Р/р. Составление собственного речевого высказывания публицистического характера.
Цель урока:
- обучающая – закрепить знаний учащихся о стилях и типах речи;
- развивающая – формировать умение проводить композиционно-содержательный анализ исходного текста публицистического стиля и на этой основе отбирать материал для собственного текста публицистического характера;
- воспитательная – прививать любовь к Родине, воспитывать чувство патриотизма.
Тип урока: урок развития речи.
Оборудование урока: раздаточный материал, таблица.
ХОД УРОКА.
- Организационный момент.
- Актуализация опорных знаний.
Из всех стилистических признаков, указанных на доске, необходимо выбрать только те, которые характерны для публицистического стиля:
-
- просторечие;
- терминологическая и профессиональная лексика;
- эпитеты;
- сравнения;
- инверсия;
- метафора;
- риторические вопросы;
- актуальность проблемы;
- используется в сфере бытовых отношений, в неофициальной обстановке;
- устойчивые, стандартизированные обороты речи;
- главное назначение – воздействие на читателя или слушателя;
- общественно-политическая лексика;
- лексические повторы;
- побудительные и восклицательные предложения;
- отсутствие изобразительных средств.
(Учащиеся выбирают ответы под номером 3,4,5,6,7,8,11, 12, 13, 14)
На доске формируется таблица:
эпитеты;
сравнения;
инверсия;
метафора;
риторические вопросы;
актуальность проблемы;
главное назначение – воздействие на читателя или слушателя;
общественно-политическая лексика;
лексические повторы;
побудительные и восклицательные предложения;
Эта таблица будет своеобразной подсказкой в дальнейшей работе.
- Анализ предложенного текста публицистического характера (текст и вопросы распечатаны для каждого ученика).
- Чтение текста учителем.
Святые места.
Из чего же вырастает огромная человеческая любовь ко всему, что умещается в одном слове – Родина?
Мне было двадцать лет, когда на первую получку я приехал из Воронежа поглядеть на Москву. Рано утром с поезда я пошел на Красную площадь. Слушал, как бьют часы. Хотелось рукой потрогать кирпич в стене, потрогать камни, выстилавшие площадь. Мимо торопливо шли люди. Было удивительно - как можно по этой площади идти торопливо, говорить о погоде, о каких-то мелких делах? В те времена в Кремль не пускали. Я дождался, пока открылась дверь у решетки Василия Блаженного. запомнились камни на узкой лестнице – «сколько людей прошло»!
Потом я много раз бывал у Кремля. Уже поездив по миру, сравнивал и всегда с гордостью думал: ни в одном городе я не видел площади такой красоты, строгости, своеобразия.
Можно ли представить себе эту площадь без храма Василия Блаженного? Скажу сейчас об удивительном факте. Я бы сам не поверил, если бы не услышал от человека, всеми глубоко уважаемого. Вот что рассказал Петр Дмитриевич Барановский, лучший реставратор памятников нашей старины: «Перед войной вызывают меня в одну высокую инстанцию: «Будем сносить собор, просторнее надо сделать Красную площадь. Вам поручаем сделать обмеры.» У меня тогда комок в горле застрял.
Не мог говорить, не мог сразу поверить. В конце концов чья-то неизвестная мудрость остановила непоправимое действие. Не сломали.»
Но ведь могли и сломать, чтобы свободнее было на площади автомобилям. А что показало время? По Красной площади сегодня тем же автомобилям вовсе запрещено ездить по причине святости этого места и ввиду большого числа желающих пройти эту площадь простыми шагами.
Сегодня, снимая шапку перед храмом Василия Блаженного на Красной площади, мы вспоминаем мастера, сотворившего чудо. Древние зодчие, живописцы и плотники свое умение и талант могли выразить только в постройке монастырей, церквей и соборов. Сохраняя древнюю церковь, мы сохраняем памятник мастерству.
И нельзя медлить. Бережного отношения требует все: старинные постройки, народные ремесла, древняя утварь, живопись в храмах, книги и документы, имена и могилы героев. При всех наших заботах о текущих делах, о хлебе насущном и о разведке внеземных далей.
Совершая дела великие, мы должны знать, откуда пошли и как начинали. Дела наши в совокупности с прошлым, в совокупности с окружающим миром природы и огнем домашнего очага выражаются дорогим словом ОТЕЧЕСТВО. Любить Отечество невозможно заставить декретом. Любовь надо воспитать.
(По В.М.Пескову)
- Работа с вопросами, данными к тексту:
- Какая характеристика соответствует прочитанному тексту?
- разговорная речь, рассуждение;
- художественный текст, описание с элементами рассуждения;
- публицистический стиль, рассуждение;
- художественный стиль, повествование.
(Правильный ответ – с. Выбирая его, ученики доказывают свою точку зрения: текст посвящен актуальной на сегодня проблеме – воспитанию патриотизма и любви к родине. Текст эмоционален, главное его назначение – воздействовать на читателя, заставить его бережно относиться к своей истории и культуре. Среди характерных языковых средств можно указать риторические вопросы, восклицательные предложения, лексические повторы. Определяя типологию текста, учащиеся вспоминают, что рассуждение – это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли, обращают внимание на четкую композицию текста: тезис, аргументы, сопровождаемые примерами, вывод)
-
-
- . В каком из перечисленных предложений текста содержится главная мысль?
- Бережного отношения требует все: старинные постройки, народные ремесла, древняя утварь, живопись в храмах, книги и документы, имена и могилы героев.
- Любить Отечество невозможно заставить декретом.
- Совершая дела великие, мы должны знать, откуда пошли и как начинали.
- Сохраняя древнюю церковь, мы сохраняем памятник мастерству.
- . В каком из перечисленных предложений текста содержится главная мысль?
-
(Проанализировав все варианты ответов, учащиеся должны выбрать ответ – b, т.к., по мнению Пескова, «огромная человеческая любовь к родине" вырастает из бережного, уважительного отношения к своей истории, прошлому. В суете текущих дел человек не может и не должен уничтожать то, что создано предыдущими поколениями. Все остальные варианты ответов представляют собой отдельные составляющие того, что сформулировано третьем предложении.)
- Какая проблема не является основной в данном тексте?
- воспитание патриотизма и любви к родине;
- воспитание исторической памяти;
- сохранение культурного наследия;
- воспитание умения видеть красоту в обыденной жизни.
(Просмотрев варианты ответов, учащиеся выбирают ответ d, т.к. эта проблема лишь упоминается автором в тексте, но подробно он останавливается на трех других проблемах).
- Какое значение имеет слово отечество в этом тексте?
- Страна, в которой человек родился.
- Государство в отношении подданных своих?
- Собственность отца.
- Родная земля, отчизна, где вырос, родился; земля народа, к которому по рождению и вере принадлежит человек.
(Правильный ответ – d, т.к. он является более полным вариантом, чем вариант - а, отражает авторскую позицию и раскрывает название статьи – «Святые места», места, которые тебе дороги, которые ты любишь, которыми восхищаешься и которые стремишься сохранить для последующих поколений.)
- Подведение итогов по анализу текста и определение собственного отношения к проблемам, поднятым в тексте, (согласие или несогласие с авторской позицией).
(Учащиеся должны сказать, что в своем тексте известный публицист В.М.Песков поднимает актуальные проблемы сохранения культурного наследия, бережного отношения к традициям и истории города и страны. Именно из этого, по мнению автора, вырастает «огромная человеческая любовь» к Родине. Выбранные языковые средства (еще раз их перечислить) помогают В.М.Пескову выполнить основную задачу публицистики: воздействовать на читателя, заставить его задуматься над поднимаемыми в тексте проблемами.
- Написание текста публицистического стиля.
Ответить на вопрос, поставленный в начале текста: «Из чего же вырастает огромная человеческая любовь ко всему, что умещается в одном слове – Родина?» (работа на черновике)
- Подведение итогов.
Прослушать 1-2 составленных учениками текста, проанализировать их, исправить допущенные ошибки.
Д/з: доработать текст и оформить его в тетради.