Ход урока.
-
Повторение изученного.
Вступительная беседа.
В одном словесном государстве жили и не тужили орфограммы. Они часто собирались вместе, а порой и в одном слове, и ждали, чтобы ребята о них вспомнили и не допустили ошибки в правописании.
Ребята, вспомним названия орфограмм.
-
Какие орфограммы мы знаем.
ОРФОГРАММА
-
гласные согласные
безударные удвоенные непроизносимые парные
-
Запишите в тетрадь.
Задание 1.
Распределите эти слова по названиям орфограмм.
далёкий аллея радостный улыбка
вечерний терраса честный гладкий
морской программа известный мухоловка
У доски работает один ученик.
Технология оценивания. - Какое было задание?
- Ты справился? Кто помог?
- Какую отметку поставишь себе?
Задание 2.
Внимательно слушайте следующее задание.
Обозначьте орфограммы и выделите корень.
У доски работают четверо.
Технология оценивания.
II.
Мухоловка
-
Как вы определили, что здесь два корня?
-
Кто это мухоловка?
/На экране изображение мухоловки/
Мухоловка — небольшая птица отряда воробьиных.
III. Решение проблемного вопроса.
Как вы думаете?
- Почему птицу так назвали? /Она ловит мух./ /Питается мухами/
- Какой корень в слове -муха-?
- Какой корень в слове -ловит-?
- Есть ли корни -мух- и -лов- в слове мухоловка?
- Так сколько корней в слове мухоловка?
- А знаете ли вы еще слова с двумя корнями?
- Как бы вы их назвали? /Предположения детей/
Проверим наши предположения.
Откройте учебник на стр. 87.
Давайте прочитаем тему нашего урока.
-
Наши предположения сбылись?
Я предлагаю вам познакомиться ещё с одной птицей, в названии которой два корня.
Работаем по учебнику. Упражнение 122.
-
О какой птице идет речь?
-
Посмотрите на экран /На экране горихвостка/
-
Почему так называется птичка?
-
Как это объясняет автор Ирина Голуб?
Прочитаем 2-3 предложения.
Обратите внимание как будто - словарное слово.
Каким словом можно заменить как будто - словно.
-
Как ты озаглавишь текст? Проверьте, отражает ли твое заглавие тему текста?
-
Как образовано слово горихвостка?
-
Сколько в нем корней?
-
Выпишите слово горихвостка, обозначь корни
-
Подберите однокоренные слова с корнями
-гор- и -хвост
-
Запишем слова с этими корнями в два столбика.
Запись: горихвостка
гореть хвост
горящий хвостатый
-
Первичное закрепление.
Упражнение 124.
Прочитайте первые три слова, про себя.
Читайте задание. Объясни, что обозначают эти слова.
Садовод - человек, разводящий сад.
Звездопад - звёздный дождь, появление в ночном небе множества падающих метеоров.
Пароход - судно с паровым движением
Как ты определил? /Подобрали однокоренные слова/
Посмотрите на образец записи слова садовод
садик разводить
посадить
Работаем самостоятельно, по вариантам.
Для I-го варианта звездопад.
Для II-го варианта пароход
Проверка, технология оценивания.
звездопад пароход
звездочка падать пар ходить
звездный парить
-
Итог урока.
-
О каких словах вы сегодня узнали?
-
Какие слова называются сложными?
-
Прочитайте определение и сравните со своей формулировкой.
-
Назовите ключевые слова нашего урока
-
Домашнее задание:
Упражнение 86 /Дидактический материал/
Сочинить сказку про сложные слова.
Презентация
-
Как нужно действовать, чтобы убедиться, что слово «сложное».
-
Прочитай слово.
-
Найди корни
-
Подбери к каждому однокоренные слова.
-
Выпиши только сложные слова:
а) волновался б) пешеходный
волнорез походный
волнение быстроходный
Ответ: волнорез Ответ: пешеходный
быстроходный
-
Какое из данных слов отличается от других по составу:
журналист
машинист
трубочист
Ответ: трубочист - сложное слово, 2 корня