Тема: Части слова. Суффикс и его роль в слове.
Тип урока: урок повторения изученного материала.
Цель: Актуализировать знания обучающихся о роли суффиксов в нашей речи; развивать умения разбирать слова по составу. Организовать деятельность по формированию умения находить суффикс и определять его значение.
Задачи: - систематизировать знания детей о суффиксе, как части слова, его основных признаках: имеет значение, служит для образования новых слов, стоит за корнем, значениях суффиксов.
Воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной, групповой работе.
Формировать УУД:
- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.
Планируемый результат:
Предметные: Находить в словах суффикс. Различать суффикс как часть слова, образующую новые слова. Определять значение суффикса. Личностные: Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Метапредметные: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД). Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).
Этап
Цель, задачи, планируемые результаты этапа
Содержание этапа
1. Самоопределение деятельности.
Цели: - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности.
- создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Задачи:
-создать рабочую атмосферу, положительный эмоциональный настрой на работу.
Громко прозвенел звонок –
Начинается урок,
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
- Ребята что нам понадобится для успешной работы?
+ быть внимательными, …..
- Я предлагаю начать урок с девиза - «Кто ищет, тот всегда найдет»
Будем в роли сыщиков
Запишем число
Классная работа
2. Актуализация опорных знаний.
3. Формулирование темы и постановка цели урока
Цель: выявить уровень необходимых знаний учащихся
Активизировать ранее полученные знания учащихся.
Задачи:
- Применить на практике умения находить в словах окончание, основу, корень.
Планируемый результат:
Выполняя различные роли («учителя», исполнителя) в группе (паре), сотрудничать.
- Фиксирование темы урока и целей
Задачи: определить тему урока, поставить цели.
Планируемый результат:
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя
- Назовите, какие части слова вы знаете хорошо
+ приставка, корень, окончание, основа.
Приставка.
Перед корнем есть приставка,
Слитно пишется она,
И при помощи приставки
Образуются слова.
Окончание.
На конце любого слова
Окончанье ищем снова.
Изменяемая часть
С другим словом держит связь.
- Догадайтесь, какая часть слова так о себе рассказала:
«С моей помощью совершаются превращения. В слове я стою справа от корня. Иногда в слове нас может быть два и даже три»
+ суффикс
- Сформулируйте задачи урока. На какие вопросы предстоит ответить?
+Что такое суффикс?
+Как найти суффикс?
+Какие бывают суффиксы?
- На строчку посмотрите,
Что заметили, скажите.
+ суффикс - ок
Пропишите первую строчку
4. Создание проблемной ситуации
(с затруднением)
Цель: Создать проблемную ситуацию с затруднением.
Задачи:
-Организовать выполнение учащимися пробного учебного действия.
-Организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения.
Планируемый результат: фиксировать затруднение. Отличать новое от уже известного (Познавательные УУД)
- Прочитайте слова второй строчки. Поработайте в парах. Найдите в словах суффикс, и объясните свой выбор.
+ Суффикс -енок, ик . Корень -кот
- После, какой части слова стоит суффикс?
+ после корня
- Начертите схему слова котенок _______________
Суффикс.
После корня он стоит,
Слово новое звучит.
Обозначу уголком –
Называю суффиксом.
5.Построение проекта выхода из ситуации затруднения.
Цель: организовать учащихся по исследованию проблемной ситуации.
Откроем учебник с 154, упр. 193
Читаем слова
- Что у них общего? (корень)
- К какой группе слов отнесем все слова? (однокоренные)
Запишем слова в столбик
- Найдите и выделите в словах окончание и основу.
- Выделим корень
- Выделите часть слова между корнем и окончанием (это суффикс)
- Для чего служит суффикс? (для изменения значения слова)
- Чем отличаются?
+ одинаковый корень, разные основы и разные значения.
Вывод: суффикс - служит для образования новых слов.
Река, речушка, реченька, речная рыба.
- Что интересного заметили в корне?
+ чередование согласных (к\ч)
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель: Применять на практике новое знание (нахождение суффиксов в словах)
-Выполнить задания с проговариванием в громкой речи
-Провести наблюдение над значением суффиксов.
- А вот что я вам расскажу Суффикс - удивительная часть слова.
Иногда они звонят, как колокольчики: -еньк-, -оньк-, -ушк-,
стучат каблучками: -ик-, -ек-, -чик-, -ник-;
иногда поют, как птицы: -ец--чив-, -лив-;
ласкают слух: -онок-, -енок-, -ат-, -ят-.
-Скажите, где в повседневной жизни вам может пригодиться знание этих суффиксов?
+ название имен в ласковой форме, например, Настенька, Оленька...
Интерактивная доска, электронное приложение.
- К какой группе суффиксов мы можем отнести данные суффиксы?
+ уменьшительно – ласкательные
- Суффиксы могут придавать словам уменьшительный
или ласкательный оттенок.
- Запишите имена собственные
+ Машенька, Мишенька. Выделите суффиксы.
- Как вас называет мама, какое ласковое имя вам нравится?
- Запишите свое имя. Какие суффиксы вы использовали?
- еньк, оньк, ечк, ичк,
7. Физкультминутка
Цель: Снять утомляемость,
улучшить мозговое кровообращение
Гимнастика для глаз:
1. Быстро поморгать с закрытыми глазами, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считаем до 5. - ПОВТОРИТЬ 5 РАЗ
2. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх, вниз. ПОВТОРИТЬ 5 РАЗ
3. Сидя на стуле 1-2 – отвести голову назад и плавно наклонить назад,
3-4 - голову наклонить вперед, плечи не поднимать. ПОВТОРИТЬ 5 РАЗ
Работа в группах:
- С помощью суффиксов образуйте новые слова.
Каждая группа получает части слов и суффиксы. Выделите суффиксы.
1-ая гр.: мал + еньк, береза + оньк, изба + ушк,
2-ая гр.: ключ + ик, зверь + ек, вагон + чик, лес + ник,
3-я гр.: мороз + ец, измена + чив, трус + лив, лес + ок
4_ая гр.: мышь + онок, кот + енок, мышь + ат, утка + ят,
- С помощью чего вы образовали эти слова?
+ с помощью суффикса
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цели: Проверить уровень усвоения материала, использование полученных знаний в практической деятельности.
Задачи:
- организовать самопроверку по эталону, самоанализ и самооценку.
Интерактивная доска, электронное приложение. Самостоятельно по рядам
1 ряд 2 ряд 3 ряд
- арь - -ир- -ник -
Самопроверка
Изменилось значение слова аптека- здание
Аптекарь – профессия
Дифференцированный подход
Выполнение задания на карточках
3 вида заданий Н, П, М
Ученики сами выбирают задания и выполняют в тетрадках.
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Цель:- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.
Задачи:
- Ответить на вопросы, поставленные в начале урока - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.
-отметить эмоциональное состояние на уроке.
Планируемый результат:
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Рефлексия (Познавательные УУД)
Уметь оценивать правильность выполнения действия. (Регулятивные УУД).
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).
-Как вы думаете, что проиллюстрировал художник в упр. 196?
+ Художник проиллюстрировал образование слов с помощью суффиксов.
Котище, котик.
- Составьте свои слова с корнем кот: котенок, котеночек, котяра.
Вернемся к началу урока и допишем новое слово, выделив суффикс.
- Чему мы учились на уроке?
Попробуйте задать друг другу вопросы по теме урока и ответить на них
+ Где стоит суффикс?
+ Для чего нужны суффиксы?
- Вернемся к девизу урока и определим, подошёл ли он к нашему уроку?
+ Учащиеся сами говорят, что хорошо потрудились, много сделали – девиз был подобран правильно.
Оцените свою работу на уроке с помощью световых сигналов
0 - Я всё понял на уроке и могу объяснить товарищу.
0 - Я усвоил тему, но объяснить не могу.
0 - Эта тема для меня трудная
Д. з. с 164 упр. 6