kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русскому языку в 7 классе "Повторение изученного по теме "Причастие"

Нажмите, чтобы узнать подробности

        Цели:

Образовательные:

- повторить и систематизировать основные теоретические сведения о причастии;

-повторить орфографические и пунктуационные правила, связанные с причастием;

- способствовать формированию умения правильно употреблять причастия в речи.

Развивающие:

-   развивать монологическую  речь учащихся;

-  развивать орфографическую и пунктуационную зоркость через применение новых информационных технологий;

- развивать логическое мышление.

Воспитательные:

-  воспитывать любовь и уважение к родному языку;

- воспитывать чувство прекрасного.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку в 7 классе "Повторение изученного по теме "Причастие"»

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО ПО ТЕМЕ «ПРИЧАСТИЕ»


Предмет: русский язык

Возраст детей: 7 класс

Место проведения: класс

Цели:

Образовательные:

- повторить и систематизировать основные теоретические сведения о причастии;

-повторить орфографические и пунктуационные правила, связанные с причастием;

- способствовать формированию умения правильно употреблять причастия в речи.

Развивающие:

- развивать монологическую речь учащихся;

- развивать орфографическую и пунктуационную зоркость через применение новых информационных технологий;

- развивать логическое мышление.

Воспитательные:

- воспитывать любовь и уважение к родному языку;

- воспитывать чувство прекрасного.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, маршрутные листы, карта, бутылка с посланием.



Ход урока

Организационный момент


- Здравствуйте! Ребята, вы не случайно повторяли дома весь изученный материал по причастию. На протяжении нескольких уроков мы изучали эту часть речи, знакомились с орфографическими и пунктуационными правилами, связанные с причастием.

- Назовите тему нашего урока?

- Цели урока? (Повторить, обобщить материал по теме «Причастие», вспомнить орфограммы, связанные с данной темой: «Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий», «Правописание Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени», «Правописание НЕ с причастиями», повторить знаки препинания при причастном обороте.)





- Насколько прочно вы усвоили то, что мы изучали, нам поможет проверить путешествие! Итак, сегодня вы моя команда. А я ваш капитан, и вместе мы отправимся в морское путешествие, в плавание по морю Причастие. Но перед нами стоит еще одна важная задача: мы должны отыскать послание, которое оставил небезызвестный капитан Флинт из «Острова сокровищ» Р.Стивенсона. Знаком вам этот герой?

- Чтобы найти записку старого Флинта, мы, доблестные мореплаватели, побываем на разных островах – местах возможных стоянок пиратов и его команды. Перед вами, на доске, карта, а у каждого на парте маршрутный лист с пунктами наших остановок, без которого мы не сможем плыть от острова к острову.

Итак, в путь! Не забудьте в наших судовых журналах (рабочих тетрадях) записать дату нашей морской операции и ее название (записываю на доске число, «Повторение изученного по теме «Причастие»). Cлайд 1



- Итак, наше путешествие начинается. Но прежде чем ступить на корабль, необходимо отгадать загадку и только тогда капитан пригласит нас на борт:

«Вот свойство моё обязательное:

Склоняюсь я как прилагательное.

На все вопросы его отвечаю

Глагол по значению напоминаю»

- О чем загадка?

- Что такое причастие?

- Признаки каких частей речи сочетает в себе причастие?

(Причастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета по действию, отвечает на вопросы какой? и т.д. Сочетает в себе признаки прилагательного и глагола.)

-Назовите признаки глагола и прилагательного у причастия. (Признаки прилагательного – род, число, падеж, вопрос, зависимость от существительного; признаки глагола – вид, время, возвратность)

- Добро пожаловать на борт. На горизонте показался 1 остров. В маршрутном листе это пункт №1. Мы прибыли на остров Причастный оборот. И здесь нам Флинт предлагает задание. На слайде 2 семь предложений, но коварный пират усложнил задачу: он пролил чернила на бумагу с предложениями так, что некоторые из них потеряли запятую. Вы должны восстановить знак. В судовых журналах разделите лист на два столбика: «есть запятая» и «нет запятой», строки пронумеруйте (показываю на доске). Цифры соответствуют номеру предложения. Сами предложения не пишите. Если в предложении должна быть запятая, вы ставите жирную точку напротив номера этого предложения в столбике «есть запятая», если нет – во второй столбик. У доски выполняет задание ...

- Проверяем. Соедините точки. Если вы выполнили все верно, Флинт ставит вам за работу «5».

- Что мы повторили, выполняя это задание? (причастный оборот, выделение ПО запятыми)

- Плывем дальше. По курсу - целая группа небольших островов. Это архипелаг, который называется Словообразование причастий. У вас в листах это пункт №2.

Флинт предлагает задание, которое поможет закрепить знания о словообразовании причастий. Обратите внимание на слайд. Перед вами два глагола. Обучающиеся 1 варианта образуют всевозможные формы полных причастий от глагола видеть (видящий, видевший, видимый), а обучающиеся 2 варианта – от глагола читать (читающий, читавший, читаемый, читанный) (два человека у доски).



- Проверяем.

– Что повторяли? (как образуются действ. и страд. прич. наст. и прош.вр.)



- Осторожнее, смелые путешественники! Невдалеке скалы, это опасные рифы Орфограмма. Если вы сумеете правильно указать орфограммы в причастиях, то рифы нам не страшны. Наш корабль не получит ни одной пробоины. В маршрутном листе это пункт №3. Ваша задача – правильно записать словосочетания с причастиями и выделить орфограммы. Слайд №3


- Выполните самопроверку. Слайд №4

- Над какими видами орфограмм вы работали? (правописание гласных в падежных окончаниях прич., н-нн в суфф. страд. прич. прош.вр., слитное и раздельное написание –не с прич., буквы е-ё после шипящих в суфф. страд.прич. прош.вр.)



- Ребята, прервём наше путешествие для физминутки.


Мышцы будем развивать,

Чтобы сильным быть, умелым и в учении успевать.


- Наша зарядка будет не только для мышц, но и для ума, памяти, внимания. Встаньте, пожалуйста, слушайте внимательно и постарайтесь в моей речи отметить причастия и их формы.


Голова приподнята, спина выпрямлена, руки на поясе.

Наклоны головы вправо, влево, вперёд, назад.

Руки разведены в стороны. Повороты туловища вправо, влево.

Поверните голову к окну. Взгляд устремлён вдаль.

Посмотрите на меня. Тихонько присядьте на свое рабочее место.


- Кто самый внимательный? Назовите причастия, прозвучавшие в речи.

- В какой форме употребляются эти причастия?

- А чем краткие причастия отличаются от полных? (?, сказуемое, окончанием)

- А какие причастия чаще употребляются в устной речи? (краткие)

- А в письменной речи? (полные)

- Действительно, употребление причастий и причастных оборотов характерно для письменной речи. Их часто используют поэты и писатели, так как они придают речи образность, выразительность, торжественность. О значимости причастий в речи говорил гениальный русский поэт А.С. Пушкин: «Причастие обыкновенно избегают в разговоре… Мы говорим, заменяя выразительную краткость причастия, вялым оборотом».



- Наше путешествие постепенно приближается к концу. Мы подплыли к последнему острову, который называется Морфологический разбор. Предлагаю поработать в парах. На слайде вы видите предложения. Запишите его, найдите причастие и выполните его морфологический разбор. Но сначала вспомним морфологические признаки причастия – постоянные и непостоянные (действ. или страд., время, вид; полная – крат. форма, падеж, число, род).

Слайд №5 Проверка (если времени много, то письменно на доску выносим, если нет – устно)

- Итак, мы стойко выдержали испытания, и в награду нам – послание неуловимого капитана Флинта, которое мы долго искали (послание из бутылки). Читаю послание.

«Отважные мореходы, исследователи, первооткрыватели! Путь к знаниям – дело нелегкое. Но вы преодолели все препятствия на вашей дороге. Я рад поздравить вас с тем, что причастие стало вашим верным помощником. А ваш клад – ваши знания, проверенные сегодня на прочность. Они вам еще во многом помогут. Капитан Флинт»

- В записке капитан пиратов указывает на клад, и этот клад вы уже отыскали во время нашего плавания. Вы убедились, что обрели много знаний и можете применить их на практике.

- Ваш клад, ребята, – ваши знания, проверенные сегодня на прочность. Они вам еще во многом помогут.

Подведение итогов. Рефлексия.

- Ребята, наше путешествие завершилось, и мы возвращаемся в класс.

- Понравилась ли вам оно? А что особенно понравилось?

-Что самое сложное было для вас при изучении темы «Причастие»?

- Подводя итоги нашему уроку, давайте ещё раз вспомним, что мы повторили о причастии.

- Надеюсь, что урок прошел с пользой и интересом, и теперь вы будете грамотно писать причастия и правильно их употреблять в речи. Не забывайте, что систематизация материала поможет вам справиться с заданиями в контрольной работе, которая будет завтра.

Домашнее задание.

Слайд №6



- Спасибо за урок. До свидания.

Резерв: стихотворение об отваге тех, кто стремится к новому, неизведанному



Умеют это только корабли –

Всю жизнь куда-то в океан стремиться,

Надолго отрываться от земли,

Жить без нее и быть ее частицей.

От берегов, от маяков вдали,

Лежать на курсе при любой погоде-

Умеют это только корабли...

И люди – те, которые их водят.

(Турусов)


















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по русскому языку в 7 классе "Повторение изученного по теме "Причастие"

Автор: Ильина Ирина Юрьевна

Дата: 01.02.2016

Номер свидетельства: 286468

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Конспект урока русского языка в 11 классе "Лингвистические задания в комплексном анализе текста" "
    ["seo_title"] => string(106) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-11-klassie-linghvistichieskiie-zadaniia-v-komplieksnom-analizie-tieksta"
    ["file_id"] => string(6) "215408"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432665121"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "ИКТ на уроках русского языка/ "
    ["seo_title"] => string(31) "ikt-na-urokakh-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "101731"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402429371"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Конспект урока русского языка по теме "Повторение изученного о причастии""
    ["seo_title"] => string(74) "konspekt_uroka_russkogo_iazyka_po_teme_povtorenie_izuchennogo_o_prichastii"
    ["file_id"] => string(6) "553439"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1592325619"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(284) "Конспект урока  по  русскому  языку " Страдательные и действительные причастия" реализация ключевых  идей  модуля  новые  подходы  в преподавании и обучении "
    ["seo_title"] => string(168) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-stradatiel-nyie-i-dieistvitiel-nyie-prichastiia-riealizatsiia-kliuchievykh-idiei-modulia-novyie-podkhody-v-priepodavanii-i-obuchienii"
    ["file_id"] => string(6) "242690"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445521452"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(262) "Конспект урока 7 класс " Страдательные и действительные причастия" реализация ключевых  идей  модуля  новые  подходы  в  обучении в преподавании "
    ["seo_title"] => string(157) "konspiekt-uroka-7-klass-stradatiel-nyie-i-dieistvitiel-nyie-prichastiia-riealizatsiia-kliuchievykh-idiei-modulia-novyie-podkhody-v-obuchienii-v-priepodavanii"
    ["file_id"] => string(6) "242679"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445520217"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства