Конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме: "Устаревшие и новые слова".
Конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме: "Устаревшие и новые слова".
Конспект урока по русскому языку в 6 классе.
Тема урока: «Устаревшие и новые слова».
Учитель: Куренева Н.П.
Предварительная подготовка к уроку.
Так как данный урок – урок-повторение, ученикам предлагается повторить теоретический материал, посвящённый архаизмам и неологизмам. Также ученикам необходимо написать небольшое сочинение, посвящённое постоянным обновлениям словарного состава русского языка.
Цели:
Повторить теоретический материал, касающийся архаизмов и неологизмов;
Воспитывать интерес к процессам, протекающим в языке, чувство стиля в устной и письменной речи;
Развивать у учеников навыки правильного использования неологизмов в устной и письменной речи; расширить словарный запас учащихся.
Оборудование: учебник, толковые словари русского языка; картинки, изображающие предметы средневекового быта: одежда (кафтан, ботфорты, панталоны), посуда (ступа), предметы труда и интерьера (сундук, прялка, веретено, светец, лучина); картинки, на которых изображены предметы современного быта (компьютер, магнитофон, мобильный телефон).
Тип урока: применение и совершенствование знаний.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
Чтение учениками написанных дома сочинений.
3. Работа над новым материалом.
Учитель демонстрирует расставленные на стенде картинки, изображающие вещи из прошлого.
Учитель: Скажите, есть ли среди изображённых предметов те, которые активно используются и сейчас в повседневной жизни? (Нет). А где чаще всего можно встретить такие вещи? (В музее, в деревне). А вы знаете старинные названия этих вещей?
Обычный человек может и не знать, что старорусское название сундука – скрыня, или коник, что «кафтан» именовался также «жупаном», а «миска» звалась «ендовой». Также немногие знают, что такое «лучина» и «светец», на котором лучина закрепляется. Однако в старые времена эти предметы использовались широко и слова, которыми назывались такие предметы, не являлись странными или удивительными – ведь их использовали постоянно. Давайте порассуждаем на тему, почему названные мной слова перестали употребляться в речи современного человека? (Предметы, которые назывались таким образом, перестали использоваться людьми. Вслед за ненужными предметами из постоянного словарного запаса стали уходить и обозначающие их слова.)
Учитель: слова, вышедшие из активного повседневного употребления, называют устаревшими, или архаизмами.
Упражнение 1.
Спишите. Какие слова, употреблённые в данном тексте, являются архаизмами? С помощью толкового словаря определите исконное значение этих слов. Попробуйте объяснить, почему в тексте так много архаизмов, учитывая время возникновения текста.
Пошел Добрыня в конюшню, сорвал дверь с петель, вывел Бурушку засёдлывать. Положил на него потничек, сверху потничка – войлочек, потом седло черкасское, ценными шелками вышитое, золотом изукрашенное, подтянул двенадцать подпруг, зануздал золотой уздой. Вышла Мамелфа Тимофеевна, подала ему плётку – семихвостку:
- Как приедешь, Добрыня, на гору Сорочинскую, Змея Горыныча дома не случится. Ты конем налети на логово и начни топтать змеёнышей. Будут змееныши Бурке ноги обвивать, а ты Бурку меж ушей хлещи. Станет Бурка подскакивать, с ног змеенышей отряхивать и всех притопчет до единого.
Отломилась веточка от яблони, откатилось яблоко от яблоньки, уезжал сын от родимой матушки на трудный, на кровавый бой. (Былина).
Учитель: Как видим из этого текста, не всегда использование архаизмов происходит специально, для достижения определённого эффекта. В произведениях Древней Руси или Средневековья подобные слова возникали сами собой как непосредственная часть жизни автора того времени.
Также и мы при общении используем большое количество слов, которые были бы непонятными для людей прошлого века. Это объясняется тем, что возникают новые предметы и явления, которым требуются названия. Так язык пополняется за счет возникающих в языке новых слов, или неологизмов.
Сейчас трудно себе представить, что широко использующиеся в речи современного человека слова типа «космос», «космическое освоение», «спутник», «ноутбук», «смарт-фон» были в новинку большинству людей, так как являлись недавно пришедшими в речь неологизмами.
Попробуйте сейчас назвать несколько слов, являющихся, по вашему мнению, неологизмами.
Орфографический диктант.
Учитель диктует и записывает на доске, ученики записывают в тетради.
Учитель: Попробуем найти значение перечисленных слов в словарях. Как мы видим. Некоторые слова присутствуют – это значит, что они вошли в систему русского языка, были приняты и в скором времени так же, как и слова «ракета» и «космос», перестанут восприниматься как неологизмы. Однако значение большинства написанных на доске слов можно найти только в совсем недавно выпущенных словарях или в Интернете. Это значит, что термины только начинают вступать в русский язык и привыкание к ним произойдёт ещё нескоро.
Упражнение 2.
Найдите в тексте слова, которые могли бы считаться неологизмами. Определите их значение с помощью толкового словаря.
1. Четвёртого октября в 1957 года в нашей стране был запущен первый спутник.
2. 3 апреля 1966 года у Луны появился первый искусственный спутник.
3. Луноход передал на землю данные о лунотрясении.
4. Корабль прилунился в намеченном пункте.
5. Учёные нашей страны с помощью межпланетных автоматических станций изучили состав венерианский атмосферы.
Учитель: Интеллигентный и грамотный человек должен постоянно совершенствовать свой словарный запас и следить за нововведениями в языке. Однако также нельзя забывать и про архаизмы. Необходимо хотя бы изредка заглядывать в толковые словари, чтобы не попадать впросак и понимать классические произведения.
В одной из школ случился казус. Учитель предложил детям определить значение слов, употребляемых 70-80 лет назад. И вот какие ответы он услышал: «барышник» - «мужчина, который ухаживает за барышнями», «приказчик» - «человек, отдающий приказы», «лапотник» - «медведь, у которого болят лапы». Таковы были ответы учащихся. Поэтому, чтобы не попасть в подобное смешное положение, необходимо постоянно совершенствовать свои знания.
Упражнение 3.
Определите лексическое значение слов. Являются ли они неологизмами? А архаизмами? Составьте с любыми из них 3-4 предложения.
С помощью каких слов мы называем человека, совершающего путешествия в космос; телефон, который можно всегда носить с собой; музей, устроенный на берегу океана и располагающийся под водой.
Можно ли назвать такие слова неологизмами? Составьте с ними предложения – определения по образцу: Биохимик – человек, специализирующийся в области химии и биологии.
4. Подведение итогов.
Учитель просит учеников ответить на вопросы:
- Дайте определение терминам «неологизм», «архаизм».
- Как появляются в русском языке слова?
- Вследствие чего часть слова может быть не востребована?
- Для создания каких эффектов неологизмы и архаизмы могут применяться в тексте?
5. Домашнее задание.
Ученикам предлагается написать сочинение – рассказ о будущем или сочинение-рассказ о прошлом, применяя навыки, полученные на уроке.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме: "Устаревшие и новые слова". »
Конспект урока по русскому языку в 6 классе.
Тема урока: «Устаревшие и новые слова».
Учитель: Куренева Н.П.
Предварительная подготовка к уроку.
Так как данный урок – урок-повторение, ученикам предлагается повторить теоретический материал, посвящённый архаизмам и неологизмам. Также ученикам необходимо написать небольшое сочинение, посвящённое постоянным обновлениям словарного состава русского языка.
Цели:
Повторить теоретический материал, касающийся архаизмов и неологизмов;
Воспитывать интерес к процессам, протекающим в языке, чувство стиля в устной и письменной речи;
Развивать у учеников навыки правильного использования неологизмов в устной и письменной речи; расширить словарный запас учащихся.
Оборудование: учебник, толковые словари русского языка; картинки, изображающие предметы средневекового быта: одежда (кафтан, ботфорты, панталоны), посуда (ступа), предметы труда и интерьера (сундук, прялка, веретено, светец, лучина); картинки, на которых изображены предметы современного быта (компьютер, магнитофон, мобильный телефон).
Тип урока: применение и совершенствование знаний.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
Чтение учениками написанных дома сочинений.
3. Работа над новым материалом.
Учитель демонстрирует расставленные на стенде картинки, изображающие вещи из прошлого.
Учитель: Скажите, есть ли среди изображённых предметов те, которые активно используются и сейчас в повседневной жизни? (Нет). А где чаще всего можно встретить такие вещи? (В музее, в деревне). А вы знаете старинные названия этих вещей?
Обычный человек может и не знать, что старорусское название сундука – скрыня, или коник, что «кафтан» именовался также «жупаном», а «миска» звалась «ендовой». Также немногие знают, что такое «лучина» и «светец», на котором лучина закрепляется. Однако в старые времена эти предметы использовались широко и слова, которыми назывались такие предметы, не являлись странными или удивительными – ведь их использовали постоянно. Давайте порассуждаем на тему, почему названные мной слова перестали употребляться в речи современного человека? (Предметы, которые назывались таким образом, перестали использоваться людьми. Вслед за ненужными предметами из постоянного словарного запаса стали уходить и обозначающие их слова.)
Учитель: слова, вышедшие из активного повседневного употребления, называют устаревшими, или архаизмами.
Упражнение 1.
Спишите. Какие слова, употреблённые в данном тексте, являются архаизмами? С помощью толкового словаря определите исконное значение этих слов. Попробуйте объяснить, почему в тексте так много архаизмов, учитывая время возникновения текста.
Пошел Добрыня в конюшню, сорвал дверь с петель, вывел Бурушку засёдлывать. Положил на него потничек, сверху потничка – войлочек, потом седло черкасское, ценными шелками вышитое, золотом изукрашенное, подтянул двенадцать подпруг, зануздал золотой уздой. Вышла Мамелфа Тимофеевна, подала ему плётку – семихвостку:
- Как приедешь, Добрыня, на гору Сорочинскую, Змея Горыныча дома не случится. Ты конем налети на логово и начни топтать змеёнышей. Будут змееныши Бурке ноги обвивать, а ты Бурку меж ушей хлещи. Станет Бурка подскакивать, с ног змеенышей отряхивать и всех притопчет до единого.
Отломилась веточка от яблони, откатилось яблоко от яблоньки, уезжал сын от родимой матушки на трудный, на кровавый бой. (Былина).
Учитель: Как видим из этого текста, не всегда использование архаизмов происходит специально, для достижения определённого эффекта. В произведениях Древней Руси или Средневековья подобные слова возникали сами собой как непосредственная часть жизни автора того времени.
Также и мы при общении используем большое количество слов, которые были бы непонятными для людей прошлого века. Это объясняется тем, что возникают новые предметы и явления, которым требуются названия. Так язык пополняется за счет возникающих в языке новых слов, или неологизмов.
Сейчас трудно себе представить, что широко использующиеся в речи современного человека слова типа «космос», «космическое освоение», «спутник», «ноутбук», «смарт-фон» были в новинку большинству людей, так как являлись недавно пришедшими в речь неологизмами.
Попробуйте сейчас назвать несколько слов, являющихся, по вашему мнению, неологизмами.
Орфографический диктант.
Учитель диктует и записывает на доске, ученики записывают в тетради.
Учитель: Попробуем найти значение перечисленных слов в словарях. Как мы видим. Некоторые слова присутствуют – это значит, что они вошли в систему русского языка, были приняты и в скором времени так же, как и слова «ракета» и «космос», перестанут восприниматься как неологизмы. Однако значение большинства написанных на доске слов можно найти только в совсем недавно выпущенных словарях или в Интернете. Это значит, что термины только начинают вступать в русский язык и привыкание к ним произойдёт ещё нескоро.
Упражнение 2.
Найдите в тексте слова, которые могли бы считаться неологизмами. Определите их значение с помощью толкового словаря.
1. Четвёртого октября в 1957 года в нашей стране был запущен первый спутник.
2. 3 апреля 1966 года у Луны появился первый искусственный спутник.
3. Луноход передал на землю данные о лунотрясении.
4. Корабль прилунился в намеченном пункте.
5. Учёные нашей страны с помощью межпланетных автоматических станций изучили состав венерианский атмосферы.
Учитель: Интеллигентный и грамотный человек должен постоянно совершенствовать свой словарный запас и следить за нововведениями в языке. Однако также нельзя забывать и про архаизмы. Необходимо хотя бы изредка заглядывать в толковые словари, чтобы не попадать впросак и понимать классические произведения.
В одной из школ случился казус. Учитель предложил детям определить значение слов, употребляемых 70-80 лет назад. И вот какие ответы он услышал: «барышник» - «мужчина, который ухаживает за барышнями», «приказчик» - «человек, отдающий приказы», «лапотник» - «медведь, у которого болят лапы». Таковы были ответы учащихся. Поэтому, чтобы не попасть в подобное смешное положение, необходимо постоянно совершенствовать свои знания.
Упражнение 3.
Определите лексическое значение слов. Являются ли они неологизмами? А архаизмами? Составьте с любыми из них 3-4 предложения.
С помощью каких слов мы называем человека, совершающего путешествия в космос; телефон, который можно всегда носить с собой; музей, устроенный на берегу океана и располагающийся под водой.
Можно ли назвать такие слова неологизмами? Составьте с ними предложения – определения по образцу: Биохимик – человек, специализирующийся в области химии и биологии.
4. Подведение итогов.
Учитель просит учеников ответить на вопросы:
- Дайте определение терминам «неологизм», «архаизм».
- Как появляются в русском языке слова?
- Вследствие чего часть слова может быть не востребована?
- Для создания каких эффектов неологизмы и архаизмы могут применяться в тексте?
5. Домашнее задание.
Ученикам предлагается написать сочинение – рассказ о будущем или сочинение-рассказ о прошлом, применяя навыки, полученные на уроке.