kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме: "Культура речи. Описание природы".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект  урока  по русскому языку в 6 классе.

Тема урока: «Культура речи. Описание природы».

Учитель: Куренева Н.П.

Предварительная подготовка к уроку.

   Четырем ученикам предлагается дома подготовить костюмы времен года (зима, весна, лето, осень) и разучить по одному из стихотворений – каждый про своё время года.

   Цели:

1) повторить основы составления плана, необходимого для написания сочинения;

2) воспитывать любовь и интерес к прозаическим и стихотворным произведениям описательного характера;

3) развивать навыки описания состояния природы и окружающей среды.

Оборудование: учебник, репродукции живописных пейзажей, выполненный на листе ватмана план описания природы.

   Тип урока: изучение нового материала; урок – подготовка к написанию сочинения.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

Учитель: Как мы знаем, природа издавна привлекает внимание прославленных мастеров изобразительного искусства. Тысячи произведений – рассказов, картин, стихотворений, музыкальных произведений появились благодаря красоте и завораживающей силе природы. Ни одно время года не оказалось обиженным: в картинах каждого из них черпали мастера своё вдохновение. И сейчас времена года сами расскажут о себе.

Ученик 1 (зима):

Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче. погляди в окно:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

                                     (А.С.Пушкин).

Ученик 2 (весна):

На бледно-голубой эмали,
Какая мыслима в апреле,
Березы ветви поднимали
И незаметно вечерели.

Узор отточенный и мелкий,
Застыла тоненькая сетка,
Как на фарфоровой тарелке
Рисунок, вычерченный метко,-

Когда его художник милый
Выводит на стеклянной тверди,
В сознании минутной силы,
В забвении печальной смерти.

                                       (О.Э.Мандельштам).

Ученик 3 (лето):

В небе тают облака,
И, лучистая на зное,
В искрах катится река,
Словно зеркало стальное.

Час от часу жар сильней,
Тень ушла к немым дубровам,
И с белеющих полей
Веет запахом медовым. 

Чудный день! Пройдут века —
Так же будут, в вечном строе,
Течь и искриться река
И поля дышать на зное.

                                   (Ф.И.Тютчев).
 

Ученик 4 (осень):

Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.

Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось,
Что совсем-совсем немного
Ждать зимы седой осталось.

Ах, и сам я в чаще звонкой
Увидал вчера в тумане:
Рыжий месяц жеребенком
Запрягался в наши сани.

                                   (С.А.Есенин).

3. Работа над новым материалом.

Учитель:  Сколько различных, непохожих друг на друга способов описать состояние природы! Сколько интересных эпитетов и сравнений мы можем почерпнуть из услышанного!

   Однако для того чтобы грамотно и красиво изобразить состояние природы, пейзаж за окном или погоду во дворе, необходимы определённые навыки описания.

   Прослушаем сочинение одного из учеников и подумаем, какие недочеты есть в его описании осени.

   За окном стоит ясный осенний день. На небе сияет яркое солнце. На улице дует прохладный ветерок. На земле лежат листья липы и каштанов. На небе нет ни облачка.

   Учитель: Почему мы не можем назвать услышанное грамотным завершённым описанием? (Рассказ «плоский», нет ничего интересного.  Предложения построены слишком однотипно. В  тексте практически отсутствуют средства выразительности речи – сравнения, эпитеты, олицетворения и т.д.). Давайте  попробуем «исправить» рассказ и перепишем его таким образом,  чтобы описание стало живым, красочным, трогательным.

   Так же, как и в описаниях действий, предметов или событий, при описании состояния природы необходим план. Чем же данный тип описания отличается от прочих?

   Прежде всего в описании окружающей среды часто говорится о состоянии природы. «Данное» в предложениях этого типа речи обычно отсутствует, а если и имеется, то называет элементы природы или её части (небо, воздух, солнце, лес и т. д.).

   Часто встречаются безличные глаголы (вечереет, темнеет, светлеет), наречия состояния на – о (душно, жарко, холодно), имена существительные, передающие состояние (тишина, жара, вечер).

   Часто используются и словосочетания типа сказуемое + подлежащее. Это не пример инверсии, порядок лов остаётся прямым (идёт дождь, падает снег, светит луна).

   Подумаем, какие ещё средства языковой выразительности могут присутствовать в сочинении такого типа?

Ученик: сравнения, параллелизмы, олицетворения, красочные эпитеты.

Учитель: Таким образом, мы вплотную подошли к составлению плана. Как у любого сочинения или рассказа, в описании природы должна присутствовать обязательная вводная часть. В данном случае вводной частью будет название того времени года, картину из которого вы будете описывать. Она может состоять из одного предложения, а может включать в себя целый абзац. Подумайте, каким образом хотели бы начать своё сочинение вы.

   Дальше должно следовать общее описание  природы, переходящее затем на что-то более частное, узкое. Например, от описания светлой, радостной весны можно перейти к описанию нежной молодой травки, пробивающейся из-под снега. Примеры каких переходов можете предложить вы?

   Сочинение можно закончить описанием своего настроения, чувств и эмоций, возникших в связи с  увиденной картиной. Таким же может быть и вывод.

   Хорошо будет, если вы используете цитаты из стихотворений великих поэтов в самом тексте и в качестве эпиграфа. Не стоит забывать также и о средствах живописания речи – их использование в подобном сочинении не просто желательно, а практически обязательный этап.

План:

1. Вводная часть.

2. Общее описание природы.

3. Частные описания природы:

а) небо;

б) лес;

в) река и т.д.

4. Рассказ о чувствах и эмоциях автора.

5. Вывод.

   Орфографическая работа.

   Учитель записывает на доске слова, в написании которых ученики могут совершить ошибки.

Цвета: багряный, лазоревый, изумрудно-зелёный, лиловый, кармин, бежевый, перламутровый, свинцово-серый.

Состояния природы: ветрено, облачно, заснеженный, проталина, капель, теплынь.

Растения: мать-и-мачеха, незабудка, боярышник, фиалка, сосна, подснежник, подсолнечник и т.д.

Написание сочинения.

   Ученики начинают составление собственного плана и последующую работу с ним. Во время этого этапа приветствуется использование черновиков. Также учащиеся могут использовать при создании своих работ репродукции картин, изображающих пейзажи.

4. Подведение итогов.

   Учитель просит учеников перечислить пункты плана описания природы, зачитать собственный план.

5. Домашнее задание.

 В качестве домашнего задания предполагается доработка начатого в классе сочинения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме: "Культура речи. Описание природы". »

Конспект урока по русскому языку в 6 классе.

Тема урока: «Культура речи. Описание природы».

Предварительная подготовка к уроку.

Четырем ученикам предлагается дома подготовить костюмы времен года (зима, весна, лето, осень) и разучить по одному из стихотворений – каждый про своё время года.

Цели:

1) повторить основы составления плана, необходимого для написания сочинения;

2) воспитывать любовь и интерес к прозаическим и стихотворным произведениям описательного характера;

3) развивать навыки описания состояния природы и окружающей среды.

Оборудование: учебник, репродукции живописных пейзажей, выполненный на листе ватмана план описания природы.

Тип урока: изучение нового материала; урок – подготовка к написанию сочинения.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

Учитель: Как мы знаем, природа издавна привлекает внимание прославленных мастеров изобразительного искусства. Тысячи произведений – рассказов, картин, стихотворений, музыкальных произведений появились благодаря красоте и завораживающей силе природы. Ни одно время года не оказалось обиженным: в картинах каждого из них черпали мастера своё вдохновение. И сейчас времена года сами расскажут о себе.

Ученик 1 (зима):

Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче... погляди в окно:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

(А.С.Пушкин).

Ученик 2 (весна):

На бледно-голубой эмали,
Какая мыслима в апреле,
Березы ветви поднимали
И незаметно вечерели.

Узор отточенный и мелкий,
Застыла тоненькая сетка,
Как на фарфоровой тарелке
Рисунок, вычерченный метко,-

Когда его художник милый
Выводит на стеклянной тверди,
В сознании минутной силы,
В забвении печальной смерти.

(О.Э.Мандельштам).

Ученик 3 (лето):

В небе тают облака,
И, лучистая на зное,
В искрах катится река,
Словно зеркало стальное...

Час от часу жар сильней,
Тень ушла к немым дубровам,
И с белеющих полей
Веет запахом медовым. 

Чудный день! Пройдут века —
Так же будут, в вечном строе,
Течь и искриться река
И поля дышать на зное.

(Ф.И.Тютчев).


Ученик 4 (осень):

Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.

Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось,
Что совсем-совсем немного
Ждать зимы седой осталось.

Ах, и сам я в чаще звонкой
Увидал вчера в тумане:
Рыжий месяц жеребенком
Запрягался в наши сани.

(С.А.Есенин).

3. Работа над новым материалом.

Учитель: Сколько различных, непохожих друг на друга способов описать состояние природы! Сколько интересных эпитетов и сравнений мы можем почерпнуть из услышанного!

Однако для того чтобы грамотно и красиво изобразить состояние природы, пейзаж за окном или погоду во дворе, необходимы определённые навыки описания.

Прослушаем сочинение одного из учеников и подумаем, какие недочеты есть в его описании осени.

За окном стоит ясный осенний день. На небе сияет яркое солнце. На улице дует прохладный ветерок. На земле лежат листья липы и каштанов. На небе нет ни облачка.

Учитель: Почему мы не можем назвать услышанное грамотным завершённым описанием? (Рассказ «плоский», нет ничего интересного. Предложения построены слишком однотипно. В тексте практически отсутствуют средства выразительности речи – сравнения, эпитеты, олицетворения и т.д.). Давайте попробуем «исправить» рассказ и перепишем его таким образом, чтобы описание стало живым, красочным, трогательным.

Так же, как и в описаниях действий, предметов или событий, при описании состояния природы необходим план. Чем же данный тип описания отличается от прочих?

Прежде всего в описании окружающей среды часто говорится о состоянии природы. «Данное» в предложениях этого типа речи обычно отсутствует, а если и имеется, то называет элементы природы или её части (небо, воздух, солнце, лес и т. д.).

Часто встречаются безличные глаголы (вечереет, темнеет, светлеет), наречия состояния на – о (душно, жарко, холодно), имена существительные, передающие состояние (тишина, жара, вечер).

Часто используются и словосочетания типа сказуемое + подлежащее. Это не пример инверсии, порядок лов остаётся прямым (идёт дождь, падает снег, светит луна).

Подумаем, какие ещё средства языковой выразительности могут присутствовать в сочинении такого типа?

Ученик: сравнения, параллелизмы, олицетворения, красочные эпитеты.

Учитель: Таким образом, мы вплотную подошли к составлению плана. Как у любого сочинения или рассказа, в описании природы должна присутствовать обязательная вводная часть. В данном случае вводной частью будет название того времени года, картину из которого вы будете описывать. Она может состоять из одного предложения, а может включать в себя целый абзац. Подумайте, каким образом хотели бы начать своё сочинение вы.

Дальше должно следовать общее описание природы, переходящее затем на что-то более частное, узкое. Например, от описания светлой, радостной весны можно перейти к описанию нежной молодой травки, пробивающейся из-под снега. Примеры каких переходов можете предложить вы?

Сочинение можно закончить описанием своего настроения, чувств и эмоций, возникших в связи с увиденной картиной. Таким же может быть и вывод.

Хорошо будет, если вы используете цитаты из стихотворений великих поэтов в самом тексте и в качестве эпиграфа. Не стоит забывать также и о средствах живописания речи – их использование в подобном сочинении не просто желательно, а практически обязательный этап.

План:

1. Вводная часть.

2. Общее описание природы.

3. Частные описания природы:

а) небо;

б) лес;

в) река и т.д.

4. Рассказ о чувствах и эмоциях автора.

5. Вывод.

Орфографическая работа.

Учитель записывает на доске слова, в написании которых ученики могут совершить ошибки.

Цвета: багряный, лазоревый, изумрудно-зелёный, лиловый, кармин, бежевый, перламутровый, свинцово-серый.

Состояния природы: ветрено, облачно, заснеженный, проталина, капель, теплынь.

Растения: мать-и-мачеха, незабудка, боярышник, фиалка, сосна, подснежник, подсолнечник и т.д.

Написание сочинения.

Ученики начинают составление собственного плана и последующую работу с ним. Во время этого этапа приветствуется использование черновиков. Также учащиеся могут использовать при создании своих работ репродукции картин, изображающих пейзажи.

4. Подведение итогов.

Учитель просит учеников перечислить пункты плана описания природы, зачитать собственный план.

5. Домашнее задание.

В качестве домашнего задания предполагается доработка начатого в классе сочинения.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме: "Культура речи. Описание природы".

Автор: Куренева Надежда Петровна

Дата: 03.08.2015

Номер свидетельства: 224209

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(189) "Конспект урока по русскому языку по теме "Одушевленные и неодушевленные имена существительные" 2 класс "
    ["seo_title"] => string(120) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-po-tiemie-odushievliennyie-i-nieodushievliennyie-imiena-sushchiestvitiel-nyie-2-klass"
    ["file_id"] => string(6) "140445"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1417956658"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Конспект урока русского языка по теме "Изменение имен существительных по родам""
    ["seo_title"] => string(92) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-izmienieniie-imien-sushchiestvitiel-nykh-po-rodam"
    ["file_id"] => string(6) "306755"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458196800"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Конспект урока русского языка на тему "Комплексный анализ текста" "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-komplieksnyi-analiz-tieksta"
    ["file_id"] => string(6) "213063"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431969125"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "конспект урока русского, презентация "
    ["seo_title"] => string(41) "konspiekt-uroka-russkogho-priezientatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "176037"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424352989"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Конспект урока " Путешествие в страну Фонетика" "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-putieshiestviie-v-stranu-fonietika"
    ["file_id"] => string(6) "124654"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414760169"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства