Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формирование УУД |
1.Организа-ционный этап | Начинается урок, Он пойдет ребятам впрок. Постарайтесь все понять, Будем грамотно писать. На уроке ваши глаза внимательно смотрят и все. .(видят) Ваши уши внимательно слушают и …(слышат) Ваши головы хорошо…(думают) -Ребята, а зачем нам нужно правильно и красиво писать? Для этого подготовим наши пальчики к письму. (Слайд 1) Пальчиковая гимнастика Чтоб красиво нам писать - надо пальчики размять. (рисуют заборчик, заматывают клубочек) Минутка чистописания -Пропишите эти сочетания букв (на доске запись) нн ок ушк ешк ок чн чк | Обучающиеся договаривают слова (видят, слышат, думают) Рисуют в воздухе «заборчик» пальцами рук, наматывают клубочек Обучающиеся прописывают одну строку буквосочетаний | Регулятивные УУД: волевая саморегуляция Личностные УУД: понимать значения знаний для человека и принятие его; формирование желания учиться; положительного отношения к учебной деятельности; Коммуникативные УУД: учет чужой позиции |
2. Актуализация знаний. Словарная работа | -Что это за сочетания букв? (Суффиксы.) -Образуйте новые слова при помощи суффиксов. (Слайд 2,3) Ветер, береза, воротник, газета. А пока вы будете работать, я тихонечко посмотрю, все ли пишут чисто и аккуратно. Молодцы! Справились с работой неплохо! (Слайд 4) -Посмотрите на доску и скажите, с какими буквосочетаниями мы будем знакомиться? -Как они пишутся? -Кто догадался, какая сегодня тема урока? -Чему будем учиться на уроке? . | Суффиксы? (Суффикс-это часть слова, которая стоит после корня и обычно служит для образования новых слов) (Обучающиеся образуют новые слова Ветер-ветерок, береза –березка ,воротник-воротничок, газета- газетка. | Личностные: осознание своих возможностей в учении; способности адекватно судить о причинах своего успеха неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. извлечение необходимой информации из собственного опыта КоммуникативныеУУД: сотрудничество в поиске и сборе информации |
3.Первичное усвоение новых знаний. | 1.Работа по учебнику №33 (с.34-36) -Откройте Обратный словарь на букву Й -Найдите слова на –ный. (с.143)Запишите столбиком пять последних слов. Покажите письменно, от каких слов они образовались? Покажите подробно, как именно образовались прилагательные от основ существительных Пример: успех/+н+ый=успешный (учебник) (Слайд5 ) -Какое правило вы должны помнить? (Слайд 6,7) -Вспомним имена сказочных героинь? -Назовите суффиксы у этих слов? -Теперь выполним Упражнение 34,с.36 ( работа по Обратному словарю) -Какой оттенок придает суффикс -к? -Как пишется буквосочетание –чк? Образец: Собачка задачка речка аптечка собака задача река аптека | Обучающиеся записывают (индивидуально) Пустячный- пустяк; успешный- успех; грешный -грех; потешный- потеха; воздушный- воздух.(листы самооценки) Пустяк- пустячный (чередование {к}{ч},успешный- успех; грешный –грех; потешный-потеха; воздушный-воздух (чередование [ш ]и [х] Убираем окончание, к оставшейся основе добавляем суффикс –н, а затем добавляем окончание Пустяк/+н+ый= пустячный, грех/+н+ ый= грешный, потех/+н+ый = потешный, воздух/+н+ый = воздушный Буквосочетания чн и чк пишутся без мягкого знака Дюмовочка, Курочка Ряба, Снегурочка, Красная Шапочка, Русалочка. Обучающие записывают 5 слов на – чка, Работа парами Уменьшительно-ласкательный. Без мягкого знака. | Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности Коммуникативные УУД: обмен мнениями, слушание друг друга, построение понятных речевых высказываний Познавательные УУД: дополнение и расширение имеющихся знаний и представлений об образовании слов с помощью суффиксов Регулятивные УУД: умение планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей |
4.Физкультминутка | | | Регулятивные УУД: осуществлять пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ |
5. Первичная проверка понимания | (Слайд 9) -Образуйте от этих слов новые слова и выделите изученные орфограммы -На дереве висят, их можно сорвать, если правильно написать буквосочетание. (рисунок дерева и яблок) | Комментированное письмо (Один комментирует остальные записывают) Дети записывают буквосочетания и «срывают яблоки» с дерева | Регулятивные УУД: осуществлять пошаговый контроль своих действий Регулятивные УУД: умение планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей |
6.Первичное закрепление | 1.Работа с Обратным словарем -Выпишите любые пять слов на – чка из Обратного словаря и покажите письменно, как из основы каждого выписанного слова образовать другое слово. -Проверьте тетради вашего соседа и исправьте ошибки, если они есть. 2.Выполнение упражнения в тетради для самостоятельной работы №2 №28 (с.21 -Выпишите три группы слов, являющихся формами одного и того же слова 3.Дифференцированная работа Карточка 1. 1.Соедини слова с подходящими по смыслу словами, данными в скобках. 2.Выдели суффиксы. Образец: земной поклон Карточка 2 Измени слова так, чтобы они обозначали маленькие и большие предметы. Выдели суффиксы. | Работа в парах Проверка-обмен тетрадями Оценить товарища по парте Кличка (клич), сестричка (сестра), почка, курочка (курица), тучка (туча) самостоятельно ( С крышечкой-крышечка.2.С шишечкой-шишечка.3. С дырочкой-дырочке) ) самостоятельная работа по карточкам Обучающиеся записывают пары слов, выделяют суффиксы в словах Земляной вал .Глиняная посуда, глинистая почва. Дождевая вода, дождливая погода. Лесной край, лесистый склад. Старый друг, старинный обычай.
Жук-жучок, жучище, дом-домик,домище,домина,рыба-рыбка,рыбище,коготь-коготок,когтище,хвост-хвостик-хвостище | Личностные УУД: формирование умения работать в паре, сотрудничать в поиске нужной информации Познавательные УУД: извлечение необходимой информации из собственного опыта |
7.Итоги урока | -При помощи чего можно образовать новые слова? -Как пишутся слова на –чка? –Как пишутся буквосочетания чк, чн? | При помощи суффиксов Слова на –чка пишутся без мягкого знака | Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме |
7. Инструктаж по домашнему заданию | -Выпишите из словаря пять слов на –чка. Показать письменно, как слово образовалось. | | |
8. Рефлексия. | Используется рефлексивный экран (Слайд ) -Я понял, что……….. -Было интересно……… -Было трудно………. -Мне захотелось…………. Те, кому урок принес радость, прикрепите к дереву красный листик. Те, у кого неудачи омрачили настроение- желтый листик | Обучающиеся прикрепляют к дереву листики красного или желтого цвета | Регулятивные УУД: прогнозируемые результаты уровня усвоения изучаемого материала |