kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русскому языку на тему: Знакомство с учебником русского языка. УМК "Гармония".

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Русский язык.

Тема урока: Знакомство с учебником.

Место  и роль урока  в изучаемой теме: урок изучение нового материала.

Цель урока: создать условия для ознакомления с содержанием учебника, усвоение условных обозначений, ориентироваться на страницах учебника.

Задачи:

  1. учить ориентироваться в учебнике;
  2. развивать внимание, память, мышление;
  3. способствовать воспитанию бережного отношения к учебнику.

Методы и приемы: словесные (беседа, объяснение, наглядные (демонстрация), практические (упражнения), работа с учебником, «жужжащее чтение», чтение по цепочке.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная.

Технология проведения (этапы урока)

Содержание учебного ма­териала

I этап.

Органи­зационный мо­мент.

 

 Давайте вспомним некоторые правила вежливости на уроке:

1. На уроке будь старательным,

    Будь спокойным и … внимательным.

2. Всё пиши, не отставая,

    Слушай, … не перебивая.

3. Говорите чётко, внятно,

    Чтобы было всё … понятно.

4. Если хочешь отвечать –

    Надо … руку поднимать.

II этап.

 Цель урока и

актуализация знаний

Чтение слоговых таблиц.

Чистоговорка (скороговорка)

 Жук упал и встать не может.

 Ждет он, кто ему поможет.

 С «Букварем» мы попрощались,

 Но с уроком не расстались.

Русскому языку даем мы старт сейчас!

Вперед за знаниями, в добрый час!

– У вас уже было немало таких дел, о которых можно сказать: я в первый раз. Хотите что-нибудь назвать из того, что вы в этом году сделали в первый раз? (Пришёл в школу. Села за эту парту. Сама прочитала книжку. Сделал ёлочную

игрушку. Не побоялся и прыгнул с трамплина.)

– Вот и сегодня у нас с вами важный день. Мы в первый раз все вместе откроем учебник русского языка и начнём по нему учиться. Положите его перед собой, рассмотрите обложку и скажите: по каким деталям можно догадаться, что это научная книга – учебник. (Нарисован учёный с толстой книгой, а рядом какие-то карточки.)

– А где подсказка, что это учебник для 1-го класса? (Цифра 1 на обложке.)

III  этап.

Изучение нового материала

– Давайте откроем страницу 3. Как вы её узнаете? (По номеру страницы внизу.)

Послушайте  приветствие: ?Дорогой первоклассник, здравствуй!?

– Как вы поняли, к кому это обращение? (К нам.) Ко всем вместе или к каждому в отдельности? (К каждому, потому что сказано не первоклассники, а первоклассник.)

– А кто это обращается? Хором прочитаем подпись. (Авторы.)

Вы читаете первый абзац и спрашиваете: ?Будем смотреть фамилии авторов? А имена??

– Что авторы предлагают сделать? (Прочитать, как называется книга.)

– Давайте выполним этот совет авторов. (Хором читается название: ?Русский язык. К тайнам нашего языка?.)

– А какого это – нашего? Вы уже прочитали подсказку. Найдите её и ещё раз хором прочитайте так, как написано. (?Русский язык?)

– Не кажется ли вам, что уже на обложке есть какая-то тайна? Есть что-то, что вас удивляет, что вам непонятно? (Есть. Это карточки. Справа – понятно, это буквы. Можно даже сложить слово «мяч». А слева на карточках что-то непонятное.)

– Ну вот видите, это один из секретов, который нам скоро предстоит открыть. Но продолжим читать то, что вам написали авторы.

Пусть ребята вслух прочитают ещё одно предложение:

?На страницах учебника.?.  Проверим сказанное. Предложите перевернуть страницу, ещё 2–3.

– Встречается ли этот мальчик? Кто же он? Самостоятельно прочитайте одно предложение после рисунка и скажите, как мальчика зовут. (Антон.)

Далее Вы дочитываете абзац до конца.

– Постараемся выполнить просьбу авторов? (Видимо, первоклассники ответят согласием.) А по какому слову вы узнали, что это просьба? (По слову пожалуйста.)

– Прочитаем хором два следующих предложения. (Когда ребята дойдут до изображения второго персонажа, снова до-

говорите:. с мальчиком.)

– А хотите сразу открыть секрет и узнать, кто это? Тогда аккуратно перелистывайте страницы, пока не встретитесь с этим мальчиком. (Он впервые встречается на с. 31.)

– Рядом с его изображением жирным шрифтом написано, кто он. Найдите эти слова и каждый сам шёпотом прочитайте их. (?Мальчик-иностранец?.)

– Что же вы о нём узнали? Что значит слово иностранец?

(Уточните детские объяснения: это человек, который живет в иной, другой, стране. Когда мы  дойдем до этой страницы учебника, то познакомимся с мальчиком поближе.)

Не встретили ли они на одной из страниц (с. 7) изображений персонажей, знакомых с букваря. (Это учёный и художник. Учёный нарисован и на обложке учебника.)

– А теперь я прочитаю, что каждому из Вас авторы желают. (Прочитывается пожелание и подпись.)

– Может быть, кто-то догадается, как можно назвать то, что авторы написали каждому из Вас? (Письмо.)

– Вернитесь к обложке и ещё раз хором прочитайте полное название учебника. (Русский язык. К тайнам нашего языка).

– Как Вы думаете, что мы будем делать, занимаясь по этому учебнику? (Читать. Писать. Узнавать о русском языке. Открывать тайны русского языка.)

IV этап.

Закрепление

Откройте тетради, запишем число, классная работа.

– Давайте и в тетради на первой странице по центру красиво напишем такой же заголовок, как в учебнике. Напишем вторую часть названия. Но сначала скажите, как Вы будете действовать, чтобы не допустить ни одной ошибки? (По правилам списывания.)

К тайнам нашего языка - на доске.

При выполнении второй операции (отметить ?опасные места?) пусть каждому ряду достанется по одной части заголовка (первому достанется два слова: к тайнам), в которой кто-то из ребят (под контролем своего ряда) отметит все

?опасные места?. Запись приобретёт такой вид:

К _та´йнам_на´шего_языка´

Обязательно привлеките внимание детей к ?опасному месту?, которое по правилам не должно быть таким, – к букве г в слове нашего. Скажите, что здесь скрыт один из секретов русского языка, а для невнимательных таится ловушка, в которую легко попасть. Почему одни ?опасные места? подчёркнуты, а другие отмечены точкой. (В одних случаях правила известны, а в других – нет.)

После прочитывания заголовка орфографически (как написано) Вы закрываете запись на доске. Первоклассники пишут её под самодиктовку. Затем Вы открываете строку для проверки.

Вернёмся к уроку. Предложите первоклассникам заглянуть в конец книги (с. 138).

– Кто прочитает название, которое дано в красной рамке? (?Как списывать____________?1 Памятка 1.?)

Что значит  слово памятка, обратите внимание к её номеру, к маленькой цифре 1, стоящей справа от слова. Такая цифра около слова им часто будет встречаться в учебнике и напоминать: действуй так, как советует памятка 1.

– Давайте проверим, правильно ли мы сейчас списывали. Я прочитаю пункты памятки, а вы следите по картинкам и решайте, выполнили мы это действие или нет. (После каждого пункта ребята отвечают ?да? или ?нет?. Пункты памятки можно читать хором, обсуждая, что главное показано на рисунках1.)

– Есть ли такие действия, которые мы не очень хорошо (полно) выполнили? (Наверное, такими окажутся действия проверки.)

– Вместе выполним их ещё раз, потому что проверка того, что написано, – это очень важно. (Дети читают свою запись, выполняя первое действие проверки: решают, все ли звуки верно обозначены.)

– Выполнили первое действие проверки? (Да.) Поставьте на той же строке на полях знак +. Как вы думаете, что он будет обозначать? (Действие выполнено.)

– Выполните второе действие проверки – сверьте ?опасные места?: все ли отмечены, верны ли буквы?

– Выполнили? (Да.) Как это покажете? (Рядом с первым плюсом поставим ещё один.)

– А какие известные нам ?опасные места? в сделанной записи не встретились? Ответить на этот вопрос поможет самая последняя таблица в учебнике – на внутренней стороне обложки. Посмотрите её. Какие же ?опасные места? были в

нашей записи? А каких не было? (Парных согласных на конце слов и перед другими парными, сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, больших букв в именах.)

– Вот мы и начали с вами учиться русскому языку по учебнику ?К тайнам нашего языка?. Откройте ещё одну страничку этого учебника (4). Как она называется? (Наши обозначения.) Как вы думаете, чьи это – наши? (Авторы придумали эти обозначения, а мы ими будем пользоваться. Поэтому они теперь наши общие.)

– Что вы видите на этой странице? (Пусть ребята просто перечислят то, что привлечёт их внимание: рамки разных цветов, красный восклицательный знак, голубая стрелка, флажок. О некоторых знаках скажите, что они означают, или

прочитайте вместе с детьми. Показав ?особую тетрадь?, к которой иногда будет отсылать учебник, познакомив с имеющимся в ней обращением авторов, попросите рассмотреть значок этой тетради и найти его на страницах учебника, например, на с. 13, 17.)

– Этими знаками-подсказками мы постепенно научимся пользоваться. Их специально запоминать не нужно. Просто, если захотите, дома ещё раз прочитайте, что каждый знак обозначает. А потом перелистайте учебник и проверьте, встречаются ли знаки.

Vэтап.

Рефлексия (итог урока + оценка деятельности)

- Вот и подошёл к концу наш первый урок русского языка. Понравился ли он вам? Что вы расскажете о нём дома?

Оцените свою работу на уроке.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку на тему: Знакомство с учебником русского языка. УМК "Гармония". »

Дата:10.03.2015. Русский язык.

Тема урока: Знакомство с учебником.

Место и роль урока в изучаемой теме: урок изучение нового материала.

Цель урока: создать условия для ознакомления с содержанием учебника, усвоение условных обозначений, ориентироваться на страницах учебника.

Задачи:

  1. учить ориентироваться в учебнике;

  2. развивать внимание, память, мышление;

  3. способствовать воспитанию бережного отношения к учебнику.

Методы и приемы: словесные (беседа, объяснение, наглядные (демонстрация), практические (упражнения), работа с учебником, «жужжащее чтение», чтение по цепочке.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная.

Технология проведения (этапы урока)

Содержание учебного ма­териала

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

I этап.

Органи­зационный мо­мент.


Давайте вспомним некоторые правила вежливости на уроке:

1. На уроке будь старательным,

Будь спокойным и … внимательным.

2. Всё пиши, не отставая,

Слушай, … не перебивая.

3. Говорите чётко, внятно,

Чтобы было всё … понятно.

4. Если хочешь отвечать –

Надо … руку поднимать.

1) Приветствует учеников, проверяет их готовность к уроку.

2) настрой детей на работу на уроке, формулирует правила поведения.




1) Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

2) Настраиваются на работу. Вспоминают правила поведения.

РУД

ЛУД

КУД

II этап.

Цель урока и

актуализация знаний

Чтение слоговых таблиц.

Чистоговорка (скороговорка)

Жук упал и встать не может.

Ждет он, кто ему поможет.

С «Букварем» мы попрощались,

Но с уроком не расстались.

Русскому языку даем мы старт сейчас!

Вперед за знаниями, в добрый час!

– У вас уже было немало таких дел, о которых можно сказать: я в первый раз... Хотите что-нибудь назвать из того, что вы в этом году сделали в первый раз? (Пришёл в школу. Села за эту парту. Сама прочитала книжку. Сделал ёлочную

игрушку. Не побоялся и прыгнул с трамплина.)

– Вот и сегодня у нас с вами важный день. Мы в первый раз все вместе откроем учебник русского языка и начнём по нему учиться. Положите его перед собой, рассмотрите обложку и скажите: по каким деталям можно догадаться, что это научная книга – учебник. (Нарисован учёный с толстой книгой, а рядом какие-то карточки.)

– А где подсказка, что это учебник для 1-го класса? (Цифра 1 на обложке.)

Дает задания

Задает вопросы учащимся.



ЛУД

КУД

РУД

ПУД






III этап.

Изучение нового материала

– Давайте откроем страницу 3. Как вы её узнаете? (По номеру страницы внизу.)

Послушайте приветствие: ≪Дорогой первоклассник, здравствуй!≫

– Как вы поняли, к кому это обращение? (К нам.) Ко всем вместе или к каждому в отдельности? (К каждому, потому что сказано не первоклассники, а первоклассник.)

– А кто это обращается? Хором прочитаем подпись. (Авторы.)

Вы читаете первый абзац и спрашиваете: ≪Будем смотреть фамилии авторов? А имена?≫

– Что авторы предлагают сделать? (Прочитать, как называется книга.)

– Давайте выполним этот совет авторов. (Хором читается название: ≪Русский язык. К тайнам нашего языка≫.)

– А какого это – нашего? Вы уже прочитали подсказку. Найдите её и ещё раз хором прочитайте так, как написано. (≪Русский язык≫)

– Не кажется ли вам, что уже на обложке есть какая-то тайна? Есть что-то, что вас удивляет, что вам непонятно? (Есть. Это карточки. Справа – понятно, это буквы. Можно даже сложить слово «мяч». А слева на карточках что-то непонятное.)

– Ну вот видите, это один из секретов, который нам скоро предстоит открыть. Но продолжим читать то, что вам написали авторы.

Пусть ребята вслух прочитают ещё одно предложение:

≪На страницах учебника...≫. Проверим сказанное. Предложите перевернуть страницу, ещё 2–3.

– Встречается ли этот мальчик? Кто же он? Самостоятельно прочитайте одно предложение после рисунка и скажите, как мальчика зовут. (Антон.)

Далее Вы дочитываете абзац до конца.

– Постараемся выполнить просьбу авторов? (Видимо, первоклассники ответят согласием.) А по какому слову вы узнали, что это просьба? (По слову пожалуйста.)

– Прочитаем хором два следующих предложения. (Когда ребята дойдут до изображения второго персонажа, снова до-

говорите: ... с мальчиком.)

– А хотите сразу открыть секрет и узнать, кто это? Тогда аккуратно перелистывайте страницы, пока не встретитесь с этим мальчиком. (Он впервые встречается на с. 31.)

– Рядом с его изображением жирным шрифтом написано, кто он. Найдите эти слова и каждый сам шёпотом прочитайте их. (≪Мальчик-иностранец≫.)

– Что же вы о нём узнали? Что значит слово иностранец?

(Уточните детские объяснения: это человек, который живет в иной, другой, стране. Когда мы дойдем до этой страницы учебника, то познакомимся с мальчиком поближе.)

Не встретили ли они на одной из страниц (с. 7) изображений персонажей, знакомых с букваря. (Это учёный и художник. Учёный нарисован и на обложке учебника.)

– А теперь я прочитаю, что каждому из Вас авторы желают. (Прочитывается пожелание и подпись.)

– Может быть, кто-то догадается, как можно назвать то, что авторы написали каждому из Вас? (Письмо.)

– Вернитесь к обложке и ещё раз хором прочитайте полное название учебника. (Русский язык. К тайнам нашего языка).

– Как Вы думаете, что мы будем делать, занимаясь по этому учебнику? (Читать. Писать. Узнавать о русском языке. Открывать тайны русского языка...)




ЛУД

КУД

РУД

ПУД






IV этап.

Закрепление

Откройте тетради, запишем число, классная работа.

– Давайте и в тетради на первой странице по центру красиво напишем такой же заголовок, как в учебнике. Напишем вторую часть названия. Но сначала скажите, как Вы будете действовать, чтобы не допустить ни одной ошибки? (По правилам списывания.)

К тайнам нашего языка - на доске.

При выполнении второй операции (отметить ≪опасные места≫) пусть каждому ряду достанется по одной части заголовка (первому достанется два слова: к тайнам), в которой кто-то из ребят (под контролем своего ряда) отметит все

≪опасные места≫. Запись приобретёт такой вид:

К _та´йнам_на´шего_языка´

Обязательно привлеките внимание детей к ≪опасному месту≫, которое по правилам не должно быть таким, – к букве г в слове нашего. Скажите, что здесь скрыт один из секретов русского языка, а для невнимательных таится ловушка, в которую легко попасть. Почему одни ≪опасные места≫ подчёркнуты, а другие отмечены точкой. (В одних случаях правила известны, а в других – нет.)

После прочитывания заголовка орфографически (как написано) Вы закрываете запись на доске. Первоклассники пишут её под самодиктовку. Затем Вы открываете строку для проверки.

Вернёмся к уроку. Предложите первоклассникам заглянуть в конец книги (с. 138).

– Кто прочитает название, которое дано в красной рамке? (≪Как списывать____________?1 Памятка 1.≫)

Что значит слово памятка, обратите внимание к её номеру, к маленькой цифре 1, стоящей справа от слова. Такая цифра около слова им часто будет встречаться в учебнике и напоминать: действуй так, как советует памятка 1.

– Давайте проверим, правильно ли мы сейчас списывали. Я прочитаю пункты памятки, а вы следите по картинкам и решайте, выполнили мы это действие или нет. (После каждого пункта ребята отвечают ≪да≫ или ≪нет≫. Пункты памятки можно читать хором, обсуждая, что главное показано на рисунках1.)

– Есть ли такие действия, которые мы не очень хорошо (полно) выполнили? (Наверное, такими окажутся действия проверки.)

– Вместе выполним их ещё раз, потому что проверка того, что написано, – это очень важно. (Дети читают свою запись, выполняя первое действие проверки: решают, все ли звуки верно обозначены.)

– Выполнили первое действие проверки? (Да.) Поставьте на той же строке на полях знак +. Как вы думаете, что он будет обозначать? (Действие выполнено.)

– Выполните второе действие проверки – сверьте ≪опасные места≫: все ли отмечены, верны ли буквы?

– Выполнили? (Да.) Как это покажете? (Рядом с первым плюсом поставим ещё один.)

– А какие известные нам ≪опасные места≫ в сделанной записи не встретились? Ответить на этот вопрос поможет самая последняя таблица в учебнике – на внутренней стороне обложки. Посмотрите её. Какие же ≪опасные места≫ были в

нашей записи? А каких не было? (Парных согласных на конце слов и перед другими парными, сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, больших букв в именах.)

– Вот мы и начали с вами учиться русскому языку по учебнику ≪К тайнам нашего языка≫. Откройте ещё одну страничку этого учебника (4). Как она называется? (Наши обозначения.) Как вы думаете, чьи это – наши? (Авторы придумали эти обозначения, а мы ими будем пользоваться. Поэтому они теперь наши общие.)

– Что вы видите на этой странице? (Пусть ребята просто перечислят то, что привлечёт их внимание: рамки разных цветов, красный восклицательный знак, голубая стрелка, флажок... О некоторых знаках скажите, что они означают, или

прочитайте вместе с детьми. Показав ≪особую тетрадь≫, к которой иногда будет отсылать учебник, познакомив с имеющимся в ней обращением авторов, попросите рассмотреть значок этой тетради и найти его на страницах учебника, например, на с. 13, 17.)

– Этими знаками-подсказками мы постепенно научимся пользоваться. Их специально запоминать не нужно. Просто, если захотите, дома ещё раз прочитайте, что каждый знак обозначает. А потом перелистайте учебник и проверьте, встречаются ли знаки.




.

.

ЛУД

КУД

РУД

ПУД




Vэтап.

Рефлексия (итог урока + оценка деятельности)

- Вот и подошёл к концу наш первый урок русского языка. Понравился ли он вам? Что вы расскажете о нём дома?

Оцените свою работу на уроке.




1)Отвечают на вопросы.

2) Оценивают свою работу

КУД

РУД




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс

Автор: Мазуренко Татьяна Викторовна

Дата: 21.04.2015

Номер свидетельства: 204138

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "конспект  урока русского языка по ФГОС "
    ["seo_title"] => string(40) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "192234"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427438391"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства