Цель урока: формирование универсальных учебных действий на основе изучения лингвистической темы.
?Задачи:
Образовательнаспект:
- научить устанавливать смысловые отношения между частями БСП;
- … выбирать необходимые знаки препинания на основе выявленных смысловых отношений;
- …конструировать БСП с заданными смысловыми отношениями.
Развивающий аспект:
- продолжить развитие речи учащихся через обогащение и усложнение ее словарного запаса; усложнении ее смысловой функции;
- продолжить развитие мышления учащихся (учить анализировать, систематизировать, сравнивать, обобщать, доказывать);
- совершенствовать навыки самостоятельной работы с ЭОР.
Воспитывающий аспект:
- способствовать воспитанию сотрудничества, взаимовыручки, добросовестного отношения к учебному труду;
- способствовать осознанию ценности процесса познания и саморазвития.
Тип урока: урок-сообщение новых знаний
Формы работы учащихся: индивидуальная, в парах, групповая.
Необходимое оборудование: индивидуальные карточки с заданиями, личные карточки ученика для фиксации учебных достижений.
Цель урока: усвоение обучающимися особенностей постановки тире в бессоюзном сложном предложении.
Задачи:
обучающие: формировать умения устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, определять интонационные особенности этих предложений и на этой основе правильно выбирать знаки препинания;
развивающие: формировать у детей положительную мотивацию и готовность к восприятию нового материала; развивать умение сопоставлять изученный материал с новым, обобщать, систематизировать; развивать творческие способности, навыков сотрудничества.
воспитывающие: воспитывать уважение к уроку и предмету в целом; воспитать взаимоуважение.
Оборудование урока: карточки с индивидуальными заданиями, карточка-помощник, иллюстративный материал, доска, учебник.
Предполагаемые результаты:
Умение правильно определять смысловые отношения между частями БСП.
Умение дружно и согласованно работать в группе, паре.
Умение оценивать свои результаты, результаты товарищей
Ход урока
1.Вводно мотивационный
- Приветствие
- Настрой Эпиграф (В ТЕТРАДЬ)
Знание только тогда знание, когда
оно приобретено усилиями своей мысли,
а не памятью.
Л.Н.Толстой.
2.Активизация мыслительной деятельности
Составить предложения, в котором бы все слова начинались на одну букву
3.Актуализация имеющихся знаний
1.Слепая схема
2.Прочитайте предложения, расставьте знаки препинания, объясните свой выбор ЗАПИСЬ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕТРАДЬ. РАБ- пары
1.Море вдали покрылось багрянцем ___ навстречу солнцу поднималось розово-дымчатое облако мягких очертаний (М.Г.)
2.Самовоспитание – великое дело ___ им решается участь человека.(Белинский В.Г.)
3.Я выглянул из кибитки ___ все было мрак и вихрь (Пушкин А.С.)
4.Недаром говорится __ дело мастера боится
5.Замела метель дорожки __ пробираться нелегко.
6.Добрым быть_ добрым слыть.
4.Целеполагание
Карта знаний
Содержание материала
знаю
Хочу узнать
узнал
Устанавливать смысловые отношения между частями БСП
Обосновывать постановку запятой в БСП
Обосновывать постановку точки с запятой в БСП
Обосновывать постановку двоеточия в БСП
Обосновывать постановку тире в БСП
5.Формулировка задач на урок
Как вы думаете, какова будет цель нашего урока?
Обоснуйте ответ:
Чему мы будем учиться на уроке?
Проговорите в парах каждый свою цель.
В парах продолжают фразы, написанные на обратной стороне доски:
Я хочу
- узнать, что…
- узнать, какие…
- понять, где…
научиться
- находить…,
- составлять…,
- обозначать…
Озвучьте свою цель. Несколько обучающихся произносят вслух свою цель.
6. Изучение темы
- Повторение темы «Постановка тире в простом предложении».
- Ребята, какую тему следует повторить, прежде чем перейти к новой?
(Постановка тире в простом предложении).
-Я обращаю ваше внимание на экран: читаем предложение, объясняем правило.
Человеком стать – большое искусство. (Новалис)
Доброта – язык, на котором немые могут говорить и который глухие могут слышать. (К.Боуви)
«Сказка – воплощённая в поэтической форме мечта человека о прекрасном», - утверждал К.Паустовский.
Небольшая вежливость делает жизнь приятной, большая – облагораживает её. (К.Боуви)
Жить – Родине служить.
Ни праздник, ни воскресную прогулку – ничего нельзя откладывать.
(Дети работают устно).
- Ребята, прокомментируйте понравившееся вам высказывание.
- Итак, применяя правило постановки тире, в первую очередь определяем структуру предложения. (ОДНО В ТЕТРАДЬ)
7.Анализ предложений Задание 3
1.Не спеши языком __ торопись делом. (пословица)
2.Сделал доброе дело __ сердце радостью наполнилось. (пословица)
3.Сыр выпал __ с ним была плутовка такова. (Крылов И.А.)
4.Посеешь добрый характер __ пожнешь добрую судьбу. (пословица)
5.Слово молвит __ соловей поет. (пословица)
6. Настанет вечер ___ загорятся в небе звезды.
1. Подчеркните грамматические основы.
2. Обозначьте границы простых предложений в составе сложного, составьте схемы предложений.
3. Определите смысловые отношения между частями БСП, при необходимости используйте союзы.
-заполнение таблицы
Пунктуационный знак
Значение
Номер предложения
Как проверить?
Тире
а) Противопоставление
Союзы а, но и др.
б) время
Союзы когда если
в) условие
Союзы если
г) следствие
Союз так что
д) быстрая смена событий
Союз и
е)сравнение
Словно, будто
Проверьте свои выводы по учебнику (параграфы 34, 35; стр. 182,185).
8.Формирование новых групп
-обсуждение результатов предыдущей работы
-составление кластера плюс примеры
-защита
9.Стратегия Встреча (УСТНО) Задание 4. Вопросы в паре
Задание 5. ( В РАБОЧЕМ ЛИСТЕ)
Какие смысловые отношения выражаются знаком тире в этих БСП?
1.Я был готов любить весь мир - меня никто не понял.
2.Он не размахивал руками - верный признак некоторой скрытости характера.
3.Я повторил приглашение – он ничего не отвечал.
4.Вдали вилась пыль – Азамат скакал на лихом Карагёзе.
5.Попробовал идти пешком – ноги подкосились.
6.Выстрел раздался – дым наполнил комнату.
7.Горное озеро сверкает на солнце – переливается всеми цветами радуги волшебный кристалл.
8.Туман рассеялся – вершины вновь засверкали на солнце.
- Из какого произведения эти предложения
Задание 6 ( В ТЕТРАДЬ)
А)Придумать начало или конец следующих бессоюзных предложений (на доске написано заранее)
Научишься видеть человека в другом ______________ (ответ: станешь сам человеком)
____________поймешь человека.(ответ: сумеешь поставить себя в его положение)
___________останешься жить в памяти народа. (ответ: послужишь Родине)
Б)Восстановите пословицы, части которых здесь соединены неверно.
1.Ремесло не коромысло: не научишься.
2. Хорош садовник – соберёшь хлеба на грош.
3. Не помучишься, не посеешь – не взойдут.
4. Не удобришь рожь – плечо не оттянет.
5. Бобы не грибы, хорош и крыжовник.
-взаимопроверка взаимооценка
10. Подведение итогов
-заполнение карты знаний
-рефлексия
А) 3-2-1
Б)Дополнить предложения
Я научился
Я постарался
Мне понравилось
Мне было трудно
Мне было интересно
-оценки
11.Д\З
1. параграфы 34-35, схему в словаре дополнить
Задание первого уровня сложности: упражнение № 193
Задание второго уровня сложности: упражнение 194
Задание 3 уровня сложности упр.195
Упр 196 по желанию
Просмотр содержимого документа
«Рабочий лист»
Рабочий лист ___________________________________________
1 задание.Определите случаи постановки двоеточия в БСП. Прочитайте предложения, расставьте знаки препинания, объясните свой выбор.
1.Море вдали покрылось багрянцем ___ навстречу солнцу поднималось розово-дымчатое облако мягких очертаний (М.Г.)
2.Самовоспитание – великое дело ___ им решается участь человека.(Белинский В.Г.)
3.Я выглянул из кибитки ___ все было мрак и вихрь (Пушкин А.С.)
4.Недаром говорится __ дело мастера боится
5.Замела метель дорожки __ пробираться нелегко.
6.Добрым быть_ добрым слыть.
2 задание: Проанализируйте предложения, объясните постановку тире.
Человеком стать – большое искусство. (Новалис)
Доброта – язык, на котором немые могут говорить и который глухие могут слышать. (К.Боуви)
«Сказка – воплощённая в поэтической форме мечта человека о прекрасном», - утверждал К.Паустовский.
Небольшая вежливость делает жизнь приятной, большая – облагораживает её. (К.Боуви)
Жить – Родине служить.
Ни праздник, ни воскресную прогулку – ничего нельзя откладывать.
- Прокомментируйте понравившееся вам высказывание, запишите его в тетрадь
3 задание. Проанализируйте предложения
1. Подчеркните грамматические основы.
2. Обозначьте границы простых предложений в составе сложного, составьте схемы предложений.
3. Определите смысловые отношения между частями БСП, при необходимости используйте союзы.
-заполнение таблицы
1.Не спеши языком __ торопись делом. (пословица)
2.Сделал доброе дело __ сердце радостью наполнилось. (пословица)
3.Сыр выпал __ с ним была плутовка такова. (Крылов И.А.)
4.Посеешь добрый характер __ пожнешь добрую судьбу. (пословица)
5.Слово молвит __ соловей поет. (пословица)
6. Настанет вечер ___ загорятся в небе звезды.
Пунктуационный знак | Значение | Номер предложения | Как проверить? |
Тире | а) Противопоставление | | Союзы а, но и др. |
б) время | | Союзы когда если |
в) условие | | Союзы если |
г) следствие | | Союз так что |
| д) быстрая смена событий | | Союз и |
| е)сравнение | | Словно, будто |
Проверьте свои выводы по учебнику (параграфы 34, 35; стр. 182,185).
Задание 4. «Встреча»
Задание 5. Какие смысловые отношения выражаются знаком тире в этих БСП?
1.Я был готов любить весь мир - меня никто не понял.
2.Он не размахивал руками - верный признак некоторой скрытости характера.
3.Я повторил приглашение – он ничего не отвечал.
4.Вдали вилась пыль – Азамат скакал на лихом Карагёзе.
5.Попробовал идти пешком – ноги подкосились.
6.Выстрел раздался – дым наполнил комнату.
7.Горное озеро сверкает на солнце – переливается всеми цветами радуги волшебный кристалл.
8.Туман рассеялся – вершины вновь засверкали на солнце.
- Из какого произведения эти предложения
Результаты мыслительных операций по предложенному заданию оформите в таблице
Быстрая смена событий | сравнение | условие | время | следствие | противопоставление |
Необходимый знак препинания |
| | | | | |
Номер предложения |
| | | | | |
Индивидуальные задания:Задание 6 Выполняется в тетради
А)Придумать начало или конец следующих бессоюзных предложений (на доске написано заранее)
Научишься видеть человека в другом ______________
____________поймешь человека.
___________останешься жить в памяти народа.
Б) Восстановите пословицы, части которых здесь соединены неверно.Определите отношение простых предложений в БСП
1.Ремесло не коромысло: не научишься.
2. Хорош садовник – соберёшь хлеба на грош.
3. Не помучишься, не посеешь – не взойдут.
4. Не удобришь рожь – плечо не оттянет.
5. Бобы не грибы, хорош и крыжовник.
Взаимопроверка , взаимооценка
4. Итог урока. Оценка собственной деятельности на уроке
Твои достижения на уроке
Твоя деятельность на уроке | Какие ЗУН пригодились | Каких умений недостаёт | Оценка своей деятельности на уроке |
| | | |
Просмотр содержимого документа
«коспект урока 9 класс БСП»
Слепая схема
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Тема урока: Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Тире в БСП.
| ФИО (полностью) | Баум Ирина Анатольевна |
| Место работы | КГУ Фурмановская средняя школа |
| Должность | Учитель русского языка и литературы |
| Предмет | Русский язык |
| Класс | 9 |
| Тема и номер урока в теме | Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Тире в БСП. |
| Базовый учебник | Русский язык. 9 класс: учеб. для общеобразовательных школ. [ И.О.Серикпаева А.М.Сапарбаева, А.Ж. Белбеуова]. – Астана ; « Арман-ПВ»; 2013. |
Цель урока: формирование универсальных учебных действий на основе изучения лингвистической темы.
Задачи:
Образовательный аспект:
- научить устанавливать смысловые отношения между частями БСП;
- … выбирать необходимые знаки препинания на основе выявленных смысловых отношений;
- …конструировать БСП с заданными смысловыми отношениями.
Развивающий аспект:
- продолжить развитие речи учащихся через обогащение и усложнение ее словарного запаса; усложнении ее смысловой функции;
- продолжить развитие мышления учащихся (учить анализировать, систематизировать, сравнивать, обобщать, доказывать);
- совершенствовать навыки самостоятельной работы с ЭОР.
Воспитывающий аспект:
- способствовать воспитанию сотрудничества, взаимовыручки, добросовестного отношения к учебному труду;
- способствовать осознанию ценности процесса познания и саморазвития.
Тип урока: урок-сообщение новых знаний
Формы работы учащихся: индивидуальная, в парах, групповая.
Необходимое техническое оборудование: индивидуальные карточки с заданиями, личные карточки ученика для фиксации учебных достижений.
Цель урока: усвоение обучающимися особенностей постановки тире в бессоюзном сложном предложении.
Задачи:
обучающие: формировать умения устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, определять интонационные особенности этих предложений и на этой основе правильно выбирать знаки препинания;
развивающие: формировать у детей положительную мотивацию и готовность к восприятию нового материала; развивать умение сопоставлять изученный материал с новым, обобщать, систематизировать; развивать творческие способности, навыков сотрудничества.
воспитывающие: воспитывать уважение к уроку и предмету в целом; воспитать взаимоуважение.
Оборудование урока: карточки с индивидуальными заданиями, карточка-помощник, иллюстративный материал, доска, учебник.
Предполагаемые результаты:
Умение правильно определять смысловые отношения между частями БСП.
Умение дружно и согласованно работать в группе, паре.
Умение оценивать свои результаты, результаты товарищей
Ход урока
1.Вводно мотивационный
- Приветствие
- Настрой Эпиграф (В ТЕТРАДЬ)
Знание только тогда знание, когда
оно приобретено усилиями своей мысли,
а не памятью.
Л.Н.Толстой.
2.Активизация мыслительной деятельности
Составить предложения, в котором бы все слова начинались на одну букву
3.Актуализация имеющихся знаний
1.Слепая схема
2.Прочитайте предложения, расставьте знаки препинания, объясните свой выбор
ЗАПИСЬ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕТРАДЬ.
Работа в парах, взаимопроверка.
1.Море вдали покрылось багрянцем ___ навстречу солнцу поднималось розово-дымчатое облако мягких очертаний (М.Г.)
2.Самовоспитание – великое дело ___ им решается участь человека.(Белинский В.Г.)
3.Я выглянул из кибитки ___ все было мрак и вихрь (Пушкин А.С.)
4.Недаром говорится __ дело мастера боится
5.Замела метель дорожки __ пробираться нелегко.
6.Добрым быть_ добрым слыть.
4.Целеполагание
Карта знаний
| Содержание материала | знаю | Хочу узнать | узнал |
| Устанавливать смысловые отношения между частями БСП | | | |
| Обосновывать постановку запятой в БСП | | | |
| Обосновывать постановку точки с запятой в БСП | | | |
| Обосновывать постановку двоеточия в БСП | | | |
| Обосновывать постановку тире в БСП | | | |
5.Формулировка задач на урок
Как вы думаете, какова будет цель нашего урока?
Обоснуйте ответ:
Чему мы будем учиться на уроке?
Проговорите в парах каждый свою цель.
В парах продолжают фразы, написанные на обратной стороне доски:
Я хочу
- узнать, что…
- узнать, какие…
- понять, где…
научиться
- находить…,
- составлять…,
- обозначать…
Озвучьте свою цель. Несколько обучающихся произносят вслух свою цель.
6. Изучение темы
- Повторение темы «Постановка тире в простом предложении».
- Ребята, какую тему следует повторить, прежде чем перейти к новой?
(Постановка тире в простом предложении).
-Я обращаю ваше внимание на экран: читаем предложение, объясняем правило.
Человеком стать – большое искусство. (Новалис)
Доброта – язык, на котором немые могут говорить и который глухие могут слышать. (К.Боуви)
«Сказка – воплощённая в поэтической форме мечта человека о прекрасном», - утверждал К.Паустовский.
Небольшая вежливость делает жизнь приятной, большая – облагораживает её. (К.Боуви)
Жить – Родине служить.
Ни праздник, ни воскресную прогулку – ничего нельзя откладывать.
(Дети работают устно).
- Ребята, прокомментируйте понравившееся вам высказывание.
- Итак, применяя правило постановки тире, в первую очередь определяем структуру предложения. (ОДНО В ТЕТРАДЬ)
7.Анализ предложений Задание 3
1.Не спеши языком __ торопись делом. (пословица)
2.Сделал доброе дело __ сердце радостью наполнилось. (пословица)
3.Сыр выпал __ с ним была плутовка такова. (Крылов И.А.)
4.Посеешь добрый характер __ пожнешь добрую судьбу. (пословица)
5.Слово молвит __ соловей поет. (пословица)
6. Настанет вечер ___ загорятся в небе звезды.
1. Подчеркните грамматические основы.
2. Обозначьте границы простых предложений в составе сложного, составьте схемы предложений.
3. Определите смысловые отношения между частями БСП, при необходимости используйте союзы.
-заполнение таблицы
Пунктуационный знак | Значение | Номер предложения | Как проверить? |
Тире | а) Противопоставление | | Союзы а, но и др. |
б) время | | Союзы когда если |
в) условие | | Союзы если |
г) следствие | | Союз так что |
| д) быстрая смена событий | | Союз и |
| е)сравнение | | Словно, будто |
Проверьте свои выводы по учебнику (параграфы 34, 35; стр. 182,185).
8.Формирование новых групп
-обсуждение результатов предыдущей работы
-составление кластера плюс примеры
-защита
9.Стратегия Встреча (УСТНО) Задание 4. Вопросы в паре
Задание 5. ( В РАБОЧЕМ ЛИСТЕ)
Какие смысловые отношения выражаются знаком тире в этих БСП?
1.Я был готов любить весь мир - меня никто не понял.
2.Он не размахивал руками - верный признак некоторой скрытости характера.
3.Я повторил приглашение – он ничего не отвечал.
4.Вдали вилась пыль – Азамат скакал на лихом Карагёзе.
5.Попробовал идти пешком – ноги подкосились.
6.Выстрел раздался – дым наполнил комнату.
7.Горное озеро сверкает на солнце – переливается всеми цветами радуги волшебный кристалл.
8.Туман рассеялся – вершины вновь засверкали на солнце.
- Из какого произведения эти предложения
Задание 6 ( В ТЕТРАДЬ)
А)Придумать начало или конец следующих бессоюзных предложений (на доске написано заранее)
Научишься видеть человека в другом ______________ (ответ: станешь сам человеком)
____________поймешь человека.(ответ: сумеешь поставить себя в его положение)
___________останешься жить в памяти народа. (ответ: послужишь Родине)
Б)Восстановите пословицы, части которых здесь соединены неверно.
1.Ремесло не коромысло: не научишься.
2. Хорош садовник – соберёшь хлеба на грош.
3. Не помучишься, не посеешь – не взойдут.
4. Не удобришь рожь – плечо не оттянет.
5. Бобы не грибы, хорош и крыжовник.
-взаимопроверка взаимооценка
10. Подведение итогов
-заполнение карты знаний
-рефлексия
А) 3-2-1
Б)Дополнить предложения
Я научился
Я постарался
Мне понравилось
Мне было трудно
Мне было интересно
-оценки
11.Д\З
1. параграфы 34-35, схему в словаре дополнить;
Задание первого уровня сложности: упражнение № 193
Задание второго уровня сложности: упражнение 194
Задание 3 уровня сложности упр.195
Упр 196 по желанию
Просмотр содержимого документа
«мат к уроку»
Карточка 1.
Объясните постановку тире в бессоюзных сложных предложениях.
1.Смелые побеждают - трусливые погибают (посл.).
2. Я умираю – мне не к чему лгать (Т.).
3.Ехал сюда – рожь начинала желтеть. Теперь уезжаю обратно – эту рожь люди едят (Приш.).
4. Я бы в лётчики пошёл – пусть меня научат (Маяк.).
5. Смерти бояться – на свете не жить (посл.).
6. Он гость – ты хозяин.
7. На глаз поверишь – криво отмеришь (М.Г.).
8. Не было никакой возможности уйти незаметно – он вышел открыто, будто идёт во двор (Фад.).
9. Прошла неделя, другая – вдруг въезжает ко мне во двор коляска (П.).
10. Нравится рисовать – рисуй на здоровье, никто не запрещает (Пан.).
Карточка 2.
Объясните постановку тире в бессоюзных сложных предложениях.
Биться в одиночку – жизни не перевернуть (Н.О.).
Дунул ветер – всё вздрогнуло, ожило и засмеялось (М.Г.).
Попробовал бежать – ноги от страха не двигались (Л.Т.).
Ругаться будут – не бойся (Глад.).
Молвит слово – соловей поёт (Л.).
Чин следовал ему – он службу вдруг оставил (Гриб.).
Настанет утро – двинемся в путь.
Солнце дымное встаёт – будет день горячий (Твард.).
Сыр выпал – с ним была плутовка такова (Кр.).
Хвалы приманчивы – как их не пожелать (Кр.).
1.Узнаешь меня – перестанешь бояться.
2. Делаю добро – чувствую себя хорошо. Поступаю плохо – чувствую себя плохо.
3. Наблюдайте за вашим телом – ум будет работать правильно.
4. Хочешь добиться уважения – начинай с себя.
5. Хочешь преуспеть – догоняй тех, кто впереди.
6. Грянул гром – сверкнула молния.
7. Идёт – лебёдушка плывёт.
8. Распахнули окна – запах сосен вступил на веранду.
9. Лето припасает – зима поедает.
10. Посмотрит – рублём подарит