет носорога ко_ - Ребята, а эти животные могут обитать в наших заповедных местах Республики? Почему? - Что вы можете сказать про проверочные слова? - Какой вывод можем сделать? | Работают в парах по составлению пары слов. Соблюдают правила взаимоотношений и сотрудничества, аргументируют свои ответы, используя полученную информацию и имеющиеся знания. 1) Можно подобрать слово, которое называет не один предмет, а много. Например: муравьед – муравьеды, дикобраз – дикобразы, жираф – жирафы. 2) Можно подобрать однокоренное слово. Например: лев – львёнок, ёж – ёжик, кот – котёнок. 3) Можно подставить слово НЕТ. Например: енот – нет енота, уж – нет ужа, носорог – нет носорога. - Оцените свою работу. Выставите оценки в оценочных листах. |
VI. Физкультминутка. (для глаз) | Личностные: умение применять правила охраны своего здоровья | | |
VII. Закрепление и совершенствование умений. Дифференцированная работа. | Познавательные: моделирование логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и обоснование. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей; прогнозирование. | - Какая птица появилось на слайде? (тетерев) - Что вы знаете о ней? Работа с текстом. Тетереф– осторожная и подвижная птица, прекрасно ходит, быстро бегает. У тетерева небольшая голова, блестящее чёрное оперение и короткий клюф. Зимой в морос тетереф падает с деревьеф прямо в рыхлый снек и ночует под снегом, в лунках. Рацион питания птицы состоит из растительных кормоф. Тетерев – осторожная и подвижная птица, прекрасно ходит, быстро бегает. У тетерева небольшая голова, блестящее чёрное оперение и короткий клюв. Зимой в мороз тетерев падает с деревьев прямо в рыхлый снег и ночует под снегом, в лунках. Рацион питания птицы состоит из растительных кормов. Разделить класс на 3 группы. Задания: 1 группа – исправить ошибки в предложениях. 2 группа – исправить ошибки в предложениях, восстановить деформированный текст. 3 группа – исправить ошибки, восстановить деформированный текст и озаглавить текст. Давайте проверим, что у нас получилось. Спишите текст безошибочно. | Формирование умения находить ошибки в тексте, восстанавливать деформированный текст, озаглавливать текст. |
VIII. Выведение алгоритма правильного написания согласной буквы на конце слова. | Познавательные: анализ информации, создание алгоритма деятельности. Личностные: осознание необходимости новых знаний для ученика. | -Подведём итог нашего урока. _ Что мы сегодня исследовали на уроке? - Как надо действовать, чтобы правильно написать согласную букву на конце слова? -Что больше всего запомнилось на уроке? | Высказывания обучающихся. Выводят алгоритм правильного написания согласной буквы на конце слова. |
IХ. Подведение итога урока. Рефлексия. | Личностные: самоконтроль, устанавливать связь между целью деятельности и её результатом. Регулятивные: совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке Коммуникативные: строить монологическое высказывание. | - Ребята, перед вами две корзинки, только пока в них ничего нет. - Если вы считаете, что урок прошёл полезно, плодотворно, то положите в одну корзинку ягоду. - Если вы считаете, что урок прошёл плодотворно, но вы испытываете некоторые затруднения по этой теме, то в другую корзинку положите грибок. По окончании урока дети собирают в корзинки ягоды и грибы. - Я вижу, что в нашей корзинке много спелых и вкусных ягод, а это значит, что урок прошёл плодотворно, с пользой. - Ребята, говорю вам большое спасибо. Вы сегодня потрудились на славу. | Анализируют и оценивают свою деятельность на уроке. |
X. Информация о домашнем задании. Творческая работа. | Познавательные: построение самостоятельного процесса поиска. | - Подберите 3 названия зверей и 3 названия птиц с парной согласной на конце слова. Про одного из животных нашего края подготовьте доклад. | Умение самостоятельно добывать информацию и применять полученные знания на практике. |