Конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме: "Культура речи. Описание действия".
Конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме: "Культура речи. Описание действия".
Конспект урока по русскому языку в 7 классе.
Тема урока: «Культура речи. Описание действия».
Учитель: Куренева Н.П.
Предварительная подготовка к уроку.
К уроку учащимся даётся задание повторить основные правила написания и оформления сочинений. Предлагается подумать над темами возможных сочинений: «Как пчёлы делают мёд», «Дрессировка собаки», «Подготовка домашнего задания», «Поход в лес».
Цели:
1) дать представление о том, как нужно описывать различные действия;
2) воспитывать любовь к родному языку;
3) развивать навыки грамотного изложения мыслей, точной передачи событий, умение правильно передавать последовательность и характерные особенности различных действий.
Учитель: Давайте подумаем и вспомним, что такое описание. Для чего оно нужно?
Ученик: Описание – это письменный или устный рассказ о чём-либо, характеристика каких-либо явлений, событий, качеств и т.д. Оно служит для того, чтобы читатели или слушатели, которые не видят то, о чём идёт речь, могли представить себе это.
Учитель: Давайте вспомним, как мы описывали предметы. На что мы обращали внимание?
Ученик: При описании предмета можно рассмотреть его внешние качества (цвет, форму, размер и т.д.), рассказать о какой-либо истории, с ним связанной, о тех мыслях и чувствах, которые возникают при взгляде на него.
II. Работа над новым материалом.
Учитель: Обратите внимание, что в описании предмета можно включать рассказ о связанных с ним событиях. Таким образом, описание предмета зачастую связано с описанием действий, совершаемых или совершённых над ним. Но описание действий возможно и в других случаях: когда речь идёт о последовательном выполнении каких-либо трудовых, учебных, игровых или иных действий. Что же такое действие? Давайте обратимся к словарям, чтобы уточнить это понятие.
В толковом словаре С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведова действие определяется как «проявление какой-нибудь энергии, деятельности, а также сама сила, деятельность, функционирование чего-нибудь». Кроме того, в словаре указывается и на другое значение слова «действие» - это могут быть «поступки, поведение» либо «события, о которых идёт речь».
Нужно иметь в виду, что описание трудовых процессов обычно состоит из нескольких частей:
1) описание подготовки к работе – сюда могут входить описание рабочего места, инструментов и т.д.;
2) описание последовательного выполнения трудовых операций;
3) описание результатов деятельности.
Упражнение 1.
Прочитайте текст, а затем перескажите, как хозяйка подготавливает зелень к сушке.
Хозяйка перебирает зелень, моет её, раскладывает на небольшие пучки, перевязывает их прочной ниткой и подвешивает в тени, в хорошо проветриваемом сухом месте. Высушенную зелень складывает в бумажный пакет и хранит в сухом, темном месте.
Упражнение 2.
Прочитайте текст и составьте план, иллюстрирующий последовательность действий героя. Перескажите текст, используя план.
После обеда господин выкушал чашку кофею и сел на диван, подложивши себе за спину подушку, которую в русских трактирах вместо эластической шерсти набивают чем-то чрезвычайно похожим на кирпич и булыжник. Тут начал он зевать и приказал отвести себя в свой нумер, где, прилегши, заснул два часа. Отдохнувши, он написал на лоскутке бумажки, по просьбе трактирного слуги, чин, имя и фамилию для сообщения куда следует, в полицию. На бумажке половой, спускаясь с лестницы, прочитал по складам следующее: "Коллежский советник Павел Иванович Чичиков, помещик, по своим надобностям". Когда половой все еще разбирал по складам записку, сам Павел Иванович Чичиков отправился посмотреть город, которым был, как казалось, удовлетворен, ибо нашел, что город никак не уступал другим губернским городам: сильно била в глаза желтая краска на каменных домах и скромно темнела серая на деревянных. (Н.В. Гоголь).
Упражнение 3.
Прочитайте текст. Разбейте его на части (подготовка к работе, выполнение действий, результат).
Они с трактирщиком ударили по рукам. Фолко повязал наспех подрезанный фартук и взялся за дело. Прежде всего он, удивляясь собственной напористости, погнал слуг на рынок за особыми травами, велев купить их у приехавших на торг хоббитов, сам же взявшись за разделку и замочку. Он возился очень долго, составляя сложнейшие смеси, вымачивая и отжимая, отваривая и просаливая; от плиты Фолко отошел только на рассвете. Зато на следующее утро трактирщик, осторожно и недоверчиво положивший в рот первую ложку приготовленного кушанья, только и смог, что закатить глаза, — а потом и сам не заметил, как уничтожил всю тарелку. (Н.Перумов).
Учитель: Нередко при описании действий одного и того же лица (или группы лиц) могут использоваться предложения, в которых опущено подлежащее. Это позволяет избежать неоправданных повторов и способствует усилению связи предложений в тексте.
Упражнение 4.
Прочитайте текст и обратите внимание на то, как описывается процесс изготовления колобка.
Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела и наскребла муки горсти две.
Замесила муку на сметане, состряпала колобок, изжарила в масле и на окошко студить положила (Русская народная сказка «Колобок»).
Упражнение 5.
Прочитайте текст, озаглавьте его, определите основную мысль.
Дрессировка попугая невозможна без установления доверия между птицей и человеком. Сначала птице нужно привыкнуть к человеку. С попугаем нужно ежедневно разговаривать, называя питомца по имени. Не следует на начальном этапе приручения просовывать пальцы в клетку или пытаться погладить птицу.
Обучение новым словам и трюкам должно происходить постепенно. Сначала питомец должен хорошо усвоить предыдущий урок; лишь после этого можно переходить к следующему.
Упражнение 6.
Напишите «немой» диктант на одну из тем: «Полив цветов», «Уборка комнаты», «Урок рисования». Для этого подготовленные ученики молча демонстрируют необходимые действия, а остальные наблюдают и описывают то, что увидели.
III. Подведение итогов.
На уроке мы вспомнили, как описываются предметы. Выяснили, что такое описание действия, какие у него могут быть особенности. Закрепили знания в ходе выполнения упражнений.
IV. Домашнее задание.
Самостоятельно написать небольшое сочинение на одну из тем, дававшихся для предварительной подготовки (или на любую другую тему, требующую описания действий).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме: "Культура речи. Описание действия". »
Конспект урока по русскому языку в 7 классе.
Тема урока: «Культура речи. Описание действия».
Учитель: Куренева Н.П.
Предварительная подготовка к уроку.
К уроку учащимся даётся задание повторить основные правила написания и оформления сочинений. Предлагается подумать над темами возможных сочинений: «Как пчёлы делают мёд», «Дрессировка собаки», «Подготовка домашнего задания», «Поход в лес».
Цели:
1) дать представление о том, как нужно описывать различные действия;
2) воспитывать любовь к родному языку;
3) развивать навыки грамотного изложения мыслей, точной передачи событий, умение правильно передавать последовательность и характерные особенности различных действий.
Учитель: Давайте подумаем и вспомним, что такое описание. Для чего оно нужно?
Ученик: Описание – это письменный или устный рассказ о чём-либо, характеристика каких-либо явлений, событий, качеств и т.д. Оно служит для того, чтобы читатели или слушатели, которые не видят то, о чём идёт речь, могли представить себе это.
Учитель: Давайте вспомним, как мы описывали предметы. На что мы обращали внимание?
Ученик: При описании предмета можно рассмотреть его внешние качества (цвет, форму, размер и т.д.), рассказать о какой-либо истории, с ним связанной, о тех мыслях и чувствах, которые возникают при взгляде на него.
II. Работа над новым материалом.
Учитель: Обратите внимание, что в описании предмета можно включать рассказ о связанных с ним событиях. Таким образом, описание предмета зачастую связано с описанием действий, совершаемых или совершённых над ним. Но описание действий возможно и в других случаях: когда речь идёт о последовательном выполнении каких-либо трудовых, учебных, игровых или иных действий. Что же такое действие? Давайте обратимся к словарям, чтобы уточнить это понятие.
В толковом словаре С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведова действие определяется как «проявление какой-нибудь энергии, деятельности, а также сама сила, деятельность, функционирование чего-нибудь». Кроме того, в словаре указывается и на другое значение слова «действие» - это могут быть «поступки, поведение» либо «события, о которых идёт речь».
Нужно иметь в виду, что описание трудовых процессов обычно состоит из нескольких частей:
1) описание подготовки к работе – сюда могут входить описание рабочего места, инструментов и т.д.;
2) описание последовательного выполнения трудовых операций;
3) описание результатов деятельности.
Упражнение 1.
Прочитайте текст, а затем перескажите, как хозяйка подготавливает зелень к сушке.
Хозяйка перебирает зелень, моет её, раскладывает на небольшие пучки, перевязывает их прочной ниткой и подвешивает в тени, в хорошо проветриваемом сухом месте. Высушенную зелень складывает в бумажный пакет и хранит в сухом, темном месте.
Упражнение 2.
Прочитайте текст и составьте план, иллюстрирующий последовательность действий героя. Перескажите текст, используя план.
После обеда господин выкушал чашку кофею и сел на диван, подложивши себе за спину подушку, которую в русских трактирах вместо эластической шерсти набивают чем-то чрезвычайно похожим на кирпич и булыжник. Тут начал он зевать и приказал отвести себя в свой нумер, где, прилегши, заснул два часа. Отдохнувши, он написал на лоскутке бумажки, по просьбе трактирного слуги, чин, имя и фамилию для сообщения куда следует, в полицию. На бумажке половой, спускаясь с лестницы, прочитал по складам следующее: "Коллежский советник Павел Иванович Чичиков, помещик, по своим надобностям". Когда половой все еще разбирал по складам записку, сам Павел Иванович Чичиков отправился посмотреть город, которым был, как казалось, удовлетворен, ибо нашел, что город никак не уступал другим губернским городам: сильно била в глаза желтая краска на каменных домах и скромно темнела серая на деревянных. (Н.В. Гоголь).
Упражнение 3.
Прочитайте текст. Разбейте его на части (подготовка к работе, выполнение действий, результат).
Они с трактирщиком ударили по рукам. Фолко повязал наспех подрезанный фартук и взялся за дело. Прежде всего он, удивляясь собственной напористости, погнал слуг на рынок за особыми травами, велев купить их у приехавших на торг хоббитов, сам же взявшись за разделку и замочку. Он возился очень долго, составляя сложнейшие смеси, вымачивая и отжимая, отваривая и просаливая; от плиты Фолко отошел только на рассвете. Зато на следующее утро трактирщик, осторожно и недоверчиво положивший в рот первую ложку приготовленного кушанья, только и смог, что закатить глаза, — а потом и сам не заметил, как уничтожил всю тарелку. (Н.Перумов).
Учитель: Нередко при описании действий одного и того же лица (или группы лиц) могут использоваться предложения, в которых опущено подлежащее. Это позволяет избежать неоправданных повторов и способствует усилению связи предложений в тексте.
Упражнение 4.
Прочитайте текст и обратите внимание на то, как описывается процесс изготовления колобка.
Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела и наскребла муки горсти две.
Замесила муку на сметане, состряпала колобок, изжарила в масле и на окошко студить положила (Русская народная сказка «Колобок»).
Упражнение 5.
Прочитайте текст, озаглавьте его, определите основную мысль.
Дрессировка попугая невозможна без установления доверия между птицей и человеком. Сначала птице нужно привыкнуть к человеку. С попугаем нужно ежедневно разговаривать, называя питомца по имени. Не следует на начальном этапе приручения просовывать пальцы в клетку или пытаться погладить птицу.
Обучение новым словам и трюкам должно происходить постепенно. Сначала питомец должен хорошо усвоить предыдущий урок; лишь после этого можно переходить к следующему.
Упражнение 6.
Напишите «немой» диктант на одну из тем: «Полив цветов», «Уборка комнаты», «Урок рисования». Для этого подготовленные ученики молча демонстрируют необходимые действия, а остальные наблюдают и описывают то, что увидели.
III. Подведение итогов.
На уроке мы вспомнили, как описываются предметы. Выяснили, что такое описание действия, какие у него могут быть особенности. Закрепили знания в ходе выполнения упражнений.
IV. Домашнее задание.
Самостоятельно написать небольшое сочинение на одну из тем, дававшихся для предварительной подготовки (или на любую другую тему, требующую описания действий).