развивать логическое мышление: операция анализа, выделения главного, обобщения;
развивать орфографическую зоркость;
развивать и совершенствовать навыки работы в группе, в парах, индивидуально;
совершенствовать творческие способности;
развивать выразительность речи.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран для демонстрации презентации, компьютерная презентация , таблица «Морфологический разбор глагола», карточки с текстом для лингвистического анализа, карта для путешествия.
Ход урока.
Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята. Рада вас видеть! Присаживайтесь!
II. Постановка цели, эмоциональный настрой.
Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый наш класс
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз
Я знаю: каждый в классе - гений.
Но без труда талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений,
Мы вместе сочиним урок!
Мои соавторы и судьи,
Оценкой вас не накажу.
За странный слог не обессудьте.
А дальше прозой я скажу.
- В начале урока, мне хотелось бы узнать с каким настроением вы пришли сегодня в класс. Покажите мне смайлики.
- Ребята, сегодня наш урок будет необычным. Попробуйте догадаться, о чем мы будем говорить сегодня на уроке. Поможет вам в этом стихотворение.
III. Ученик:
Интересная часть речи
В русском языке живет.
Кто что делает - расскажет:
Чертит, пишет иль поет,
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит –
Все расскажет нам глагол.
- О чем же это стихотворение? Да, вы верно отгадали тему урока: (слайд 1) “Глагол”. Как называется глагол на татарском и башкирском языках? Ребята, сегодня мы отправимся в удивительную страну Глагола. Мы знакомились с ней на протяжении целого ряда уроков. А цель нашего возвращения какая? Да, правильно чтобы повторить и обобщить уже известное о Его Величестве, короле этой страны - Глаголе; для того, чтобы постичь все тайны этого королевства. Для начала подумайте, как могло произойти его название страны.
– глаголить - говорить.
IV. Учащиеся записывают в тетради число, тему.
Наше путешествие будет возможно лишь при наличии у пассажиров билета, приобрести который можно, ответив на вопросы теста. (работа на ноутбуках)
3. Итак, вы справились с заданием и получаете билеты на путешествие.
V. Работа с эпиграфом (слайд )
Девизом нашего путешествия станут слова А. К. Югова («Думы о русском языке»): «Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи» А. К. Югов.
Объясните, как вы понимаете эти слова. (Глагол – это важная часть речи. Без него трудно обойтись. Глагол является основой языка).
А.Н. Толстой говорил, что «найти верный глагол для фразы – это значит дать движение фразе». В чем же назначение глагола? (Движение, действие)
- Спасибо, ребята! Действительно, глаголы оживляют, вдыхают жизнь во всё, что нас окружает: так имена прилагательные помогают нам уточнить то, что названо именем существительным, но только глаголы могут показать окружающий нас мир в движении. Глагол может творить чудеса.
Названия станций.
«Ба! Знакомые всё лица» (Повторение правила, что такое глагол, морфологические признаки, синтаксическая роль.)
«Друзья – враги» (Переходность, возвратность.)
«Перекрёсток» (Наклонения глагола.)
Станция “Здоровье”.Физкультминутка
«И это всё о нём» (Морфологический разбор глагола.)
«Метаморфозы» (Словообразование глаголов при помощи суффиксов –ова-, -ева-, -ива-, -ыва-.)
«Исключения из правил» (Глаголы – исключения, разноспрягаемые глаголы.)
VI. Станция «Ба! Знакомые всё лица».(слайд 3) Цветочек
Каждый отрывает листочек и отвечает на вопрос:
Дайте определение глагола.
Что такое инфинитив глагола?
Как образуются возвратные глаголы?
Сколько наклонений у глагола? Назовите их.
Как образуется форма условного наклонения?
В каких формах употребляются безличные глаголы?
Как образуется форма повелительного наклонения?
В каком наклонении глаголы изменяются по временам?
Сколько видов у глагола? Назовите их.
Назовите глаголы-исключения 2 спряжения.
14. Назовите формы глагола, в которых пишется ь знак.
15. Назовите глаголы, которые относятся к 1 спряжению.
Вечерело, догорала за дальним лесом заря. Приближалась ночь. Замигали первые звёзды, потом из-за верхушек леса медленно выплыла луна. Похолодало, и по болоту разлился густой туман, затянул весь плавучий остров.
Снег в поле осел, утратил белизну, но мартовские утренники выковали наст. И ходится, и дышится, и видится, и слышится весной. С холма виден празднично зелёный заречный хвойный лес. Он держит на высоте комок снега. Держит и показывает всем. Глядите, в какую малость превратилась грозная зима.
Ответ: Разноспрягаемые глаголы: хотеть, бежать, есть, дать.
Глаголы – исключения:
Ко второму спряжению относятся все глаголы на –ить, кроме брить, стелить; семь глаголов на –еть: терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть; четыре глагола на –ать: держать, слышать, дышать, гнать.
XIII. Станция “Итоговая”. Выставление оценок.
- Что же мы повторяли сегодня о глаголе?
- Для кого сегодняшний урок прошел не напрасно? Что было трудным? А что интересным?
Сегодняшнее путешествие в страну Глагола заканчивается. За это время выросло удивительное дерево. Благодаря ему каждый из вас может показать пользу или бесполезность сегодняшнего урока.
Если урок для вас прошел плодотворно и вы остались довольны, вы прикрепите к дереву плоды – яблоки.
Если урок прошел хорошо, но могло быть и лучше, то вы прикрепляете цветы.
А уж если совсем напрасно было потрачено время на уроке, то – желтый лист.
XIV. Рефлексия. Подведение итогов.
Молодцы! Хорошо справились с заданием! А теперь подведем итоги:
- О чем мы сегодня говорили на уроке?
- Понравился ли вам урок?
Я предлагаю каждому оценить свой вклад в достижении поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса. Выберете начало фразы из рефлексивного экрана на доске и одним предложением выскажите свое мнение о сегодняшнем уроке.
1. сегодня я узнал…
2 было интересно…
3. было трудно…
4. я теперь могу…
5 я научился…
6. у меня получилось…
7. мне захотелось…
- Ребята, я очень благодарна вам за активную работу на уроке. Какие вы молодцы! Как много вы сумели сегодня сделать! Я уверена, что, повторив, обобщив и систематизировав изученное по теме «Глагол», вы успешно справитесь дома с творческой работой.Спасибо за урок.
XV. Домашнее задание:
1. Из учебника упр.411
2.Cочинить сказку о глаголе по данному началу:
«Жил-был Глагол. Он очень не любил ленивых, и сам трудился целый день: бегал, летал, скакал, мастерил, варил... Там что-то выкопает, там построит, там склеит, там пришьет, и все волнуется: успею ли помочь, добегу ли вовремя, смогу ли все трудности преодолеть? А вы как думаете? Успеет ли он? Сможет ли? Добежит ли?...»