Русский язык.
Тема урока: Знакомство с учебником.
Место и роль урока в изучаемой теме: урок изучение нового материала.
Цель урока: создать условия для ознакомления с содержанием учебника, усвоение условных обозначений, ориентироваться на страницах учебника.
Задачи:
- учить ориентироваться в учебнике;
- развивать внимание, память, мышление;
- способствовать воспитанию бережного отношения к учебнику.
Методы и приемы: словесные (беседа, объяснение, наглядные (демонстрация), практические (упражнения), работа с учебником, «жужжащее чтение», чтение по цепочке.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная.
Технология проведения (этапы урока)
Содержание учебного материала
I этап.
Организационный момент.
Давайте вспомним некоторые правила вежливости на уроке:
1. На уроке будь старательным,
Будь спокойным и … внимательным.
2. Всё пиши, не отставая,
Слушай, … не перебивая.
3. Говорите чётко, внятно,
Чтобы было всё … понятно.
4. Если хочешь отвечать –
Надо … руку поднимать.
II этап.
Цель урока и
актуализация знаний
Чтение слоговых таблиц.
Чистоговорка (скороговорка)
Жук упал и встать не может.
Ждет он, кто ему поможет.
С «Букварем» мы попрощались,
Но с уроком не расстались.
Русскому языку даем мы старт сейчас!
Вперед за знаниями, в добрый час!
– У вас уже было немало таких дел, о которых можно сказать: я в первый раз. Хотите что-нибудь назвать из того, что вы в этом году сделали в первый раз? (Пришёл в школу. Села за эту парту. Сама прочитала книжку. Сделал ёлочную
игрушку. Не побоялся и прыгнул с трамплина.)
– Вот и сегодня у нас с вами важный день. Мы в первый раз все вместе откроем учебник русского языка и начнём по нему учиться. Положите его перед собой, рассмотрите обложку и скажите: по каким деталям можно догадаться, что это научная книга – учебник. (Нарисован учёный с толстой книгой, а рядом какие-то карточки.)
– А где подсказка, что это учебник для 1-го класса? (Цифра 1 на обложке.)
III этап.
Изучение нового материала
– Давайте откроем страницу 3. Как вы её узнаете? (По номеру страницы внизу.)
Послушайте приветствие: ?Дорогой первоклассник, здравствуй!?
– Как вы поняли, к кому это обращение? (К нам.) Ко всем вместе или к каждому в отдельности? (К каждому, потому что сказано не первоклассники, а первоклассник.)
– А кто это обращается? Хором прочитаем подпись. (Авторы.)
Вы читаете первый абзац и спрашиваете: ?Будем смотреть фамилии авторов? А имена??
– Что авторы предлагают сделать? (Прочитать, как называется книга.)
– Давайте выполним этот совет авторов. (Хором читается название: ?Русский язык. К тайнам нашего языка?.)
– А какого это – нашего? Вы уже прочитали подсказку. Найдите её и ещё раз хором прочитайте так, как написано. (?Русский язык?)
– Не кажется ли вам, что уже на обложке есть какая-то тайна? Есть что-то, что вас удивляет, что вам непонятно? (Есть. Это карточки. Справа – понятно, это буквы. Можно даже сложить слово «мяч». А слева на карточках что-то непонятное.)
– Ну вот видите, это один из секретов, который нам скоро предстоит открыть. Но продолжим читать то, что вам написали авторы.
Пусть ребята вслух прочитают ещё одно предложение:
?На страницах учебника.?. Проверим сказанное. Предложите перевернуть страницу, ещё 2–3.
– Встречается ли этот мальчик? Кто же он? Самостоятельно прочитайте одно предложение после рисунка и скажите, как мальчика зовут. (Антон.)
Далее Вы дочитываете абзац до конца.
– Постараемся выполнить просьбу авторов? (Видимо, первоклассники ответят согласием.) А по какому слову вы узнали, что это просьба? (По слову пожалуйста.)
– Прочитаем хором два следующих предложения. (Когда ребята дойдут до изображения второго персонажа, снова до-
говорите:. с мальчиком.)
– А хотите сразу открыть секрет и узнать, кто это? Тогда аккуратно перелистывайте страницы, пока не встретитесь с этим мальчиком. (Он впервые встречается на с. 31.)
– Рядом с его изображением жирным шрифтом написано, кто он. Найдите эти слова и каждый сам шёпотом прочитайте их. (?Мальчик-иностранец?.)
– Что же вы о нём узнали? Что значит слово иностранец?
(Уточните детские объяснения: это человек, который живет в иной, другой, стране. Когда мы дойдем до этой страницы учебника, то познакомимся с мальчиком поближе.)
Не встретили ли они на одной из страниц (с. 7) изображений персонажей, знакомых с букваря. (Это учёный и художник. Учёный нарисован и на обложке учебника.)
– А теперь я прочитаю, что каждому из Вас авторы желают. (Прочитывается пожелание и подпись.)
– Может быть, кто-то догадается, как можно назвать то, что авторы написали каждому из Вас? (Письмо.)
– Вернитесь к обложке и ещё раз хором прочитайте полное название учебника. (Русский язык. К тайнам нашего языка).
– Как Вы думаете, что мы будем делать, занимаясь по этому учебнику? (Читать. Писать. Узнавать о русском языке. Открывать тайны русского языка.)
IV этап.
Закрепление
Откройте тетради, запишем число, классная работа.
– Давайте и в тетради на первой странице по центру красиво напишем такой же заголовок, как в учебнике. Напишем вторую часть названия. Но сначала скажите, как Вы будете действовать, чтобы не допустить ни одной ошибки? (По правилам списывания.)
К тайнам нашего языка - на доске.
При выполнении второй операции (отметить ?опасные места?) пусть каждому ряду достанется по одной части заголовка (первому достанется два слова: к тайнам), в которой кто-то из ребят (под контролем своего ряда) отметит все
?опасные места?. Запись приобретёт такой вид:
К _та´йнам_на´шего_языка´
Обязательно привлеките внимание детей к ?опасному месту?, которое по правилам не должно быть таким, – к букве г в слове нашего. Скажите, что здесь скрыт один из секретов русского языка, а для невнимательных таится ловушка, в которую легко попасть. Почему одни ?опасные места? подчёркнуты, а другие отмечены точкой. (В одних случаях правила известны, а в других – нет.)
После прочитывания заголовка орфографически (как написано) Вы закрываете запись на доске. Первоклассники пишут её под самодиктовку. Затем Вы открываете строку для проверки.
Вернёмся к уроку. Предложите первоклассникам заглянуть в конец книги (с. 138).
– Кто прочитает название, которое дано в красной рамке? (?Как списывать____________?1 Памятка 1.?)
Что значит слово памятка, обратите внимание к её номеру, к маленькой цифре 1, стоящей справа от слова. Такая цифра около слова им часто будет встречаться в учебнике и напоминать: действуй так, как советует памятка 1.
– Давайте проверим, правильно ли мы сейчас списывали. Я прочитаю пункты памятки, а вы следите по картинкам и решайте, выполнили мы это действие или нет. (После каждого пункта ребята отвечают ?да? или ?нет?. Пункты памятки можно читать хором, обсуждая, что главное показано на рисунках1.)
– Есть ли такие действия, которые мы не очень хорошо (полно) выполнили? (Наверное, такими окажутся действия проверки.)
– Вместе выполним их ещё раз, потому что проверка того, что написано, – это очень важно. (Дети читают свою запись, выполняя первое действие проверки: решают, все ли звуки верно обозначены.)
– Выполнили первое действие проверки? (Да.) Поставьте на той же строке на полях знак +. Как вы думаете, что он будет обозначать? (Действие выполнено.)
– Выполните второе действие проверки – сверьте ?опасные места?: все ли отмечены, верны ли буквы?
– Выполнили? (Да.) Как это покажете? (Рядом с первым плюсом поставим ещё один.)
– А какие известные нам ?опасные места? в сделанной записи не встретились? Ответить на этот вопрос поможет самая последняя таблица в учебнике – на внутренней стороне обложки. Посмотрите её. Какие же ?опасные места? были в
нашей записи? А каких не было? (Парных согласных на конце слов и перед другими парными, сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, больших букв в именах.)
– Вот мы и начали с вами учиться русскому языку по учебнику ?К тайнам нашего языка?. Откройте ещё одну страничку этого учебника (4). Как она называется? (Наши обозначения.) Как вы думаете, чьи это – наши? (Авторы придумали эти обозначения, а мы ими будем пользоваться. Поэтому они теперь наши общие.)
– Что вы видите на этой странице? (Пусть ребята просто перечислят то, что привлечёт их внимание: рамки разных цветов, красный восклицательный знак, голубая стрелка, флажок. О некоторых знаках скажите, что они означают, или
прочитайте вместе с детьми. Показав ?особую тетрадь?, к которой иногда будет отсылать учебник, познакомив с имеющимся в ней обращением авторов, попросите рассмотреть значок этой тетради и найти его на страницах учебника, например, на с. 13, 17.)
– Этими знаками-подсказками мы постепенно научимся пользоваться. Их специально запоминать не нужно. Просто, если захотите, дома ещё раз прочитайте, что каждый знак обозначает. А потом перелистайте учебник и проверьте, встречаются ли знаки.
Vэтап.
Рефлексия (итог урока + оценка деятельности)
- Вот и подошёл к концу наш первый урок русского языка. Понравился ли он вам? Что вы расскажете о нём дома?
Оцените свою работу на уроке.