Тип урока: урок усвоения новых знаний. Цель урока: способствовать ознакомлению с начальной формой глагола. Для проведения урока потребуется интерактивная доска, проектор, индивидуальные компьютеры, толковые и орфографические словари, карточки для работы в парах. На уроке используются фронтальная и групповая работа, работа в парах. Даются дифференцированные задания с учетом индивидуальных особенностей обучающихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку. УМК "Гармония"»
Тема урока: Знакомство с начальной формой глагола.
УМК «Гармония»
Класс: 3
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Оборудование: интерактивная доска, проектор, компьютеры, толковые словари, карточки для работы в парах, цветные кружочки.
Тема:Знакомство с начальной формой глагола.
Цель: способствовать ознакомлению с начальной формой глагола.
Планируемые результаты:
Предметные:
Выявлять принадлежность слова к определённой части речи.
Ставить вопросы к словам.
Выяснить, что такое начальная форма глагола.
Ставить глаголы в начальную форму (первичное освоение).
Анализировать слова с разных точек зрения; наблюдать за особенностями их употребления.
Выполнять все освоенные орфографические действия, в том числе применять изученные правила, проверять написанное.
Метапредметные результаты
Умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
Способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
Умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения;
Понимания необходимости ориентироваться на позицию партнёра, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;
Стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции;
Умение задавать вопросы.
Организационный этап.
– Ребята, к нам на урок пришло много гостей, давайте с ними поздороваемся. Глазки на меня. А сейчас пусть поздороваются ваши пальчики друг с другом.
Пальчиковая гимнастика.
а) Здравствуй, солнце золотое! (пальцы одной руки здороваются)
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок, (пальцы двух рук здороваются, постукивая)
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю –
Всех я вас приветствую! (стр. 20-21) (встряхиваем кисти рук)
Тихонечко садимся.
- Ребята, у вас на парте лежат цветные кружочки. Посмотрите на них внимательно и выберите тот цвет, которому соответствует ваше эмоциональное настроение именно сейчас.
Слайд 1: замечательное, радостное настроение – зелёный цвет
тревожное – красный цвет
грустное – коричневый цвет
Повторение изученного материала.
- Мы сегодня продолжаем раскрывать тайны русского языка. И наш урок я предлагаю начать со слов американского писателя (О. Холмза).
Слайд 2. Удел знания – говорить;
Удел мудрости – слушать.
- Как вы понимаете эти слова?
- Почему я предлагаю начать урок с этого выражения?
- Чему оно нас учит?
(делиться знаниями друг с другом, слушать друг друга.)
Звуковая работа.
- Ребята, послушаем слово «слушать». Назовите все согласные звуки в этом слове. Какие звуки могут быть лишними? Почему? Какой буквой обозначаем мягкий звук «т »? Буквой «Т». Эта буква и будет сегодня хозяйкой минутки чистописания.
3) Чистописание.
1) - Правильно и красиво писать нам помогутпалочки-помощницы .
- Пишем заглавную букву Т в соединении со строчной, чередуя (половина строки).
- Вспомним, какие бывают соединения?
- С какими буквами мы соединяем букву «Т» нижним соединением? Средним соединением? Верхним? Верхним с возвратом?
(Другая половина строки – соединения: нижнее, среднее, верхнее и верхнее с возвратом
2) На доске слова: т.тра.ь ..куратный слуш.ть
- Ребята, на доске слова с буквой «т». Попробуем вставить пропущенные буквы. (Объясняем). Это словарные слова, написание которых надо запомнить. Проверьте по орфографическому словарю – правильно ли мы вставили пропущенные буквы. Запишем их в тетрадь, выполняя правильно соединения, соблюдая все требования каллиграфии, выделим орфограммы.
- Кто всё выполнил – проконтролируйте своего соседа - загляните, не мешая, к нему в тетрадь – всё ли правильно он написал, отметил орфограммы – помогите ему.
- Записанные слова - какие это части речи? Что можете сказать о форме существительного? О форме прилагательного? (Они стоят в начальной форме).
- Что можете сказать про форму глагола? (Пока не знаем). Какие части речи нам не встретились?
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
- А сейчас, ребята, я предлагаю вам совершить небольшое путешествие во времени, и у нас, конечно, будут помощники.
Однажды, у одной части речи корреспондент взял интервью. Послушайте его и догадайтесь, что это за часть речи.
Интервью разыгрывают дети:
– Что вы больше всего любите?
– Люблю действовать.
– Что вы больше всего не любите?
– Не люблю предлоги и известную всем частицу.
– Что бы вы пожелали ребятам?
– Чтобы русский все ребята на "пятёрку" знали.
На письме и в разговоре нас употребляли.
- Ребята, какая часть речи отвечала на вопросы?
- Конечно же - это знакомый незнакомец Глагол.
- Почему я так сказала? (Потому что мы ещё не всё знаем о глаголе).
- Конечно, и поэтому, какую цель поставим перед собой сегодня на уроке?
(Узнать новые сведения о глаголе, научиться использовать эти сведения на уроках, учиться употреблять глаголы в речи, учиться находить глаголы в тексте, учиться изменять слова, грамотно писать…)
IV. «Открытие» учащимися новых знаний.
- Итак, мы оправляемся в путешествие. (Слайд - смарт)
- Мы побываем с вами в прошлом, заглянем в будущее, и, конечно, вернёмся в настоящее.
– Ребята, распределите глаголы в таблицу: 1-ая группа – действия совершаются до момента речи, 2-ая группа – в момент речи, 3-я - после разговора.
- 2 глагола остались. Почему? Непонятно, когда совершаются действия.
- У нас есть ещё одна группа (открываю: инфинитив). Можно ли сюда поместить эти глаголы? (Нет.) Почему? (Не знаем, что это за группа, и на какие вопросы отвечают слова из этой группы).
- Как будем решать данную проблему? (Узнаем значение слова «инфинитив» и узнаем, на какие вопросы он отвечает). Где можем найти информацию?
Работа в группах.
Две группы ищут значение слова «инфинитив» и вопросы инфинитива в разных словарях. – Какие нам понадобятся словари? (толковые).
3-я группа – обращается к интернету.
4-я - отправляется к специалистам. - К каким именно специалистам нужно обратиться? (Кто конкретно занимается изучением русского языка - к учителям рус. языка). Я думаю, они нам не откажут.
- Ребята, сколько времени вам понадобится на выполнение этого задания? - 3 минуты. Кому необходимо - записываем полученные сведения на листочке.
- Не забываем про правила работы в группах. (Слайд 3).
- Поводим итоги. Что узнали? В каком словаре работали? (Словарь иностранных слов). О чём это говорит? (Слово иностранное). Латинское.
Слайд 4: - Делаем вывод: инфинитив – это неопределенная форма глагола.
- Как вы думаете, почему такое название? Как ещё можно назвать инфинитив? Начальная форма, то есть самая первая - с которой начинаются все его изменения.
- На какие вопросы отвечает? - Что делать? Что сделать?
- Возвращаемся к нашим оставшимся глаголам – можно ли их поместить в 4-ую группу? Почему?
Физкультминутка (под музыку).
Слайд 5, 6. Встать, потянуться, распрямиться,
Присесть, подняться, наклониться,
Распрямиться, повернуться, улыбнуться.
- Какие глаголы вы услышали? Обратите внимание – как оканчиваются глаголы – инфинитивы: на –ть, - ться.
Первичная проверка понимания.
Самостоятельная работа в парах.
- А сейчас давайте проверим, как вы поняли новый материал. На карточках найдите глаголы в неопределенной форме и подчеркните их простым карандашом. Слов немного – сколько времени вам необходимо для выполнения этого задания? (3 минуты).
– Не забываем правила работы в парах - Слайд 7.
Беречь природу - можно,
И можно не шуметь,
И можно осторожно ходить-
Не как медведь.
И можно (даже надо!)
Самим соображать,
Что можно тех, кто рядом,
Любить и уважать!(6)
Не мешайте мне мечтать!
Мне б мешок конфет достать,
Развернуть, жевать, сосать,
Чавкать, чмокать, уплетать,
Долго-долго не глотать,
Наслаждаться, смаковать,
Мне не надо в рот смотреть
Совесть надобно иметь! (13)
Ах, завтра старушке Придётся опять За мушку —летать, За мальчишку — читать, За кошку — мышей на охоте Хватать, За мышку — в норе Под бревном хлопотать. (4)
Мила любит помогать, Милу не за что ругать! Мила быстро повзрослела, Через год она умела Как большая помогать: Мыть посуду, подметать. В общем, Мила молодец! А истории – конец! (5)
VII. Первичное закрепление. (Включение новых знаний в систему знаний).
– Ребята, мы уже умеем ставить в начальную форму имена существительные и прилагательные. А кто догадается – как поставить глагол в начальную форму? - Надо изменить глагол по команде вопросов: что делать? что сделать? - Проверим наши предположения по учебнику – стр.60 (сверху) – читаем правило. Слайд 8.
Работа у доски - упр. 162.
- Ребята, продолжим работу с глаголами, но сначала решим орфографические задачи.
- Остальные глаголы выпишем и поставим их в начальную форму по команде вопросов (таблица с вопросами на доску). Обратите внимание на приставку. Если в глаголе есть приставка, то и у глагола в неопределённой форме тоже должна быть приставка. А если приставки у глагола нет, то её не должно быть и у глагола в неопределённой форме.
Рефлексия (подведение итогов занятия).
- Итак, сегодня на уроке вы расширили свои знания и умения в области русского языка. Вспомните, какова была сегодня цель урока. Что мы узнали нового о глаголе?
Слайд 10. – Продолжите предложения.
1) Я научился …
2) Я испытывал затруднения, когда …
3) Я бы хотел стать более …
4) Я могу похвалить себя за …
5) Я порадовался за …
7) Я хочу поблагодарить … за …
- Ребята, поднимите руки, кто доволен сегодня своей работой на уроке? - С каким настроением уходим с урока? (поднимаем цветные кружки) - Слайд 11.
2) Оценивание. - Я тоже довольна сегодня вашей работой. Оценки. Благодарю всех за работу на уроке.
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
- Открываем дневники, записываем домашнее задание: выписать из любой книги 10 слов-глаголов-инфинитивов.