Конспект урока по русскому языку "Тире в бессоюзном сложном предложении"
Конспект урока по русскому языку "Тире в бессоюзном сложном предложении"
Конспект урока по русскому языку в 9 классе по теме "Бессоюзное сложное предложение" направлено на усвоение всеми учащимися особенностей постановки тире в бессоюзном сложном предложении; формирование умений устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, определять интонационные особенности этих предложений и на этой основе правильно выбирать знаки препинания; повторение случаев постановки тире в простом предложении;
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку "Тире в бессоюзном сложном предложении" »
Урок русского языка в 9-м классе "Тире в бессоюзном сложном предложении"
Цели урока:
Образовательные: усвоение всеми учащимися особенностей постановки тире в бессоюзном сложном предложении; формирование умений устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, определять интонационные особенности этих предложений и на этой основе правильно выбирать знаки препинания; повторение случаев постановки тире в простом предложении;
Развивающие: формировать у детей положительную мотивацию и готовность к восприятию нового материала; развитие умений сопоставлять изученный материал с новым, обобщать, систематизировать; развитие творческих способностей, навыков сотрудничества.
Воспитательные: воспитание уважения к уроку и предмету в целом; воспитание взаимоуважения.
Оборудование урока:
экран,
ноутбук,
проектор,
CD диск с презентацией по теме урока,
индивидуальные карточки с выполненным домашним заданием,
плакаты,
выполненные дома группами учеников для объяснения нового материала,
тетради,
учебник “Русский язык. 9 класс” (авторы А.З.Шакирова.) – Казань, “Магариф”,2006.
Ход урока
1.Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
- А сейчас давайте вспомним тему, которую мы изучили на предыдущем уроке.
(Постановка двоеточия в бессоюзном сложном предложении).
- Ребята, в каких случаях ставится двоеточие в бессоюзном сложном предложении?
(Дети отвечают).
- Каждый из вас выполнял домашнюю работу на карточке, давайте проверим.
Карточка с домашним заданием (знаки не проставлены):
Я доверяю любящим они великодушны.
Предметы потеряли свою форму всё сливалось сначала в серую, потом в тёмную массу.
Я знаю в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь.
Я смотрю на часы мы точно выполняем расчёты штурмана.
Мир строит война разрушает.
Однако пора спать уже без четверти шесть.
Погода была ужасная мокрый снег падал хлопьями.
- Прочитайте предложения, где двоеточие ставится потому, что вторая часть имеет значение причины; затем предложения, где вторая часть имеет значение пояснения; и предложения, в которых вторая часть имеет значение изъяснения.
(Дети отвечают).
- Ребята, какое предложение вызвало затруднения?
(Мир строит – война разрушает).
- Верно, это предложение лишнее, в нём нельзя поставить двоеточие. Оно относится к теме сегодняшнего урока. Открываем тетради,записываем число и тему урока.
- Кто попробует сформулировать цель нашего урока?
(Ученики отвечают).
3. Повторение темы “Постановка тире в простом предложении”.
- Ребята, какую тему следует повторить, прежде чем перейти к новой?
(Постановка тире в простом предложении).
-Я обращаю ваше внимание на экран: читаем предложение, объясняем правило.
(Слайд №2 в презентации):
Человеком стать – большое искусство. (Новалис)
Доброта – язык, на котором немые могут говорить и который глухие могут слышать. (К.Боуви)
“Сказка – воплощённая в поэтической форме мечта человека о прекрасном”, - утверждал К.Паустовский.
Небольшая вежливость делает жизнь приятной, большая – облагораживает её. (К.Боуви)
Жить – Родине служить.
Ни праздник, ни воскресную прогулку – ничего нельзя откладывать.
- Итак, применяя правило постановки тире, в первую очередь определяем структуру предложения.
4. Объяснение нового материала.
- Сегодня у нас не совсем обычный урок. Вы,ребята, выступите в роли учителя, объясняющего классу новую тему. Для этого вы самостоятельно изучали параграф учебника, объединившись в группы. Каждая группа представляет одно положение правила.
( Ученики каждой группы выходят к доске и объясняют тему, используя подготовленные плакаты, выполненные в виде таблицы, опорного конспекта, схемы. Примеры для подтверждения теории и затем для закрепления материала учащиеся выбирали из разных источников: сборника текстов для изложений, художественной литературы, справочника Д.Розенталя ).
1 группа: В бессоюзном сложном предложении ставится тире, когда первая часть имеет значение времени или условия. Например:Наконец, пробила слеза – мы очнулись. Примеры выбирали из сборника текстов для проведения экзамена по русскому языку за курс основной школы.
2 группа: В бессоюзном сложном предложении ставится тире, если вторая часть имеет значение следствия, результата. Например:Говорят, нынче новая эра – устарели отцы для примера. Примеры взяли из произведений писателей .
3 группа: В бессоюзном сложном предложении ставится тире, если содержание первой части противопоставляется содержанию второй части, например: Труд человека кормит –лень портит. В качестве примеров использовали пословицы и поговорки.
4 группа: Тире также ставится,если в бессоюзном сложном предложении выражена быстрая смена событий. Например: Сыр выпал – с ним была плутовка такова. Кроме того, мы поработали со справочником Д.Розенталя и хотим добавить ещё один пункт: Тире ставится, когда содержание второй части сравнивается с содержанием первой части, например: Молвит слово– соловей поёт. Примеры искали в художественной литературе.
- Ребята, я обобщу сказанное вами. Внимание на экран.
(Учитель работает со слайдом №3 “Тире в БСП”).
- Итак, тире в бессоюзном сложном предложении ставится, когда первая часть имеет значение времени или условия. Скажите, каким сложным предложениям синонимичны бессоюзные предложения в данном случае?
(Такие БСП синонимичны СПП с придаточными времени или условия).
- Тире в бессоюзном сложном предложении ставится, когда вторая часть имеет значение следствия, результата. В этом случае они синонимичны…?
(В этом случае они синонимичны СПП с придаточными следствия).
- Тире в БСП ставится, если вторая часть имеет значение сравнения. Такие БСП синонимичны…?
(Такие БСП синонимичны СПП с придаточными сравнения).
- Тире ставится, если в предложении есть противопоставление. Они синонимичны…?
(Они синонимичны ССП с противительными союзами).
- В БСП ставится тире, если в предложении выражена быстрая смена событий.
- Давайте вернёмся к предложению из домашней работы и объясним постановку тире в нём.
Слайд №4: Если в БСП содержание первого предложения сравнивается с содержанием второго,то между ними ставится:
Запятая
Точка с запятой
Двоеточие
Тире
Точка;
Слайд №5: Узнаешь меня – перестанешь бояться.
Время
Следствие
Условие
Противопоставление
Быстрая смена событий;
Слайд №6: Если в БСП первое предложение указывает на время действия того, о чём говорится во втором предложении, то между ними ставится:
Запятая
Точка с запятой
Двоеточие
Тире
Точка;
Слайд №7: Служить бы рад – прислуживаться тошно.
Время
Следствие
Условие
Противопоставление
Быстрая смена событий;
Слайд №8: Если в БСП второе предложение указывает на причину того, о чём говорится в первом, между ними ставится:
Запятая
Точка с запятой
Двоеточие
Тире
Точка.
Каждая группа подобрала примеры для закрепления материала: учащиеся диктуют предложения классу, класс объясняет.
6. Проверочная работа (срез знаний).
Цифровой диктант.
У каждого ученика карточка с таблицей,которую нужно заполнить.
Условие / время
Следствие, результат
Противопоставление
Быстрая смена событий
Сравнение
Учитель диктует предложения, ученики вписывают в таблицу только номера предложений.
Делаю добро – чувствую себя хорошо. Поступаю плохо – чувствую себя плохо.
Наблюдайте за вашим телом – ум будет работать правильно.
Хочешь добиться уважения – начинай с себя.
Хочешь преуспеть – догоняй тех, кто впереди.
Сыр выпал – с ним была плутовка такова.
Идёт – лебёдушка плывёт.
Распахнули окна – запах сосен вступил на веранду.
Лето припасает – зима поедает.
Совесть потеряешь – другой не купишь.
Посмотрит – рублём подарит.
- Обменяйтесь карточками в парах, проверьте работу одноклассника.
- А теперь смотрим на экран, сверяем с правильными ответами (слайд №9).
7. Самостоятельная работа.
Расстановка знаков препинания в БСП из теста ЕГЭ (слайд № 10, знаки не проставлены):
Сильный ветер внезапно загудел в вышине деревья забушевали крупные капли дождя резко застучали и зашлёпали по листьям сверкнула молния гроза разразилась.
- Самопроверка (слайд №11).
8. Сообщение заранее подготовленной ученицы“Частотность употребления двоеточия и тире в современной печати и в художественной литературе”.
Я просмотрела несколько газет, журналов с целью сравнить употребление двоеточия и тире. Как выяснилось, чаще отдаётся предпочтение тире, чем двоеточию. Ту же картину я увидела. Читая произведения художественной литературы,особенно стихотворения. Вероятно, это объясняется тем, что тире требует длительной паузы, а это помогает пишущему привлечь внимание читателя, сделать акцент на важных вопросах,противопоставить явления. В процентном соотношении получилось приблизительно так: 70% -постановка тире, 30% - постановка двоеточия (слайд№12). Так что можно сделать вывод, что тире –модный знак сегодня. Тем не менее мы должны в первую очередь ориентироваться на правила,которые изучили.
9. Рефлексия. Итоги урока.
- Ребята, напишите о ваших впечатлениях об уроке в виде синквейна или небольшого эссе. Прочитайте.
(Ученики зачитывают несколько работ).
10. Домашнее задание.
Теория параграфа №17;
Выписать из художественной литературы 5-7 предложений на разные случаи постановки тире в БСП.