kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект и презентация для урока русского языка по теме "Устаревшие слова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: познакомить с понятием устаревшие слова.

Задачи урока: обогащать словарный запас учащихся за счет устаревших слов;

учить объяснять лексическое значение слов с использованием толкового словаря.

Оборудование. Учебник «Русский язык, 2-й класс» (авт. С.В. Иванов); Толковый словарь русского языка В.И. Даля.

Ход урока:

  1. Организационный момент (1 слайд)

Русский язык — самый лучший на свете!

Он самый великий и самый богатый,

И много секретов хранит он, ребята!

Все эти секреты должны разгадать

И с радостью русский язык изучать.

Тогда очень грамотным станет наш класс,

И русский язык станет другом для вас!

2.Введение в тему урока (2 слайд)

- Ребята, отгадайте загадку.

- Крыльев нет, 
А быстро летаю, 
Сам меня выпустишь — 
Да потом не изловишь. (Слово)

 - О словах мы много говорили на уроках. Знакомились с лексическим значением

слов, изучали состав слова и многое другое. А как вы думаете, могут ли слова жить  и умирать? ( 3 слайд)

Я вам задала загадку о слове не случайно. Сегодня на уроке мы побываем в Древней Руси ( 4 слайд). Представьте, что мы с вами оказались  в старинном русском городе. Люди, которые рядом с нами, говорят на русском языке, но мы многого не понимаем. Мы слышим слова парча, чупрун, душегрея, амбар. Как вы думаете, почему мы их не понимаем?

   3.Сообшение темы урока и задач урока (5 слайд)

      Итак, тема нашего урока: Устаревшие слова.

      Наша задача – познакомиться с рядом устаревших слов, их значением.

4. Работа над новым материалом.

- Открываем учебник на стр.86.

Рубрика «Тайны русского языка»

Упр. 1 Выборочное письмо.

- Запиши толкование любых двух слов.

Упр. 2  Устно объясните современное значение слов. Проверить себя по словарику.

- А вот что значили эти слова в старину:

Пирог – хлеб для пира;

Мешок – предмет из меха для хранения вещей;

Неделя – выходной день, воскресенье;

Гости – люди, которые занимались торговлей, купцы.

Запиши толкование любых двух слов, которое для вас показалось самым неожиданным.

Работа в парах.

-У вас на партах лежат карточки на которых напечатан текст. В тексте пропущены слова. (есть слова для справок). Вставьте слова в предложения.

(После выполнения проводится проверка) 6-7 слайд.

- Как называются слова, которые вам надо было вставить в текст?

- Давайте узнаем, что же обозначают эти слова? (8 слайд)

5. Закрепление полученных знаний.

 - Сейчас вам будут предложены отрывки из литературных произведений.

Ваша задача будет найти устаревшие слова. (9-10 слайд)

(Информация для учителя:

-Завалинка – невысокая земляная насыпь вдоль стен домов с улицы. Напр. Старики сидели на завалинке.

- Аршин – мера длины, равная примерно 70 см.

- Рать – войско.

- Веретено – у прялки длинная, тонкая палочка с заострёнными концами.

- Воевода – начальник войска.)

Игра « Найди пару» (11 слайд)

- Перед вами 2 столбика слов. В одном столбике слова устаревшие, а в другом – современные. Соедините слова парами.

6. Рефлексия

7. Домашнее задание:

- Из словаря выписать 3-4 устаревших  слова. Объяснить значение.

 

 

Просмотр содержимого документа
«открытый урок конспект»

Тема урока : Устаревшие слова.


Цель урока: познакомить с понятием устаревшие слова.

Задачи урока: обогащать словарный запас учащихся за счет устаревших слов;

учить объяснять лексическое значение слов с использованием толкового словаря.

Оборудование. Учебник «Русский язык, 2-й класс» (авт. С.В. Иванов); Толковый словарь русского языка В.И. Даля.


Ход урока:

  1. Организационный момент (1 слайд)

Русский язык — самый лучший на свете!

Он самый великий и самый богатый,

И много секретов хранит он, ребята!

Все эти секреты должны разгадать

И с радостью русский язык изучать.

Тогда очень грамотным станет наш класс,

И русский язык станет другом для вас!


2.Введение в тему урока (2 слайд)

- Ребята, отгадайте загадку.


- Крыльев нет, 
А быстро летаю, 
Сам меня выпустишь — 
Да потом не изловишь. (Слово)


- О словах мы много говорили на уроках. Знакомились с лексическим значением

слов, изучали состав слова и многое другое. А как вы думаете, могут ли слова жить и умирать? ( 3 слайд)

Я вам задала загадку о слове не случайно. Сегодня на уроке мы побываем в Древней Руси ( 4 слайд). Представьте, что мы с вами оказались в старинном русском городе. Люди, которые рядом с нами, говорят на русском языке, но мы многого не понимаем. Мы слышим слова парча, чупрун, душегрея, амбар. Как вы думаете, почему мы их не понимаем?


3.Сообшение темы урока и задач урока (5 слайд)

Итак, тема нашего урока: Устаревшие слова.


Наша задача – познакомиться с рядом устаревших слов, их значением.


4. Работа над новым материалом.

- Открываем учебник на стр.86.

Рубрика «Тайны русского языка»

Упр. 1 Выборочное письмо.

- Запиши толкование любых двух слов.

Упр. 2 Устно объясните современное значение слов. Проверить себя по словарику.

- А вот что значили эти слова в старину:

Пирог – хлеб для пира;

Мешок – предмет из меха для хранения вещей;

Неделя – выходной день, воскресенье;

Гости – люди, которые занимались торговлей, купцы.

Запиши толкование любых двух слов, которое для вас показалось самым неожиданным.


Работа в парах.

-У вас на партах лежат карточки на которых напечатан текст. В тексте пропущены слова. (есть слова для справок). Вставьте слова в предложения.

(После выполнения проводится проверка) 6-7 слайд.

- Как называются слова, которые вам надо было вставить в текст?

- Давайте узнаем, что же обозначают эти слова? (8 слайд)


5. Закрепление полученных знаний.

- Сейчас вам будут предложены отрывки из литературных произведений.

Ваша задача будет найти устаревшие слова. (9-10 слайд)

(Информация для учителя:

-Завалинка – невысокая земляная насыпь вдоль стен домов с улицы. Напр. Старики сидели на завалинке.

- Аршин – мера длины, равная примерно 70 см.

- Рать – войско.

- Веретено – у прялки длинная, тонкая палочка с заострёнными концами.

- Воевода – начальник войска.)


Игра « Найди пару» (11 слайд)

- Перед вами 2 столбика слов. В одном столбике слова устаревшие, а в другом – современные. Соедините слова парами.


6. Рефлексия

7. Домашнее задание:

- Из словаря выписать 3-4 устаревших слова. Объяснить значение .


























Тема:

«Устаревшие слова»


Щукина Е.П.

учитель высшей

квалификационной категории.




















Вставь пропущенные слова


Жили – были старик со старухой. Попросил старик старуху испечь колобок. Но муки в ………… не было. Что делать? Пошла старуха, по …………….. поскребла, по ……………… помела и набрала муки. Замесила она тесто, испекла колобок и положила его остывать на окно. Надоело колобку лежать. Соскочил он с окошка на ……………, с

завалинки на дорожку – и убежал.



Слова для справок: изба, сусек, амбар, завалинка.



Вставь пропущенные слова


Жили – были старик со старухой. Попросил старик старуху испечь колобок. Но муки в ………… не было. Что делать? Пошла старуха, по …………….. поскребла, по ……………… помела и набрала муки. Замесила она тесто, испекла колобок и положила его остывать на окно. Надоело колобку лежать. Соскочил он с окошка на ……………, с

завалинки на дорожку – и убежал.



Слова для справок: изба, сусек, амбар, завалинка




Вставь пропущенные слова


Жили – были старик со старухой. Попросил старик старуху испечь колобок. Но муки в ………… не было. Что делать? Пошла старуха, по …………….. поскребла, по ……………… помела и набрала муки. Замесила она тесто, испекла колобок и положила его остывать на окно. Надоело колобку лежать. Соскочил он с окошка на ……………, с

завалинки на дорожку – и убежал.



Слова для справок: изба, сусек, амбар, завалинка

Просмотр содержимого презентации
«открытый урок»

Русский язык Презентацию подготовила Щукина Елена Петровна учитель начальных классов МБОУ «СОШ №1 г. Калининска Саратовской области»

Русский язык

Презентацию подготовила

Щукина Елена Петровна

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №1 г. Калининска

Саратовской области»

Русский язык — самый лучший на свете! Он самый великий и самый богатый, И много секретов хранит он, ребята! Все эти секреты должны разгадать И с радостью русский язык изучать. Тогда очень грамотным станет наш класс, И русский язык станет другом для вас!

Русский язык — самый лучший на свете!

Он самый великий и самый богатый,

И много секретов хранит он, ребята!

Все эти секреты должны разгадать

И с радостью русский язык изучать.

Тогда очень грамотным станет наш класс,

И русский язык станет другом для вас!

Крыльев нет,   А быстро летаю,   Сам меня выпустишь —   Да потом не изловишь. Слово

Крыльев нет,  А быстро летаю,  Сам меня выпустишь —  Да потом не изловишь.

Слово

Могут ли слова жить и умирать?

Могут ли слова

жить и умирать?

Тема урока: Устаревшие слова

Тема урока:

Устаревшие слова

Вставьте пропущенные слова Жили – были старик со старухой. Попросил старик старуху испечь колобок. Но муки в ……..не было. Что делать? Пошла старуха, по …….. поскребла, по ……помела и набрала муки. Замесила она тесто, испекла колобок и положила его остывать на окно. Надоело колобку лежать. Соскочил он с окошка на ……, с завалинки на дорожку – и убежал…  Слова для справок: изба, сусек, амбар, завалинка.

Вставьте пропущенные слова

Жили – были старик со старухой. Попросил старик старуху испечь колобок. Но муки в ……..не было. Что делать? Пошла старуха, по …….. поскребла, по ……помела и набрала муки. Замесила она тесто, испекла колобок и положила его остывать на окно. Надоело колобку лежать. Соскочил он с окошка на ……, с завалинки на дорожку – и убежал…

Слова для справок: изба, сусек, амбар, завалинка.

Проверь себя Жили – были старик со старухой. Попросил старик старуху испечь колобок. Но муки в  избе не было. Что делать? Пошла старуха, по  сусеку поскребла, по амбару помела и набрала муки. Замесила она тесто, испекла колобок и положила его остывать на окно. Надоело колобку лежать. Соскочил он с окошка на  завалинку , с завалинки на дорожку – и убежал…

Проверь себя

Жили – были старик со старухой. Попросил старик старуху испечь колобок. Но муки в избе не было. Что делать? Пошла старуха, по сусеку поскребла, по амбару помела и набрала муки. Замесила она тесто, испекла колобок и положила его остывать на окно. Надоело колобку лежать. Соскочил он с окошка на завалинку , с завалинки на дорожку – и убежал…

Сусек-ларь, большой деревянный ящик, в котором хранили муку, зерно Крестьянская изба Амбар сооружение для хранения зерна, муки и др. Строится из брёвен. Деревянный пол с двойным настилом устраивают на столбиках из брёвен для доступа воздуха снизу.

Сусек-ларь, большой деревянный ящик, в котором хранили муку, зерно

Крестьянская изба

Амбар сооружение для хранения зерна, муки и др. Строится из брёвен. Деревянный пол с двойным настилом устраивают на столбиках из брёвен для доступа воздуха снизу.

Найдите устаревшие слова Стоит стар старичок среди рати одинок — В сером сюртучке, в белом колпачке. У избы он побывал – все окно разрисовал; У реки погостил – во всю реку мост мостил. (Мороз.) Вижу один островок небольшой –  Зайцы на нем собралися гурьбой.  С каждой минутой вода подбиралась  К бедным зверькам, уж под ними осталось  Меньше аршина земли в ширину».  ( Н.А. Некрасов «Дед Мазай и зайцы») «На шестнадцатом году  Повстречаешь ты беду  В этом возрасте своем  Руку ты веретеном  Оцарапаешь, мой свет,  И умрешь во цвете лет» ( В. Жуковский «Спящая царевна»)

Найдите устаревшие слова

Стоит стар старичок среди рати одинок —

В сером сюртучке, в белом колпачке.

У избы он побывал – все окно разрисовал;

У реки погостил – во всю реку мост мостил.

(Мороз.)

Вижу один островок небольшой –

Зайцы на нем собралися гурьбой.

С каждой минутой вода подбиралась

К бедным зверькам, уж под ними осталось

Меньше аршина земли в ширину».

( Н.А. Некрасов «Дед Мазай и зайцы»)

«На шестнадцатом году

Повстречаешь ты беду

В этом возрасте своем

Руку ты веретеном

Оцарапаешь, мой свет,

И умрешь во цвете лет»

( В. Жуковский «Спящая царевна»)

«Нарядился кот в кафтан, красные сапожки, шапочку. Взял гусли, пришел к лисицыной норе, да и запел: Стрень-брень гусельки, золотые струнушки.» (Русская народная сказка «Кот и Лиса») Говорит Дадон, зевая – А?...Кто там?... Беда какая?   Воевода говорит: «Петушок опять кричит»

«Нарядился кот в кафтан, красные сапожки, шапочку. Взял гусли, пришел к лисицыной норе, да и запел: Стрень-брень гусельки, золотые струнушки.»

(Русская народная сказка «Кот и Лиса»)

Говорит Дадон, зевая –

А?...Кто там?... Беда какая?

Воевода говорит:

«Петушок опять кричит»".

( А.С. Пушкин «Сказка о золотом петушке»)

Найди пару очи   губы уста   глаза перст  лоб  брадобрей палец  чело парикмахер изгородь   забор  рать войско  замарашка дом  изба неряха

Найди пару

очи губы

уста глаза

перст лоб

брадобрей палец

чело парикмахер

изгородь забор

рать войско

замарашка дом

изба неряха

Я узнал (а) … Мне это пригодится… Теперь я могу… Было интересно…

Я узнал (а) …

Мне это пригодится…

Теперь я могу…

Было интересно…

Домашнее задание: Выписать из словаря 3-4 устаревших слова, объяснить значение.

Домашнее задание:

Выписать из словаря 3-4 устаревших слова, объяснить значение.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Конспект и презентация для урока русского языка по теме "Устаревшие слова"

Автор: Щукина Елена Петровна

Дата: 21.04.2015

Номер свидетельства: 204012

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Конспект урока русского языка в 5 классе "О чем говорят устаревшие слова" "
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassie-o-chiem-ghovoriat-ustarievshiie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "108401"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403689137"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "конспект урока "О русском языке хотим замолвить слово" "
    ["seo_title"] => string(55) "konspiekt-uroka-o-russkom-iazykie-khotim-zamolvit-slovo"
    ["file_id"] => string(6) "236223"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443984733"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Конспект урока по русскому языку "Как образуются слова" "
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-kak-obrazuiutsia-slova"
    ["file_id"] => string(6) "150161"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420441753"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Конспект урока Лексика. Слово и его лексическое значение"
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt_uroka_lieksika_slovo_i_iegho_lieksichieskoie_znachieniie"
    ["file_id"] => string(6) "377563"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1484060197"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Методическая разработка по письму (для коррекционных классов). "
    ["seo_title"] => string(67) "mietodichieskaia-razrabotka-po-pis-mu-dlia-korriektsionnykh-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "197712"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428300859"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства