kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русскому языку на тему: "Устаревшие слова" 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Класс: 3  «А»   Предмет  - русский язык                Дата:    16 января  2015                      Урок:

Тема: Устаревшие слова

Цель: организовать учебную деятельность.

Задачи:

Предметная: обобщить и систематизировать знания детей

Метапредметная: развитие личности учащихся на основе усвоения предметных знаний и универсальных учебных действий

 

 

Оборудование:

- рабочая тетрадь;

- компьютер учителя;

Ресурсы:

- выход в ресурсы сети Интернет на сайт «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»http://school–collection.edu.ru

 

Ход урока:

 

 

Этапы урока

I.Самоопределение

 к деятельности.

 

 Регулятивные УУД: волевая саморегуляция

У: А теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка.
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Все ль готовы слушать,
Думать и запоминать?

Ответы детей

Положительный настрой на урок.

II.Актуализация знаний (воспроизведение уч-ся необходимых и достаточных знаний для введения нового).

Минутка делового общения.

Дети работают в парах, задают друг другу вопросы по теме «Части слова».

-Кому был задан трудный вопрос, интересный? Какой?

Блиц интервью. Учитель выборочно опрашивает учащихся по теме.

 

 

  1. Минутка чистописания

 

2.Словарь на тему «Деревья»

  1. Комментировано предложение

Самоопределение к деятельности

Прочитайте отрывок из стихотворения, которое вы видите на экране. 

                                                       

Снега пушистые взрывая,

Летит кибитка удалая

Ямщик сидит на облучке

В тулупе, в красном кушачке.

- Кто вспомнил автора этих строк? (А.С. Пушкин)

 

Для чего я вспомнила эти строки?

—  Сформулируйте тему урока.

 

Тема урока:

 

III. Постановка  учебной цели и задачи

 

 

IV. Физминутка.

 

У: Какая будет цель урока?

  1. Узнать…..

 

  1. Закрепить изученные знания.

 

Ребята, вы изучили достаточно много фольклорных произведений, а также познакомились с произведениями известных писателей и поэтов XVIII-XIX века.

- Что мы называем фольклором?

- Назовите жанры устного народного творчества.

- Во многих из этих произведений вам часто встречались слова, которые выходят или вышли из употребления. О них и пойдёт речь на уроке.

Обнаруживают затруднение

Формулируют тему урока.

Устанавливают цель.

Пути ее достижения-задачи.

V. «Открытие» новых знаний детьми.

 

 Молодцы, ребята. Давайте и начнем решать поставленные задачи.

- Назовите устаревшие слова

Почему вы решили, что именно эти? Докажите.

Скажите значение слов: кушак, ямщик, облучок, тулуп.

Кушак – широкий матерчатый пояс.

Ямщик - возница на почтовых лошадях.

 

- Облучок – сиденье для ямщика (кучера) в передке экипажа.

Тулуп – долгополая меховая шуба, обычно без застёжек и с высоким воротником.

 

Запись под диктовку

Сравнивают свои предположения с эталоном

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы на вопросы учебника.

Визуальное закрепление.

Читают данные из учебника.

Вносят дополнения

VI. Первичное закрепление с проговариванием в устной речи.

 

 

 

VII. Физминутка.

 

Работа по учебнику

  1. Работа с правилом. Прочитайте правило ещё раз. Закройте учебники. Расска­жите правило соседу по парте
  2. Комментировано упражнения
  3. Упр.

 

 

 

Работа в группах.

Отчет о работе в группе.

Поиск информации.

VIII. Включение в систему знаний.

 

 Работа  у доски

Работа по учебнику

 

ЦАРЬ                                        ЗГА

ИЗБА                                        ГРАД

ГЛАШАТАЙ                           ЛАНИТЫ

БОЯРЕ                                     ЧЕЛО

КРЕСТЬЯНЕ                           ПЕРСТ

ВОЕВОДА                               ОЧИ

ЛАТЫ                                       ЗЛАТО

ДВОРЯНЕ                                ГЛАВА

ЛАПТИ

КОЛЬЧУГА

2) - Посмотрите на I столбик. Все эти слова записаны в один столбик не случайно.

- Подумайте, что их объединяет? (все слова устаревшие)

- Где мы их можем встретить? (в исторических произведениях, в стихах, в сказках)

- Попробуем определить лексическое значение этих слов и обозначим.

ЦАРЬ (единовластный государь, правитель, глава государства).                                    

ИЗБА (дом)                                      

ГЛАШАТАЙ (оратор)                        

БОЯРЕ (богатые люди, приближённые царя)                                  

КРЕСТЬЯНЕ (бедный люд, живший на селе)                            

ВОЕВОДА (военноначальник в старину)                              

ЛАТЫ (старинные доспехи воина)                                      

ДВОРЯНЕ (в старину в России называли богатого человека благородного происхождения)                              

ЛАПТИ (обувь, плетённая из лыка)

КОЛЬЧУГА (защитная одежда воинов)

- Существуют ли сейчас все те предметы и явления, которые они обозначают?  

Слайд 10.

- Это слова ИСТОРИЗМЫ. Их нельзя заменить другими словами близкими по значению.

- Запишите определение.

 

ЗГА (дорога)

ГРАД (город)

ЛАНИТЫ (щёки)

ЧЕЛО (лоб)

ПЕРСТ (палец)

ОЧИ (глаза)

ЗЛАТО (золото)

ГЛАВА (голова)

- Эта группа слов называются АРХАИЗМЫ. Слайд 12.

Архаизмы – устаревшие слова; обозначают существующие предметы и явления,

заменяемые современными словами.

 

Знакомство с неологизмами.

 - У каждого слова своя жизнь, своя судьба. Слова, как и люди, рождаются, живут и уходят из жизни. Исчезнув на некоторое время, устаревшие слова могут вновь появиться, изменив при этом своё значение.              Слайд 13.

Например:  копьё  оружие древнего воина

                               → у спортсмена

                    барин → господин

                                →  лентяй, белоручка

                 

                    гости → купцы: люди, занимающиеся торговлей

                                → те, кто нанёс визит, навестил вас на дому

                    глава → голова

                              → глава правительства, т.е. главный

                              → часть художественного произведения

                    баян → так звали древнерусского певца, поэта, который прославлял князя

                             → музыкальный инструмент

- Ребята, а как вы думаете, как же в нашей речи появляются новые слова?

- В жизни происходят постоянные изменения. Люди изобретают машины, предметы, узнают новое о мире. Всё новое получает название, так появляются новые слова – неологизмы. 


Игра «Угадай-ка».    Слайд 15.

- Какие из этих слов появились раньше?

окулист – глаза – очи

самолёт – ракета – аэроплан

ветрило – яхта – парус

винтовка – лук – автомат

- Сейчас в языке для устаревших слов есть более "современные" синонимы.

 

Выполняют упражнение из учебника

 

 

 

 

Самостоятельная работа в парах.

Проверка с проговариванием.

IX. Обобщение и систематизация знаний.

 

 

 

 

 

 

x.Рефлексия.

 

 

 

 

У: Спасибо за урок

Какая была цель урока?

Достигли мы её?

 Докажите?

Закончите урок фразой:

 Я понял…

Я узнал….

Я хочу узнать…

– Что понравилось на уроке?

 

– Какая работа вызвала трудность?

д/з правила   упр

Проверка с проговариванием.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы на вопросы, дают оценку своей работе, устанавливают места затруднений.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку на тему: "Устаревшие слова" 3 класс »

Класс: 3 «А» Предмет - русский язык Дата: 22 декабря Урок:

Тема: Развитие речи. Составление текста по репродукции картины В.М. Васнецова «Снегурочка»

Цель: организовать учебную деятельность.

Задачи:

Предметная: обобщить и систематизировать знания детей

Метапредметная: развитие личности учащихся на основе усвоения предметных знаний и универсальных учебных действий

Познавательная:

  • Создать____________________________________________________________________________________________________________

  • Совершенствовать расширению кругозора, обогащению словарного запаса учащихся; развивать умения работать с разными информационными источниками: учебником, схемами, знаками.

  • Формировать учебную самостоятельность, умение анализировать;

Регулятивная:

Умение:

- работать _______________________________________________________________________________________________________________

- формулировать _________________________________________________________________________________________________________

Коммуникативная:

- сотрудничать, договариваться о последовательности действий и результате, учиться представлять другим ход работы и ее результат, слушать мнение других;

- адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

Личностная:

- Проявление творческого отношения к процессу обучения;

- Проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме.

Планируемые результаты:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оборудование:

- рабочая тетрадь;

- учебник 3 класс. – М.: Издательский центр

- компьютер учителя;

Ресурсы:

- выход в ресурсы сети Интернет на сайт «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»http://school–collection.edu.ru


Ход урока:



Этапы урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

I.Самоопределение

 к деятельности.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками

 Регулятивные УУД: волевая саморегуляция

У: Прозвенел звонок и смолк,
Начинается урок.
Вы за парты тихо сели,
На меня все посмотрели.

Начнём наш необычный урок.

Ответы детей

Положительный настрой на урок.

II.Актуализация знаний (воспроизведение уч-ся необходимых и достаточных знаний для введения нового).

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества

Регулятивные: контроль, коррекция

Познавательные: умение структурировать знания

В шубке яркой, голубой,
Вся искрится шапочка,
Как пойдет плясать с тобой,
Улыбнется мамочка.
Всем загадки задает
И конфеты раздает.  (Снегурочка)

Тема урока:

Высказывания  предположений, актуализация опыта.

Осмысление собственного опыта.

III. Постановка  учебной цели и задачи



IV. Физминутка.

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи.

Коммуникативные: сотрудничество

Познавательные: умение структурировать знания

У: Какая будет цель урока?

  1. Научиться…..


  1. Закрепить изученные знания.

Сегодня на уроке мы познакомимся с картиной Виктора Михайловича Васнецова «Снегурочка» и напишем сочинение по этой картине. 

Обнаруживают затруднение

Формулируют тему урока.

Устанавливают цель.

Пути ее достижения-задачи.

V. «Открытие» новых знаний детьми.

Познавательные: умение структурировать знания

личностные: действие смыслообразования

коммуникативные: сотрудничество

Регулятивные: планирование прогнозирование

 Молодцы, ребята. Давайте и начнем решать поставленные задачи.


У нас сегодня есть удивительная возможность узнать много интересного об этом замечательном художнике.        

В.М.Васнецов родился в селе Лопьял Вятской губернии (современный г.Киров). Его отец, священник, страстный любитель природы,  привил это чувство и своим сыновьям, будущим художникам Виктору и Аполлинарию. «Вечное, сердечное спасибо отцу за то, что он сумел развить во всех нас любовь к окружающей природе ... » ... говорил художник, косца стал взрослым.  

Вспоминал Виктор Михайлович, что зимними вечерами в жарко натопленной горнице собиралась вся семья, и отец читал вслух, а дети рассматривали картинки в журналах. Дед и бабушка рассказывали сказки. Витя «слушал их песни и сказки, заслушивался, сидя на печи при свете и треске лучины». Иногда бабушка доставала заветный сундучок старенький ящик с красками и рисовала кистью. Маленький Витя был в восторге: никто не рисует лучше бабушки! Сам он в детстве любил рисовать корабли и морские сражения.


Сравнивают свои предположения с эталоном

Работа по иллюстрации.

Ответы на вопросы учебника.

Визуальное закрепление.

Читают данные из учебника.

Вносят дополнения

VI. Первичное закрепление с проговариванием в устной речи.




VII. Физминутка.

Личностные: действие смыслообразования

Коммуникативные: умение управлять партнёром,

умение выражать свои мысли

Работа по картине

На первом плане видна сама героиня. Прообразом для неё стала Сашенька, дочь Мамонтова. По преданию Снегурочка, родившаяся в дремучем лесу, – ребёнок Мороза и Весны. Она одета в длинное пальто белого цвета, украшенное узорами, бледные варежки и шапку. Фигура размещена не по центру картины, а несколько сбоку. Руки разведены, голова повернута немного вправо, туловище расположено по диагонали, сзади видны следы на снегу – всё это создаёт впечатление, что персонаж только что вышёл навстречу зрителю, и растерянно озирается по сторонам.

Как отмечал Н. А. Ярославцев, в её образе тесно сплетается небесное и земное. Как все иные персонажи Васнецова, Снегурочка отражает идеал красоты, «чистой заснеженной России», и природа полностью повторяет настроение героини. Неизвестный лес, раскиданные ёлочки, мрачное, но лунное небо и искрящийся под луной ярким блеском снег.

Интересно, что фигура Снегурочки как будто освещается не сверху, а снизу, от снега. Всё окружающее создает общее впечатление волшебства и загадочности. Для написания картины использовалась холодная гамма цветов – белые, серые и голубые оттенки, что очень тонко подчёркивает таинственность происходящего.

Лунная зимняя ночь, мерцают звёзды. На белоснежной поляне темного холодного леса в расписной парчовой шубе и шапке стоит растерянная девушка – дочка Весны-Красны и Деда Мороза, идущая в мир людей. Вдали виднеются домики с заснеженными крышами – это волшебная страна берендеев. 

-Рассмотрите репродукцию картины В.Васнецова «Снегурочка».

-Что вас поразило больше всего?

-Какие чудеса и тайны январской ночи раскрыл перед нами В.Васнецов?

 Звучит музыкальное произведение.

-Какое настроение передает музыкальное произведение П.И.Чайковского «Снегурочка»?

-Сравните это настроение с настроением, которое передает художник в картине «Снегурочка».

Слайд 9. Стихотворение И. Есаулкова


Словарная работа.


Работа в группах.

Отчет о работе в группе.

Поиск информации.

VIII. Включение в систему знаний.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, умение осознанно строить речевое высказывание

Личностные: умение разрешать конфликты, управление поведением партнёра

 - Запись текста

Варианты работ

        Холодная зимняя ночь. Тишина. Поляна. Лунный свет освещает одинокую фигуру Снегурочки. В ее облике — нежность, чистота, недосягаемость. Невыразимо прекрасны ее глаза. Она  о чем-то задумалась. Может, о мимолетности, непродолжительности жизни? Или о неосуществимости надежд, о неповторимости каждого мгновения, о неизбежности расставания с той несказанной красотой, которая рядом?

        Темное небо и звездочки на нем дополняют сказочную таинственность этой ночи. Вместе со Снегурочкой мы вглядываемся в зимнюю ночь, ощущаем лесную тишь и ждем, когда начнут твориться чудеса.  

        

        «Я смотрю на картину В.М. Васнецова «Снегурочка». Он изображает на ней Снегурочку, которая идет по зимнему лесу.
Зимняя ночь. Снегурочка вышла на лесную поляну. Звезды, как алмазы, сверкают на фоне угольно-черного неба. Пушистые, молодые елочки красуются друг перед другом своим снежными нарядами. Посреди полянки стоит одинокая, голая березка. Вдали мерцают огоньки деревни, словно чьи-то глаза. Луна окрасила снег в таинственный голубой цвет. Снегурочка боязливо оглядывается. Девушка одета в красивую шубу. На шубе - затейливый узор. На руках красивые, теплые варежки. Видно, что Снегурочке страшно.

        Мне очень эта картина понравилась, потому что глядя на нее, восхищаешься красотой зимы, и в то же время становится жаль Снегурочку, ведь ей так страшно".


Выполняют упражнение из учебника





Самостоятельная работа в парах.

Проверка с проговариванием.


IX. Обобщение и систематизация знаний.







x.Рефлексия.




Регулятивные: прогнозирование 

Коммуникативные: умение разрешать конфликты, управление поведением партнёра

Познавательные:   применение методов информационного поиска, умение осознанно строить речевое высказывание

     


Личностные: умение выражать свои мысли

Регулятивные: волевая саморегуляция

Коммуникативные: умение слушать одноклассников

У: Спасибо за урок

Какая была цель урока?

Достигли мы её?

Докажите?

Закончите урок фразой:

Я понял…

Я узнал….

Я хочу узнать…

– Что понравилось на уроке?


– Какая работа вызвала трудность?

д/з повторить правила.


Проверка с проговариванием.











Ответы на вопросы, дают оценку своей работе, устанавливают места затруднений.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по русскому языку на тему: "Устаревшие слова" 3 класс

Автор: Науменко Наталья Николаевна

Дата: 11.01.2015

Номер свидетельства: 153026

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Конспект урока русского языка в 5 классе "О чем говорят устаревшие слова" "
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassie-o-chiem-ghovoriat-ustarievshiie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "108401"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403689137"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "конспект урока по русскому языку тема "Устаревшие слова" "
    ["seo_title"] => string(60) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-tiema-ustarievshiie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "218738"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433882931"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Конспект урока русского языка на тему "Фразеологизмы" "
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-frazieologhizmy"
    ["file_id"] => string(6) "114829"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411669718"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Конспект урока русского языка в 11 классе "Лингвистические задания в комплексном анализе текста" "
    ["seo_title"] => string(106) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-11-klassie-linghvistichieskiie-zadaniia-v-komplieksnom-analizie-tieksta"
    ["file_id"] => string(6) "215408"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432665121"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Конспект и презентация для урока русского языка по теме "Устаревшие слова" "
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekt-i-priezientatsiia-dlia-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-ustarievshiie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "204012"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429595641"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства