Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку в 5 классе "Правописание чередующихся гласных А - О ,Е – И в корнях слов". »
Правописание чередующихся гласных А - О ,Е – И в корнях слов.
Цели :
1.Закрепить знания учащихся правописании чередующихся гласных и согласных в корнях слов.
2. Формировать умение рассуждать при выборе чередующейся гласной ;
3.Воспитать любовь к слову .
Ход урока :
Организационный момент
Слайд 1
Ребята , сегодня у нас необычный урок ..
«Друзья, располагайтесь поудобнее, сегодня мы с вами отправимся в страну Сказок . А именно , в какую сказку вы должны отгадать , для этого нам предстоит вспомнить тему прошлого урока , отгадать ключевое слово . Замену одного звука другим мы называем ….
Феи прикоснулись волшебными палочками к страничкам книги, и сказочный мир озарился разноцветными огнями.
Повторение изученного материала
А чтобы попасть туда , нам нужно знать потайное слово , а слово это чередование . Что такое чередование ?
Чтение текста
Прочитаем сказку , объясним выбор гласной ( слова с орфограммами
записывайте в тетрадь ,графически выделяйте орфограмму ).
Слайд 11.
Жил – был один человек .Первая жена ум(е)рла , и он женился во второй раз , да такой высокомерной женщине , при виде которой зам(и)рало сердце . У нее было две дочери , очень похожие на свою матушку и лицом , и умом , и характером.
У мужа тоже была дочка , добрая , приветливая , милая – вся в покойную мать . А мать ее была самая красивая и смеренная женщина на свете .
Слайд 12.
Бедную падчерицу заставляли делать всю самую грязную и тяжелую работу в доме : она разж(и)гала огонь в камине , нат(и)рала пол до блеска , уб(и)рала комнаты мачехи и обеих барышень – своих сестриц, ст(е)лила им постели , а ее зап(и)рали на чердаке , там она спала на колючей соломенной подстилке .
Вечером , окончив работу, она заб(и)ралась в уголок возле камина , оп(и)ралась на кулачок , сидела там на ящике с золой и вспоминала мать . Сестры , а за ними и все в доме , прозвали ее Золушкой . Они постоянно прид(и)рались к бедной девушке , но она молча сносила все обиды.
Слайд 13 .
И вот как – то раз сын короля той страны устроил большой бал . Золушкины сестры тоже получили приглашение .Они сейчас же принялись выб(и)рать наряды , чтобы понравиться принцу .
У бедной Золушки работы стало еще больше. Ей пришлось соб(и)рать сестер на бал так , чтобы они могли бл(е)снуть не только хорошими нарядами , но и красивыми прическами .
Золушка долго смотрела им вслед , а когда их карета исчезла за поворотом , она закрыла лицо руками и горько заплакала .
Но девушке в ее беде помогла крестная …
И вот Золушке в красивой карете и нарядном платье уже едет на бал!
Слайд 14.
Принц полюбил незнакомку . Он приказал во всеуслышание , под звуки труб и фанфар , что та , которой придется впору хрустальный башмачок , станет его женой . Девушек соб(и)рали со всей округи и прим(е)ряли им туфельку . Прим(е)рила его и Золушка .
Сестры зам(е)рли от удивления . Но ещё больше удивились они , когда Золушка достала из кармана второй хрустальный башмачок .
В эту самую минуту дверь отв(о)рилась , и в комнату вошла фея – Золушкина крестная . Она прик(о)снулась своей волшебной палочкой бедного платья Золушки , и оно стало ещё пышнее и красивее , чем было накануне .
Кто написал сказку ? Какую мысль преследует сказка ? ( добро побеждает зло )
ВЫВОД : От чего зависит чередование А – О ?( От ударения , от последующих букв , от лексического значения )
Последующих букв
Ударение
Лексического значения
- лаг - // - лож ;
- раст - // - ращ - // - рос ;
- кос - // - кас ;
- скак - // - скоч -
- гор - // - гар - ;
- зор - // - зар - ;
- плав - // - плов - ;
- твар - // - твор -
- мак - // мок ;
- равн - // - ровн -
Физическая зарядка
Приведите примеры : лаг – лож : излагать – изложить , раст – ращ – рос исключения Ростов , Ростислав , росток , отрасль , ростовщик , выросли , выращивают, растение : кос – кас : касательная , коснуться , прискакать , заскочить , (исключение : скачу, скачок ) , гор – гар , твар/ твор ( без ударном положение О – ударном положении А Искл. : пригорь , утварь ; зор/ зар ( без ударном положении пишется а : Иск. : зоревать , мак = погружать в жидкость ( макать хлеб в сметану , мок – пропустить жидкость – промокли туфли) , равн = одинаковый, равный , ровн = гладкий, ровняют , иск.: ровесник , поровну , уровень)
«Кто больше» ( с данными на доске словами составить словосочетания, объяснить написание) . по тексту
ВЫВОД : Как определить , что слово является чередованием или слово проверяется ударением гласным в корне ? ( слово, проверяемое ударением должна находиться в сильной позиции )
5.Закрепление материала.
Подберите однокоренные слова словам, в которых встречается чередование гласных.
Нат(е)реть пол – тру , протереть , дотирать ; зап(е)реть на чердаке –
object(ArrayObject)#852 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(190) "Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС в 5 классе по теме: «Буквы О - А в корне ЛАГ-ЛОЖ»."
["seo_title"] => string(94) "konspiekturokarusskoghoiazykavusloviiakhriealizatsiifgosv5klassiepotiemiebukvyoavkornielaglozh"
["file_id"] => string(6) "332717"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1465132203"
}
}