kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русскому языку в 6 классе «Обобщение и систематизация изученного о глаголе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Форма  проведения урока:  урок-игра «Путешествие в страну Глагол».

Цель – закрепление знаний по теме «Глагол».

Задачи:

Образовательные

  • повторить изученные сведения о глаголе как части речи;
  • закрепить теоретический материал на практике при выполнении различных заданий;
  • выявить назначение глагола в речи.

Воспитательные

  • воспитывать бережное и сознательное отношение к языку;
  • способствовать сохранению чистоты языка как явления культуры;
  • способствовать воспитанию трудолюбия, взаимопонимания.

Развивающие

  • развивать логическое мышление: операция анализа, выделения главного, обобщения;
  • развивать орфографическую зоркость;
  • развивать и совершенствовать навыки работы в группе, в парах, индивидуально;
  • совершенствовать творческие способности;
  • развивать выразительность речи.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран для демонстрации презентации, компьютерная презентация , таблица «Морфологический разбор глагола», карточки с текстом для лингвистического анализа,  карта для путешествия.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку в 6 классе «Обобщение и систематизация изученного о глаголе» »

Конспект урока по русскому языку в 6 классе «Обобщение и систематизация изученного о глаголе»

«Путешествие в страну Глагол»

Форма проведения урока: урок-игра «Путешествие в страну Глагол».

Цель – закрепление знаний по теме «Глагол».

Задачи:

Образовательные

  • повторить изученные сведения о глаголе как части речи;

  • закрепить теоретический материал на практике при выполнении различных заданий;

  • выявить назначение глагола в речи.

Воспитательные

  • воспитывать бережное и сознательное отношение к языку;

  • способствовать сохранению чистоты языка как явления культуры;

  • способствовать воспитанию трудолюбия, взаимопонимания.

Развивающие

  • развивать логическое мышление: операция анализа, выделения главного, обобщения;

  • развивать орфографическую зоркость;

  • развивать и совершенствовать навыки работы в группе, в парах, индивидуально;

  • совершенствовать творческие способности;

  • развивать выразительность речи.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран для демонстрации презентации, компьютерная презентация , таблица «Морфологический разбор глагола», карточки с текстом для лингвистического анализа, карта для путешествия.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Рада вас видеть! Присаживайтесь!

II. Постановка цели, эмоциональный настрой.

Друзья мои! Я очень рада

Войти в приветливый наш класс

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз

Я знаю: каждый в классе - гений.

Но без труда талант не впрок.

Скрестите шпаги ваших мнений,

Мы вместе сочиним урок!

Мои соавторы и судьи,

Оценкой вас не накажу.

За странный слог не обессудьте.

А дальше прозой я скажу.

- В начале урока, мне хотелось бы узнать с каким настроением вы пришли сегодня в класс. Покажите мне смайлики.

- Ребята, сегодня наш урок будет необычным. Попробуйте догадаться, о чем мы будем говорить сегодня на уроке. Поможет вам в этом стихотворение.

III. Ученик:

Интересная часть речи

В русском языке живет.

Кто что делает - расскажет:

Чертит, пишет иль поет,

Вышивает или пашет,

Или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит –

Все расскажет нам глагол.

- О чем же это стихотворение? Да, вы верно отгадали тему урока: (слайд 1) “Глагол”. Как называется глагол на татарском и башкирском языках? Ребята, сегодня мы отправимся в удивительную страну Глагола. Мы знакомились с ней на протяжении целого ряда уроков. А цель нашего возвращения какая? Да, правильно чтобы повторить и обобщить уже известное о Его Величестве, короле этой страны - Глаголе; для того, чтобы постичь все тайны этого королевства. Для начала подумайте, как могло произойти его название страны.

глаголить - говорить.

IV. Учащиеся записывают в тетради число, тему.

Наше путешествие будет возможно лишь при наличии у пассажиров билета, приобрести который можно, ответив на вопросы теста. (работа на ноутбуках)

3. Итак, вы справились с заданием и получаете билеты на путешествие.

V. Работа с эпиграфом (слайд )

Девизом нашего путешествия станут слова А. К. Югова («Думы о русском языке»): «Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи» А. К. Югов.

Объясните, как вы понимаете эти слова. (Глагол – это важная часть речи. Без него трудно обойтись. Глагол является основой языка).

А.Н. Толстой говорил, что «найти верный глагол для фразы – это значит дать движение фразе». В чем же назначение глагола? (Движение, действие)

- Спасибо, ребята! Действительно, глаголы оживляют, вдыхают жизнь во всё, что нас окружает: так имена прилагательные помогают нам уточнить то, что названо именем существительным, но только глаголы могут показать окружающий нас мир в движении. Глагол может творить чудеса.

Названия станций.

  1. «Ба! Знакомые всё лица» (Повторение правила, что такое глагол, морфологические признаки, синтаксическая роль.)

  2. «Друзья – враги» (Переходность, возвратность.)

  3. «Перекрёсток» (Наклонения глагола.)

  4. Станция “Здоровье”.Физкультминутка

  5. «И это всё о нём» (Морфологический разбор глагола.)

  6. «Метаморфозы» (Словообразование глаголов при помощи суффиксов –ова-, -ева-, -ива-, -ыва-.)

  7. «Исключения из правил» (Глаголы – исключения, разноспрягаемые глаголы.)

VI. Станция «Ба! Знакомые всё лица». (слайд 3) Цветочек

Каждый отрывает листочек и отвечает на вопрос:

  1. Дайте определение глагола.

  2. Что такое инфинитив глагола?

  3. Как образуются возвратные глаголы?

  4. Сколько наклонений у глагола? Назовите их.

  5. Как образуется форма условного наклонения?

  6. В каких формах употребляются безличные глаголы?

  7. Как образуется форма повелительного наклонения?

  8. В каком наклонении глаголы изменяются по временам?

  9. Сколько видов у глагола? Назовите их.

  10. Назовите глаголы-исключения 2 спряжения.

14. Назовите формы глагола, в которых пишется ь знак.

15. Назовите глаголы, которые относятся к 1 спряжению.

VII. Станция «Друзья – враги». (по группам)

Определите переходность \ непереходность глаголов.

Вечерело, догорала за дальним лесом заря. Приближалась ночь. Замигали первые звёзды, потом из-за верхушек леса медленно выплыла луна. Похолодало, и по болоту разлился густой туман, затянул весь плавучий остров.

Ответ: вечерело – неперех., догорала – неперех., приближалась – неперех., замигали – неперех., выплыла – неперех., похолодало – неперех., разлился – неперех., затянул – перех..



Определите возвратность \ невозвратность глаголов.

Снег в поле осел, утратил белизну, но мартовские утренники выковали наст. И ходится, и дышится, и видится, и слышится весной. С холма виден празднично зелёный заречный хвойный лес. Он держит на высоте комок снега. Держит и показывает всем. Глядите, в какую малость превратилась грозная зима.

Ответ: осел – невозвр., утратил – невозвр., выковали – невозвр., ходится – возвр., дышится – возвр., видится – возвр., слышится – возвр., держит – невозвр., показывает – невозвр., глядите – невозвр., превратилась – возвр..

VIII. Станция «Перекрёсток» (индив)

Определите наклонение глаголов.

  1. Я крикнул солнцу: «Погоди! Послушай, златолобо, чем так, без дела заходить, ко мне на чай зашло бы!»

  2. Если хочешь быть счастливым – будь им!

  3. Спой мне песню, как синица тихо за морем жила.

  4. Меньше бы говорил, да больше бы делал.

  5. Доброе дело само себя хвалит.

Ответ: крикнул – изъявит., погоди – повелит., послушай – повелит., зашло бы – условн., хочешь – изъявит., будь – повелит., спой – повелит., жила – изъявит., говорил бы – условн., делал бы – условн., хвалит – изъявит..



IX. Станция “Здоровье”.Физкультминутка. (слайд )

- Мы прибыли на станцию “Здоровье”, здесь отдохнем и отправимся дальше.

Физкультминутка.

Вы проделали большую, серьезную работу, поэтому необходимо отдохнуть.

Тихо встаньте, оглянитесь

И друг другу улыбнитесь,

Руки вытянув вперед,

Посмотрите вправо, влево,

А теперь их поднимите,

А сейчас наоборот.

Подбоченясь, вы присядьте,

Поклонившись, встаньте в ряд,

Лихо топните ногой

Да притопните другой

Мы, играя, отдыхали,

А глаголы вы считали?

Сколько их вам назвала,

Кто ответит мне, друзья?



X. Станция «И это всё о нём» (две ученицы на доске) (слайд 7)

Произведите морфологический разбор глагола. (на слайде) (Слов.работа)

Заунывный ветер гонит стаю туч на край небес.

На берегу неподвижно замерли кусты лозняка.

Ответ:

Гонит – глагол.

  1. (Что делает?) гонит. Н.Ф. гнать.

  2. Пост.: несов. в., перех., невозвр., 2 спр., непост.: изъявит. н., наст. вр., ед.ч., 3 л..

  3. (Что делает?) гонит

Замерли – глагол.

  1. (Что сделали?) замерли. Н.ф. замереть.

  2. Пост.: сов. в., неперех., невозвр., 1 спр., непост.: изъявит. н., прош. вр., мн. ч..

  3. (Что сделали?) замерли



XI. Станция «Метаморфозы» (слайд )

Словарная работа с записью в словарях.



Образуйте от данных существительных глаголы при помощи суффиксов –ова-, -ева-, -ыва-, -ива-.

Марш, салют, модель, телеграф, премия, совет, адрес, цитата, фотограф, протест, маска, группа, гарантия, след, команда.

Ответ: маршировать, салютовать, моделировать, телеграфировать, премировать, советовать, адресовать, цитировать, фотографировать, протестовать, маскировать, группировать, гарантировать, следовать, командовать.

XII. Станция «Исключения из правил» (устно)

  1. Перечислите разноспрягаемые глаголы.

  2. Перечислите глаголы – исключения.

Ответ: Разноспрягаемые глаголы: хотеть, бежать, есть, дать.

Глаголы – исключения:

Ко второму спряжению относятся все глаголы на –ить, кроме брить, стелить; семь глаголов на –еть: терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть; четыре глагола на –ать: держать, слышать, дышать, гнать.

XIII. Станция “Итоговая”. Выставление оценок.

- Что же мы повторяли сегодня о глаголе?

- Для кого сегодняшний урок прошел не напрасно? Что было трудным? А что интересным?

Сегодняшнее путешествие в страну Глагола заканчивается. За это время выросло удивительное дерево. Благодаря ему каждый из вас может показать пользу или бесполезность сегодняшнего урока.

  • Если урок для вас прошел плодотворно и вы остались довольны, вы прикрепите к дереву плоды – яблоки.

  • Если урок прошел хорошо, но могло быть и лучше, то вы прикрепляете цветы.

  • А уж если совсем напрасно было потрачено время на уроке, то – желтый лист.

XIV. Рефлексия. Подведение итогов.

Молодцы! Хорошо справились с заданием! А теперь подведем итоги:

- О чем мы сегодня говорили на уроке?

- Понравился ли вам урок?

Я предлагаю каждому оценить свой вклад в достижении поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса. Выберете начало фразы из рефлексивного экрана на доске и одним предложением выскажите свое мнение о сегодняшнем уроке.

1. сегодня я узнал…

2 было интересно…

3. было трудно…

4. я теперь могу…

5 я научился…

6. у меня получилось…

7. мне захотелось…

- Ребята, я очень благодарна вам за активную работу на уроке. Какие вы молодцы! Как много вы сумели сегодня сделать! Я уверена, что, повторив, обобщив и систематизировав изученное по теме «Глагол», вы успешно справитесь дома с творческой работой. Спасибо за урок.



XV. Домашнее задание:

1. Из учебника упр.411

2.Cочинить сказку о глаголе по данному началу:

«Жил-был Глагол. Он очень не любил ленивых, и сам трудился целый день: бегал, летал, скакал, мастерил, варил... Там что-то выкопает, там построит, там склеит, там пришьет, и все волнуется: успею ли помочь, добегу ли вовремя, смогу ли все трудности преодолеть? А вы как думаете? Успеет ли он? Сможет ли? Добежит ли?...»


































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Автор: Султанова Раушания Сагмановна

Дата: 24.10.2014

Номер свидетельства: 122260

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект урока. Русский язык. 5 класс. Тема урока: "Глагол как часть речи". "
    ["seo_title"] => string(74) "konspiekt-uroka-russkii-iazyk-5-klass-tiema-uroka-glaghol-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "221128"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1435058227"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Конспект урока русского языка на тему "Глагол""
    ["seo_title"] => string(51) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-glaghol-2"
    ["file_id"] => string(6) "251296"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447227424"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Конспект урока русского языка по теме:"Обобщение знаний о глаголе""
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekt_uroka_russkogho_iazyka_po_tiemie_obobshchieniie_znanii_o_ghlagholie"
    ["file_id"] => string(6) "371038"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1482088349"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Конспект урока русского языка по теме "Части речи""
    ["seo_title"] => string(56) "konspiekt_uroka_russkogho_iazyka_po_tiemie_chasti_riechi"
    ["file_id"] => string(6) "381335"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1484837497"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Конспект урока русского языка и презентация "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-i-priezientatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "190347"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427135496"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства