Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку в 7 классе "Повторение изученного по теме "Причастие"»
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО ПО ТЕМЕ «ПРИЧАСТИЕ»
Предмет: русский язык
Возраст детей: 7 класс
Место проведения: класс
Цели:
Образовательные:
- повторить и систематизировать основные теоретические сведения о причастии;
-повторить орфографические и пунктуационные правила, связанные с причастием;
- способствовать формированию умения правильно употреблять причастия в речи.
Развивающие:
- развивать монологическую речь учащихся;
- развивать орфографическую и пунктуационную зоркость через применение новых информационных технологий;
- развивать логическое мышление.
Воспитательные:
- воспитывать любовь и уважение к родному языку;
- воспитывать чувство прекрасного.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, маршрутные листы, карта, бутылка с посланием.
Ход урока
Организационный момент
- Здравствуйте! Ребята, вы не случайно повторяли дома весь изученный материал по причастию. На протяжении нескольких уроков мы изучали эту часть речи, знакомились с орфографическими и пунктуационными правилами, связанные с причастием.
- Назовите тему нашего урока?
- Цели урока? (Повторить, обобщить материал по теме «Причастие», вспомнить орфограммы, связанные с данной темой: «Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий», «Правописание Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени», «Правописание НЕ с причастиями», повторить знаки препинания при причастном обороте.)
- Насколько прочно вы усвоили то, что мы изучали, нам поможет проверить путешествие! Итак, сегодня вы моя команда. А я ваш капитан, и вместе мы отправимся в морское путешествие, в плавание по морю Причастие. Но перед нами стоит еще одна важная задача: мы должны отыскать послание, которое оставил небезызвестный капитан Флинт из «Острова сокровищ» Р.Стивенсона. Знаком вам этот герой?
- Чтобы найти записку старого Флинта, мы, доблестные мореплаватели, побываем на разных островах – местах возможных стоянок пиратов и его команды. Перед вами, на доске, карта, а у каждого на парте маршрутный лист с пунктами наших остановок, без которого мы не сможем плыть от острова к острову.
Итак, в путь! Не забудьте в наших судовых журналах (рабочих тетрадях) записать дату нашей морской операции и ее название (записываю на доске число, «Повторение изученного по теме «Причастие»). Cлайд 1
- Итак, наше путешествие начинается. Но прежде чем ступить на корабль, необходимо отгадать загадку и только тогда капитан пригласит нас на борт:
«Вот свойство моё обязательное:
Склоняюсь я как прилагательное.
На все вопросы его отвечаю
Глагол по значению напоминаю»
- О чем загадка?
- Что такое причастие?
- Признаки каких частей речи сочетает в себе причастие?
(Причастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета по действию, отвечает на вопросы какой? и т.д. Сочетает в себе признаки прилагательного и глагола.)
-Назовите признаки глагола и прилагательного у причастия. (Признаки прилагательного – род, число, падеж, вопрос, зависимость от существительного; признаки глагола – вид, время, возвратность)
- Добро пожаловать на борт. На горизонте показался 1 остров. В маршрутном листе это пункт №1. Мы прибыли на остров Причастный оборот. И здесь нам Флинт предлагает задание. На слайде 2 семь предложений, но коварный пират усложнил задачу: он пролил чернила на бумагу с предложениями так, что некоторые из них потеряли запятую. Вы должны восстановить знак. В судовых журналах разделите лист на два столбика: «есть запятая» и «нет запятой», строки пронумеруйте (показываю на доске). Цифры соответствуют номеру предложения. Сами предложения не пишите. Если в предложении должна быть запятая, вы ставите жирную точку напротив номера этого предложения в столбике «есть запятая», если нет – во второй столбик. У доски выполняет задание ...
- Проверяем. Соедините точки. Если вы выполнили все верно, Флинт ставит вам за работу «5».
- Что мы повторили, выполняя это задание? (причастный оборот, выделение ПО запятыми)
- Плывем дальше. По курсу - целая группа небольших островов. Это архипелаг, который называется Словообразование причастий. У вас в листах это пункт №2.
Флинт предлагает задание, которое поможет закрепить знания о словообразовании причастий. Обратите внимание на слайд. Перед вами два глагола. Обучающиеся 1 варианта образуют всевозможные формы полных причастий от глагола видеть (видящий, видевший, видимый), а обучающиеся 2 варианта – от глагола читать (читающий, читавший, читаемый, читанный) (два человека у доски).
- Проверяем.
– Что повторяли? (как образуются действ. и страд. прич. наст. и прош.вр.)
- Осторожнее, смелые путешественники! Невдалеке скалы, это опасные рифы Орфограмма. Если вы сумеете правильно указать орфограммы в причастиях, то рифы нам не страшны. Наш корабль не получит ни одной пробоины. В маршрутном листе это пункт №3. Ваша задача – правильно записать словосочетания с причастиями и выделить орфограммы. Слайд №3
- Выполните самопроверку. Слайд №4
- Над какими видами орфограмм вы работали? (правописание гласных в падежных окончаниях прич., н-нн в суфф. страд. прич. прош.вр., слитное и раздельное написание –не с прич., буквы е-ё после шипящих в суфф. страд.прич. прош.вр.)
- Ребята, прервём наше путешествие для физминутки.
Мышцы будем развивать,
Чтобы сильным быть, умелым и в учении успевать.
- Наша зарядка будет не только для мышц, но и для ума, памяти, внимания. Встаньте, пожалуйста, слушайте внимательно и постарайтесь в моей речи отметить причастия и их формы.
Голова приподнята, спина выпрямлена, руки на поясе.
Наклоны головы вправо, влево, вперёд, назад.
Руки разведены в стороны. Повороты туловища вправо, влево.
Поверните голову к окну. Взгляд устремлён вдаль.
Посмотрите на меня. Тихонько присядьте на свое рабочее место.
- Кто самый внимательный? Назовите причастия, прозвучавшие в речи.
- В какой форме употребляются эти причастия?
- А чем краткие причастия отличаются от полных? (?, сказуемое, окончанием)
- А какие причастия чаще употребляются в устной речи? (краткие)
- А в письменной речи? (полные)
- Действительно, употребление причастий и причастных оборотов характерно для письменной речи. Их часто используют поэты и писатели, так как они придают речи образность, выразительность, торжественность. О значимости причастий в речи говорил гениальный русский поэт А.С. Пушкин: «Причастие обыкновенно избегают в разговоре… Мы говорим, заменяя выразительную краткость причастия, вялым оборотом».
- Наше путешествие постепенно приближается к концу. Мы подплыли к последнему острову, который называется Морфологический разбор. Предлагаю поработать в парах. На слайде вы видите предложения. Запишите его, найдите причастие и выполните его морфологический разбор. Но сначала вспомним морфологические признаки причастия – постоянные и непостоянные (действ. или страд., время, вид; полная – крат. форма, падеж, число, род).
Слайд №5 Проверка (если времени много, то письменно на доску выносим, если нет – устно)
- Итак, мы стойко выдержали испытания, и в награду нам – послание неуловимого капитана Флинта, которое мы долго искали (послание из бутылки). Читаю послание.
«Отважные мореходы, исследователи, первооткрыватели! Путь к знаниям – дело нелегкое. Но вы преодолели все препятствия на вашей дороге. Я рад поздравить вас с тем, что причастие стало вашим верным помощником. А ваш клад – ваши знания, проверенные сегодня на прочность. Они вам еще во многом помогут. Капитан Флинт»
- В записке капитан пиратов указывает на клад, и этот клад вы уже отыскали во время нашего плавания. Вы убедились, что обрели много знаний и можете применить их на практике.
- Ваш клад, ребята, – ваши знания, проверенные сегодня на прочность. Они вам еще во многом помогут.
Подведение итогов. Рефлексия.
- Ребята, наше путешествие завершилось, и мы возвращаемся в класс.
- Понравилась ли вам оно? А что особенно понравилось?
-Что самое сложное было для вас при изучении темы «Причастие»?
- Подводя итоги нашему уроку, давайте ещё раз вспомним, что мы повторили о причастии.
- Надеюсь, что урок прошел с пользой и интересом, и теперь вы будете грамотно писать причастия и правильно их употреблять в речи. Не забывайте, что систематизация материала поможет вам справиться с заданиями в контрольной работе, которая будет завтра.
Домашнее задание.
Слайд №6
- Спасибо за урок. До свидания.
Резерв: стихотворение об отваге тех, кто стремится к новому, неизведанному