Класс: 3 «А» Предмет - русский язык Дата: 16 января 2015 Урок:
Тема: Устаревшие слова
Цель: организовать учебную деятельность.
Задачи:
Предметная: обобщить и систематизировать знания детей
Метапредметная: развитие личности учащихся на основе усвоения предметных знаний и универсальных учебных действий
Оборудование:
- рабочая тетрадь;
- компьютер учителя;
Ресурсы:
- выход в ресурсы сети Интернет на сайт «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»http://school–collection.edu.ru
Ход урока:
Этапы урока
I.Самоопределение
к деятельности.
Регулятивные УУД: волевая саморегуляция
У: А теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка.
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Все ль готовы слушать,
Думать и запоминать?
Ответы детей
Положительный настрой на урок.
II.Актуализация знаний (воспроизведение уч-ся необходимых и достаточных знаний для введения нового).
Минутка делового общения.
Дети работают в парах, задают друг другу вопросы по теме «Части слова».
-Кому был задан трудный вопрос, интересный? Какой?
Блиц интервью. Учитель выборочно опрашивает учащихся по теме.
- Минутка чистописания
2.Словарь на тему «Деревья»
- Комментировано предложение
Самоопределение к деятельности
Прочитайте отрывок из стихотворения, которое вы видите на экране.
Снега пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушачке.
- Кто вспомнил автора этих строк? (А.С. Пушкин)
Для чего я вспомнила эти строки?
— Сформулируйте тему урока.
Тема урока:
III. Постановка учебной цели и задачи
IV. Физминутка.
У: Какая будет цель урока?
- Узнать…..
- Закрепить изученные знания.
Ребята, вы изучили достаточно много фольклорных произведений, а также познакомились с произведениями известных писателей и поэтов XVIII-XIX века.
- Что мы называем фольклором?
- Назовите жанры устного народного творчества.
- Во многих из этих произведений вам часто встречались слова, которые выходят или вышли из употребления. О них и пойдёт речь на уроке.
Обнаруживают затруднение
Формулируют тему урока.
Устанавливают цель.
Пути ее достижения-задачи.
V. «Открытие» новых знаний детьми.
Молодцы, ребята. Давайте и начнем решать поставленные задачи.
- Назовите устаревшие слова
Почему вы решили, что именно эти? Докажите.
Скажите значение слов: кушак, ямщик, облучок, тулуп.
Кушак – широкий матерчатый пояс.
- Ямщик - возница на почтовых лошадях.
- Облучок – сиденье для ямщика (кучера) в передке экипажа.
- Тулуп – долгополая меховая шуба, обычно без застёжек и с высоким воротником.
Запись под диктовку
Сравнивают свои предположения с эталоном
Ответы на вопросы учебника.
Визуальное закрепление.
Читают данные из учебника.
Вносят дополнения
VI. Первичное закрепление с проговариванием в устной речи.
VII. Физминутка.
Работа по учебнику
- Работа с правилом. Прочитайте правило ещё раз. Закройте учебники. Расскажите правило соседу по парте
- Комментировано упражнения
- Упр.
–
Работа в группах.
Отчет о работе в группе.
Поиск информации.
VIII. Включение в систему знаний.
Работа у доски
Работа по учебнику
ЦАРЬ ЗГА
ИЗБА ГРАД
ГЛАШАТАЙ ЛАНИТЫ
БОЯРЕ ЧЕЛО
КРЕСТЬЯНЕ ПЕРСТ
ВОЕВОДА ОЧИ
ЛАТЫ ЗЛАТО
ДВОРЯНЕ ГЛАВА
ЛАПТИ
КОЛЬЧУГА
2) - Посмотрите на I столбик. Все эти слова записаны в один столбик не случайно.
- Подумайте, что их объединяет? (все слова устаревшие)
- Где мы их можем встретить? (в исторических произведениях, в стихах, в сказках)
- Попробуем определить лексическое значение этих слов и обозначим.
ЦАРЬ (единовластный государь, правитель, глава государства).
ИЗБА (дом)
ГЛАШАТАЙ (оратор)
БОЯРЕ (богатые люди, приближённые царя)
КРЕСТЬЯНЕ (бедный люд, живший на селе)
ВОЕВОДА (военноначальник в старину)
ЛАТЫ (старинные доспехи воина)
ДВОРЯНЕ (в старину в России называли богатого человека благородного происхождения)
ЛАПТИ (обувь, плетённая из лыка)
КОЛЬЧУГА (защитная одежда воинов)
- Существуют ли сейчас все те предметы и явления, которые они обозначают?
Слайд 10.
- Это слова ИСТОРИЗМЫ. Их нельзя заменить другими словами близкими по значению.
- Запишите определение.
ЗГА (дорога)
ГРАД (город)
ЛАНИТЫ (щёки)
ЧЕЛО (лоб)
ПЕРСТ (палец)
ОЧИ (глаза)
ЗЛАТО (золото)
ГЛАВА (голова)
- Эта группа слов называются АРХАИЗМЫ. Слайд 12.
Архаизмы – устаревшие слова; обозначают существующие предметы и явления,
заменяемые современными словами.
Знакомство с неологизмами.
- У каждого слова своя жизнь, своя судьба. Слова, как и люди, рождаются, живут и уходят из жизни. Исчезнув на некоторое время, устаревшие слова могут вновь появиться, изменив при этом своё значение. Слайд 13.
Например: копьё → оружие древнего воина
→ у спортсмена
барин → господин
→ лентяй, белоручка
гости → купцы: люди, занимающиеся торговлей
→ те, кто нанёс визит, навестил вас на дому
глава → голова
→ глава правительства, т.е. главный
→ часть художественного произведения
баян → так звали древнерусского певца, поэта, который прославлял князя
→ музыкальный инструмент
- Ребята, а как вы думаете, как же в нашей речи появляются новые слова?
- В жизни происходят постоянные изменения. Люди изобретают машины, предметы, узнают новое о мире. Всё новое получает название, так появляются новые слова – неологизмы.
Игра «Угадай-ка». Слайд 15.
- Какие из этих слов появились раньше?
окулист – глаза – очи
самолёт – ракета – аэроплан
ветрило – яхта – парус
винтовка – лук – автомат
- Сейчас в языке для устаревших слов есть более "современные" синонимы.
Выполняют упражнение из учебника
Самостоятельная работа в парах.
Проверка с проговариванием.
IX. Обобщение и систематизация знаний.
x.Рефлексия.
У: Спасибо за урок
Какая была цель урока?
Достигли мы её?
Докажите?
Закончите урок фразой:
Я понял…
Я узнал….
Я хочу узнать…
– Что понравилось на уроке?
– Какая работа вызвала трудность?
д/з правила упр
Проверка с проговариванием.
Ответы на вопросы, дают оценку своей работе, устанавливают места затруднений.