kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обозначение суффикса на письме

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка во 2 классе по теме:

“Суффикс как часть слова. Обозначение суффикса на письме”.

(составила Батраева Айна Васильевна)

УМК «Начальная школа XXI века»

Учебник: С.В.Иванов  «Русский язык. 2 класс»

Цели:

  1. Образовательная: учить распознавать суффиксы в словах.
  2. Развивающая:  способствовать развитию критического мышления, приемов логического мышления, устойчивости внимания, умение переключать свое внимание, восприятия, связной речи.
  3. Воспитательная: воспиывать уважительное отношение к однокласснику, внимательность к  выступающим.
  4. Здоровьесберегающая: создать условия для сохранения и укрепления здоровья учащихся путём смены деятельности на уроке, соблюдение санитарно-гигиенических норм, подвижных физминуток.

Задачи:

- актуализировать знания учащихся об известных частях слова;

 - познакомить с суффиксом как частью слова и его основными   признаками: имеет значение, служит для образования новых слов, стоит за корнем;

 - создать условия для  формирования познавательного интереса к изучению русского языка.

 Формирование УУД:

Познавательные (логические):

- способствовать развитию аналитического мышления (умение устанавливать причинно-следственные связи, рассматривать новые знания в контексте уже имеющихся ).

Коммуникативные:

- способствовать формированию культуры чтения и речи (стратегия разметки текста, формулировка научных  словосочетаний, выводов, проблемы и гипотез);

Регулятивные:

- стимулировать самостоятельную поисковую деятельность;

- повысить интерес к изучению предмета, познавательную активность;

Оборудование и материалы:

Оборудование:

-           учебник (C.В.Иванова)

-           рабочая тетрадь

-           мультимедийный проектор и компьютер

-           презентация  Microsoft Power Point

-           карточки с заданием для каждого ученика

-           карточки с заданием для работы в паре.

- дидактический материал (памятка разбора слов по составу, карточки для работы в парах

- Приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо: рефлексия.

Тип урока:изучение нового материала

Форма урока: проблемный диалог с элементами самостоятельной поисковой деятельности.

Методы:, частично-поисковый, исследовательский

Структура урока:

  1. Организационный момент.(самоопределение к деятельности)
  2. Каллиграфическая минутка.
  3. Актуализация знаний. Целеполагание.
  4. Изучение нового материала. (первичное закрепление, самостоятельная работа в группе)
  5. Закрепление нового материала.(включение в систему знаний и повторение).
  6. Первичный контроль.
  7. Словарная работа.
  8. Подведение итогов.
  9. Домашнее задание.
  10. Рефлексия деятельности.

Ход урока:

этапы урока

форма организации урока

деятельность учителя

деятельность учащихся

формирование УУД

Орг. Момент. (самоопределение к деятельности)

Приветствие. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы

Ребята, давайте поприветствуем друг друга. Посмотрите на своего соседа, улыбнитесь ему и мысленно пожелайте хорошего дня

Каллиграфическая минутка.

Работа в парах

- откройте свои тетради, запишите дату сегодняшнего урока.

На доске : ок  ик   ёк

- Что общего в записях?

- Запишите их в тетрадь, чередуя.

-Взаимопроверка.

16 ноября.

Классная работа.

- две буквы: первая гласная,вторая согласная.

Познавательные УУД (логические):

- анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков

Актуализация знаний. Целеполагание.

Работа в группах

- какие части слова вы уже знаете?

- что такое корень?

      Тигр, тигрица, тигрёнок, тигровый.

- Как называются данные слова? Почему? (Докажите)

- Что такое корень слова?

- Выделите в этих словах общую часть.

- Какое правило мы повторили?

- В этих же словах выделите суффикс.

- В чём затруднение?

- Может ли слово быть без корня? Окончания?

- Ребята, прочитайте и исследуйте слова на карточках:

лес, лесной, лесок

- Что вы можете сказать о данных словах?

- разберите слова по составу. Чем вы будете пользоваться при разборе?

- время для работы – 2 минуты.

- проверим ваши результаты

- Сделайте вывод: Какие известные  части слова вам встретились в данных словах?

- А какие части неизвестны?

- Кто из вас знает, как называются эти части слова?

- Итак, сделаем вывод: с помощью чего образовались новые слова лесной и лесок?

- Это новые знания для вас?  Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

- Кто из вас может сформулировать тему сегодняшнего урока?

- Какие цели и задачи вы перед собой поставите?

- корень, окончание

- Главная часть слова. В ней заключен основной смысл слова.

- слова однокоренные, родственные, корень лес

- нам нужна памятка по разбору слов. Она есть в наших тетрадях. (учащиеся выполняют разбор данных слов)

- Слово лес: окончание нулевое, корень лес.

- Слово лесной: окончание ой, корень лес, осталось н которое никуда не вошло.

- Слово лесок: окончание нулевое, корень лес, осталось ок котрое никуда не вошло.

Корень, окончание

- те которые стоят между корнем и окончанием.

Суффиксы

С помощью суффиксов.

Да.

О суффиксах.

Суффиксы слов.

-учиться образовывать слова с помощью суффиксов.

- учиться находить суффиксы в словах.

Личностные УУД:

-самоопределение- система заданий ориентирующая младшего школьника определить, какие модели языковых единиц ему уже известны, а какие нет.

Коммуникативные:

работа в группах.

Изучение нового материала (первичное закрепление, самостоятельная работа в группах)

1)индивидуальная работа с комментированием

- А где мы можем найти такую информацию?

- Давайте обратимся к  учебнику.

Работа по учебнику с.107

-Прочитайте информацию рубрики «Давай подумаем»

-Назовите общий корень слов школа и школьник

-Назовите различия между словами школа и школьник.

-прочитайте на с. 108 рубрику «Тайны языка»

-Назовите ту часть слова, которая помогла образовать новое слово. А как нужно обозначать суффикс в словах на письме?

-В учебнике с. 108 упр. №2

- Прочитайте задание. Что вам нужно сделать?

- С помощью каких суффиксов образовали новые слова?

- Какие значения придают словам суффиксы –иц, -их, - онок, - ёнок?

- можем обратиться к учебнику, к учителю

(читают)

Корень - школ.

Суффикс- ник.

Суффикс – ник.

Суффикс нужно обозначать  «домиком».

(читают)

-нужно дописать ряды слов и обозначить суффиксы.

Дети записывают столбиками слова:

После того как корни и окончания выделены, дети обнаруживают суффиксы –иц,

-их помогают образовать слово, называющее маму животного,

Суффиксы –онок, -ёнок помогают образовать слово, называющее детёнышей.

Познавательные УУД:

(логические):

Подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков.

Физминутка музыкальная

2)групповая работа

1 группа

Задание: образуйте новые слова с помощью суффиксов: - тель, - ник, - ист

строи___      плот___

арт___          учи____

двор___       машин___

Подумайте, какое значение имеют эти суффиксы? 

Проверка по слайду (слайд 2)

2 группа

Задание: образуйте слова с помощью суффиксов: - очк, -ечк, - оньк, - еньк

Женя – Женечка

Аня - …

Света - …

Дима - …

Миша – Мишенька

Алёша - …

Федя - …

Люба - …

- Подумайте, какое значение имеют эти суффиксы?

Проверка по слайду (слайд3)

- С какими суффиксами познакомились, выполняя эти задания?

Дети работают в группах.

Проверка.

Данные суффиксы указывают на род занятий или профессию человека.

Данные суффиксы делают имена ласковыми. Имеют уменьшительно-ласкательный характер.

-тель, -ник, -ист, -очк, -ечк, -оньк, -еньк.

Коммуникативные УУД: умение договориться, организовать совместную работу, взаимопощь (работа в группах).

Закрепление изученного материала (включение в систему знаний и повторение)

3)Игра «Побудь волшебником»

Фронтальная

-чтобы познакомиться с новым суффиксом,давайте поиграем в игру «Побудь волшебником»

Кто из вас хочет стать волшебником?

В руках у меня «волшебная палочка», а вот слова: нос, дом, хвост, стол.

(слайд 4)

- Кому я дам свою палочку, тот становится волшебником и превращает слова в названия маленьких предметов.

Проверка по слайду (слайд 4)

- с помощью какого суффикса образовали новые слова?

- Какой оттенок вносит этот суффикс в значение нового слова?

- А теперь превратите слова кот,слон, дом в очень большие предметы.

Проверка по слайду (слайд 5)

- С помощью какого суффикса образовали новые слова?

- Какой смысл вносит этот суффиксв значение нового слова?

-суффикса –ик

-превращает слова в названия маленьких предметов

-суффикса –ищ

- превращает слова в названия больших предметов

Познавательные УУД:

Первичный контроль:

Прием «Кластер»

Фронтальная

На доске карточки со словами:

Маленькое слово

Часть слова

Для образования новых слов

Для связислов в предложении

После корня

Перед корнем

Не имеет значение

Имеет значение

Задание: выберите опорные слова, которые характеризуют суффикс.

На доске составляется схема характеристики суффикса.

Познавательные УУД (логические): подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков.

Подведение итогов:

-Над какой темой мы сегодня работали?

- Что же такое суффикс?

- С какими новыми суффиксами познакомились?

- Какие смысловые оттенки они вносят?

- Мне очень понравилось как вы сегодня работали на уроке. Молодцы! Но особенно отличились:  …

-суффикс

Суффикс- это часть слова, которая служит для образования новых слов, стоит между корнем и окончанием.

-тель, - ник, - ист, - очк,  -ечк, -оньк, -еньк, -их, -ищ.

Коммуникативные УУД : развитие устной речи.

Рефлексия деятельности

Дополните предложения: (слайд 6)

- Оцените себя на уроке, нарисуйте себя на «Лесенке успеха» (индивидуальные  листочки  «Лесенка успеха»)

Поднимают индивидуальные

«Лесенку успеха»

Регулятивные УУД: оценивать результаты деятельности (своей, соседа по парте, в классе).

Инструктаж домашнего задания

- Домашнее задание вы выполните на индивидуальных карточках, которые вы получите. Внимательно читайте задание.

(получают индивидуальные дифференцированные карточки)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Обозначение суффикса на письме»




Конспект урока русского языка во 2 классе по теме:

“Суффикс как часть слова. Обозначение суффикса на письме”.

(составила Батраева Айна Васильевна)




УМК «Начальная школа XXI века»

Учебник: С.В.Иванов «Русский язык. 2 класс»




























Цели:

  1. Образовательная: учить распознавать суффиксы в словах.

  2. Развивающая: способствовать развитию критического мышления, приемов логического мышления, устойчивости внимания, умение переключать свое внимание, восприятия, связной речи.

  3. Воспитательная: воспиывать уважительное отношение к однокласснику, внимательность к выступающим.

  4. Здоровьесберегающая: создать условия для сохранения и укрепления здоровья учащихся путём смены деятельности на уроке, соблюдение санитарно-гигиенических норм, подвижных физминуток.

Задачи:

- актуализировать знания учащихся об известных частях слова;

- познакомить с суффиксом как частью слова и его основными признаками: имеет значение, служит для образования новых слов, стоит за корнем;

- создать условия для формирования познавательного интереса к изучению русского языка.

Формирование УУД:

Познавательные (логические):

- способствовать развитию аналитического мышления (умение устанавливать причинно-следственные связи, рассматривать новые знания в контексте уже имеющихся ).

Коммуникативные:

- способствовать формированию культуры чтения и речи (стратегия разметки текста, формулировка научных словосочетаний, выводов, проблемы и гипотез);

Регулятивные:

- стимулировать самостоятельную поисковую деятельность;

- повысить интерес к изучению предмета, познавательную активность;


Оборудование и материалы:

Оборудование:

- учебник (C.В.Иванова)

- рабочая тетрадь

- мультимедийный проектор и компьютер

- презентация Microsoft Power Point

- карточки с заданием для каждого ученика

- карточки с заданием для работы в паре.

- дидактический материал (памятка разбора слов по составу, карточки для работы в парах

- Приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо: рефлексия.

Тип урока:изучение нового материала

Форма урока: проблемный диалог с элементами самостоятельной поисковой деятельности.

Методы:, частично-поисковый, исследовательский








Структура урока:

  1. Организационный момент.(самоопределение к деятельности)

  2. Каллиграфическая минутка.

  3. Актуализация знаний. Целеполагание.

  4. Изучение нового материала. (первичное закрепление, самостоятельная работа в группе)

  5. Закрепление нового материала.(включение в систему знаний и повторение).

  6. Первичный контроль.

  7. Словарная работа.

  8. Подведение итогов.

  9. Домашнее задание.

  10. Рефлексия деятельности.


Ход урока:

этапы урока

форма организации урока

деятельность учителя

деятельность учащихся

формирование УУД

Орг. Момент. (самоопределение к деятельности)

Приветствие. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы

Ребята, давайте поприветствуем друг друга. Посмотрите на своего соседа, улыбнитесь ему и мысленно пожелайте хорошего дня



Каллиграфическая минутка.

Работа в парах

- откройте свои тетради, запишите дату сегодняшнего урока.

На доске : ок ик ёк

- Что общего в записях?

- Запишите их в тетрадь, чередуя.

-Взаимопроверка.

16 ноября.

Классная работа.


- две буквы: первая гласная,вторая согласная.

Познавательные УУД (логические):

- анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков

Актуализация знаний . Целеполагание.

Работа в группах

- какие части слова вы уже знаете?

- что такое корень?





Тигр, тигрица, тигрёнок, тигровый.

- Как называются данные слова? Почему? (Докажите)

- Что такое корень слова?

- Выделите в этих словах общую часть.

- Какое правило мы повторили?

- В этих же словах выделите суффикс.

- В чём затруднение?

- Может ли слово быть без корня? Окончания?

- Ребята, прочитайте и исследуйте слова на карточках:

лес, лесной, лесок

- Что вы можете сказать о данных словах?

- разберите слова по составу. Чем вы будете пользоваться при разборе?

- время для работы – 2 минуты.

- проверим ваши результаты


- Сделайте вывод: Какие известные части слова вам встретились в данных словах?

- А какие части неизвестны?


- Кто из вас знает, как называются эти части слова?

- Итак, сделаем вывод: с помощью чего образовались новые слова лесной и лесок?

- Это новые знания для вас? Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

- Кто из вас может сформулировать тему сегодняшнего урока?

- Какие цели и задачи вы перед собой поставите?

- корень, окончание

- Главная часть слова. В ней заключен основной смысл слова.

- слова однокоренные, родственные, корень лес

- нам нужна памятка по разбору слов. Она есть в наших тетрадях. (учащиеся выполняют разбор данных слов)

- Слово лес: окончание нулевое, корень лес.

- Слово лесной: окончание ой, корень лес, осталось н которое никуда не вошло.

- Слово лесок: окончание нулевое, корень лес, осталось ок котрое никуда не вошло.

Корень, окончание



- те которые стоят между корнем и окончанием.

Суффиксы


С помощью суффиксов.


Да.


О суффиксах.


Суффиксы слов.

-учиться образовывать слова с помощью суффиксов.

- учиться находить суффиксы в словах.

Личностные УУД:

-самоопределение- система заданий ориентирующая младшего школьника определить, какие модели языковых единиц ему уже известны, а какие нет.

Коммуникативные:

работа в группах.

Изучение нового материала (первичное закрепление, самостоятельная работа в группах)

1)индивидуальная работа с комментированием

- А где мы можем найти такую информацию?


- Давайте обратимся к учебнику.

Работа по учебнику с.107

-Прочитайте информацию рубрики «Давай подумаем»

-Назовите общий корень слов школа и школьник

-Назовите различия между словами школа и школьник.

-прочитайте на с. 108 рубрику «Тайны языка»

-Назовите ту часть слова, которая помогла образовать новое слово. А как нужно обозначать суффикс в словах на письме?

-В учебнике с. 108 упр. №2

- Прочитайте задание. Что вам нужно сделать?

- С помощью каких суффиксов образовали новые слова?

- Какие значения придают словам суффиксы –иц, -их, - онок, - ёнок?


- можем обратиться к учебнику, к учителю





(читают)



Корень - школ.



Суффикс- ник.






Суффикс – ник.



Суффикс нужно обозначать «домиком».


(читают)


-нужно дописать ряды слов и обозначить суффиксы.

Дети записывают столбиками слова:

После того как корни и окончания выделены, дети обнаруживают суффиксы –иц,

-их помогают образовать слово, называющее маму животного,

Суффиксы –онок, -ёнок помогают образовать слово, называющее детёнышей.

Познавательные УУД:

(логические):

Подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков.



Физминутка музыкальная




2)групповая работа

1 группа

Задание: образуйте новые слова с помощью суффиксов: - тель, - ник, - ист

строи___ плот___

арт___ учи____

двор___ машин___

Подумайте, какое значение имеют эти суффиксы?

Проверка по слайду (слайд 2)

2 группа

Задание: образуйте слова с помощью суффиксов: - очк, -ечк, - оньк, - еньк

Женя – Женечка

Аня - …

Света - …

Дима - …

Миша – Мишенька

Алёша - …

Федя - …

Люба - …

- Подумайте, какое значение имеют эти суффиксы?

Проверка по слайду (слайд3)

- С какими суффиксами познакомились, выполняя эти задания?

Дети работают в группах.



Проверка.

Данные суффиксы указывают на род занятий или профессию человека.









Данные суффиксы делают имена ласковыми. Имеют уменьшительно-ласкательный характер.





-тель, -ник, -ист, -очк, -ечк, -оньк, -еньк.

Коммуникативные УУД: умение договориться, организовать совместную работу, взаимопощь (работа в группах).

Закрепление изученного материала (включение в систему знаний и повторение)

3)Игра «Побудь волшебником»

Фронтальная

-чтобы познакомиться с новым суффиксом,давайте поиграем в игру «Побудь волшебником»

Кто из вас хочет стать волшебником?

В руках у меня «волшебная палочка», а вот слова: нос, дом, хвост, стол.

(слайд 4)

- Кому я дам свою палочку, тот становится волшебником и превращает слова в названия маленьких предметов.

Проверка по слайду (слайд 4)

- с помощью какого суффикса образовали новые слова?

- Какой оттенок вносит этот суффикс в значение нового слова?

- А теперь превратите слова кот,слон, дом в очень большие предметы.

Проверка по слайду (слайд 5)

- С помощью какого суффикса образовали новые слова?

- Какой смысл вносит этот суффиксв значение нового слова?























-суффикса –ик


-превращает слова в названия маленьких предметов








-суффикса –ищ

- превращает слова в названия больших предметов

Познавательные УУД:


Первичный контроль:

Прием «Кластер»

Фронтальная

На доске карточки со словами:

Маленькое слово

Часть слова

Для образования новых слов

Для связислов в предложении

После корня

Перед корнем

Не имеет значение

Имеет значение

Задание: выберите опорные слова, которые характеризуют суффикс.


На доске составляется схема характеристики суффикса.

Познавательные УУД (логические): подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков.

Подведение итогов:



















-Над какой темой мы сегодня работали?

- Что же такое суффикс?








- С какими новыми суффиксами познакомились?

- Какие смысловые оттенки они вносят?

- Мне очень понравилось как вы сегодня работали на уроке. Молодцы! Но особенно отличились: …

-суффикс


Суффикс- это часть слова, которая служит для образования новых слов, стоит между корнем и окончанием.







-тель, - ник, - ист, - очк, -ечк, -оньк, -еньк, -их, -ищ.

Коммуникативные УУД : развитие устной речи.

Рефлексия деятельности



Дополните предложения: (слайд 6)

- Оцените себя на уроке , нарисуйте себя на «Лесенке успеха» (индивидуальные листочки «Лесенка успеха»)



Поднимают индивидуальные

«Лесенку успеха»



Регулятивные УУД: оценивать результаты деятельности (своей, соседа по парте, в классе).


Инструктаж домашнего задания


- Домашнее задание вы выполните на индивидуальных карточках, которые вы получите. Внимательно читайте задание.


(получают индивидуальные дифференцированные карточки)






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Обозначение суффикса на письме

Автор: Батраева Айна Васильевна

Дата: 18.04.2016

Номер свидетельства: 320125

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "конспект занятия по русскому языку “Суффикс как часть слова. Обозначение суффикса на письме "
    ["seo_title"] => string(97) "konspiekt-zaniatiia-po-russkomu-iazyku-suffiks-kak-chast-slova-oboznachieniie-suffiksa-na-pis-mie"
    ["file_id"] => string(6) "154138"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421124420"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(236) "урок в малокомплектной школе: 1 класс- Звук и буква Нн Нн. Антон и Нина. 3 класс- Суффиксы с уменьшительно-ласкательными значениями "
    ["seo_title"] => string(136) "urok-v-malokompliektnoi-shkolie-1-klass-zvuk-i-bukva-nn-nn-anton-i-nina-3-klass-suffiksy-s-umien-shitiel-no-laskatiel-nymi-znachieniiami"
    ["file_id"] => string(6) "245809"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446215847"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(46) "Способы образования слов"
    ["seo_title"] => string(23) "sposobyobrazovaniiaslov"
    ["file_id"] => string(6) "265398"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1449933231"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(247) "Разработка урока русского языка  по ФГОС в 5 классе  «Правописание  букв О-Ё  после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях прилагательных» "
    ["seo_title"] => string(150) "razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-po-fgos-v-5-klassie-pravopisaniie-bukv-o-io-poslie-shipiashchikh-i-ts-v-suffiksakh-i-okonchaniiakh-prilaghatiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "110472"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1406084666"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Конспект урока письма "Строчная буква б" "
    ["seo_title"] => string(41) "konspiekt-uroka-pis-ma-strochnaia-bukva-b"
    ["file_id"] => string(6) "143679"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418569697"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства