конспект урока по русскому языку тема "Устаревшие слова"
Конспект урока по русскому языку тема "Устаревшие слова"
Конспект урока по русскому языку УОНЗ, класс 2 в соответствии с ФГОС.
Основные цели урока.
Ввести понятие устаревшие слова.
Развивающая: развивать личность ученика на основе формирования умения учиться.
Образовательная: создать условия для знакомства учащихся с устаревшими словами.
Воспитательная: воспитывать интерес и любовь к русскому языку.
Задачи урока.
1)Наблюдать за словами, вышедшими из употребления, устанавливать причины, по которым слова выходят из употребления (исчезновение предметов, явлений, замена синонимами).
2)Ввести понятие устаревшие слова.
3) Наблюдать за значением устаревших слов.
4)Развивать речь учащихся, расширять словарный запас.
5)Формировать умение работать со словарём.
Надеюсь, что кому то из коллег он окажется полезным.! УМК "Начальная школа 21 век".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«конспект урока по русскому языку тема "Устаревшие слова" »
Тип урока. Урок открытия новых знаний.
Учитель Жумалиева Венера Юрьевна
Тема. Устаревшие слова. Формирование УУД. Предметные. Наблюдать за словами, вышедшими из употребления, устанавливать причины, по которым слова выходят из употребления (исчезновение предметов, явлений, замена синонимами). Наблюдать за значением устаревших слов.
Метапредметные.
познавательные – оценивать свои достижения, отвечать на вопросы, соотносить изученные понятия с примерами;
коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение, пользоваться учебником;
регулятивные – овладевать способностью понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять.
Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях
Оборудование. Учебник «Русский язык» , 2 класс, авт. С.В.Иванов, «Толковый словарь живого великорусского языка». В.И. Даль, карточки с заданием для самостоятельной работы, работы в парах и группах.
Основные цели урока. Ввести понятие устаревшие слова.
Развивающая: развивать личность ученика на основе формирования умения учиться.
Образовательная: создать условия для знакомства учащихся с устаревшими словами.
Воспитательная: воспитывать интерес и любовь к русскому языку.
Задачи урока.
1)Наблюдать за словами, вышедшими из употребления, устанавливать причины, по которым слова выходят из употребления (исчезновение предметов, явлений, замена синонимами).
2)Ввести понятие устаревшие слова.
3) Наблюдать за значением устаревших слов.
4)Развивать речь учащихся, расширять словарный запас.
5)Формировать умение работать со словарём.
Ход урока
1.Организационный момент. Эмоциональный настрой. Проверка готовности к уроку. - Улыбнитесь друг другу. Пожелайте успеха. Подарите и мне свои улыбки. Спасибо. Садитесь.
- Проверяем готовность к уроку.
- Дневник, учебник, тетрадь справа, пенал. Слева – раздаточный
материал.
3 волшебных слова – А –активность, В –внимание, С – старание.
2. Актуализация знаний. Повторение полученных знаний по теме «Лексика»
Язык – и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно-
В огромном море – море слов-
Купаться ежечасно. А.Шибаев.
Фронтальная работа.
- Ну что же, мои друзья, сегодня мы вновь отправляемся в путешествие по морю слов. А в каком разделе русского языка мы можем совершить это путешествие? ( Лексика.)
-Что изучает Лексика? (Слово и его лексическое значение.)
- На каких островах мы уже побывали, с какими группами слов познакомились? (Многозначные слова ,слова Синонимы, слова Антонимы, слова Омонимы ,Заимствованные слова )
Взаимный опрос. ( Приложение 1.) Работа в парах.
-Похвалите товарища или дайте совет. -Поднимите руки, кого похвалили? - Молодцы! Вы уже знаете многие группы слов из раздела Лексика, а вот интересно, сможете вы их найти в тексте? Давайте проверим.
-Прочитайте текст.
Мартовский свет ворвался в тёмную комнату. Он, как фокусник, в одно мгновение преобразил всё вокруг. Комната засверкала, засияла, заблестела. Даже огромный ларь, стоящий в углу, уже не казался таким мрачным.
-О чём говорится в тексе? Что главное мы понимаем из текста?
-Попробуйте найти многозначное слово. (Это слово свет). Докажите. (Это может быть свет солнца, свет лампы) .
-А есть ли другое значение у слова свет? (Мир, вселенная.)
-Какое значение имеет слово свет в тексте? ( Солнечный свет). Какое слово нам подсказывает это? (Мартовский).
-Найдите синонимы в тексте. ( Засверкала, засияла, заблестела.)
-Докажите. (Они близкие по значению и отвечают на один и тот же вопрос.)
-Зачем автор вводит в текст несколько синонимов. Что он хочет показать этим? ( Комната преобразилась.)
- Есть ли в тексте заимствованное слово? (Фокусник.)
- Докажите. (Все слова, которые имеют букву «ф», заимствованные).
3.Создание проблемной ситуации. Побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к новой теме.
-Разобрались в тексте или что-то для вас осталось непонятным?
-Почему мы не можем до конца понять этот текст? (Есть непонятное слово-ларь.)
- А, может быть, кто-то знает, что такое ларь? (Предположения детей.)
-Что делать в том случае, если мы не знаем значения слова или сомневаемся? (Прочитать значение этого слова в словаре.)
Чтение статьив словаре учебника.
Ларь (устаревшее) – большой деревянный ящик для хранения чего-нибудь. Мучной ларь.
- В ларях хранили муку, зерно, овощи.
-Можете теперь сказать, почему вы затруднялись в значении этого слова?
( Слово устаревшее).
-Да действительно в русском языке есть и такие слова - устаревшие.
-Как вы думаете, надо нам с ними поближе познакомиться? (Да.)
-А зачем? (Для понимания текстов.)
-Чем же мы будем сегодня заниматься на уроке? Какую цель мы поставим? (Познакомиться с устаревшими словами).
- Что мы можем узнать об устаревших словах? (Какие слова называются устаревшими, какое значение в речи они имеют, зачем они нужны.)
-Если мы выясним, что это за слова, мы сможем находить их в тексте? Значит, чему будем учиться? (Находить устаревшие слова и объяснять их значение.)
-Итак, давайте ещё раз прочитаем цели и задачи нашего урока. слайд Цель урока – познакомиться с устаревшими словами.
Выяснить, какие слова называются устаревшими
Учиться находить устаревшие слова и объяснять их значение.
4.Открытие «нового» знания
-Об устаревших словах всё можно прочитать в учебнике. Прочитаем или понаблюдаем сами?
- Хорошо.
-Вернёмся к слову ларь. Из словаря мы узнали, что оно устаревшее. Может быть, само слово «устаревшее» нам уже подскажет что-то?
(Устаревшее – старое, старинное, так говорили в старину).
-А сейчас в повседневной жизни в современном языке мы употребляем это слово? (Нет.)
-Почему? Поднимите руки, у кого дома есть ларь? (Нет такого предмета.)
-Что произошло с предметом? (Он исчез.)
-А что произошло со словом? (Оно устарело.)
- Жизнь людей постоянно меняется. Со временем уходят из обихода какие-то предметы, явления. А слова, которые они обозначали, постепенно забываются, устаревают.
-Можем ли мы теперь сказать, какие слова называются устаревшими.
- Сверимся с учебником?
Чтение правила в учебнике. Стр. 77. 5.Первичное усвоение.
-Для закрепления правила выполним упражнение.
-Прочитайте текст.
Слайд. Четверостишье Пушкина.
Читает учитель.
Снега пушистые взрывая,
Летиткибитка удалая.
Ямщик сидит наоблучке
Втулупе, в красномкушачке.
А.С. Пушкин.
-Смогли вы точно представить ту картину, которую нарисовал Пушкин? (Нет.)
-Почему? (Есть устаревшие слова?)
-Назовите их. (Кибитка, ямщик, облучок, тулуп, кушачок)
Слайд
-Объясните, почему они устаревшие. ( Слова не употребляются в современной речи, потому что нет таких предметов.)
-Посмотрим на эти предметы.
Слайд. Кибитка, облучок.
Кибитка была крытой повозкой, на облучке (передней части) которой находился ямщик, а в самой повозке были места для путешествующих. Кибитка защищала путников от мороза, холодного ветра.
Слайд. Ямщик, тулуп, кушак.
Кто же такой ямщик? Раньше селения, где были станции, назывались ямами (в ед. числе ям), а станции назывались ямскими. От слова ям и образовалось слово ямщик – крестьянин на яму для перевозки почты, грузов, путников на своих лошадях.
Одевался ямщик зимой в тулуп, чтобы в самый сильный мороз ему не было холодно; подпоясывался обязательно красным кушаком (широким матерчатым поясом), а летом ямщик был одет в красную рубаху.
-Как вы думаете, почему в четверостишье Пушкина так много устаревших слов? (Он жил давно, эти слова употреблялись в языке, потому что были эти предметы.)
-Можете ли вы теперь ясно представить картину, которая описана в четверостишии?
-Прочитайте стихотворение ещё раз.
Слайд.
Знакомство со словарём.
Если устаревшие слова уже не употребляются в современной речи, как же мы узнаем их значение? (В словаре.)
-В каком? (Толковом.)
-Верно, можно в толковом.
- А ещё существует замечательный словарь, в котором вы найдёте значение многих устаревших слов. Называется он «Толковый словарь живого великорусского языка», его автор и составитель Владимир Иванович Даль. Демонстрируется словарь В.И.Даля.
Слайд. Портрет Даля.
-Вам знаком этот писатель? ( Мы читали его произведения.)
6. Осознание и осмысление. Работа в группах.
-Ну что же, мы выяснили, какие слова называются устаревшими, учились вместе находить их в тексте.
-Я чувствую, вы можете уже поработать самостоятельно.
- Предлагаю вам задание «Найди четвёртое лишнее».
Кеды, босоножки, лапти, кроссовки.
Пальто, плащ, шуба, кафтан.
Стол, утюг, коромысло, кастрюля.
Нос, рот, очи, уши.
-Работа на карточках. Подчеркните в каждой строчке устаревшее слово.
Самостоятельная работа.
Проверка выполнения задания.
Кеды, босоножки, лапти, кроссовки.
-Что объединяет эти слова? (Обувь.) Какое «лишнее»? (Лапти.) Почему? (Устаревшее.)
-Почему оно устаревшее? (Слово не употребляется в современном языке, потому что не носят такую обувь.)
Пальто, плащ, шуба, кафтан.
-Как можно назвать одним словом? (одежда)
-Какое слово подчеркнули? Почему?
-Что объединяет эти слова? (кухонная утварь)
Стол, утюг, коромысло, кастрюля.
-Какое слово подчеркнули?
- И наконец, ещё одна строчка.
Нос, рот, очи, уши.
-Какое слово устаревшее? (Очи.) Почему? (Не употребляем в речи.)
А что такое очи? (Глаза.)
Постановка проблемы.
-Как же так? Мы выяснили, что устаревшие слова называют предметы, которые исчезли из нашей жизни. А очи – это глаза.
-Значит, очи не устаревшее слово. (Устаревшее. Раньше говорили очи, а теперь - глаза.)
-Верно, есть такие устаревшие слова, которые в современном языке имеют другое название. Как можно назвать слова очи-глаза? ( Синонимы.)
-Назовите подобные пары слов?
- Предлагаю поработать вам с такими словами.
Работа в парах. Задание на карточках.
-Разложите карточки парами: устаревшее слово – современный синоним.
Проверка выполнения задания.
- Поблагодарите друг друга за совместную работу.
-Какие пары слов у вас получились?
Войско – рать
Говорить - молвить
Молодой - младой
Чело – лоб
-Какие слова вы нашли сразу? Почему?
-Есть ли среди данных пар синонимов глаголы, прилагательные?
-Какой вывод можно сделать? (Устаревшие слова могут быть разными частями речи)
Физминутка
-В продолжение этого этапа урока проведём минутку отдыха.
-Как назывались части человеческого тела в глубокую старину?
-Где чаще всего вы можете встретиться с устаревшими словами? (Окружающий мир – история нашей родины. Сказки, пословицы, поговорки русского народа.)
- Хочу предложить вам работу: не только интересную, но и полезную. Я знаю, что вы, как тьюторы первоклассников, хотите прочитать им русские народные сказки. Вам надо подготовиться. Наверное, в сказках будут устаревшие слова.
-Предлагаю составить вам словарь устаревших слов к русской народной сказке «Кривая уточка».
-Руководители групп получают задание в папках.
Работа в группах.
Задание на листочке. (Приложение 4.)
-Прочитайте. В этой части есть одно устаревшее слово. Найдите его.
1) По словарю определите значение этого слова. Подготовьте выразительное чтение словарной статьи ( только главное).
2) (Дополнительно)Попробуйте подобрать к этому устаревшему слову современный синоним.
Выступление докладчиков.
Слайд. Лукошко, сени, прялка.
-Вот и получился словарь.
-Молодцы, вы справились с заданием. А чтобы первоклассникам стало ещё более понятно, дома можно нарисовать предметы, которые обозначают эти слова. Таким образом, вы можете подготовить для них любую сказку. Домашняя работа. С.78 упр3
7.Итог урока. Рефлексия.
-Подведём итоги урока.
-Мне хочется спросить у вас, запомнили, что такое ларь?
-А какие еще устаревшие слова вы узнали?
- Определите свое настроение и состояние. Помогут вам слова на экране.